Нет стержня...
У Чехова чрезвычайно редко человек умственного труда по-настоящему красив и прекрасен и это дало повод Ахматовой обвинить писателя в клевете на интеллигентов. Ещё бы... интеллигентом быть в сссР было быть запрещено, но кто мог предсказать во времена Чехова построение Гулага, во всесоюзном масштабе! В это даже сегодня не верят престарелые пенсионеры – особенно те, кто основал своё благополучие в системе военно-промышленного комплекса.
Да, я научился видеть глазами Чехова и заметил главное, что присутствует в его творчестве: абсолютное неприятие злобы. Той злобы тотальной, какая обычна у сокамерников, той позиции даже, которая делит людей на простых и сложных – таковое деление присуще сознанию раба, это как генетический код, матрица российского обихода. Не потому ли Антон Павлович признаётся: "я по капле выдавливаю из себя..."
Менторский тон, это не метод писателя, но только доброжелательное отношение к людям. Например, в Злоумышленнике: и к следователю, и к рыболову писатель относится уважительно, входит во все их обстоятельства и мне по-настоящему жалко: следователя с Семёном и мужичонку, в пестрядиной рубахе и плисовых штанах; толстого и тонкого, со всеми его узелками; жалко контрабасиста и флейтиста, которые не смогли ужиться вместе и экономии не получилось.
Таковая жалость писателя не унижает меня, но заставляет пристально присмотреться к себе и заметить очень важную вещь: рядом со мной живут живые, настоящие люди и им так же больно бывает и горько, как мне.
http://www.proza.ru/2014/01/11/918
Свидетельство о публикации №119093001129