Стихотворение месяца 78 - Обзор Соэля Карцева
Cразу бросились в глаза приблизительные рифмы, основанные на одной гласной фонеме: небеса/числа и манишкой/риска. Там есть рядом созвучные согласные, но для меня маловато. Также к технике относится синтаксис, т.е. смысловые связи между предложениями и между словами. Листы не пилотируют, а планируют. Пилотировать можно что-то. Парашютисты бывают отважные, но не парашюты. „Ступать печально в эту позолоту“- здесь употребление глагола в инфинитиве, наверное, оправданно, но почему не ступлю? Пунктуация не очень точна. После «нагота» лучше запятую поставить, а после «накидки» двоеточие. Перед «и до» отсутствует запятая между частями сложносочинённого предложения. Тире неоправданно, поскольку есть глагол в конце. «В небесной сини – птиц летящих стаи». Если бы предложение тут заканчивалось точкой, тогда да. После «ярко», если не хочется ставить точку, можно поставить точку с запятой.
По художественности. Я сомневаюсь что берёзы расцвечены, тем более, нагие. Малопонятный образ. Надежды кустов? Тоже не зашло. Последняя строфа- мажор, а перед этим- минор. Наверное, потому что жизнь, непростая в буднях. Много штампов, банальностей, общих мест. А чем же читательскому сердцу успокоиться? Порадовала последняя строчка тем, что напомнила золотой век нашей поэзии: «Как ждет любовник молодой минуты верного свиданья».
3/2
*****
2. "Пятница, 13e. Осень"
Пледу, всё- таки, лучше быть на плечах. А то, что он, порхает, как ковёр- самолёт? Печать луны изрытая горем... Грустно стало. Да ещё и пятница, 13е... Но потом автор добавила негатива, сердце начало томится не на шутку, потому что бред вокруг пишут, и стало не до луны. Бред этот, оказывается, о нашем житие-бытие... Но тут, как лучик позитива и добра, мелькнула смутная аллюзия- о чудо!- на то же бессмертное стихотворение: «Товарищ, верь: взойдет она...» , и потеплело, потеплело на душе... Правда, почему щи дурные и как надо смирять с любовью свои межи, чтобы наступила золотая эра, понятней не стало. Зачем в конце надо было вспоминать Бога и задавать риторический вопрос о вере, тоже неясно. Ведь, прямо перед этим сказано, что верит товарищ. Рецепт избавления от слёз в финале очень сомнительный. Можно сказать, ценой своего здоровья. Да и из-за чего слёзы то лить? Из-за отсутствия свободы или из-за зла потерь? Вроде бы, второе, но ртуть чужих идей как-то мешает... Нет, нельзя, нельзя в одну телегу впрячь коня и трепетную лань...
2/1
*****
3. "Возле рассвета"
«Есть только миг между прошлым и будущим...» Замечательная песня. И стихотворение такое оптимистичное. Обнажённая женщина и слова любви, где- то рядом находятся в нашем сознании. Нужно ли их разделять с помощью или? Наверное, это чувство может сравниться с блаженством, но с болью? Не знаю... И потом это чувство в этом месте и есть осознание близости к раю. Зачем же их ещё сравнивать? Время- это довольно протяжённая субстанция. Миг- его часть. Время-миг, где только хорошее... Ок, почему нет. Но наполнять этот миг мерами пространства... Хотя, почему нет. Опять же, яркий луч и частица света. Ну, можно было бы подобрать более отстоящие друг от друга явления природы. Как- то однообразно. Да и зачем им отвергать закон притяженья? Зачем менять жизнь в финале, если всё было в этом миге так прекрасно, я не уловил. Может не менять? Волшебства поэзии со мной, как с читателем, тут, увы, не произошло...
4/2
*****
4. "Бредни"
Покуда ты способен на безумства:
плыть в океане под рычащим небом,
влюбиться тайно и напропалую
без малого намёка на взаимность -
верши безумства. Оставайся молод.
Когда вконец исчезнут эти бредни,
по крайней мере, будет что припомнить,
и насладиться мыслями о том,
как славно было в ливень в океане,
как сладко было думать о любимой
и ожидать неправедные встречи,
гадая, чем закончатся они.
И никому не рассказать об этом,
не потому, что бережётся тайна
(в конце концов все тайны станут явью),
а потому, что твой язык убогий
все бредни не умеет передать.
Написано холостыми строчками. Ритм- пятистопный ямб. Но почему три мужские клаузулы? И почему такая строфика? 5- 7- 5. Японская поэзия? Неправедные встречи? В первой строфе, вроде, даже намёка на взаимность не было. Или я что-то пропустил? В целом неплохое, я рискну поставить четвёрку за содержание. Но в японской поэзии не специалист, поэтому за технику тройка. По количеству мужских клаузул.
3/4
*****
5. "Армагеддон"
Вулканы взрываются, как и их нутро. „При власти“– предлог неправильно поставлен и не коррелирует со строкой. Получается, что у власти, житьё как при чуме. Это у плутократов то! Пессимизм автора понятен, но мне, как читателю, было скучно. Море нарратива и негатива.)) Упоминание всуе в финале снизило оценку до единицы.
4/1
*****
6. "Про гаджеты"
Ну, давайте тогда в пещеру, в чём же дело то? „Племя младое, незнакомое“ – это хорошо, потому что золотой век, но в остальном какие-то отцы и дети. А в незнакомом городе, как дорогу искать? В горсправку идти? А сравнивать,
извините, детей с алкоголиками- это уже ни в какие ворота. А не по гаджету ли подано на конкурс сиё творение, хочется мне поинтересоваться. Рифмы прямо, как в «Айболите».
2/1
*****
7. "В царстве Феба"
Такое обожествление возлюбленной выглядит, довольно, искусственно. За молнии, конечно, может и стоит... Судить не мне. Могу судить о чудесном виде и голубом небе, а также нежном аромате и лёгком шелесте. С эпитетами поэту, даже влюблённому, следует бережнее обращаться, а то недалеко до набора штампов и банальностей.
4/2
*****
8. "Первая любовь"
Отсутствует запятая после «пара». Придаточное заканчивается. После «ерунда» запятая в сложносочинённом предложении. Называть себя героем, довольно, нескромно. Время пропавшей половины напомнило «Тени исчезают в полдень.» Я к тому, что смысл в этой строчке исчезает, как тени в полдень. Прямую речь неплохо бы выделить кавычками. Почему случилась ерунда,
не стану спрашивать, но, вот, что юнец не запомнил лица, если планы строили и целовались вволю, не верится.
3/2
*****
9. "Падают"
На реке на Ялике в первый раз, наверное,
Уродились яблоки необыкновенные.
Розовая кожица с бронзовыми нитями,
Сами в миску сложатся, только руку вытяни.
Да поставь на скатерти, наливные, сочные,
Но ворота заперты, окна заколочены.
Ни людей, ни призраков. Не видать, не слышится.
Хлопнет ветер изредка ставнем покосившимся.
За глухой оградою звёздами неяркими
Падают и падают с мерным стуком яблоки.
Пропадают гордыми, гибнут обречёнными,
Превращаясь в горькие, превращаясь в чёрные.
И глазами чистыми, кто ещё не умерли,
Как-то смотрят пристально, что-то ищут в сумерках.
На реке на Ялике тихо, друг за дружкою
Умирают яблоки никому не нужные...
„И глазами чистыми, кто ещё не умерли,“ Понравилось, но эта строчка, на мой вкус, слишком буквальна. „Два сонных яблока у века-властелина
И глиняный прекрасный рот,
Но к млеющей руке стареющего сына
Он, умирая, припадет.
Я с веком поднимал болезненные веки —
Два сонных яблока больших,
И мне гремучие рассказывали реки
Ход воспаленных тяжб людских.“
5/4
*****
10. "Сентябрец"
Живенько, но мне не по нутру. Описание мрачного настроения, вряд ли, что-
то добавит к моему внутреннему миру.
4/3
*****
11. "Ласточка"
Глаза косят или глаза отводит? Может стоило, перед написанием проконсультироваться у офтальмолога? Какой, тот свет зажёгся? Тот свет, скорее, наступает. А какой контроль она прошла? На последний поезд? В целом попытка улыбнуть засчитана. Немного напомнило опять же золотой век, «Метель». Рискну угадать автора: Неведомая зверушка косит под Нестора)))
4/3
*****
12. "После бала"
"испеплит"- сомнительный неологизм. Испепелит- правильная форма.
Дом/всё- приблизительная рифма. Милым/опустили- тоже мне не понравилось. Похоже на сюжет какого- то классического произведения. Таинственное исчезновение внутреннего «я» в финале мне не очень понравилось. Осталась недосказанность. Хотя, сделано изящно.
4/3
*****
13. "Круг света"
Сен-Санса лебедь каждого из нас
Не трогал умиранием идиллий.
Балета чувств эпоха началась –
Кто, сколько фуэте... считать забыли,
Когда в театре – да неважно где* –
В кромешной темноте всегда волшебен,
Плывёт круг света будто по воде,
Фантомом в круге погибает лебедь.
Трепещут крылья – силиться взлететь –
Воздушные потоки – рябь пуантов
По сцене, что совсем уже не твердь…
Не слышишь экзерсисов музыкантов –
Живёшь одним желанием помочь,
Своей душой почти касаясь чуда...
Случайно круг погашен – поезд в ночь,
Со встречным столкновение, простуда.
Плеврит, врачи... Известно наперёд,
Что света круг, он словно крест распятья,
В бессмертье балерину заберёт,
Отдавшую себя для танца счастья.
Балета труд – пленительный удел –
Простое женское не для её чересел.
Круг света... только "лебедь улетел",
В Гааге люди молча встали с кресел.**
«Балета чувств» - сомнительная инверсия. После взлететь точка не помешала бы или точка с запятой. Три тире подряд... Нет. Не в этом случае. Рябь пуантов по сцене (аналогично рябь по воде). Наверное...
«Классический балет есть замок красоты,
чьи нежные жильцы от прозы дней суровой
пиликающей ямой оркестровой
отделены. И задраны мосты.
В имперский мягкий плюш мы втискиваем зад,
и, крылышкуя скорописью ляжек,
красавица, с которою не ляжешь,
одним прыжком выпархивает в сад.
Мы видим силы зла в коричневом трико,
и ангела добра в невыразимой пачке.
И в силах пробудить от элизийской спячки
овация Чайковского и Ко.
Классический балет! Искусство лучших дней!
Когда шипел ваш грог, и целовали в обе,
и мчались лихачи, и пелось бобэоби,
и ежели был враг, то он был -- маршал Ней.
В зрачках городовых желтели купола.
В каких рождались, в тех и умирали гнездах.
И если что-нибудь взлетало в воздух,
то был не мост, а Павлова была...»
Поэтому не пятёрка...
4/4
*****
14. "я хочу быть слоном…"
УходИт- единственное же число... Странно. «по спине мне земля» - вообще не понял эту строчку. Трясина камней? Слепцы? Ё- моё... А что такое башня хранящая тебя? Башня из слоновой кости? Что? Если озябшие ручки его не достанут, почему в этом же предложении небо и молнии до кучи? На 12ти строчках такой хаос. Ужас!
3/1
*****
15. "Сентябрьское"
Причём тут мишень, дороги, дети, которые смеются иногда. Их что на улицу не выпускают? Финал неплох. Но стилистика странная.
4/3
*****
16. "Арабеска №1" Клода Дебюсси
Альтернанс не соблюдён. Обманные грации? Вензеля, изящные от лавины мелочей? Жизнь в минутЫ. Винительный же падеж.
3/3
Свидетельство о публикации №119100800212
Открыла "Поэтический словарь", автор А.Квятковский, на слове рифма. Определения "приблизительная", как у Карцева, либо "так себе", как у Грозного, либо "натянутая", как у Некрасовой, либо "слабые", как у Веры, я там не нашла.
В силу этого нет доверия к рецензентам по выбранным ими определениям. Дилетантский подход.
Вчера купила сборник стихов К.Ваншенкина "Шёпот". Прочитать успела только сто страниц. Но поскольку читать начала после прочтения рецензий, то мне сразу в глаза бросились его стихи: на стр.19 /Пусть новым будет весь новый год, как в день рожденья, пусть рядом с нами всегда идёт без принужденья, нас обновляя, как в поздний тот миг пробужденья/, на стр.25 /Хрустящая ночью весна, и долгого дня измененье, тот город, и я, и она - всё словно в ином измеренье/, на стр. 26 /Мы помним факты и событья, с чем в жизни сталкивало нас, в них есть и поздние открытья, что нам являются подчас./, на стр. 59 /Это странное заиканье в час негаданных в жизни встреч, как короткое замыканье затрудняло внезапно речь./
Поэтому хотелось бы более серьёзного подхода рецензентов, чтобы ясно было понятно, кем, когда запрещены и официально утверждены такие окончания.
Пилотировать - глагол по отношению к любому летящему объекту, вполне допустим.
Вероятно, рецензенты никогда не видели обнажённых берёз - стволы у них все разных расцветок, как нет одинакового узора на пальцах рук человеческих.
Ступать по той причине, что осень длится не один день, а солнечные дни порой тянутся более двух недель, когда обилие листьев просто сияет под ногами и ступать туда жалко.
С учётом всего сказанного мной, мне жаль ведущего, выбравшего таких неграмотных рецензентов.
Людмила Ревенко 10.10.2019 17:10 Заявить о нарушении