Ария
По опросам, «Ария» входит в десятку самых известных рок-групп России. Успех «Арии» в немалой степени способствовал развитию соответствующего направления «тяжёлой» музыки в России.
Лауреат премии Fuzz 2007 года как лучшая live-группа. Её бывшими участниками были образованы многие другие известные группы («Мастер», «Кипелов», «Маврин», «Артерия», «Артур Беркут»), которые вместе составляют плеяду, называемую «семейка Арии».
Бо’льшая часть текстов группы написана поэтами Маргаритой Пушкиной и Александром Елиным, а музыки – Виталием Дубининым.
Будущие участники-музыканты «Арии» Виталий Дубинин и Владимир Холстинин познакомились когда учились в МЭИ, где создали любительскую рок-группу «Волшебные Сумерки». Дубинин поначалу был поющим басистом, потом на роль вокалиста был приглашён Артур Беркут.
В 1982 году Дубинин покинул группу, чтобы закончить образование. Вскоре Беркут получил приглашение на место вокалиста в популярной арт-рок-группе «Автограф», и «Волшебные Сумерки» перестала существовать.
Холстинин вместе с бас-гитаристом Аликом Грановским стали музыкантами группы «Альфа», исполнявшей хард-рок. Группа просуществовала всего несколько лет. В период борьбы с самодеятельными коллективами в 1982-84 гг., музыканты вынуждены были искать работу в официальных ВИА.
С 1982 года директор ВИА «Поющие сердца» Виктор Векштейн вынашивал идею новой группы, которая играла бы в более современном стиле. Не имея собственных чётких предпочтений относительно музыкальной стилистики будущей группы, Векштейн предпочёл приглашать в «Поющие сердца» молодых музыкантов, предоставляя им возможность свободного творческого поиска с опорой на технические возможности группы.
Так в 1983 году в «Поющие сердца» был приглашён Виталий Дубинин, который, однако, покинул группу спустя несколько месяцев, чтобы учиться на вокалиста в Академии им. Гнесиных. Уже после его ухода, в 1985 году к ВИА «Поющие сердца» присоединились Грановский и Холстинин. Туда же из распавшегося ВИА «Лейся, песня» перешёл вокалист Валерий Кипелов.
Играя в качестве аккомпанирующих музыкантов в «Поющих сердцах», Холстинин и Грановский параллельно создали сайд-проект: группу, которая должна была исполнять хеви-метал. Менеджером и художественным руководителем нового коллектива остался Векштейн, который предоставил музыкантам студию.
Название группы придумал Холстинин. В одном из интервью, он, отвечая на вопрос о наличии в названии группы некоего подтекста, сказал:
«Никакого смысла не было, … слово мне понравилось на первой странице Словаря иностранных слов. Когда выбирал название, я взял такую толстую книжку и начал её листать. Три дня я её читал с карандашом в руках, выписывая всё, что мне понравится. И через три дня я вернулся на первую страницу. Мне показалось, что название идеальное: оно легко пишется латинскими и русскими буквами. Ведь у каждого музыканта есть мечта. Ведь нет пророка в своём отечестве. Я думал: «Вдруг мы станем популярными там. И как они будут писать название какое-нибудь заковыристое на русском языке?». «Ночные снайперы», например, это же невозможно. Или даже там «Машина времени». Поэтому нужно такое название, чтобы оно легко скандировалось и писалось русскими и латинскими буквами. К тому же нам приходилось учитывать цензуру. Мы не могли назваться, допустим, как-то жёстко… Мы были юны, категоричны и хотели, чтобы название отражало вот ту энергию, которую мы собираемся принести. Ну и мы решили, то есть я решил, пойти от противного. Вот такое название настолько будет не соответствовать нашей музыке, нашей группе, нашему духу, что будет запоминаться и бросаться в глаза. И вот на этом контрасте, мне показалось, можно будет сыграть. Буквально после первых концертов я прочитал в газетах, что поклонники называют себя «арийцами», пишут на майках «Ария» и насмерть бьются с поклонниками других групп. Это было для нас большой неожиданностью, но идея нам понравилась. Вот чувствовать себя некой избранной такой «музыкальной расой» – это забавно… А больше подтекста никакого и не было…».
Благодаря этому музыкантов и поклонников группы впоследствии стали называть «арийцами». Векштейн, Холстинин и Грановский начали подбирать состав группы. В этот период в него пробовались гитарист Сергей Потёмкин (экс-«Альфа»), вокалист Николай Носков (затем – в «Парке Горького»), клавишник Александр Мясников (экс-«Акцент»).
В феврале 1985 года постоянным вокалистом Арии был утверждён Валерий Кипелов (экс-«Лейся, песня»). Ударником стал звукоинженер «Поющих сердец» Александр Львов, клавишником и бэк-вокалистом – Кирилл Покровский.
Днём рождения группы сами музыканты называют 31 октября 1985 года, когда была закончена работа над первым студийным альбомом «Мания величия». Материал, выпущенный самиздатом на магнитной кассете, представлял собой традиционный хеви-метал в духе модных в то время английских и американских групп типа Iron Maiden и Black Sabbath. Альбом был записан лишь с одним гитаристом в составе – Холстининым. Для концертной деятельности был приглашён второй гитарист, Андрей Большаков (экс-«Зигзаг», экс-«Коктейль»). Кроме того, Игорь Молчанов (экс-«Альфа») заменил за ударными Львова, оставшегося звукооператором группы.
Первый концерт Арии прошёл в ДК МАИ 5 февраля 1986 года, на разогреве у самих себя в качестве «Поющих сердец». В том же 1986 году группа, уже сольно, приняла участие в фестивалях: в мае на «Литуанике-86» и 7-8 июня на «Рок-панораме-86». Там группа была встречена одобрительно и завоевала несколько премий: на первом приз «за профессионализм», а на втором – сразу два («за техническое обеспечение» и «за лучшие антивоенные композиции»). Фрагмент выступления на «Рок-панораме-86» с песней «Тореро» был включён в очередной, «музыкальный» выпуск телепрограммы «Весёлые ребята». Это стало первым появлением «Арии» на советском телевидении.
Около полугода выступления «Арии» происходили, по сути, в полуподпольном режиме: на афишах значилась только группа «Поющие сердца», в одном отделении концерта игралась программа «Арии», а в другом те же самые музыканты аккомпанировали Антонине Жмаковой в программе «Поющих сердец», утверждённой Москонцертом. Естественно, проделывать это можно было только во время гастролей в провинции, где идеологический контроль был гораздо слабее, чем в Москве, и долго это продолжаться не могло. Векштейн использовал всё своё влияние, чтобы обеспечить сдачу худсовету «металлической» программы и получение официального разрешения на выступление группы под новым названием «Ария» с этой программой в одном отделении концерта.
Для оправдания названия группы и в качестве запланированного объекта для критики в программу были специально вставлены оперные арии на итальянском языке в исполнении педагога по вокалу Виталия Усова (по требованию комиссии – убраны как не соответствующие стилистике группы). Авторство песен «Арии» было приписано членам Союза композиторов и классикам, в частности, автором «Волонтёра» значился Давид Тухманов, а текста песни «Тореро» – Федерико Гарсия Лорка.
Усилия увенчались успехом, и 12 сентября 1986 года после прослушивания во Дворце культуры АЗЛК комиссия Министерства культуры утвердила программу сольного концерта и название группы «Ария» (что, кстати, стало первым прецедентом утверждения худсоветом концерта «металлической» группы – до этого дня лишь группа «Круиз» имела одну официально разрешённую к исполнению «тяжёлую» песню).
Придя в группу, Андрей Большаков сразу же начал активно предлагать свои песни, сделанные в стиле Judas Priest. Грановский, занимавшийся аранжировками, был по музыкальным пристрастиям ближе к Большакову, чем к Холстинину. В результате Большаков и Грановский составили слаженный и продуктивный авторский тандем, а Холстинин оказался фактически отстранён от процесса создания песен. Хотя произошло это само собой, отношения Холстинина и Большакова были испорчены, что во многом предопределило дальнейшие события.
Второй альбом Арии, «С кем ты?», записанный в 1986 году, почти целиком состоял из композиций Большакова. Предложенная Холстининым песня «Тысяча сто» была, по его словам, отвергнута Большаковым и Грановским, так что его участие в альбоме свелось к записи двух соло-фрагментов. Автором текстов к большинству песен (кроме «Без тебя» – Маргарита Пушкина – и инструментальной «Память о…») был Александр Елин, с чем связана остро-социальная и антивоенная тематика альбома («Воля и разум», «Встань, страх преодолей», «С кем ты?», «Игры не для нас»). Бывший барабанщик группы Александр Львов снова выступил в роли звукоинженера.
В 1986 году группа активно гастролирует с неизменным успехом. Однако, у Грановского и Большакова возрастает недовольство руководящей деятельностью Векштейна, низкими заработками, необходимостью продолжать работать на аккомпанементе у Жмаковой, плотной опекой менеджера, запрещавшего музыкантам давать интервью даже советским журналистам, не говоря уже о зарубежных, вмешательством в процесс музыкального творчества.
Конфликт Холстинина с Большаковым приводит и к внутреннему расколу в группе. После концерта в Ставрополе музыканты, за исключением Холстинина и Кипелова, заявляют Векштейну о своём уходе (Холстинин отказывается уходить вместе с Большаковым, а Кипелов, предварительно давший согласие поддержать уход всей группы, остаётся, узнав о позиции Холстинина).
Векштейн просит музыкантов не торопиться с решением и обещает в Москве решить все назревшие проблемы. По возвращении с гастролей, в декабре 1986 года, он организует серию концертов в Москве, которые проходят с аншлагами и ещё больше поднимают популярность «Арии». Музыкантам обещают самые высокие ставки, новую аппаратуру. К группе впервые допускают иностранных журналистов. Несмотря ни на что, Большаков, Грановский, Молчанов и Покровский после последнего концерта в спорткомплексе «Дружба» уходят. Ушедшие музыканты создают группу «Мастер», которая в 1987 году выпускает дебютный одноимённый альбом, содержащий в том числе несколько песен, написанных для Арии. Одновременно «Арию» покидает Александр Львов, перешедший в группу «Парк Горького», а также часть техперсонала.
ВОЛЯ И РАЗУМ: https://www.youtube.com/watch?v=BXHcbP-q--8
Валерий Кипелов и Владимир Холстинин остаются в «Арии». В коллектив приглашают басиста Виталия Дубинина, который играл с Холстининым и Беркутом в «Волшебных сумерках» и «Альфе» ещё в начале 80-х, а также гитариста Сергея Маврина и барабанщика Максима Удалова (оба – экс-«Чёрный кофе» и «Металлаккорд»).
Ещё одной проблемой становится репертуар. Векштейн по требованию Большакова исключает из концертного репертуара «Арии» все его песни, в результате группа лишается возможности исполнять на концертах наиболее популярные на этот момент хиты.
Ситуация дополнительно стимулирует музыкантов к записи нового альбома.
В 1987 году новый состав «Арии» записывает альбом, который первоначально должен был называться «На службе силы зла». Это был первый альбом, выпущенный государственным монополистом – фирмой граммзаписи «Мелодия», поэтому в него были внесены значительные изменения: альбом был переименован в «Герой асфальта» и обложка изменена соответственно, некоторые тексты подвергнуты цензуре. В конечный вариант альбома не вошла, из-за объёма пластинки, композиция «Дай руку мне». Позже она была издана на сборниках Арии «Штиль» и «Легенды русского рока». Тираж третьего альбома на виниле составил более 1 000 000 экземпляров и разошёлся за несколько месяцев. Диск считается одним из лучших в истории группы, его часто включают в число «классических» для «Арии». На песню «Улица Роз» был снят первый в истории группы видеоклип, на съёмках которого в массовке принимали участие около семи тысяч фанатов группы. Эта же песня стала самой сильной композицией, одной из визитных карточек «Арии».
УЛИЦА РОЗ: https://www.youtube.com/watch?v=r_GC1iJ7EUo
Слова песни (как и всех других из «Героя асфальта») написала Маргарита Пушкина, а музыку сочинил Виталий Дубинин. Загадочный текст «Улицы Роз» поклонники группы и критики пытались толковать по-разному, выдвигая порой самые невероятные гипотезы.
Прежде всего, нужно сказать, что песня не имеет ни малейшего отношения к Жанне д’Арк. В первоначальной версии, которую предложила Маргарита Пушкина, главную героиню звали Анна. Это имя забраковал Дубинин, посчитавший его недостаточно мелодичным. Жанну придумал тоже он.
Авторы песни настаивают, что она не связана с личной жизнью участников группы, хотя Владимир Холстилин рассказывал о знакомой проститутке, которую звали Жанной. Но сам он уверен, что текст «Улицы Роз» был навеян биографией Шарля Бодлера, который в юные годы жил с куртизанкой, намного превосходившей его годами.
Также бытует мнение, что Жанна из «Улицы роз» олицетворяет собой главную героиню романа «Розы в кредит» Эльзы Триоле.
Но сама Маргарита Пушкина утверждает, что песня отсылает слушателей к творению группы Iron Maiden под названием “22 Acacia Avenue” («Акация Авеню, 22»). Как она сказала в одном из интервью: «Вот я и подумала: цветущую акацию у нас видели не все: Не засадить ли нашу улицу розами?».
Видеоклип на «Улицу Роз» был снят в том же 1987 году. Он был смонтирован из записей концертных выступлений «Арии», рабочих моментов в студии, отдельных постановочных сцен и так далее.
Говорят, на худсовете «Мелодии» поэт и член партии Игорь Шаферан спросил у, не намекают ли музыканты на Ленина, который жил на улице Роз в Берне. Те в ответ якобы сказали, что в песне о Ленине была бы Надежда Константиновна, а не Жанна.
В течение 1987-88 годов Ария совершает гастрольный тур по всему СССР и первую поездку за рубеж, в Германию, где выступает на фестивале «Дни Стены» в Берлине. Газеты называют Арию «русским Iron Maiden» и «казаками с гитарами».
28 января 1988 года в эфире телепрограммы «Взгляд» показан видеоклип на песню «Позади Америка».
ПОЗАДИ АМЕРИКА: https://www.youtube.com/watch?v=WAK9TB4n5DU
Осенью 1988 года группа участвует с песней «Улица Роз» в отборочном туре телевизионного фестиваля «Песня-88», её выступление показывают по Первой программе Центрального телевидения, но в итоге в финал она не прошла .
Тем временем происходит очередной внутренний конфликт, отчасти из-за финансовых вопросов (группа, включая весь техперсонал, получала лишь четверть от концертных доходов, три четверти забирал себе Векштейн), отчасти из-за того, что делать дальше.
Кипелова и Маврина устраивает существующее положение. Удалов говорит, что стилистика «Арии» устарела и группа занимается «выкачиванием денег», когда требуются кардинальные перемены. Холстинин и Дубинин, накопившие авторский материал, настаивают на записи нового альбома. Векштейн же организует непрерывные гастроли. Заметив снижение интереса публики к металлу, он говорит, что новый альбом в том же духе, что и предыдущие, делать смысла нет – нужно менять музыку на более коммерчески востребованную. После гастролей в Болгарии, прошедших летом 1988 года, группа предъявляет менеджеру претензии и заявляет, что собирается уйти. Векштейн соглашается пойти на уступки, и вопрос о смене менеджера на некоторое время «повисает в воздухе».
В октябре 1988 года Удалов покидает «Арию», вместо него приглашают Александра Манякина. Холстинин и Дубинин, настроенные на уход от Векштейна, демонстрируют Кипелову и Маврину свои наработки для нового альбома и, по сути, ставят коллег перед выбором: либо все вместе уходят от Векштейна и делают новую программу, либо они уйдут вдвоём и унесут новый материал с собой. Кипелов, по собственным словам, решает не разваливать группу, в результате музыканты в полном составе уходят к новому менеджеру, Юрию Фишкину, который параллельно продолжает работать с группой «Автограф».
Поскольку на две группы у Фишкина был только один комплект аппаратуры, группы выступали сначала в концертах из двух отделений, по отделению каждая, затем стали играть полные концерты по очереди.
В 1989 году «Ария» выпускает альбом «Игра с огнём». Тираж альбома на грампластинках составил 850 000 экземпляров. Так как Виктор Векштейн сохранил формальные права на название, группа выступает как «Ария-89». Однако тот так и не предъявил группе претензий на название, а через год погиб.
В начале 90-х годов из-за экономического кризиса группа испытала спад в своей деятельности, резко снизив количество концертов. Музыканты вынуждены искать дополнительные источники заработка. Кипелов в этот период подрабатывал сторожем, Холстинин – частным извозом.
В 1990 году Дубинин и Маврин подписывают контракт с группой «Lion Heart» и на время уезжают в Мюнхен (в составе группы их заменяли сессионные Горбатиков и Булкин), но возвращаются в группу в августе. После празднования пятилетнего юбилея и нескольких живых концертов группа начинает работать над своим пятым альбомом «Кровь за кровь», который был выпущен в 1991 году.
ВСЁ, ЧТО БЫЛО: https://www.youtube.com/watch?v=oRbdaRP1IcI
В 1994 году была основана собственная студия «ARIA Records» и подписан пятилетний контракт с компанией «Moroz Records». На этом лейбле летом 1994 года были переизданы первые пять альбомов группы, включая ранние, неизданные «Мания величия» и «С кем ты?». Оформление альбомов выполнил художник Василий Гаврилов.
В сентябре 1994 года был совершён двухнедельный тур по Германии в семи городах, включая выступление в берлинском Hard Rock Cafe. По вине организаторов, тур проходил в ужасных условиях и не принес «арийцам» ни копейки. Скандал с организаторами вылился и во внутренний конфликт в группе.
После окончания тура Валерий Кипелов по предложению Грановского начал выступать в клубах с группой «Мастер». По версии Холстинина, Кипелов фактически покинул группу, перестал появляться на репетициях и записи альбома в студии, что вынудило искать ему замену. На место вокалиста был приглашен Алексей Нелидов, но через некоторое время он отказался участвовать в группе.
В декабре Алексей Булгаков (вокалист и лидер «Легиона») пробовался как замена Кипелову. Сам Кипелов позже говорил, что занялся подработкой с «Мастером» исключительно из-за финансовых проблем, из группы уходить не собирался, о чём и заявил коллегам, когда впервые услышал о попытках найти ему замену. Лишь позже, узнав, что без его ведома Холстинин и Дубинин продолжают работать с Булгаковым, которого уже представляют как нового вокалиста «Арии», Кипелов перестал с ними общаться.
В январе 1995 года Сергей Маврин покинул коллектив, заявив, что отказывается продолжать выступления без Кипелова. На место Маврина, сначала как сессионный музыкант, был приглашён Сергей Терентьев, впоследствии ставший постоянным членом группы.
Кипелов и Маврин несколько месяцев выступали вдвоём с программой «Назад в Будущее» с кавер-версиями песен иностранных рок-групп (Slade, Black Sabbath и др.), а также песнями «Арии». Существует бутлег одного из таких концертов.
Отношения «Арии» с Булгаковым не сложились, и к лету 1995 года в группе снова встал вопрос о вокалисте. Кроме того, в Moroz Records посчитали, что после длительного перерыва очередной альбом «Арии» будет коммерчески успешным только при условии, что петь на нём будет Кипелов. По официальной версии, владелец компании Александр Морозов пригрозил музыкантам финансовыми санкциями за срыв контракта, после чего летом 1995 года Кипелов записал вокальные партии для нового альбома «Арии» «Ночь короче дня», вышедшего в сентябре 1995 года. Запись прошла хорошо, отношения между музыкантами стали восстанавливаться. Кипелов получил от Холстинина предложение о воссоединении с группой. Вопрос о возвращении Маврина не ставился – его место было занято Терентьевым. У Маврина и Беркута в это время планировался проект, связанный с длительным выездом в США (в итоге так и не осуществившийся), так что Кипелов согласился вернуться в «Арию».
Осенью «Ария» провела серию концертов в московском регионе с Сергеем Задорой в качестве нового менеджера, записав концертный альбом «Сделано в России», ставшим лидером чартов.
В 1997 году Кипелов и Маврин вновь объединили усилия, записав в дуэте альбом «Смутное время», в котором принял участие Алик Грановский. Дубинин и Холстинин тогда же записали свой собственный, названный «АвАрия», содержащий две новые песни и кардинально переаранжированные старые хиты, где Виталий принял участие также и в качестве вокалиста. Любопытно, что, по воспоминаниям музыкантов, оба альбома писались параллельно на одной студии.
Сергей Терентьев, сперва просто заменявший Маврина, вскоре закрепился в постоянном составе группы и начал активно писать песни. В 1998 году Ария выпустила «Генератор зла», где впервые присутствовали песни Терентьева и впервые не были указаны продюсеры (продюсерами предыдущих альбомов были Дубинин и Холстинин). Тур в поддержку альбома едва не был сорван из-за аварии, в которую попал ударник Манякин, поэтому в течение полугода его заменял Максим Удалов.
В 1999 году вышла книга «Ария. Легенда о Динозавре», авторы которой – Дилан Трой, Маргарита Пушкина и Виктор Троегубов – попытались написать «реалистичную» биографию группы, в которой повышенное внимание уделялось конфликтам между музыкантами и разнообразным курьёзам.
В 2002 году вышла ещё одна книга о группе «Ария Маргариты» Маргариты Пушкиной, где, кроме истории группы, рассказывались подробности написания Пушкиной текстов.
До конца 1990-х годов песни «Арии» редко транслировались по центральным радиостанциям и телеканалам. Прорыв произошёл весной 1998 года, после выхода альбома «Генератор зла», в поддержку которого был выпущен видеоклип «Отшельник». Этот видеоклип попал в ротацию на телеканал «Муз-ТВ» и возглавлял хит-парад данного телеканала несколько месяцев.
В 1999 году с песней «Беспечный ангел» началась регулярная ротация «Арии» на радиостанции «Наше радио» во главе с Михаилом Козыревым.
В 2000 году сингл «Потерянный рай», также принёс группе успех в чарте «Нашего радио», а клип на эту песню впервые вывел группу на канал MTV Россия. Общий формат как «Нашего радио», так и MTV Россия был ориентирован на широкий круг слушателей и в целом был весьма далёк от рок-музыки 80-х, в стиле которой группа продолжала играть. Тем не менее, ротация на этих медиаресурсах позволила группе снова добиться популярности и приобрести поклонников среди нового поколения слушателей.
В это время «лицом» группы стал Валерий Кипелов, дававший интервью от имени всего коллектива.
В 2001 году Ария выпустила альбом «Химера», на обложке которого впервые появляется талисман группы – Жорик, придуманный художником Лео Хао. Песни «Штиль», «Небо тебя найдёт» и «Осколок льда», сразу же попадавшие в ротацию радиостанций, повторили успех «Потерянного рая». В поддержку альбома Ария провела тур с участием Удо Диркшнайдера в качестве гостя. Группа стала хедлайнером фестиваля «Нашествие-2001», где выступала вместе с симфоническим оркестром «Глобалис» Константина Кримца, дирижёра, известного оригинальной внешностью и экспрессивным поведением, подходящими для рок-шоу.
В 2002 году группа совершила тур с «Глобалисом», который получил название «Классическая Ария».
В конце 2001 года напряжение во взаимоотношениях между музыкантами нарастало. По словам Валерия Кипелова, нездоровая атмосфера в группе была уже во время записи альбома «Химера», где каждый автор записывал и сводил свои песни отдельно. Он предложил Дубинину и Холстинину на время приостановить деятельность группы и заняться сольным творчеством. Те отказались, так как материал для нового альбома был уже почти готов. Тогда Кипелов отказался от участия в записи альбома, а в интервью «Нашему радио», данном Дубининым и Холстининым весной 2002 года, прозвучало категорическое: «Если на новом альбоме «Арии» не будет петь Кипелов – там будет петь другой вокалист».
Сергей Терентьев, Александр Манякин и менеджер группы Рина Ли поддержали Кипелова, выступив против двух лидеров группы и продюсеров Юрия Соколова и Сергея Шуняева. Дубинин и Холстинин, в свою очередь, обвинили Кипелова в срыве записи альбома и издания старых альбомов в Германии, а также менеджера группы Рину Ли – в том, что она подбила Терентьева и Манякина на разрыв с группой.
Возникал также вопрос о правах на название «Ария». Кипелов в интервью заявлял о неком «джентльменском соглашении» о том, что никто не будет использовать его в дальнейшей карьере. Он также приписывал коллегам планы выступать под названием «Химера», в честь последнего альбома. Дубинин и Холстинин категорически отвергали такие намерения, настаивая, что права на название принадлежат им, и что этот вопрос был урегулирован.
Группа под названием «Химера» действительно была основана в 2002 году при поддержке Александра Елина и «арийцев», но никто из них никогда не выступал в её составе. В то же время вокалист «Химеры», Андрей Храмов, провёл один концерт с Дубининым, Холстининым и Удаловым, исполняя «арийские» песни.
Последним релизом старого состава был альбом редких треков и каверов «Штиль». В июле-августе прошёл прощальный тур группы «Зелёная миля». После финального концерта 31 августа 2002 года в Лужниках, который получил название «Судный день» (что дало имя произошедшему расколу), Кипелов, Терентьев и Манякин покинули «Арию». На следующий день, включив в свой состав Сергея Маврина и Алексея Харькова, они объявили о создании новой группы под названием «Кипелов». Холстинин предпринял в сентябре попытку вернуть Кипелова в группу, Валерий приходил в студию на переговоры, но отказался воссоединяться без Терентьева и Манякина, которые не были приглашены.
Несмотря на слухи о прекращении существования группы, 9 ноября 2002 года был оглашён новый состав «Арии». Бывший музыкант «Мастера» Сергей Попов стал вторым гитаристом, Артур Беркут (экс-«Автограф», экс-«Маврин») был приглашён в качестве нового вокалиста, в «Арию» также вернулся барабанщик Максим Удалов.
5 декабря «Ария» выпустила сингл «Колизей», предшествовавший альбому «Крещение огнём». Релиз стал успешным, песни «Колизей», «Там высоко» и «Крещение огнём» достигли первых мест в рок-чартах. Также был снят клип на песню «Колизей», транслировавшийся по MTV Россия и дошедший до первого места в хит-парадах канала. Однако, часть старых фанатов не приняла смену вокалиста, считая, что голос Беркута не соответствует музыке «Арии».
Беркут и Холстинин приняли участие в «Эльфийской рукописи» (2004 г.), метал-опере группы «Эпидемия». Артур сыграл роль Ирдиса, эльфийского волшебника, в то время как Владимир сыграл на мандолине и выступил в роли продюсера оперы.
В 2007 году Артур снова исполнил партию Ирдиса в продолжении оперы, «Эльфийская рукопись: Сказание на все времена», а также спел дуэтом с Кипеловым в проекте Маргариты Пушкиной «Династия посвящённых».
В 2005-06 годах «Ария» отметила свой двадцатилетний юбилей новым концертным туром, совместно с группой «Маврин». Бывшие участники группы были приглашены для участия в праздничном концерте в Лужниках. «Мастер» и Сергей Маврин откликнулись на приглашение, Кипелов же отказался из-за плотного графика собственного тура. За этот тур в 2007 году «Ария» была удостоена премии журнала Fuzz в номинации «Лучшая Live-группа года». «Юбилейная» версия песни «Воля и разум», записанная с участием Константина Кинчева, Вадима и Глеба Самойловых, Юрия Шевчука, Вячеслава Бутусова, а также Маврина и автора песни Большакова, добралась до первых строчек в «Чартовой дюжине».
В это же время музыканты подписали долгосрочный контракт с лейблом CD-Maximum, который, по их словам, предоставил более выгодные условия, чем Moroz Records, с которым они сотрудничали последние десять лет.
Следующий альбом «Арии», «Армагеддон», вышел в сентябре 2006 года. Для его создания группа пригласила двух новых авторов текстов – Нину Кокореву и Игоря «КЭШ» Лобанова (вокалист альтернативной группы «Слот»), а Беркут дебютировал как композитор. Песни «Чужой» и «Свет былой любви» возглавили «Чартову дюжину».
В 2007-08 годах «Ария» провела концертный тур, посвящённый 20-летию альбома «Герой асфальта». На заключительном концерте тура в Москве и Санкт-Петербурге приняли участие Кипелов и Маврин в качестве гостей (в том же году этот концерт был выпущен на DVD и CD).
В октябре 2008 года стартовал тур «Дай Жару» (20 октября 2008 г. в Казани), в котором прозвучали давно не исполнявшиеся и вообще не звучавшие в живую песни.
В 2009-10 годах музыканты начали сочинять песни для нового альбома, который вышел 5 октября 2011 года. В ожидании альбома был выпущен сингл «Поле битвы».
В честь двадцатипятилетия группы, в 2010 году, был организован концерт «Ария Фест», на котором собрались все члены «семейки Арии».
27 июня 2011 года было заявлено об уходе Артура Беркута из группы. Ещё до этого заявления ходили слухи о возможном возвращении Валерия Кипелова, которые позже не подтвердились. Валерий заявил, что в «Арию» он не вернётся. Виталий Дубинин позже сообщил, что вопрос о воссоединении обсуждался с Кипеловым два года назад, но тот отказался покинуть свою группу. Дубинин также сказал, что музыканты были вынуждены расстаться с Беркутом, поскольку для исполнения песен на новом альбоме им потребовался вокалист несколько иного плана. Сам Беркут в интервью заявил, что для него самого сообщение об увольнении стало новостью, что ни конфликтов с основателями группы, ни каких-то «дисциплинарных» поводов для его увольнения не было. По его мнению, замена вокалиста готовилась давно, и то, что его не поставили в известность об этом, было, «мягко говоря, не по-дружески». Последний концерт с участием Беркута, «Бой продолжается», состоялся 31 августа, в арт-клубе «Планетарий», в Рязани.
В конце июля 2011 года было объявлено, что новый альбом будет называться «Феникс», а тур в его поддержку начнётся в октябре. Песня «Поле битвы», выпущенная на сингле в 2009 году, в альбом не войдёт. Многими название альбома было воспринято как привязанное к событиям в группе (группа продолжит существовать без Беркута), а многими – как «символ возвращения» (имеется в виду Валерий Кипелов). Некоторые сочли название продолжением «Армагеддона» (после Армагеддона человечество возродилось). Сам Холстинин отрицает связь названия альбома с событиями в группе:
«Песни для нашего нового альбома были отрепетированы и даже большей частью записаны ещё до перемен. Дело в том, что в юности мы с Виталием Дубининым вместе фанатели от группы Grand Funk Railroad, у которой в 1972 году вышел потрясающий диск Phoenix. Мы переиграли огромное количество песен Grand Funk и всегда мечтали приблизиться к своим кумирам. Поэтому, когда Виталий с Маргаритой Пушкиной написали песню «Феникс», название альбома было предрешено».
Интрига по поводу нового вокалиста «Арии», участвующего в записи альбома разрешилась 16 сентября 2011 года. Им стал Михаил Житняков (экс-вокалист группы «Гран-КуражЪ»), о чём было объявлено в студии «Нашего радио». Также в эфире прозвучала студийная версия песни «Бои без правил» (с грядущего альбома «Феникс») с вокалом Михаила, и была исполнена песня «Штиль» (альбом «Химера» 2001 года) под аккомпанемент двух акустических гитар.
Сам Михаил, будучи ещё в составе группы «Гран-КуражЪ», записал кавер-версию на неизданную композицию «Вулкан» группы «Ария», для трибьют-альбома «A Tribute to Ария. XXV». Авторами песни являются Виктор Векштейн и поэтесса Любовь Воропаева.
В марте 2012 года на официальном сайте группы было объявлено о выходе альбома «Live In Studio» со старыми песнями, заново исполненными новым вокалистом, Михаилом Житняковым.
31 октября 2012 года группа анонсировала выход DVD и концертного альбома под названием «В жёлтом круге арены» на конец ноября 2012 года.
28 января 2013 года группа объявила о своём намерении в судебном порядке запретить Артуру Беркуту использовать в своих концертах и записях материал группы «Ария» за авторством Виталия Дубинина, Владимира Холстинина, Маргариты Пушкиной, Сергея Попова и Сергея Терентьева. Причиной такого решения стало то, что Беркут, по словам группы, сольно исполнял песни «Арии» на своих концертах без разрешения правообладателей.
В конце ноября 2014 года группа выпустила очередной альбом «Через все времена», этот альбом стал уже двенадцатым по счёту. Михаил Житняков в новом альбоме дебютировал как композитор, написав, в соавторстве с Виталием Дубининым, музыку к песне «Точка невозврата». Новый альбом был выпущен лейблом М2БА 25 ноября 2014 года. С этого дня альбом был доступен в музыкальном магазине iTunes и 27 ноября вышел на физических носителях.
5 ноября 2014 стало известно, что Владимир Холстинин вынужден временно приостановить своё участие в группе из-за проблем со здоровьем, а его место временно займёт Михаил Бугаев.
Весной 2015 года состоялся тур «Через все времена» в поддержку недавно вышедшего альбома. Владимир Холстинин подлечил здоровье и вернулся в группу.
В мае 2015 года вышел новый клип на песню «Точка невозврата» .
28-29 ноября группа отметила свое 30-летие грандиозным шоу «АРИЯ ФЕСТ 2015».
Виталий Дубинин в книге «Легенда о динозавре» отметил напевность и мелодизм вокальных линий песен «Арии», свойственные русской народной песенной традиции, что существенно отличает музыку группы от тех же Iron Maiden. Кроме того, на «Арию» оказала влияние классическая музыка. В некоторых композициях, например «Игра с огнём», «На службе силы зла» цитируются фрагменты из классических произведений Бородина, Паганини и др.
В последующие годы стиль группы стал более самостоятельным. По мнению бывшего гитариста группы, Большакова, своим успехом «Ария» обязана композиторскому таланту Виталия Дубинина: «Ведь все-таки главный композитор «Арии» – Виталий Дубинин. Холстинин придумывает эффектные риффы, Дубинин же просто замечательный мелодист… Его мелодии смахивают на традиционные наши российские песни под гитару».
Холстинин тоже признал, что группа использует «русские гармонические и мелодические обороты». Тогда же у «Арии» появилась склонность к лирическим рок-балладам, благодаря которым, во многом, группе удалось завоевать широкую известность. Баллады «Потерянный рай», «Штиль», «Осколок льда» транслировались радиостанциями, в то время как более «жёсткие» композиции по большей части оставались «неформатом».
Со сменой состава и приходом нового вокалиста в репертуаре «Арии» снова начали преобладать «тяжёлые» композиции, а также появились некоторые элементы пауэр-метала (однако сами музыканты отрицают причастность группы к этому жанру).
Тематика текстов «Арии», которые сочиняются профессиональными поэтами, близка к традиционной для хеви-метал. Среди постоянных тем – обращения к теме войны, истории, религиозной мистики и ужасов, а также любовной лирике. Одной из самых постоянных тем является тема Апокалипсиса, конца света или разрушительной катастрофы, представленная почти на каждом альбоме в разных вариациях («Это рок», «Воля и разум», «На службе силы зла», «Смотри!», «Ворон», «Последний закат»).
Тексты первых двух альбомов были написаны поэтом Александром Елиным. Они имели зачастую остросоциальный уклон, но при этом подвергались цензуре. В результате, традиционная для хэви-метала военная тематика представлена как антивоенная, пугающая ужасами войны. Эта тенденция продолжилась на первых альбомах группы «Мастер», куда перешли Елин и часть «арийцев».
А. Елин: «Тогда надо было проверять тексты на комиссии от Минкульта... Тексты под это надо было написать такие, чтобы не «обломились» поклонники хэви-металла, не было похоже на тексты, скажем, ВИА «Самоцветы» – и в то же время чтобы они проходили «литовки». Поэтому выбор антивоенной тематики был совершенно сознательным. Мы в своём кругу с долей иронии называли всё это «Красным металлом» – рок-музыканты вообще обязаны относиться к своим текстам с долей иронии. То есть героика-патетика была с некоторым «красноватым» оттенком – это был единственно возможный способ как-то действительно «выстрелить». Что, в общем, и получилось»
Со сменой текстовика на Маргариту Пушкину в репертуаре «Арии» появились песни мистического, религиозного и хоррор-уклона (такие как «На службе силы зла», «Игра с огнём», «Антихрист», «Зомби»). Пиком этой тенденции стал альбом «Кровь за кровь», полностью посвящённый теме сверхъестественного. В период конца 90-х у группы появилось больше лирических медленных песен, к которым писались соответствующие тексты о любви и судьбе («Потерянный рай», «Осколок льда», «Закат», «Возьми моё сердце»).
С ужесточением звучания на альбомах с Беркутом, а также с возвращением Елина и приходом Кокоревой и Лобанова, у группы появился уклон в военно-историческую тематику («Колизей», «Кровь королей», «Крещение огнём», «Страж Империи»). На презентации альбома «Армагеддон» арийцы провели костюмированное историческое шоу.
(По материалам сайта ВИКИПЕДИЯ)
* * *
CD 1. «ВОЛЯ И РАЗУМ»
На службе силы зла (В. Холстинин, В. Дубинин – М. Пушкина)
Позади Америка (В. Холстинин, А. Грановский, К. Покровский – А. Елин)
Бивни чёрных скал (А. Грановский – А. Елин)
Тореро (А. Грановский – М. Пушкина)
Волонтёр (В. Холстинин, А. Грановский – А. Елин)
Икар (А. Большаков – А. Елин)
Герой асфальта (С. Маврин, В. Дубинин – М. Пушкина)
Воля и разум (А. Большаков – А. Елин)
Встань, страх преодолей (А. Большаков – А. Елин)
Здесь куют металл (А. Грановский – А. Елин)
Без тебя (В. Кипелов, А. Большаков – М. Пушкина)
С кем ты? (А. Грановский – А. Елин)
Мания величия (К. Покровский)
Игры не для нас (А. Большаков – А. Елин)
Баллада о древнерусском воине (В. Холстинин, В. Дубинин – М. Пушкина)
Записи 1985-87 гг.
ССЫЛКА на СКАЧИВАНИЕ: https://yadi.sk/d/yfWur1Gq3M5XcL
Размер архива: 109,2 МБ
Качество: МР 3 (192 кб/с)
Общее время звучания: 79 мин. 30 сек.
* * *
CD 2. «РАСКАЧАЕМ ЭТОТ МИР!»
Что вы сделали с вашей мечтой? (В. Холстинин, В. Дубинин – М. Пушкина)
Тысяча сто (В. Холстинин – М. Пушкина)
Улица Роз (В. Дубинин – М. Пушкина)
Мёртвая зона (В. Кипелов – М. Пушкина)
Раскачаем этот мир (В. Холстинин, В. Дубинин – М. Пушкина)
Искушение (В. Холстинин, В. Дубинин – М. Пушкина)
Раб страха (В. Холстинин, В. Дубинин – М. Пушкина)
Прощай, Норфолк! (В. Холстинин, В. Дубинин – М. Пушкина)
Дай жару! (В. Холстинин, В. Дубинин – М. Пушкина)
Зомби (В. Холстинин, В. Дубинин – М. Пушкина)
Не хочешь – не верь мне (В. Холстинин, В. Дубинин – М. Пушкина)
Бой продолжается (В. Холстинин, В. Дубинин – М. Пушкина)
Всё, что было (В. Дубинин, В. Кипелов – М. Пушкина)
Кровь за кровь (В. Холстинин, В. Дубинин – М. Пушкина)
Следуй за мной! (В. Кипелов – М. Пушкина)
Записи 1987-91 гг.
ССЫЛКА на СКАЧИВАНИЕ: https://yadi.sk/d/N0Nu6kBg3M8Qtw
Размер архива: 109 МБ
Качество: МР 3 (192 кб/с)
Общее время звучания: 79 мин. 35 сек.
* * *
CD 3. «ДЬЯВОЛЬСКИЙ ЗНОЙ»
Игра с огнём (В. Холстинин, В. Дубинин – М. Пушкина)
Рабство иллюзий (В. Холстинин, В. Дубинин – М. Пушкина)
Паранойя (В. Дубинин – М. Пушкина)
Смотри! (В. Дубинин – М. Пушкина)
Уходи и не возвращайся (В. Дубинин – М. Пушкина)
Король дороги (В. Холстинин, В. Дубинин – М. Пушкина)
Грязь (С. Терентьев, В. Кипелов – М. Пушкина)
Зверь (В. Холстинин, В. Кипелов, В. Дубинин – М. Пушкина)
Дух войны (В. Дубинин – М. Пушкина)
Обман (В. Холстинин, В. Дубинин – М. Пушкина)
Дьявольский зной (С. Терентьев – М. Пушкина)
Ангельская пыль (В. Дубинин, В. Холстинин – М. Пушкина)
Дезертир (В. Дубинин – М. Пушкина)
Возьми моё сердце (В. Кипелов, С. Маврин, В. Холстинин, В. Дубинин – М. Пушкина)
Ночь короче дня (В. Дубинин, В. Холстинин – М. Пушкина)
Записи 1989-98 гг.
ССЫЛКА на СКАЧИВАНИЕ: https://yadi.sk/d/vMC5xa0U3M8rmq
Размер архива: 145, 8 МБ
Качество: МР 3 (256 кб/с)
Общее время звучания: 79 мин. 43 сек.
* * *
CD 4. «НЕБО ТЕБЯ НАЙДЁТ»
Химера (В. Холстинин, В. Кипелов – А. Елин)
Небо тебя найдёт (В. Холстинин – А. Елин)
Тебе дадут знак (В. Холстинин – А. Елин)
Грязь (Soundtrack) (С. Терентьев, В. Кипелов)
Горящая стрела (В. Дубинин – М. Пушкина)
Путь в никуда (В. Кипелов – М. Пушкина, В. Кипелов)
Это – рок! (Soundtrack) (В. Холстинин, А. Грановский)
Тореро (Soundtrack) (А. Грановский)
Дай руку мне (С. Маврин, В. Дубинин – М. Пушкина)
Отшельник (В. Дубинин – М. Пушкина)
Встань, страх преодолей (Soundtrack) (А. Большаков)
Осколок льда (В. Дубинин – М. Пушкина)
Химера (Soundtrack) (В. Холстинин, В. Кипелов)
Я не сошёл с ума (С. Терентьев – М. Пушкина)
Замкнутый круг (В. Холстинин – М. Пушкина)
Записи 1998-2001 гг.
ССЫЛКА на СКАЧИВАНИЕ: https://yadi.sk/d/JMaW82ZU3MA7XA
Размер архива: 145, 3 МБ
Качество: МР 3 (256 кб/с)
Общее время звучания: 79 мин. 36 сек.
* * *
CD 5. «ТОЧКА НЕВОЗВРАТА»
Чужой
Колизей
Патриот
Меченый злом
Мессия
Твой день
Свет былой любви
Чёрный квадрат
Равновесие сил
История одного убийцы
Не сходи с ума
Дальний свет
Бои без правил
Ангелы неба
Точка невозврата
_______________
Вокал: А. Беркут (1-7), М. Житняков (8-15)
Записи 2002-2014 гг.
ССЫЛКА на СКАЧИВАНИЕ: https://yadi.sk/d/ShJuBSgZ3MHNcM
Размер архива: 145,7 МБ
Качество: МР 3 (256 кб/с)
Общее время звучания: 79 мин. 40 сек.
Свидетельство о публикации №119100107886