Птичий язык

Мой младший сын где-то с полутора до двух с половиной лет разговаривал на языке, который сам придумал. Не отдельные слова придумал - целый язык. Главным достоинством этого языка было отсутствие звуков, которые он не мог произнести. Нормальных слов в этом языке было совсем мало. Это были обычные слова, с которых начинают все дети: мама, папа, баба... Даже слово "деда" он не мог толком произнести, получалось - дють. Но дють хоть что-то общее имеет со словом дед, а все его остальные изобретенные слова к нормальному русскому языку не имели никакого отношения. 

Вообще, насколько я знаю, на таком  птичьем языке обычно разговаривают между собой близнецы, но он-то ведь изобретал свой язык в одиночку. Брат был старше него на 8 лет и уже ходил в школу, когда он родился. Никто не мог его толком понять, даже папа, только я и старший брат, я хуже, брат чуть лучше, но тоже не до конца, потому что язык, поначалу довольно простой, со временем усложнялся, малыш говорил довольно длинными предложениями, когда просили повторить - повторял дословно и очень четко. Он прекрасно понимал русский, но говорить на нем отказывался. Мы делали вид, что ничего не понимаем, пытались заставить его выучить хоть какие-то элементарные слова - ничего не помогало, он просто отказывался их повторять. Зато он старательно обучал нас своему языку, не ленился повторять по нескольку раз одно и то же, пояснял, показывая руками, ногами, разыгрываля пантомимы... В общем, обращался с нами, как обращаются коренные жители страны с иностранцами, не владеющими общепринятым языком.

Я его уже почти забыла, этот язык, остались в памяти только отдельные слова да смешные ситуации. Хорошо помню одну них.

Едем из садика в переполненном автобусе. Разумеется, стоя. Ребенок занят делом - жует кусок хлеба. Дожевав, тянет меня за руку:
 
- Мама, ме ти мо!

Дама рядом со мной кричит:

- Люди, расступитесь, ребенку темно!

Я смеюсь:

- Все нормально, у него просто хлеб кончился.

- При чем здесь хлеб? Я же слышала, он сказал - мне темно, - удивляется дама.

- Нет, - отвечаю, - он сказал - "Ме ти мо", а  это значит - "Я хочу еще хлеба", потому что ме - это "я хочу", ти - это "ещё", мо - это "хлеб".

Я была в ужасе - боялась, что если это будет продолжаться, он никогда не научится говорить, как нормальные люди. Ничуть не бывало. Он заговорил нормально, когда научился четко выговаривать все звуки - в два с половиной года. Это было как чудо: еще вчера ребенок говорил на птичьем языке, и вдруг сегодня заговорил по-человечески. Причем поначалу говорил так много - заткнуть не могли, намолчался.

Однажды папа не выдержал, сказал, протягивая ему леденец на палочке:

- Слушай, на тебе конфету, только помолчи пять минут.

Сын взял конфету, облизнул ее, подумал немного и вернул папе со словами:

- Папа, забери конфету. Не могу молчать...

Но всё проходит. Прошло и это.


Рецензии
Замечательный рассказ с тонкими наблюдениями.

Нина Сыропятова   25.10.2019 09:44     Заявить о нарушении
Нина, спасибо вам за такую лестную рецензию!

С ув. Элина

Элина Плант   25.10.2019 15:49   Заявить о нарушении