Ша

В славенороском языке буква Ша
Видом примечательна и хороша.
Шапка потребна и жене и мужу,
Ширинкой слезы утрёт, кто тужит.
Шило в доме, а шишак в полку нужен,
Юноша, старайся с людьми быть дружен.
Словно быстрый шар в службе катайся,
А игрой в шахматы не увлекайся.
И без того можно найти забаву,
Только делай всё на божию славу.

Что хотел сказать художник, стилизовав букву Ша в виде трёх жён, стоящих на одной поверхности? Возможно, это вера, надежда, любовь? А может быть, три грации: Невинность, Любовь и Красота? И почему та, что в центре, держит в руке кубок, а две другие на неё указывают? И что в этом кубке? Нельзя исключать и вариант, что это вовсе не женщины, а само Троичное божество, каким мы его видим на знаменитой иконе Андрея Рублёва. И в руке у одной из ипостасей вовсе не кубок, а Священный Грааль? Наверное ответы на все эти вопросы мы никогда не узнаем. Что-то более определённое могли бы сказать специалисты по древнерусской иконографии, мы же обратимся к словам. Их немного: «ширинка», «шишакъ», «шапка», «шуба», «шило», «шаръ», «шахматы».

Но начнем всё-таки с другого, а именно с прилагательного «славенороский» и его написания. Не устаю повторять, что современный русский язык по преимуществу сложился из двух источников: славенского и русского. Со славенским все более-менее понятно, а вот «русский» написан здесь, во-первых, с одной С, а во-вторых, через Омегу. О чём это может говорить? Ну, например, о том, что слово это было взято из греческих источников.

Ширинка. Так назывался платок или полотенце, отрезанные таким образом, что ширина куска равнялась длине. Отсюда и название. Позже, когда стали шить штаны, ширинкой назвали вставной клин, позволяющий разделить одежду для ног на две отдельные брючины. Современное значение развилось из названия этого куска ткани (по-другому он назывался «прошва»).

«Шишак» – защитный шлем. С середины XVI века цельнокованные полусферические шлемы в Московском Царстве становятся наиболее массовым типом защитных наголовий, а с начала XVII – вместе с «шапками железными» получают полное преобладание. В «Уставе хитростей ратного строения…» сказано, что железные шишаки имеет смысл носить солдатам, вооружённым мушкетами, которые назывались мушкетёрами.

Шахматы. В Википедии пишут, что шахматы были широко известны в Древней Руси. Игра пользовалась популярность как среди знати, так и среди ремесленников, торговцев, служилых людей. Шахматами увлекались Иван Грозный, по одной из версий скончавшийся за шахматной партией, Борис Годунов, Алексей Михайлович и другие государственные деятели.
Увлечение шахматами в русском государстве отмечали иностранные гости: «Очень распространена игра в шахматы, чуть ли не каждый сумеет объявить вам шах и мат; их искусство проистекает от большой практики» (англ. путешественник Турбервиль в книге «Сказание о России», 1568). «Умелыми игроками» назвал русских немецкий учёный А. Олеарий, неоднократно посещавший Москву в 30-х годах XVII века. «Эти русские превосходно играют в шахматы; наши лучшие игроки перед ними — школьники», – сообщает французская хроника 1685 года.
Но церковь считала шахматы «бесовскими игрищами» и до середины XVII века вела с ними непримиримую борьбу. Немного смягченное отношение к этой забаве находим в стихах Кариона Истомина.


Рецензии