Лорд Генри. 062019

«Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда на сцене театра имени Ермоловой. Основные впечатления «с места в карьер». Олег Меньшиков, естественно, исключительно органичен в роли лорда Генри, именно в традиционном зримом представлении этого персонажа. Передача текста ущербна в силу быстрого говорения сарказмов лорда, что, пожалуй, оправдано модернизацией пьесы в клиповый коллаж. Чтобы напомнить зрителю о прекрасной литературе, в зале раздаются листовки с афоризмами. Действия на сцене снимаются на камеры и дублируются на экранах, также расположенных на сцене. Таким образом, сцена имеет многоуровневую глубину и развёрнутую ширину. Дориана Бейзел не рисует, а снимает. Виртуальное дублирование жизни убивает мистику и делает всё совершаемое совсем не страшным. Трупы жертв Дориана сваливаются в мусорный контейнер. Никого не жаль и жаль безумно всех, особенно лорда Генри, на старорежимном лице которого медленно застывает ужас осознания причастности. Так во всей своей всегдашней злободневности встаёт проблема моральной ответственности «интеллигенции» за преступления соблазненных красивыми сентенциями простолюдинов, простолюдинов не по крови или кошельку, а по способности мыслить абстрактно и самостоятельно. Молодёжь играет потрясающе, да и ветераны не уступают. Совершенно деликатесным этот интеллектуальный продукт делают живая музыка, а также пение и сцена из «Ромео и Джульетты» на староанглийском. У юной певицы по щекам текут слёзы. Быстрая, стремящаяся быть неразборчивой речь актёров, видимо, призвана усилить внимание зрителей и подстегнуть мыслительный процесс. Вообще, картинка и музыка «играют» литературу. Дориан мог бы быть ещё менее красивым, поскольку дело не в достоинствах, а в их убедительном видении представителями светского бомонда.

Будучи по природе своей дамой достаточно консервативной, нечасто мне случалось восхищаться модернизацией классического произведения. Этой модернизацией, которой совершенно чужды всякий эпатаж и умничанье, восхищаюсь. Видимо, дело в безупречном эстетическом вкусе режиссёра и художника Александра Созонова, его обострённом восприятии настоящего и умелом выборе операторов сценического воплощения.


Рецензии