Цвет. 90 шедевров. Жёлтый!
/Марк (Моисей) Захарович Шагал (1887, Белоруссия - 1985, Франция) – русский и французский художник. Помимо графики и живописи занимался также сценографией. Один из самых известных представителей художественного авангарда XX века./
Жёлтый цвет –
Один из основных, дающий начало всей цветовой гамме цветов.
Цвет света и жизни, солнечный свет!
Он считается прекрасным!
Жёлтый появился в палеолитической живописи почти бок о бок с красным.
Это, конечно же, охра, используемая в изображениях всё тех же бизонов, лошадей и оленей.
В Египте жёлтый цвет символизировал всё вечное и несокрушимое,
Плотно ассоциируемое с золотом и Солнцем - множество поколений!
В украшениях египетских фараонов жёлтый часто сочетался с синим –
Цветом ночи явлений.
В художественный обиход западно-европейского искусства жёлтый цвет,
Как один из древнейших и наиболее естественных цветов,
Широко вошёл в границах XII- XIII веков,
Но жёлтый был известен и в античности.
Вершиной мастерства Фидия были его хризоэлефатинные статуи,
Которыми и ныне гордится планета -
Афины Парфенос и Зевса Олимпийского (одно из семи чудес света),
Скульптуры декорированы слоновой костью и золотом - уникальны по природе.
Солнечное сияние света выразилось именно в золоте.
В мозаиках христианской Византии чрезвычайно важен золотой фон –
Символ небесного града – рая, Небесного Иерусалима и божественного сияния,
Цвет нимбов святых и символ царского достоинства, славы после смерти, знак чистоты.
Также и в русской иконописи золотой и жёлтый цвета –
метафора вечности и благодати - Божьего присутствия, небесного света!
Жёлтый цвет вызывает самые естественные ассоциации, влекущие чувств расцвести:
Цвет Солнца, золотой роскоши, сияния и радости!
Но также представляется цветом предательства - (Жёлтые цветы в «Мастере и Маргарите»),
Лжи («жёлтая пресса» в наши дни),
Позора (жёлтые звёзды на одеждах евреев в период фашистской оккупации)
И болезни.
В Китае жёлтый – императорский цвет,
В Индии он символизирует жизнь, истину, бессмертие - множество тысяч лет.
У постимпрессионистов, в первую очередь у Ван Гога и Гогена, жёлтый выходит на передний план.
У Ван Гога ассоциируется с болезненностью «Жёлтого дома»
И душевной болезнью в цикле «Подсолнухи» - почти как разные солнца Италии,
У Гогена – в картине «Таитянские пасторали» -
Как будто передаёт напоённые Солнцем таитянские реалии.
А Василий Кандинский создаёт сценическую композицию «Жёлтый звук» -
С идеей «синтеза искусств» в ощущаемом чувстве.
Понятие «жёлтое» находится в центре теоретической разработки его книги «О духовном в искусстве».
Оно составляет «первый великий контраст» в паре с синим цветом.
Жёлтое – теплота, обращённость к зрителю,
Синее – холодность, направленность от зрителя, увлечённого светом.
_______
/Автор первичного текста о цвете - Динара Дубровская./
Свидетельство о публикации №119100602805