По конкурсу - Мастер класс-2019
http://www.stihi.ru/2019/09/28/5660 - Итоги конкурса
Подведены итоги самого престижного для Творческой Мастерской конкурса «Мастер Класс-2019», который ежегодно организуются для всех авторов СТИХИ.РУ, полностью овладевшими азами техники стихосложения, для всех, кто ценит язык поэзии (а не просто умения рифмовать свои мысли) и заинтересован в дальнейшем росте мастерства. Участие в данном конкурсе - это еще и приятная возможность дать урок мастерства стихосложения постоянным читателям Творческой Мастерской.
Заявки на участие собирались медленно, но в итоге я все же приняла 81 стихотворение, поэтому жюри было из чего выбрать. Мне, например, не хватало установленного Правилами количества произведений для отбора в шорт лист (хотелось большего числа мест!), да и допустимого количества "десяток" и "девяток" тоже не хватало!
Прежде, чем комментировать номинированные произведения, я сделаю небольшое отступление - поделюсь своими маленькими открытиями по процессу отбора стихов в шорт-лист.
Критерии отбора стихов судьями не могут и не должны быть одинаковыми для всех видов конкурсов. Всегда нужно учитывать особенности конкурсного задания. Например, если задание в конкурсе заключается в написании стихотворения, соответствующего заданному эпиграфу, то наибольший успех будут иметь не просто качественно написанные стихи, а те, чьё содержание наиболее полно соответствуют этому эпиграфу. Если конкурс посвящен освоению какого-то поэтического средства или приема - использования (тропа, фразеологизма, оксюморона, и т.п.), то наибольший шанс попасть в шорт-лист должны иметь не просто отличные стихи, но те, где заданное средство определено правильно и использовано в тексте наиболее уместно и интересно.
Совсем другое дело - конкурс поэтического мастерства "Мастер класс по стихосложению". Тема и жанр стихов здесь свободные. Темы могут быть самые разные, более того, содержание стихов одним судьям покажется интересным и близким, а другим - далеким от их личных интересов - от их личного опыта, возраста, настроения, предпочтений. Отбор стихов по понравившемуся содержанию (согласию с ним) будет в данном конкурсе неправильным. Авторы в "Мастер классе" в первую очередь должны показать свое умение легко, правильно и точно пользоваться СОВЕРШЕННЫМ русским языком и совершенным поэтическим. То есть, доказать свой профессионализм стихосложения.
Я, например, при голосовании по данному пакету, постоянно ловила себя на мысли, что отбираю в свой шорт-лист совсем не те стихи, которые меня зацепили больше всего (были мне близки в силу возраста, пола или убеждений!), а те, которые были написаны ПРОФЕССИОНАЛЬНО. Случалось так, что понравившиеся мне по содержанию стихи я в свой шорт лист не включала, но отбирала те, язык которых был богат, выразителен и точен, а образы - небанальны и уместны, рифмы и ритмика - отточены настолько, что стихи звучат мелодично и интересно. А еще (и больше всего!) те, где виден высокий уровень культуры, образованности автора, опыт прочтения им большого количества произведений мировой литературной классики!
Наблюдая за отбором стихов наших судей, я заметила, что эти критерии отбора не у всех строились именно на этих принципах - многие отбирали не столько профессионализм, сколько понравившиеся им темы, "спорили" с мнением автора, а не с его способностью излагать тему поэтической речью. Что, конечно, жаль, но всё же не столь страшно, поскольку стихи отбирала команда из 10-и очень разных по возрасту и характеру судей: сумма их разных вкусов должна была дать более или менее объективный выбор стихов-лауреатов.
А теперь давайте познакомимся с отобранными судьями стихами наших участников - с большинством из отобранных.
**************************************************
2. Сирень. Владимир Сорочкин
О, как спешит сирень цвести,
Когда ночами бьёт остуда.
Шепчу: «Прости меня, прости,
Моё нечаянное чудо…»
Пусть я ни в чём не виноват,
Но – посмотри, как – изнывая,
Сирень горит, слова горят,
Своей вины не сознавая.
Готов вобрать духмяный вихрь
Любой каприз, любую шалость,
Когда дыханье губ твоих
С небесным сумраком смешалось.
Как густ и сладок аромат
Цветенья, мая и печали. –
Мы столько лет уже подряд
Лишь этим воздухом дышали. –
Так неразрывны и просты
И бесконечны в дымке смутной
И эта жизнь, и май, и ты,
И этот день сиюминутный.
Обратите внимание на авторскую работу с тропами - сирень здесь в какой-то степени олицетворена, ее качества сливаются с чувствами персонажа, помогая нам понять его состояние. Поэтические образы стихов поистине " неразрывны и просты и бесконечны в дымке смутной..." Не о сирени и ее красоте эти стихи, а о персонаже, и именно это - здорово!
4. Танцуй, дитя. Ольга Альтовская
О, Девушка, как весел твой наряд!
Как ветрено-легки твои уборы.
Твои покровы вьются и парят,
И обнажают стан, лаская взоры.
Боса, ты – воплощенье Терпсихоры:
Стремительна, порывиста, легка.
С беспечностью ночного мотылька
Летишь на свет – нежна и непорочна
В желаниях, не ведая пока,
Как счастье мимолётно, как непрочно.
Как утренний цветок, что солнцу рад,
Прелестная любимица Авроры,
Неведомы тебе шипы утрат
И времени нещадного поборы.
Перед тобой бескрайние просторы,
Прозрачные как пенки облака.
И жизни полноводная река
Манит, несёт. Весна твоя – бессрочна,
А память – по-девичьи коротка.
Как счастье мимолётно, как непрочно!
Что жизнь – не сахар: зa;мети и град, -
Поймёшь с годами. Годы будто горы:
Взойдёшь – утихомирит снегопад
Дубрав осенних вдовьи разговоры,
И снe;ги остудят. Ещё не скоры
Твои преодоленья и тоска.
Печаль твоя – как бантик пояска,
А жизни вкус – как аромат цветочный,
Пока сама не выведет рука:
«Как счастье мимолётно, как непрочно!»
Играй, танцуй, дитя, и солнце пей
В кругу судьбой обиженных людей.
Плясала б так, когда бы знала точно:
В неукротимой радости твоей
Как счастье мимолётно, как непрочно?
Выбрана сложная техника - баллада из трех 10-и строчных строф аБаББссДсД
с рефреном и с посылкой. Само по себе корпение над точностью соблюдения всех канонов написания баллады читателя вряд ли восхитит - это школа, это практика обучения себя стихосложению. Но в данном стихотворении мне понравился язык стихов - легкий, литературный, точный, наполненный адекватными, уместными и выразительными образами. А еще - очень удачное включение рефренов в текст - они не кажутся навязанными правилом, а хорошо вписываются в изложение и продолжают начатое предложение. И содержание стихов хотя и чисто описательное, но цельное и связанное. Вполне профессиональная и красивая работа!
7. Река. Екатерина Падукова
Туманна река, широка... Глядеть –
ни берега, ни причала…
Печали мои – уносить воде,
выбрасывать снам песчаным…
Рассвет над рекою серо-лилов.
Сквозь дымку тумана пего
тревожная птица, взмахнув крылом,
летит – ей повсюду небо...
Зову – ты не слышишь, в твоих небесах
молчание, нет ответа.
Пустынно вокруг – лишь обломок весла,
как след позабытый чей-то.
Для меня в этих стихах есть какая-то особая магия - магия поэтической речи. Казалось бы - зарисовка, без всякого сюжета или философского открытия, но как же здорово передано настроение, как звучит стихотворение... Как много сказано вполне нейтральной фразой: "тревожная птица, взмахнув крылом, летит – ей повсюду небо..." и еще: "в твоих небесах молчание". Точнее объяснить свой выбор я не в состоянии, но... понравилось очень!
9. Вот это бабушка! Валентина Калёва
В голове жужжало, болели ноги –
Настроенья не было поутру:
Начала хозяйничать понемногу,
Но валилось всё из неловких рук.
Разозлилась – возрасту покориться? –
Да меня задёшево не возьмёшь!
Испекла любимый пирог с корицей
И достала ворох цветных одёж.
Примеряла долго – то шёлк, то бархат;
Палантины, шляпки – к наряду в тон:
Пусть соседка снизу сердито ахнет,
Разглядев на платье чудной фестон.
В правой будет сумочка, зонтик в левой…
Чуть подкрасить губы… Духи «Жасмин»…
Посмотрелась в зеркало – королева! –
И пошла… за хлебушком в магазин.
Стихи - образ, стихи - ирония. Отличный язык - богатый, выразительный, точный. Продуманные точные рифмы и выбор строфы - звучит прекрасно и бодро: ритмика помогает передаче настроения от стихов. При этом - лаконично: ничего лишнего, без ненужных пояснений и рассуждений.
13. Существа. Вера Сергеевна Бутко
Мне этой ночью снились существа,
Чья мудрость человеческой превыше.
Они хранят молчание - слова
Им не нужны, и голос их неслышен.
Им чужды зависть, страх, жестокость, гнев,
В их мире места нет деньгам и войнам.
Они живут века, а постарев,
Смерть принимают гордо и спокойно,
Не проронив ни звука. Их дары
Щедры и удивительно богаты,
И к людям эти существа добры,
Хоть люди перед ними виноваты.
Создания смотрели сверху вниз
На город мой - бурлящий, шумный, странный...
И было ясно: сколько ни тянись,
До их вершин уже я не достану.
Едва дыша, я обратила к ним
Изгибы хрупких рук - и ощутила,
Как по ладоням потекли моим
Их тел тепло и внутренняя сила.
Топтали облака небес кочевье.
Мне снились исполинские деревья.
Очень понравилась композиция стихов - стихи с интригой, разгадка которой находится в концовке. И хочется перечитать: когда уже знаешь, о чем рассказ, что именно здесь автор олицетворил, то всё воспринимается по другому - полнее! И опять видим литературный и ясный язык, любое предложение, на какое в отрыве от всего текста не посмотришь, выписано четко и естественным образом составлено. Достаточное количество уместных и выразительных поэтических образов - без навязанного переизбытка их!
16. Душа. Дмитрий Зотов 07
Услышь меня! Пожалуйста, услышь.
И перестань косить недобрым глазом.
Я говорю с тобой из тайных ниш
Твоей судьбы, мой спутник – бедный разум.
Как часто ты купаешься в крови.
И ломишься в открытые ворота.
Учить тебя прощенью и любви
Почти неодолимая работа.
Отыскивая мудрости исток,
Мы вместе пишем жизненную повесть.
Но если ты становишься жесток
Тогда я злюсь и превращаюсь в совесть.
Когда ты, ослабев в своей борьбе,
Не совладаешь с бренностью людскою,
Я снова стану нянькою тебе.
И провожу до вечного покоя.
Недолгое закончится родство.
За все твои дела меня осудят.
И новое возникнет существо,
Которое со мною выйдет в люди.
Стихи с интересным содержанием, стихи умного автора. В какой-то степени - стихи-поучение, наставление читателю (что совершенная поэзия не особо любит!), где верховенствует мысль, язык прозаический, а вовсе не поэтический, хотя и срифмовано все правильно - грамотно.
17. Птичье. Гера Шторм
...Я цеплялся за ветку, страшась упасть.
Наша стая, качая упругий воздух,
отпускала деревья, теряя связь –
оставляя гнёзда.
Чтобы снова вернуться, неся нам жизнь.
Мы хватали её и глотали жадно,
а она продолжала жужжать, кружить
и была нарядна.
Мама-птица учила меня летать,
говорила: не бойся расправить крылья.
Я боялся, но синяя высота
всё равно манила.
Мама-птица учила встречать рассвет.
Ветер, в шорох листвы заплетая трели,
разносил их по лесу, бросая вверх.
И они звенели.
...А мои не звенят, высота не та.
Надо мной небеса то белы, то чёрны.
Ветви-прутья вокруг не дают летать.
Мне кидают зёрна
очень странные птицы: их голоса
не встречают рассвет, крылья их без перьев.
Может, ветер и синие небеса,
мама-птица и шорох листвы в лесах –
снились, я поверил...
Стиль письма данного автора меня всякий раз завораживает нестандартностью и небанальностью изложения сюжета. Сюжет в стихах есть, но это не буквальный пересказ событий (как это бывает в слабенькой прозе!), а поданный нам языком поэзии, где за фактом всегда есть его образное изображение - второй план! Стихи написаны как будто от лица птенца, но это только художественный прием, на самом деле, рассказ идет о душе человеке, а не о птице... Глубокая философская лирика, стихи, в которые в любом случае стоит и хочется вчитаться.
18. Эмигранты четвёртой волны. Александр Носачев
Сколько судеб изломано
В переменах великих эпох…
И опять на все стороны
Отпускает Россия сынов.
Знаю – выбор нелёгким был,
Верю – с болью все нити рвались,
И словами неловкими
Объясняли про трудную жизнь…
Щедрой мерой посеяно
По европам и штатам зерно.
Но драконовым семенем
Обернётся к России оно.
И не мать и не мачеха –
Злобной бабой предстанет страна,
Чьи долги не оплачены,
Тяжела и бесспорна вина.
Длинной ложью украшено,
Как шикарно живётся им тут.
Не Россией, а Рашею
Дорогую потерю зовут…
Фантазируют небылью,
Но с тоски не стреляются, нет.
Офицерами не были, –
Не удержит рука пистолет.
Рубиконы все пройдены,
И текут незаметно года:
Тем, кто бросили Родину,
Быть безродной приблудой всегда.
Только память глубинная
Посылает счастливые сны,
Что вернутся с повинною
Эмигранты четвёртой волны…
Стихи с содержанием которых я полностью согласна, они мне импонируют именно своим содержанием, мыслями, гражданской позицией автора. И к технике нет претензий - к рифмам, к формированию строфы. Но все-таки они не для мастер класса: автор просто рифмует свои идеи, без всякого второго образного плана, все его чувства - буквальны, даны напрямую. Без поэтических находок, хотя есть в тексте и сравнения, и эпитеты.
21. А в городе Энске. Алина Анатольевна Коптева
А в городе Энске* без отдыха правит весна:
Теплеют ветра и разносят волну песнопений,
Дарующих веру. Цветению завязь тесна.
Среди облаков небосводу светлее и пенней.
Отзывчивы люди, приветливы парки и скверы,
И день, угасая, не станет ни блёклым, ни серым.
А в городе Дрянске* ещё далеко до весны:
На чахлых газонах цветение грязи, окурков,
Озлоблены люди, слова их грубы и скверны.
Здесь прячется день, о ненужности вечеру буркнув.
Ветра выдувают последнего счастья частицы,
А ночью тревожные мысли… не спится, не спиться…
Энчане лелеют и холят прекрасные дни,
Пьянеют от запахов благоуханной сирени.
Дрянчанам дарует природа циклоны одни,
В надежде, что станут духовней, светлей и смиренней.
Ошибка вчерашнего выбора необратима…
Счастливая жизнь невесома и слишком ранима…
Хорошая форма (аБаБСС), хорошие рифмы, внятный язык, интересная аллегория, но все же эти стихи тоже решены, как проза: здесь содержание (мудрое и хорошо изложенное) превалирует над поэзией. Все рассказывается, поясняется и красиво излагается, и даже троп присутствует (олицетворенный день, который "буркает" вечеру!), но все-таки мы видим рифмованный рассказ, изложенный фактами, а не поэтическими образами, за которыми прячется нечто большее. Отличная притча в стихах, яркая аллегория.
26. Утро День Вечер Ночь. Сергей Суворов 60
В бирюзовой рубахе навыпуск
По полям, по лесам с ветерком,
Разнотравье росою усыпав,
МАЛЬЧИК-УТРО бежал босиком,
Улыбался и зверю, и птице,
Даже хмурому ЮНОШЕ-ДНЮ -
Жаль не долго всё это продлится,
И никто не заплачет отнюдь.
Юный ДЕНЬ, с каждым часом взрослея,
Приводя в оживление всё,
Направлялся на запад быстрее
Мимо пашен, речушек и сёл.
За околицей ВЕЧЕР-МУЖЧИНА
Шёл с гармошкою наперевес...
О любви нёсся клик лебединый
Из лиловых закатных небес.
НОЧЬ-СТАРИК, как всегда, засыпает,
А влюблённая пара в стогу,
Снова МАЛЬЧИКА-УТРО встречает.
На осеннем туманном лугу.
Стихи, построенные на тропах: жизнь человека сравнивается с олицетворенными временами суток - утром, днем, вечером и ночью. И сделано это интересно. Мне не хватило только авторского вывода в концовке - яркого и небанального.
36. Слова легки, как облака. Татьяна Роот Чемезова
Cлова легки, как облака
В небесной бездне,
Их тайный смысл издалека
Прольётся песней.
Прольётся музыкой дождя,
Сплошным потоком,
По струнам сердца, не щадя,
По водостокам.
И виртуозная игра
Бездомной ночью
Как воплощение добра,
Как «Авва, Отче!»
... Освобождаясь от оков,
Каких – не важно!
Взрываешь музыкой стихов
Покой бумажный…
Строфа небанальная, и язык правильный, и настроение есть, но, пожалуй, - не больше того. Стихи - зарисовка, которые не идут дальше того, что уже сказано. И рифмы для мастер класса хотелось бы иметь и поточнее, и поинтереснее ("бездне-песней" или однокоренные "поТОКом- водосТОКом"). Конечно, все это допустимо, даже здорово, но не образец для обучения мастерству!
41. В лаборатории. Ольга Королева
По-весеннему дышит в открытом окне занавеска.
На каникулах все. Я в пустой лаборантской одна.
Луч блестит на паркетном полу ослепительно–резко.
И согретого воздуха в форточку входит волна.
Час сижу над дипломом – но время потеряно даром.
То качели под окнами, выйдя из спячки, скрипят.
То воркуют, слетев на карниз, голубиные пары.
И срываются вниз, где колышется солнечный сад.
Ты внезапно вошел. Я опешила. Ты не уехал?!
Ведь вчера на юга собирался и прямо на пляж.
Ты садишься со мною за стол с нерешительным смехом,
Успевая схватить покатившийся вдруг карандаш.
Он, наверно, сломался. Но в куртке есть нож перочинный.
Всё не верю глазам, шевельнуться боюсь и моргнуть.
Я впервые с любимым одна, с самым лучшим мужчиной.
И блестит под ногами изменчивый солнечный путь.
Очень милые стихи - интеллигентно, тонко, доверительно персонаж рассказывает нам о первой любви, и мы чувствуем, что стихи правдивы, что рассказ действительно - о любви, а не о чем-то выдуманном. Особого поэтического мастерства здесь нет, есть даже мелкий не устраненный недочет - смыкание согласных "С Самым лучшим мужчиной", но стихи написаны очень хорошо: они подкупают искренностью эмоций и точностью описания картинки - деталей, которые придают сюжету достоверность.
43. Парасомния. Владимир Николаевич Тюрин
Потухшие глаза, усталый взор,
бессмысленный, никчёмный разговор –
мы расстаёмся. Боль от свежей раны
и в горле ком, застрявший от обид,
и сын-малыш всё слышит и не спит –
вот сцена пытки в нашей мелодраме.
А лёд уже предательской змеёй
ползёт и пограничной полосой
пытается делить на «до» и «после».
Затихло даже время неспроста,
в душе уже гнездится пустота,
и мыслей рой конфликтами разбросан.
Гоню беду. Неясен мне разрыв.
Пусть в суматохе, чувства загасив,
мы отдалились. Жажду (видит небо)
назад вернуться – уничтожить зло,
что нас на расставанье обрекло,
разбив семьёй построенную крепость.
Чтоб вспыхнула та, первая весна,
кружившая любовью дотемна...
От страха жизнь мгновеньем промелькнула,
проснулся... рядом сладко спит жена,
улыбка счастья на губах видна
и нет с вещами моего баула.
Стихи, главное в которых содержание - оно насыщено и отлично изложено, используется интересная концовка, перевертывающая наше начальное представление о сюжете (это был только сон!). И форма строфы здесь нетривиальная - шестистрочник ааБссБ. А язык все равно ближе к прозаическому: что автор хочет нам сообщить, то он и говорит, не более того, второго образного плана в стихах нет, хотя отдельные тропы-сравнения встречаются. Хорошие стихи, пусть и не поэтический шедевр!
45. Девочка из лета. Твой Грей
Спрятал окна город под покровом сонным,
За порогом ветер в полудрёме стих.
Я тону в озёрах синих глаз бездонных
И вдыхаю тёплый шёлк волос твоих.
ХрУпка... невесома... девочка из лета
Голову склонила на моё плечо,
Словно хризантема золотого цвета,
Тает от объятий тоненькой свечой.
До груди дотронусь... дрогнули ресницы,
Губы потянулись тёплые к губам...
Слышу, сердце бьётся под ладонью птицей,
И в ответ... касанье щёк моих и лба.
Обожгло... и сразу закружило хмелем
Нежной хризантемы... девочки-цветка,
Огненной дорожкой по изгибам тела
Заплясали пальцы танец мотылька.
Я в себе смиряю натиск страсти жгучей,
Обнимая шейки тонкий стебелёк.
Приоткрылись губы... поцелуй тягучий...
И опять цветок мой на плечо прилёг.
Знаю, что доверит позже все секреты,
Лепестки раскроет, не сдержав огня,
Словно хризантема золотого цвета...
Девочка из лета, не сожги меня...
---
Ночь прошла, и город пробудило светом,
Солнечные зайцы прыгают со стен...
На моей подушке спят и пахнут летом
Лепестки опавших жёлтых хризантем...
Одни из лучших (профессиональных!) стихов по их исполнению. Возможно, кто-то скажет - молодежная тема, ничего нового про любовь, но как же красиво это сказано, как нежно, уважительно! Мы просто давно уже отвыкли от такой "изящной поэзии", от возвышенных чувств, от тактичного и уважительного описания их! Больше всего мне здесь нравится мелодия стихотворения и изумительные по точности и чистоте рифмы: каждая пара рифм по звучанию - как будто две половинки одного целого! И еще есть продуманная смена пар гласных звуков, создающая красивый ритм, который радует слух, как радует хорошая музыка. А образы? За основу взят один - главный образ хризантемы, с которой сравнивается ЛГ, а далее все используемые тропы активно дружат с главным сравнением - всё они образы природы: цветы, мотыльки, солнечные зайчики... Талантливо написано и очень профессионально.
46. Утро, крылья и хребты. Алексв
Флакон перламутра разбит над востоком,
Высокое утро грозит альпенштоком
Горам-лежебокам и спящим лавинам,
Слепящим потоком по сгорбленным спинам
Стекает в долины, глотая туманы,
И глазом орлиным взирает на странных
Людей - не иначе, в упрямстве железном,
На жизнь и удачу играющих с бездной.
Мы в связке - втроём, и - до срока - бескрылы,
Отвесный подъём тянет время и жилы.
Врастаем телами в границы гранита,
А небо - под нами в ущелья налито,
А жизнь - так вкусна, всю её вместе с ветром
Мы выпьем до дна, - что в пяти километрах.
С крылом на краю, подключив око камер,
Я молча стою, мир напрягся и замер.
Здесь - зона огня! Сквозь прицел из окопа
Глядит на меня ошалелая пропасть,
Зубами камней пасть ощерив злорадно...
Шли в гору - пять дней, пять минут - спуск обратно.
Шагнул... Над собой, вновь родившись из праха,
В провал голубой, над природой, над страхом.
Полёт - наша суть, цель - решить теорему,
Успеть обогнуть свой смертельный экстремум.
Граница тонка: тем удачней, чем ближе,
Язык ледника промахнувшихся слижет.
Прошли над хребтом, в сантиметрах, - но чисто,
Смерть щелкнула ртом, рты открыли туристы.
Над горной рекой просвистев, как снаряды,
Коснулись рукой чистых струй водопада.
А ближе? Нет, блажь! Врешь, проскочим... Успели!
Над рощей - вираж. Меж стремительных елей.
Дошли до нуля... Рвать кольцо?... Рано... Рано?
Не пухом земля - но покой параплана.
Живой? Но молчок! В паре метров как будто...
Поверхность, толчок... Вот теперь - с добрым утром!
Стихи, вдохновляющие на светлые воспоминания тех, кто побывал в горах и любит путешествовать. Такие чаще всего пишут по впечатлениям от горного похода и читают в кругу единомышленников - они нравятся. Стихи - содержание и, одновременно, стихи, написанные образно и ярко. Но можно ли их считать образцом совершенной поэзии? Вряд ли. Попарная рифмовка - самая простая, "народная" - сама по себе уже не образец мастерства. Особенно, когда рядом стоящие рифмы не везде идеальны и не всегда "авторские", много параллельных рифм - рифм из слов одной части речи в одном склонении. Есть и неудачное сочетание звуков "око камер" (ококАмер). Есть сомнительный смысл в предложении: "решить теорему, успеть обогнуть свой смертельный экстремум". Выражение "обогнуть экстремум" не совсем научно, к тому же - из другой стилистики, а теорема - это все же поиск доказательства, а не цель "успеть обогнуть...". Возникает ощущение фразы, сшитой под нужную рифму. В целом, язык стихов - разговорный, хотя и эмоциональный, яркий, язык устной речи, а не язык высокой поэзии.
48. Осень. Ирберег
Осень – яркая рыжая бестия,
Расставаться с кудесницей жаль,
Но мотовка была всем известная,
Потерявшая летнюю шаль.
По владениям шествуя барственно,
Одаряла природу красой,
Покоряла повадками царскими,
Свиту холода взяв за собой.
А по тропкам, изъеденным слякотью,
По пустым посеревшим полям
Озорной проходила гулякою,
Доверяясь дождям-холуям.
Затяжными, косыми заласкана
Под тепла уходящего сласть,
Будто девка: грудастая, властная,
В кураже озорно понеслась.
Бабой шалою, простоволосою,
Отпустившей судьбу под откос,
Позолоту разбавила проседью,
С резким ветром пустившись в разнос.
Богатейкой бывала надменною,
Но с разгульной душой становой,
И озябшую землю, степенная,
Укрывала последней листвой.
Мне роднёй чаровница блудливая
И отраден её перепляс,
Потому, что под песню дождливую
И её листопад родилась.
Пейзажная лирика - сочная, со своим лицом и со множеством ярких образов олицетворенной осени. Нравится то, что все эти образы дополняют друг друга и работают как одно целое на создание характера осени как "шалой бабы с разгульной душой". Это автору удалось - образ получился объемным, зримым, запоминающимся и небанальным. Из плохого - поспешность написания: у меня нет ощущения, что над этими стихами долго работали (вылизывали рифмы и подыскивали наиболее точный смысл слов) - рифмы в стихах не везде точные, а описание затянуто - оно повторяет уже сказанное другими словами.
49. Желанное... Лето Лёля
... Я бегу дорогой пыльной,
Тёплой, льнущей к голым пяткам.
Чуть прибитой скорым ливнем –
В даль-далече без оглядки.
В гости к лету тороплюсь я,
А оно мне горсть веснушек
Щедро сыплет: «Пой, Маруся!
Слышь, рожок зовёт пастуший».
Меж тугих пшеничных строчек
Маков цвет да васильковый.
Гвалт вороний и сорочий,
Да силок зари – бордовый
Тянет сети по-над полем,
Вяжет травушку, стреножит.
Стелет скатерть для застолий
И дыханьем сушит кожу.
... Мну тоску размякшей глиной,
Тёмной ночью, ком за комом.
Всё пытаюсь пуповину
Вновь связать с родимым домом.
Птицы, птицы рвутся к югу
Мне бы в стае затеряться.
И ослабив дней подпругу
Вдаль лететь, щекой прижаться
К хлебом пахнущей «ладони» –
Вольных пашен за станицей.
Небо ворот рассупонит
Над Кубанью – синим ситцем.
Тело, мысли – изменились,
Но душа осталась прежней.
Ночи жду, как божью милость,
Там, во сне, разрушу межи.
... Я бегу, дорога вьётся
В гору жизни, к той вершине,
Где из синего колодца
Дни вычерпывает солнце
Цвета спелых
Мандаринов…
Стихи с использованием народной лексики (даль-далече, по-над полем, рассупонит), исполнены в единой стилистике, хорошим поэтическим языком с интересными образами: "мну тоску размякшей глиной", "щекой прижаться к хлебом пахнущей ладони вольных пашен...". Есть яркие авторские фразы: "Всё пытаюсь пуповину вновь связать с родимым домом", "Тело, мысли – изменились, но душа осталась прежней"... Солнечное, запоминающееся стихотворение, наполненное с любовью к родному краю.
52. Последние деньки роскошнейшего лета. Георгий Булычев
Последние деньки роскошнейшего лета:
На солнце к тридцати, в тени под двадцать семь,
Деревья и трава в зелёное одеты
И даже по ночам не холодно совсем.
Я достаю шезлонг, чтоб нежиться на солнце,
Чтоб лысиной своей светить среди цветов,
Чтоб синеву небес в себя впитать до донца
И юность вспоминать под песенки битлов.
И память зазвучит, как реквием о прежнем,
Как песенный привет далёких лет и зим,
Как маленький оркестр, по имени Надежда*,
Как "Yesterday" и "Girl", как "Yellow Submarine".
А жизнь неслась вперёд, уже другое пелось,
Рассветное тепло сменил полдневный зной,
Иллюзии ушли, пришёл цинизм и зрелость,
Романтика битлов сменилась "Баккарой".
Хитами про любовь, про все её недуги,
Заманивал мужчин пленительный дуэт,
Их "Fill Me", "Love Me Please" и " Yes sir, I Can Booge"
Остались для меня эротикой тех лет.
Как занавес - закат, он смена декораций,
Ушёл двадцатый век, азарт его и пыл,
Я сильно постарел, но как себе признаться,
Что я всё меньше "есть", что я всё больше "был".
Каминные часы и столик для пасьянса,
Кассетная "Весна" и тёплый старый плед...
Теперь я полюбил старинные романсы,
Но в памяти храню все песни прошлых лет.
Стихи для читателей одного вполне конкретного поколения - для тех, кто знает эти мелодии, эту жизнь, эту обстановку. Стихи - задушевный рассказ персонажа о своих воспоминаниях. Для совсем юных читателей они уже не будут так созвучны и близки, как для ровесников персонажа, а со временем и вовсе перестанут быть понятными. Написано здорово, пусть и языком в большей степени прозы, чем поэзии. Почему Пушкин, писавший в позапрошлом веке о своем времени, до сих пор воспринимается нами современно? Потому что гений. Стихи на мастер класс, а точнее, вообще все наше с вами творчество, является мастерством только тогда, когда оно затрагивает вечные темы - чувства, взаимоотношения, проблемы, переживания, а не просто привязаны к конкретному и преходящему. Только такие стихи тянут на "Мастер класс", не правда ли?
55. Не дотянуться. Ольга Алейникова-Тинякова
Тихо плывёт в земляничный восход
Лунное блюдце.
Всё точно так же, как в детстве, а вот –
Не дотянуться.
Птицы, скучая, сидят на песке,
Даже без песен.
Новый узор на цветном лепестке
Неинтересен.
Ветер вспорхнул, и рассеял рассвет
Ночи усталость.
Сердце молчит и не дрогнет в ответ –
Отвосхищалось.
Нет от тоски у холодной земли
Верного средства.
Лучшее, что мы придумать могли –
Родом из детства.
Старый закон в те простые года
Был непреклонен:
Где б ни споткнулся, ты падал всегда
Маме в ладони.
Вот и теперь не обманет тебя
Детская память,
Тех воскрешая, кто хочет, любя,
Руки подставить.
Разностопная строка - это нестандартно, интересно, хотя и не ново. Все рифмы - точные, язык - поэтический. Правда, не все в образах я поняла - что за "ЦВЕТНОЙ лепесток"? Как-то странно подобрано это неконкретное слово по отношению к растению... А почему "в ЗЕМЛЯНИЧНЫй восход"? Хочется хотя бы минимального продолжения этого образа - для большей ясности... А содержание хорошее: "Лучшее, что мы придумать могли – родом из детства".
57. Смерть.Василий Толстоус
Умолкли птицы. Небо словно выше.
Звезда прожгла мерцанием простор.
Беззвучный вздох – полёт летучей мыши.
Затих дневной досужий разговор.
Повсюду тени. В бликах мостовая.
Незримо шевеление листа.
Мелодия вечернего трамвая
так непередаваемо проста –
но вдруг ушла, закончилась внезапно…
Остывший воздух дрогнул невзначай:
тупым стеклом по вечности царапнул
ночной мопед, стеная и стуча,
сжимая звуки в шорохи и звоны...
…И движется, смыкается, страшна,
из каждой щели, тонкой и бездонной,
бескрайняя, сплошная тишина.
Одно лишь сердце с болью и тревогой
наружу рвётся, зная наперёд,
что рядом, здесь, без света и дороги
землёю Смерть полночная плывёт –
её уснувшей тёмной половиной,
и выбирает время сладких снов.
Беспомощный, виновный ли, невинный,
и млад ли, стар – для Смерти всё равно.
Застыв, стою. Она струится мимо,
касаясь мягко полами плаща.
...И до утра, до спазмов, нестерпимо
немеет ниже левого плеча.
И тема необычная (не может не цеплять), и техника написания хороша - богатый, правильный язык, продуманные точные рифмы, поэтический слог, продуманный выбор образов: "Беззвучный вздох – полёт летучей мыши ", "тупым стеклом по вечности царапнул ночной мопед, стеная и стуча, сжимая звуки в шорохи и звоны...","без света и дороги землёю Смерть полночная плывёт", "И движется, смыкается, страшна, из каждой щели, тонкой и бездонной, бескрайняя, сплошная тишина". Прекрасный язык поэзии, понимание того, о чем и для чего используется каждый конкретный образ. Мастерские стихи.
58. Сокровище Итаки. Полонина Ирина
...Лети, мой слог, покуда не посеян,
туда, где не грозит снегами север,
и где Гомер не начал «Одиссею»,
и рукопись его ещё чиста,
где беззаботны стрелы Купидона,
а неба синь прозрачна и бездонна,
где ждёт да Винчи юная мадонна,
что девственна пока, как нить холста...
...Лети над кипарисовой завесой,
над синими цветами критских фресок,
над сонным побережием Эгейским,
где зреет в пряном мареве анис,
и будущее всё ещё во мраке,
но утро зажигает неба факел
от нежности, что прячет на Итаке
в сокровищнице ветреный Улисс...
Стихи, напоминающие мне стиль письма золотого века поэзии - легкие, струящиеся, мелодичные, написанные возвышенным стилем лексики, так необходимым настоящей поэзии. Здесь важно не содержание (хотя оно есть), а нечто, что стоит над содержанием, что нас лечит и учит красотой литературного слога. "Лети, мой слог, покуда не посеян, туда, где не грозит снегами север..." Прекрасная работа.
62. Благослови тебя, Господь... Алексей Бекорюков
Благослови тебя, Господь,
На день, не прожитый тобою:
Дай претерпеть, перебороть
Внезапный страх, сковавший болью
Всепоглощающего сна,
В котором горькая потеря,
Как рваный нерв, обнажена…
А ты, тоскуя и не веря,
Что мир – приветливый, родной –
Внезапно стал таким ничтожным,
Слегла в страдании больной
И поняла, что невозможно
Измерить тяжесть пустоты,
Пронзившей душу мрачным оком:
Ведь вместо «мы» осталась ты
В миру застывшем, одиноком –
Что стал отныне навсегда
Парализован, обесцвечен…
Лишь ярко вспыхнула звезда
От расставания до встречи,
И вдруг угасла… ты – со мной:
В груди недолго сердце билось…
Простившись с радостью земной,
Ты обрела другую милость:
Должно быть, смерти вопреки,
Мы стали чище и свободней –
И навсегда теперь близки
В блаженном Царствии Господнем.
Стихи содержательны и глубоки, это пронзительное послание к любимому человеку, ушедшему в мир иной. По исполнению тоже нет никаких замечаний - четкие строфы, чистый ритм, точные рифмы. Есть и очень сильные поэтические строки: "Дай претерпеть, перебороть/ Внезапный страх, сковавший болью/ Всепоглощающего сна,/ В котором горькая потеря,/ Как рваный нерв, обнажена..." Или: "вместо «мы» осталась ты / В миру застывшем, одиноком – / Что стал отныне навсегда/ Парализован, обесцвечен…" Достойные стихи!
63. Лоскутное одеяло. Вера Да Юра 2
У Веры всегда и всё хорошо - просто не может быть плохо,
она говорит - мол, время пришло, что уж тут ахать и охать.
Живёт одиноко, особняком - в доме лишь кот-приживала,
он шить помогает из лоскутов памятных дней одеяло.
Судьба ей дарила разную ткань - бархат, сатин, бумазею,
но годы свою собирают дань и никого не жалеют.
А Вера хранит прошедшие дни самых обычных расцветок,
разгладит с любовью те лоскутки и возвращается в лето,
где платья нарядны и коротки из невесомейших тканей,
где крутит пластинка старый мотив - смотришь и легче ей станет,
как будто не чай - живая вода ждёт на скатёрке из крепа...
Не обварила б, случайно, кота - Вера лет пять, как ослепла.
Стихи со своим лицом, и подобно стихам №13 (Вера Сергеевна Бутко), тоже с интригой: только в концовке мы узнаем самое главное о персонаже - о её слепоте, и это заставляет нас перечитать стихи и оценить их содержание по новому. Хороший - богатый и точный - язык, интересные и небанальные рифмы. Текст записан сдвоенной строфой - это ничего не прибавляет и не убавляет к их качеству - для нас представляет интерес не форма записи, а выбранный формат строфы - катрены с перекрестной рифмовкой.
70. Незабытое. Геннадий Солодилов
Пришла в наш дом на новоселье
Соседка с дочкой трёх годков,
Со мною рядом гостья села;
Я воспарил до облаков,
Потом в крутой сорвался штопор,
В груди ключом вскипало что-то,
Когда касалась хоть слегка
Моей руки её рука.
Не долго фея гостевала,
Сказала: «Дочке спать пора!»,
А я до самого утра
На душном ложе сеновала
Метался в жарком полусне
По неизведанной стране.
Вздыхала мама: «Разведёнка!
Гуляку-мужа прогнала,
А кто возьмёт её с ребёнком?»,
Но и подумать не могла,
Что тёплым вечером в беседке
Признаюсь я в любви соседке.
Терзают память до сих пор
Чуть снисходительный отпор,
Шутливый тон, обидный крайне,
Теснит привычно сердце грусть,
Едва случайно прикоснусь
К щемящей сладкой болью ране —
Незаживающему «Нет!»...
А было мне пятнадцать лет.
Простите все, кому я вторил
Как эхо тихое: «Люблю!»,
Но после бурь в бескрайнем море
В заливах тесно кораблю.
Не вам я лгал, себе, скорее,
Мне парус чудился на рее,
Надежда теплилась — опять
В него порыв любви поймать.
Душа томилась непрестанно:
Всё повторится, может быть?
Увы, по прихоти судьбы,
Ларец открылся слишком рано,
А в нём хранившийся алмаз
Доступен был единый раз.
Стихи написаны онегинскими строфами (ababccddeffegg), что в данном случае еще не повод считать стихи мастерскими. Но они мастерские, потому что помимо правильного чередования рифм, здесь есть прекрасный - легкий, правильный, литературный язык и поэтический слог. Рассказ о юношеской влюбленности по стилю изложения, по богатству языка и легкости изложения напоминает язык пушкинских строф из "Евгения Онегина". Подражание, скажете вы? Может быть... Тогда попробуйте написать также - сами! Подражать в использовании русского языка гениям - это не самая плохая привычка. Стихи прочла с большим удовольствием!
72. Игра теней. Галина-Солнцеворот
С утра печёт несдержанный июль.
Застряло солнце на покатой крыше.
Лучи пронзают кружевную тюль,
А тень своей прохладой руки лижет.
Игра теней… Какая прелесть в том,
Что кружится, по комнате, порхая
Июль влюблённый, ластится тайком
Нагие плечи нежно обнимая.
История не сказочная, нет, –
Обычная, из будничных реалий.
Но как красиво: тень и яркий свет
В пространстве однокомнатном совпали…
Еще один поэтический этюд, который по качеству исполнения напомнил мне стихи № 7 (Екатерина Падукова). Поэтично, мелодично, все предложения сконструированы естественным образом - правильным и понятным языком. Удачные стихи!
73. Одиночества нет. Алла Ром
Одиночества нет,
Так же, как абсолютной свободы,
Мы одной пуповиной повязаны все на Земле -
Ненавидим и любим, и дышим одним кислородом,
И маршрутом одним проплываем в космической мгле.
Одиночества нет.
Есть большая одна центрифуга,
Всё во власти её, но упрямо опять и опять
Мы в мелькании дней лихорадочно ищем друг друга,
Чтоб душой прикоснуться и сразу почти потерять.
Одиночества нет.
Наша жизнь - круговая порука,
Этот замкнутый мир - так случилось - сегодня мой дом,
Есть единственный выход для смертных из этого круга,
Что за ним - мы узнаем доподлинно только потом.
Одиночества нет!
Есть в квадрат заключённое небо ?
Есть разорванный парус, который не стали чинить,
Аритмия ночная, как временный фактор...
А мне бы
Растворимого кофе глоток, да суровую нить,
Чтоб отсрочить чуть-чуть -
Хоть на час, хоть на шаг, хоть на йоту -,
Миг, когда надо мной власть получит всеядный костёр...
Одиночества нет, только дуб во дворе отчего-то
Заскорузлые ветви молитвенно к небу простёр.
Вот и мы ищем рай
Где-то в сгустках созвездий далёких,
И отчаянно верим над пропастью в силу креста...
Одиночества нет? Почему же мне так одиноко?
Я пытаюсь забыться, наивно считая до ста...
Эти стихи многим судьям понравились. Являются ли они образцом поэтического мастерства? Я в этом не уверена. Стихи поднимают глубокую и важную тему - о сущности жизни, о состоянии души человека, об одиночестве, что не может не вызывать интерес, но язык ли здесь поэзии? Сравните язык этих стихов с языком стихов № 45, 17, 57, 58 или 70? Там - легкость и изящный слог поэтической речи, здесь - современный стиль лозунга, фрагментарность рубленых фраз, которые нужно додумывать и... к сожалению, местами есть ощущение случайно подобранных к нужной рифме слов. Есть и подстройки фраз под ритмику - вынужденные инверсии ("сразу почти потерять" вместо естественно "почти сразу потерять"). Все это мелочные придирки, скажете вы... Увы, мы все уже привыкли к такой речи в поэзии, мы именно так - рублено и фрагментарно (как в СМС) часто выражаем в стихах свои мысли, как будто с трибуны выступаем, но здесь-то речь идет о ПОЭТИЧЕСКОМ мастерстве! Стихи замечательные, умные, а вот образец ли для обучения мастерству поэтической речи, не знаю...
79. Всё хорошо. Ольга Грубская
Опять дожди...
Но на хандру не жалуясь,
Бреду с зонтом в густой толпе прохожих.
Ты только вспоминай меня, пожалуйста,
И каждый миг, который вместе прожит.
Умытая дождём, сияет улица.
Раскрашен день улыбками на лицах.
На ветке тополиной тонким люрексом
Узор из паутинок серебрится.
Всё хорошо.
И пусть дожди осенние
Затягивают небо в плотный занавес.
Смывает дождь плохое настроение
И каждый новый день
Родится...заново...
Где каждый новый миг — моё безвременье.
Где прошлое забыто... не без жалости...
С улыбкой в каждый день вхожу уверенно.
Ты только вспоминай меня, пожалуйста.
Хорошая лирика - лаконичная, образная, мелодичная. Придраться не к чему, разве что к странной - оборванной - структуре предложений в начале последней строфы: "ГДЕ каждый новый миг — моё безвременье. ГДЕ прошлое забыто... не без жалости...". А в остальном - мило. Есть правда, одно негласное правило создания образов: негоже природное сравнивать с сотворенным человеком ("На ветке тополиной тонким люрексом узор из паутинок серебрится"), если наоборот - это другое дело! Но это так, мелочи...
80. Отрешённой осени альбом. Яленка
Утро сизо, словно на мольберте,
где ложится краска молоком,
выхолощены бездушным ветром
вереницы жидких облаков.
Солнца обескровлены пигменты —
свет люминесцентный — голубой,
крики чаек — аккомпанементом
в отрешённой осени альбом…
Небо летом выжато до капли,
и у моря тоже грустный вид,
сейнер в дымке — белый дирижаблик,
разве что поэта вдохновит…
Расплываясь в мягкой акварели,
чахлой, грустной, чуточку больной,
зелень моря будто отсырела,
бьётся обесточенной волной…
Прекрасная пейзажная лирика - описана картинка природы небанальным языком - выразительно и с передачей настроения: мы не столько мысленно видим это картинку, но и чувствуем внутреннее состояние персонажа.
81. Июнь. Надежда Новицкая 2
Вот, гусеница - ловкая швея,
кладёт на лист стежки,
петляя телом,
вот, на дурманно-сладкий запах хмЕля
летит солидный медовик...
ШалЯ,
ты напеваешь мне «Полёт шмеля» -
смеёмся, что выходит неумело.
Вот, облако, как легкий парус, белый,
плывёт; рисую корпус корабля,
и мачту,
в воздухе рукой водя.
Сынишка тоже занят важным делом -
уже выводит ободок руля
и лыбится мордашкой загорелой.
Потом бежит к реке - наискосок,
кидает гальку,
каждый всплеск нам слышен,
ты, приобняв, мне в шею жарко дышишь,
на пояса наткнувшись узелок.
Я говорю, что аисты на крыше -
хорошая примета.
Видит Бог,
ещё родим сестрёнок и братишек,
пока не время,
и что нет излишек;
спасибо брату, хорошо помог -
подняли развалюху-теремок,
а то, пришлось бы строить дом из книжек.
Ты сядешь,
глядя из травы на сына -
копна волос, широкая спина,
как он умён и ладен - мой мужчина!
Из живота поднимется волна,
зардеют губы алою малиной,
прижмусь щекой,
упрятав за невинность,
желания стихийную лавину -
любви и благодарности полна...
Кольцом на голубом блеснёт луна;
спущусь к реке,
набрать воды в кувшины,
украшу дом -
поставлю в них люпины...
А утром в этом дом придёт война.
Еще один пример блестящего владения русской речью: она ложится в строки стихов легко, предложения строятся естественно (не смысл находится под рифму, а рифмы обслуживают смысл!), есть разнообразие слов и уместность образов. И конечно же - отличная композиция - только в концовке мы узнаем самое главное - о каком именно июне идет речь, отчего все стихотворение сразу же приобретает другой смысл, а все описанные детали - другую значимость...
************************************************
На этом, пожалуй, всё. Пусть на меня не обижаются те авторы, чьи замечательные стихи я здесь не разобрала: их было слишком много. А отбирала я те, где более или менее присутствовала чистая русская речь и поэзия, что для меня - один и важнейших признаков мастерства, даже если что-то другое в стихах не до конца удалось. Так бывает: все мы - не пушкины, к сожалению...
Спасибо всем, кто представил на конкурс свои произведения. Независимо от занятого места, вы внесли большой вклад в написание этой статьи и, я надеюсь, сами получили некоторую пользу от участия в конкурсе.
С уважением, Ваша АлКора. 30.09.19.
Свидетельство о публикации №119093003462
Огромное всем спасибо за прекрасную антологию мастерских произведений.
Читала и перечитывала, восхищаясь и удивляясь. Спасибо.
С искренним почтением и уважением, Галина.
Галина Ленкова 2 20.11.2019 16:40 Заявить о нарушении
Творческая Мастерская Алкоры 21.11.2019 07:44 Заявить о нарушении