Что хотел сказать Автор или Спасайся кто может

            Пришла мне в голову нездравая и опасная мысль - почитать справочник для подготовки к ЕГЭ по литературе. Страшнее книга мне в руки не попадала уже очень давно.
            Если бы авторы произведений знали, что они хотели поведать миру через своих многострадальных героев, при помощи каких литературных средств, и какую цель они при этом преследовали, и зачем - думаю, алкоголиков, самоубийц, сумасшедших, и творцов, предавших свои рукописи огню было бы в нашей литературе гораздо больше (хотя, счастливых мастеров слова у нас и так можно по пальцам пересчитать)...
            Может, в какой-то миг прозрения к ним приходил добрый дух и вкрадчиво спрашивал: А хочешь ли знать, что будет с творениями разума твоего через -ндцать лет и что будут думать потомки о твоём произведении? Автор, понятное дело, как правило соглашался, и потом, скорее всего, именно поэтому страдал всю оставшуюся жизнь, надеясь, что добрый дух ему померещился.



Он писал, несомый вдохновением,
И совсем не ведая о том,
Что потом литературный гений
Над его взглумится языком,
И не просто так - для пользы дела,
Сообщить чтоб бедным школярам,
Что в произведении хотел он
Донести небезнадежным нам:
Смысл открыть, объемный и понятный,
В мудрой прозе, песне и стихах,
Пусть герой рыдает: "Нет, не надо!"
И на плешь горстями сыплет прах.
Автор же хотел сказать, конечно,
Только так! - внимай, запоминай,
Персонажей препарируй речи,
Между строк сокрытое читай
Автором - иначе быть не может!
Правды смыслу тайному внемли!...

...Автор с перекошенное рожей
Восстаёт свирепо из земли,
И, ломая хрупкую ограду,
Он идёт, ноздрями шевеля,
Чтоб по шее дать раз десять кряду
Мудрецам тем (в общем-то, не зря).
Видит он: во тьме, в ночи глубокой,
Хищно составители ЕГЭ
Потрошат им писанные строки,
И пакуют в маленький брикет
Пресный, несъедобный все, что было
Дорого, дышало и жило,
Слезы льют исправно на могилу,
Сообщая, где добро, где зло,
Где есть слава, где порок наказан,
Истину про это и про то.

Кто литературную заразу
Эту создал, боги, и за что?
Как бороться с этакой трясиной?
Чтоб потом им вечность коротать
С чеком в восемь строк из магазина,
И читать, читать его, читать
Заново, и вновь опять по кругу,
Находя там мудрых истин тьму,
И про них рассказывать друг другу -
Лишь друг другу, больше никому!


Рецензии
Шинни, я, будучи редактором, много лет работала с методической литературой, а методисты работали с преподавателями. Методисты (в большинстве своём) занимались "препарацией" преподавателей (иначе не скажешь), изыскивая такие изощрённые приёмы, особенно к преподавателям-подвижникам, что некоторые из них не выдерживали такого "хирургического вмешательства" и сдавались на "милость победителя". Вот они и писателей, и поэтов, потрошат нещадно, тем более ушедшие не могут ответить. Я бы аббревиатуру ЕГЭ расшифровала так - едкие гранулы экспериментов.

Очень меня впечатлило, как ты об этом сказала! Срабатывает твой нетривиальный подход к проблеме, когда не хочешь, а задумываешься. "Не хочешь" (расстраиваться), потому что изменить ситуацию не в силах. Но всё равно говорить, особенно вот таким образным языком, как твой, НАДО!!!

СПАСИБО! Всегда рада встрече!

Валерия Сивкова   11.04.2020 20:26     Заявить о нарушении
Спасибо!
До сих пор литературу в школе по большей части вспоминаю с печалью. Да и не только литературы - сам подход к образованию в большинстве школ настроен на то, чтобы, как мне кажется, человек не хотел учиться и после экзамена постарался выкинуть все это как негатив.
Но это ещё Адольф Ферьер заиетил(начало XX века, Швейцария): "И сотворили Школу так, как велел им дьявол. Ребенок любит природу, поэтому его замкнули в четырех стенах. Ребенку нравится сознавать, что его работа имеет какой-то смысл, поэтому все устроили так, чтобы его активность не приносила никакой пользы. Он не может оставаться без движения – его принудили к неподвижности. Он любит работать руками, а его стали обучать теориям и идеям. Он любит говорить — ему приказали молчать. Он стремится понять — ему велели учить наизусть. Он хотел бы сам искать знания — ему они даются в готовом виде..." Мало что изменилось с тех пор в преподавании(((

Шинхис   12.04.2020 10:12   Заявить о нарушении
Ферьер... отличная формула. Горькая, но в точку. Мне повезло, на уроках литературы мы с учителем ни разу не открыли учебника. Вряд ли Ксения Николаевна смотрела "Общество мертвых поэтов", но суть ее уроков была близка идее фильма.

Таня Иванчай   28.09.2020 20:23   Заявить о нарушении
...йа злорадно ожидаю стать свидетелем вот этой встречи: методистов всех мастей от школьной литературы и Авторов - по Ту Сторону.

Таня Иванчай   28.09.2020 20:30   Заявить о нарушении