Пациент больше мёртв, чем жив? Статья

«Среди показавших своё искусство на поэтическом марафоне попадались в самом деле удивительные экземпляры, но не в литературном, а скорее всё-таки медицинском смысле…»
Игорь Лощилов, «Поэты»

У каждого свой чёртик на плече. Вот и у меня появился такой чёртик: захотелось посмотреть, как оценивается поэтическое пространство Новосибирска и области (конечно, причины для этого есть, но так ли важны они?). Набрав в поисковике «О поэзии в Новосибирске», в выпавшем меню нашёл единственную обзорную статью, на которую и сослался в эпиграфе. После такой убийственной оценки мне всё-таки захотелось проанализировать состояние поэзии на основе своих собственных наблюдений за со-всем непродолжительный период моей жизни в этом пространстве (всего-то пять лет). Конечно, это моё субъективное мнение, но ведь указанная статья – тоже субъективное мнение её автора. Правда, он-то считает себя правым в последней инстанции (удивительный экземпляр в медицинском смысле?), а я так не считаю: возможно и другое мнение и другая оценка. В процессе анализа я намеренно не привожу ни названия поэтических объединений, ни имена авторов, хотя понимаю, что такой подход несколько снижает вес доказательной базы, но ведь цель моя – анализ состояния поэтического пространства, а не конкретных авторов, да и оценка того или иного автора кем бы то ни было всегда субъективна.
Итак, существует ли в Новосибирске и области поэтическое пространство?
На этот вопрос я могу ответить толь-ко положительно: да, существует! Причём это пространство очень значительно: только мне известно более двух десятков поэтических объединений в Новосибирске, да ещё в каждом районе области действует по крайней мере одно поэтическое объединение (а в некоторых районах и больше). Это разные поэтические объединения: в некоторых из них собираются люди, слабо владеющие техникой стихосложения и их цель – простое общение без больших претензий, но такие объединения тоже имеют право на существование. Я много времени уделяю редактированию стихотворений и всегда говорю автору: «Кто-то может написать лучше, чем ты, но никто не сможет написать так, как ты, и это – оправдание твоего занятия поэзией». Даже в слабом стихотворении встречается порой такой образ или такая поэтическая находка, ценность которой определить просто невозможно. Я помню даже случай, когда на крупном поэтическом фестивале автор был награжден за поэтическую строку, и я считаю это правильным. Есть и такие объединения, в которых проводится серьёзный разбор стихотворений или проводятся небольшие сообщения по теории стихосложения. Есть объединения, основной задачей которых является занятие поэзией с детскими коллективами, в некоторых из них это делается на достаточно высоком уровне. Найти поэтическое объединение просто. Для этого нужно зайти в ближайшую библиотеку в городе или даже в сельскую библиотеку, и вам обязательно помогут. Кроме того, имеется ещё одна площадка поэтического пространства Новосибирска и области: Новосибирское отделение союза писателей России. Я не член союза писателей, поэтому об этой площадке не имею права судить, но несомненно одно: они тоже что-то делают и без них поэтическое пространство было бы неполным. Но поэтические объединения – это не всё поэтическое пространство. Есть ещё огромный пласт поэтов, которых я в шутку называю «подподушечниками». Это поэты, пишущие только для себя. В последние годы одна из моих задач – выявление таких поэтов, и могу сказать, что среди них встречаются очень талантливые авторы, но как же трудно убедить их выйти на публику! Помню, пришлось приводить и такой аргумент: «У тебя есть, что сказать людям, и ты умеешь делать это очень профессионально, однако не желаешь этого делать. Это – преступление, за которое следует строго наказывать».


И каждый должен, что дано свыше,
Преумножая, передать дальше.

Теперь о поэтических направлениях.
Я сторонник смысловой поэзии, то есть самым важным в поэзии я считаю наличие у поэта чего-то важного, что следует сказать людям. При этом поэт должен суметь сказать это так, чтобы слушателям (читателям) было понятно, о чём ты говоришь, и чтобы сказанное за-тронуло струны души слушателя (читателя). Филологические изыски в такой поэзии не имеют определяющего значения, но язык изложения должен быть образным и точным (автор должен иметь большой словарный запас и умение пользоваться им). К счастью, таких поэтов очень много, и меня это радует. Итак, первая группа поэтов – сторонники смысловой поэзии. Вторая большая группа – сторонники поэзии, которую я называю «филологической», и о которой говорю: «Из каждой строчки выглядывает нахальная морда филолога». (Прошу не путать: название «филологическая поэзия» не имеет никакого отношения к филологам: как раз у них-то такая склонность встречается реже, поскольку они знакомы и с основами стихосложения и с глубинными основами русского языка. Это просто моё условное название поэзии такого типа). Особенность этой группы – использование филологических изысков, причём в таком количестве, что иногда приходится продираться через эти изыски, чтобы уловить смысл, заложенный в стихотворение. Я не сторонник такой поэзии. Потеря смысла ради красоты, по моему мнению, дело не стоящее внимания. В то же время я считаю, что такая поэзия имеет право на существование и знаю, что есть любители такой поэзии среди не пишущего населения. В эту группу часто входят авторы, несомненно обладающие поэтическим талантом, но увлечение такого рода поэзией снижает их ценность как поэтов. За всё приходится платить, и иногда эта плата очень высока. Ещё одна особенность, присущая в большей степени именно этой группе: использование в качестве филологического изыска нецензурной лексики. Особенно обидно становится, когда такой приём использует автор, имеющий достаточно высокий уровень техники стихосложения. Такое стремление понятно: хочется выделиться чем-то экстравагантным. И Бог бы с ним, таким автором, но когда такие стихи удостаивают высокой оценки на престижных поэтических фестивалях, то это уже – свидетельство патологии культурного уровня общества. К сожалению, такие явления случаются в поэтическом пространстве Новосибирска и области. Третья группа, которую нельзя не выделить – поэты, экспериментирующие в области техники стихосложения. Я с огромным уважением отношусь к этой группе: иногда у них получаются очень достойные результаты, но таких поэтов не так уж и много и очень часто такие эксперименты приводят к значительным потерям качества стихотворения.
Кроме этих основных групп есть ещё множество других, придумывающих для себя экзотические названия типа «поэты нового времени» или даже «современные футуристы», но это большей частью игра в необычность и не более того. Таким образом, поэтические направления представлены в достаточно широком диапазоне для удовлетворения любого изысканного вкуса любителей поэзии. Я уж не говорю о широком тематическом диапазоне поэзии: с этой точки зрения в новосибирской поэзии всё в полном по-рядке.
Очень коротко об уровне поэтического мастерства. Эта оценка никогда не может быть объективной: на вкус и цвет товарищей нет. По моему сугубо субъективному мнению, уровень поэтического мастерства авторов из Новосибирска и области достаточно высок и я не берусь сказать, у кого он выше: у горожан или у сельчан. И там и там есть очень достойные, и это не единицы, а десятки  авто-ров, способных достучаться до душ человеческих.
Уверен, что найдутся люди, которые, прочитав вышеизложенное, скажут: «Ну вот, нарисовал эдакую благостную картинку, на которую только и можно сказать:

Кричали женщины «Ура!»
И в воздух чепчики бросали».
И будут правы. Дело в том, что поэтическое пространство есть, но возможности использования его у каждого пишущего свои, и в этом отношении есть определенные трудности. Попытаюсь пояснить их.
Для каждого пишущего очень важно быть услышанным. Это можно сделать двумя способами. Первый способ – встречи с читателями. Казалось бы, при таком обширном поэтическом пространстве сделать это просто, однако есть в этом свои нюансы. Даже в Новосибирске, где поэтических площадок много, их посещение - это только общение с узким кругом собратьев по несчастью быть поэтом. Для поэтов, живущих в сельской глубинке, круг общения уменьшается практически до нуля. Добраться до любителей поэзии, не пишущих, чрезвычайно трудно.

Есть ещё возможность участия во всевозможных региональных конкурсах и фестивалях, но таких мероприятий не так уж много, да и опять же это – общение с теми же собратьями по несчастью. К тому же участие в такого рода мероприятиях не даёт объективной оценки уровня поэзии: чтобы получить значимый диплом, нужно ещё и некоторое везение. Многим поэтам с истинной божьей искрой страшно не везёт в этом отношении до такой степени, что они разочаровываются и уходят в подполье. Кроме того, есть очень неприятная тенденция в проведении конкурсов и фестивалей: некоторые устроители таких мероприятий вводят платное участие в них. Просто за то, что автор прочитает свои стихи, он должен заплатить пусть небольшую, но всё-таки плату. Я считаю это крайней чертой, после которой наступает неизбежный провал: дальше скатываться уже некуда.
Второй способ заявить о себе – публикации. Казалось бы, в этом отношении всё просто: заплати и можешь издать свой сборник. Но всё дело в том, что в большинстве своём пишущие люди не имеют возможности финансирования издания сборника, и получается, что издаются те, у кого есть деньги, но нет таланта поэтического. И даже если удаётся издать сборник, то возникают проблемы его реализации. Простая арифметика. Издав сборник, вы оплатили типографские расходы и расходы на подготовку сборника. Чтобы просто оправдать вложенные средства и создать какой-то задел для публикации следующего сборника, вы должны увеличить цену в два раза, а с учётом того, что нормальный человек делает бесплатные рассылки по библиотекам и школам, увеличение должно быть в три раза как минимум. Попасть в сеть реализации сборников очень трудно. Мне известны только два книжных магазина, которые принимают на реализацию, но в очень небольшом количестве и с увеличением цены, установленной автором, в два раза. Результирующая цена при очень высокой стоимости типографских услуг получается заоблачной. Попасть в так называемые «толстые журналы» практически невозможно. Я знаю три более или менее значимых журнала в Новосибирске. Первый из них – «Сибирские огни». При своём названии он вовсе не сибирский журнал. Если вы живёте в забытой Богом глубинке Новосибирской области, то шансы напечататься в этом журнале практически равны нулю. Надо быть гражданином Израиля, Канады, а ещё лучше какой-нибудь экзотической страны, вот тогда вас там напечатают не смотря на отсутствие поэтического таланта. То есть в окнах «Сибирских огней» не горят сибирские свечи.
Второй журнал – «Новосибирск». Здесь отбор ведётся с учётом поэтического таланта автора, но он финансируется настолько скудно, что попасть в него очень трудно. Третий заслуживающий внимания журнал – «Народное творчество Новосибирской области», но чтобы в нём опубликоваться, нужно показать себя на конкурсе «Таланты на-родные», а для этого нужно ещё и некоторое везение. Если ещё учитывать тиражи всех перечисленных журналов, то не так уж много читателей смогут увидеть напечатанное в них. Когда-то в Новосибирске была газета, через которую прошли многие авторы, но, к сожалению, она приказала долго жить по финансовым возможностям. Конечно, есть и несколько альманахов, в которых можно опубликовать стихи на платной основе, но и качество публикуемых материалов в них никакое: заплатил и тебя
опубликуют, не учитывая поэтический талант. Многие решают эту проблему уходом в интернет, но это тоже индивидуально. Всё-таки интернет – всемирная помойка, и искать в ней хорошие стихи не легче, чем искать иголку в стогу сена, а квалифицированной оценки вашей поэзии получить практически невозможно, да и вероятность того, что вас там заметят, близка к нулю.
Бытует мнение, что в наше время поэзия не востребована. Возьму на себя смелость возразить. Поэзия востребована, но чтобы она дошла до читателя (слушателя), автор должен суметь задеть струны его души. А это не так просто. Конечно, в наше прагматическое время спрос на стихи снизился: это не хлеб с маслом, тем не менее, если читатель (слушатель) услышит твою душу, то очень велика вероятность того, что он приобретёт твой сборник.

Трудно живётся поэту в наше время? Да, трудно. Невероятно трудно. А как поэту без поэзии?

Жизнь без поэзии поэту – катастрофа.
Он без неё не спит, не пьёт, не ест.
Служение поэзии – Голгофа,
И на неё поэт несёт свой крест

Но когда в России поэту было легко? Пожалуй, за всю многовековую историю только в семидесятые годы прошло-го столетия российские поэты были в почёте, но то время ушло безвозвратно. Однако Россия тем и отличается, что во многих передрягах она смогла выстоять потому, что где-то в потаённых углах её сохраняются её основы, её суть. Поэзия для русского человека – одна из основ, и она сохраняется при всех неблагоприятных условиях в тех же глубоко периферийных поселениях Новосибирской области, в  которых  живут  ничем  неприметные люди, «чудаки», занимающиеся
на первый взгляд никчёмным делом – поэзией, и в этом залог сохранения поэзии, а может быть и самой России.
Так что же ответить на вопрос, поставленный в заголовке? Мой ответ только один: поэзия Новосибирска и области живёт без всяких вопросов, пусть трудно, но живёт, и я уверен, что она и будет жить дальше, не смотря на любые невероятные трудности. Поэтому моё пожелание всем пишущим:

Трудись же, работай в потоке
Идущих стремительно лет,
И, может, увидят потомки
Тобою оставленный след.
12.09.13


Рецензии