Фехтовальщицы

Когда Божий свет в кривотолках расплавится,
И яд на бумагу прольётся с пера,
То шпага в руках разъярённой красавицы
Опасней мушкета, страшней топора.

Тогда роковые мгновения близятся,
И, будущим дамам давая пример,
Напротив друг друга встают ненавистницы
Дворцовых приличий, салонных манер.

На мирный исход ни к чему упование,
Сомненье у боя победу крадёт,
И страшно, увы, не само фехтование,
А то, что сражение насмерть идёт.

Не женственный лик, но лицо искажённое
В губительном мареве видится там.
Звенящие лезвия, грудь обнажённая...
Защита и выпад... Прощайте, мадам!

Прощайте, мадам, – вас соперница гибкая
На сотую долю смогла обойти,
Вам почва, от крови багровая, липкая –
Последний отрезок земного пути.

...Века пролетели, но ревность отточена,
Как шпага, разящая наверняка,
И женских дуэлей эпоха не кончена,
И резкое слово – смертельней клинка.
 ___________________________
 * Иллюстрация:
    картина "Дуэлянтки", автор – французский художник
    Эмиль–Антуан Байяр (1837–1891).

Павел ЗЕНЦОВ
г. Москва

ЖЕНСКИЕ ДУЭЛИ

Женские дуэли были беспощаднее мужских, погибали в них чаще (и зачастую оба бойца). Однако и викинги, и средневековые простолюдины, и дворяне Нового Времени не видели в них ничего предосудительного. Нравы тогда были пожёстче и женщина вместо развода вполне легально могла зарубить мужа на суде.

Вероятнее всего, культура женских дуэлей (и дуэлей вообще) берёт свою основу в средневековой традиции судебных поединков. В те времена правосудие решало особо запутанные дела, назначая так называемый «Божий суд», во время которого истец и ответчик с оружием в руках доказывали собственную правоту самым жестоким образом. Считалось, что высшие силы защитят правого, и он обязательно победит даже более сильного соперника. Подобный обычай бытовал у скандинавов, у которых для таких развлечений выделялись небольшие безлюдные острова. Даже название поединка – «Хольмганг» – дословно переводится как «прогулка по острову». Иногда случалось так, что судебный поединок назначали, дабы разрешить спор мужчины с женщиной, и тогда подобный бой устраивался по особой схеме. Чтобы всё было по–честному, женщине давалась поблажка: её противник по пояс опускался в узкую яму, из которой не мог самостоятельно выпрыгнуть, а иногда ему просто привязывали левую руку за спиной.

Средневековые жители немецких княжеств переняли этот обычай, причём особенно расцвёл он в городах. Правда, использовали его не только во время общественно значимых процессов, но и для более личного дела – решения семейных споров. Если супруги не смогли в суде доказать свою правоту, они отправлялись на ристалище. Практика, судя по всему, была настолько популярной, что дотошные немецкие бюргеры выпустили несколько фехтбухов – книг, где именитые мастера давали советы по налаживанию семейных отношений таким вот радикальным способом. Книги были снабжены шикарными гравюрами, по которым мы можем судить о вооружении и доспехах в таких поединках.

Прекрасный пример – книга мастера Ганса Тальхоффера, который в XV веке выпустил отличный учебник по единоборствам. Судя по его гравюрам, каждый из противников был одет в облегающий матерчатый или кожаный комбинезон, закрывающий, помимо прочего, и голову. Мужчина был вооружён деревянной дубиной, навершие которой по форме напоминало ромб. Женщина держала в руке чулок, в который был помещён увесистый камень. Кроме того, мужчине приходилось сражаться по пояс в яме. Только представьте эти ситуации: «Она освобождается от захвата, прижимает животом его жезл к земле и захватывает шею мужа руками и чулком, пытаясь задушить его»; «Она вытаскивает его из ямы, валит на спину и пытается удушить»; «Он притянул её к себе и бросил в яму вверх ногами». В Средние века в Европе семейные споры были действительно опасным занятием. Самое интересное, что во время судебного поединка супругам приходилось драться безжалостно и с полной самоотдачей. Ведь проигравшего казнили – мужчину вешали или отрубали голову, а женщину сжигали живьём. Лишь позже, когда нравы стали помягче, обязательная казнь проигравшего была отменена.

Наши предки не слишком уступали в плане женских дуэлей европейцам. Например, как указывалось в статье 119 Псковской судебной грамоты от 1397 года, в судебных поединках вполне могли биться и женщины. Однако если их противником был мужчина, разрешалось выставить вместо себя наемника, а вот если женщина – тогда даме предоставляли самой защищать себя. Бились женщины на Руси дрекольем, рогатинами, ослопами (дубина, окованная железом), а то и просто врукопашную.

Но всё это раннее средневековье, да и сословье противников было не слишком благородным. Но как же период Высокого Средневековья, когда этикет диктовал благородным дамам следовать образу Damsel in distress – Дева в беде, пассивно ждущая своего избавителя? Достоверно известно только о нескольких поединках этого времени. В одном из них, к примеру, переодетая мужчиной женщина билась с рыцарем и одержала победу. Речь об истории Длинной Мег из Вестминстера, которая в середине XVI века, во времена правления английского короля Генриха VIII, победила сэра Джеймса Кастильского в поединке на мечах. Опозоренный, но верный кодексу рыцарства, он прислуживал ей во время обеда как честному победителю. Во время другого поединка, состоявшегося в 1552 году в Неаполе, две знатные дамы – Изабелла де Карази и Диамбра де Петинелла – дрались в присутствии маркиза де Васта. Дуэль состоялась из-за молодого человека по имени Фабио де Зересола. Схватка валькирий так поразила неаполитанцев, что даже в следующем столетии они обожали вспоминать эту историю. Именно со слов старожилов художник Хосе Ривера в 1636 году создал полотно «Женская дуэль», которое можно увидеть в галерее Прадо.

Но время шло, наступила эпоха Ренессанса, и дамы, готовые драться на дуэлях, проявили себя во всей красе. Несмотря на все запреты властей, дуэли были невероятно популярны среди дворян, и женщины благородного происхождения принимали в них активнейшее участие. При этом их жестокость поражала современников, ведь по статистике восемь из десяти женских поединков заканчивались смертью, тогда как у мужчин погибали всего лишь четверо из десяти. Милые дамы выбирали самые неожиданные места для сведения счётов. Например, две благородные итальянские сеньоры 27 мая 1571 года приехали в монастырь святой Бенедикты и попросили келью для уединённой молитвы. Когда напуганные шумом монахини ворвались в комнату, одна сеньора уже была заколота кинжалом, а вторая умирала от ран.

Поводом для поединка могло стать что угодно, даже красота соперницы. Вульсон де ла Коломбьер, живший в XVII веке, упоминает о дуэли, состоявшейся на бульваре Сент–Антуан в Париже. Две красавицы Бопрэ и Арли так невзлюбили друг друга, что бились на шпагах, прямо на улице, стараясь попасть противнице по лицу и груди. В итоге обе выжили, но уже не были красавицами из–за ужасающих шрамов. В середине XVII века во Франции, Англии, Германии, Италии женских дуэлей проходило всё больше и больше. Поединки на шпагах или пистолетах завершались летальным исходом в 8 случаях из 10 (для сравнения, в мужских дуэлях – 4 из 10).

Особенно популярны оказались женские драки за благосклонность влиятельных и красивых мужчин. Так, например, в XVIII веке две знатные французские дамы – маркиза де Несль и графиня де Полиньяк – сражались на дуэли за место фаворитки герцога Луи де Ришелье. Это был дальний родственник знаменитого героя романов Дюма, да и знаем мы о поединке из его дневника, где он смаковал подробности. Что тут говорить, если король Людовик XV, чьим фаворитом он был, называл его «мое милое ничтожество». Впрочем, дамы отделались легким испугом и небольшими ранами, а победительница сохранила своё место фаворитки.

К сожалению, так хорошо все заканчивалось далеко не всегда. В Мехико некая Марта Дюран и Ханна Луна схлестнулись из–за прекрасного дона Рафаэля Рикельма. Причем сам юноша был приглашён на судьбоносную дуэль как почётный гость. Однако вид диких женщин, залитых кровью, а также рана от шпаги на груди убитой Марты так напугали красавца, что он сбежал и, как утверждает автор источника, «больше его никогда не видели».

Часто дамы не брезговали различными подлыми уловками во время поединков. Иногда они смазывали клинки шпаг ядом, или сильнодействующим раздражающим средством. Бывало, подговаривали секундантов (тоже, кстати, девушек) напасть на соперниц. Иногда бой проходил с обнаженным торсом. Считалось, что, во–первых, женская одежда стесняет движения, а, во–вторых, корсет может слишком хорошо защитить от ударов клинка, да и спрятать под ним броню было гораздо легче. Ну и, в–третьих, кусочки одежды могли попасть в рану, что привело бы к заражению. Разумеется, такой поединок проводился в чисто женском обществе, даже слуги–мужчины должны были отойти на приличное расстояние и ждать отвернувшись, пока их не позовут.

Иногда случалось и так, что дама вынуждена была сражаться с мужчиной. Понятное дело, что никто бы не принял вызов от женщины, опасаясь быть опозоренным (вне зависимости от исхода), и тогда в ход шли уловки и переодевание. Во Франции жила мадемуазель Ла Мопен (1673 – 1707), известная тем, что убила на дуэлях несколько мужчин и любила, переодевшись в мужскую одежду, танцевать на королевских балах, а когда ее оттуда пытались вытурить, угрожающе обнажала шпагу. И, хотя король Людовик XIV запрещал дуэли, на её выходки падкий до женских прелестей монарх смотрел сквозь пальцы. Также в XVII веке во Франции некий офицер, воспользовавшись гостеприимством, самовольно занял комнату графини Сен–Бельмон и вёл себя вызывающе. Через некоторое время он получил вызов от некоего «шевалье де Сен–Бельмон». И какого же было изумление бравого капитана, когда сеньор не только обезоружил его в поединке, но и обратился к нему со словами: «Вы думаете, мосье, что дрались с шевалье. Вы ошибаетесь, я – мадам де Сен-Бельмон. И убедительно прошу вас в будущем быть более чутким к женским просьбам».

В Россию мода на дворянские дуэли пришла из Европы, и особенно ярко они проявили себя во времена Екатерины II, которая и сама в молодости дралась на дуэли с троюродной сестрой, так что на шалости своих подданных смотрела сквозь пальцы. В эту эпоху прославилась и княгиня Екатерина Воронцова–Дашкова, которая в 1770 году, во время пребывания в Лондоне, поссорилась с местной аристократкой, немедленно отправившись драться с ней на шпагах в саду. Получив незначительные раны, дамы разошлись с миром.

Позже, в XIX веке, дворянки организовывали свои закрытые дуэльные клубы, для прикрытия называвшиеся «литературными салонами». Так в салоне некой госпожи Востроуховой, по некоторым данным, в 1823 году прошло семнадцать женских поединков. Конечно, столичная мода докатывалась и до провинций, и вот, в июне 1829 года, помещицы Ольга Заварова и Екатерина Полесова сражаются на саблях своих мужей, при этом так рьяно, что погибают обе. Их дело подхватили взрослеющие дочери, и через пять лет уже Александра Заварова зарубила Анну Полесову на такой же дуэли, о чём она с удовлетворением записала в своем дневнике, откуда мы и знаем подробности.

Одна из самых известных женских дуэлей XIX столетия произошла в княжестве Лихтенштейн между княгиней Паулиной Меттерних и графиней Кильмансегг в 1892 году. Повод для ссоры был невероятно женским и совершенно не романтическим – никакой ревности, никаких мужчин, просто две дамы занимались подготовкой Музыкальной и Театральной Выставки в Вене и не сошлись во мнениях относительно декора, точнее, конфликт возник из-за цветов, хотя подробностей история не сохранила.

Роли секундантов согласились выполнить графиня Кински и княжна Шварценберг–Лихтенштейн. Так на дуэли должен был присутствовать врач, к ней привлекли еще одну даму – дипломированного доктора баронессу Любинскую, которая для этого специально прибыла из Варшавы. Именно она настояла на том, чтобы спорщицы оголились, так как по распространённому тогда мнению ткань могла стать причиной инфекций в ране. Чтобы соблюсти приличия, женщины придумали, чтобы все кучера и лакеи, присутствующие на дуэли, отошли на некоторое расстояние и отвернулись.

О том, как происходила дуэль, сохранились подробные воспоминания, изложенные в мемуарах участниц. Сначала произошли две короткие схватки, и уже в третьей более опытная княгиня Меттерних ранила свою соперницу в нос. Правда, тут женская природа в ней возобладала, или она просто решила, что с первой кровью дуэль завершена, но она бросила шпагу и кинулась к графине, чтобы помочь ей. Но та в пылу схватки ничего не поняла и нанесла безоружной княгине удар, ранив её в руку. Тут в дело вмешалась прислуга, оставленная вдалеке. Мужчины услышали крики и поспешили на помощь своим хозяйкам, но так как дамы все еще были обнажены до пояса, они получили щедрую дозу брани и ударов зонтиком от баронессы Любинской. Дальше та же баронесса выполнила свои обязанности врача, перевязав раны, – к счастью, обе были не опасными. Дуэлянтки обнялись и пришли к примирению. Победительницей признали Меттерних, и выставка в Вене, подготовленная недавними смертельными врагами, имела огромный успех.

В целом же, к середине XIX века женская дуэльная лихорадка сошла на нет, превратившись в фарс. К примеру, из-за внимания известного композитора Листа французская писательница Жорж Санд дралась на ногтях с возлюбленной композитора, Марией д’Агу, а их избранник сидел в это время в соседней комнате, пил шампанское и ожидал финала схватки своих фурий. К счастью, в наше время девушки не так часто используют оружие для доказательства своей правоты, хотя интернет пестрит видео жесточайших женских драк, но тут хотя бы используют лишь кулаки и ноги, так что летальный исход редок. Поединки с участием женщин показывают нам, что воинское искусство не чуждо прекрасному полу, а оружие в руках сильно уравнивает шансы.


Рецензии