Рюген, продолжение 4
В самом святилище стоял большой, превосходящий человеческий рост, кумир, с четырьмя ликами, Святовит (Белобог, Даждьбог)*, - вендский бог войны и победы у западных славян, и бог плодородия, согласно "Mater Verborum"**, противостоящий Чернобогу (дьяволу), всегда приносящему несчастья.
Храм Святовита в Арконе был не только главным святилищем руян, но и большей части западнославянского Поморья, его мудрые жрецы и преданные делам общины прихожане почитались прочими балтийскими племенами как священный народ, имеющий особую близость к богам, без согласия которого не принималось ни одно важное решение.
Здесь было сосредоточие всей веры и упования языческого духовенства, тут, в умелых руках верховного жреца-священника***, была сконцентрирована власть гордых и свободолюбивых островитян. Из всех противоречивых, до наших времён дошедших сведений, ясно одно - ругиев честили единоверцы и ненавидели враги - всё как обычно в истории человечества****. Вот как описывает их Адам Бременский, северогерманский хронист, каноник и схоластик XI века: "... остров расположен напротив вильцев (лютичей). Им владеют ране, храбрейшее славянское племя. …Ране, у других называемые руанами, - это жестокие племена, обитающие в сердце моря и сверх меры преданные идолопоклонничеству. Они первенствуют среди всех славянских народов, имеют короля и знаменитое святилище. Поэтому благодаря особому почитанию этого святилища они пользуются наибольшим уважением и, на многих налагая иго, сами ничьего ига не испытывают, будучи недоступны, ибо в места их трудно добраться."*****
Цитадель Аркона, известная как "крепость Яромаса", была одновременно святыней и убежищем для всех обитателей здешних мест, обладая мощным защитным валом и высоким, непреодолимым со стороны моря, частоколом. И хотя сам остров невелик - около трех дней пути с юга на север, да с запада на восток, и кажется легкодоступной добычей для предполагаемых завоевателей, он весь покрыт труднопроходимыми болотами и лесами...
- Что ж, неволить не смею, поступай как хочешь, только повремени чуток, пока Хельга хворает, с мальцами некого оставить.
- А ты?..
- Я, хоть и стар для рати, призван в ландвер, отлогие берега укреплять. Штормовые ветра и морские волны выедают наш белокаменный островок...
- Добро. Уйду в Перунов день.
- Будь по-твоему!..
(продолжение по ссылке)
http://www.stihi.ru/2019/10/06/6577
* Упомянут в "Славянской хронике" Гельмольда из Босау и описан у Саксона Грамматика в "Деянии данов" как главный бог - бог богов этого храма.
** "Mater Verborum" - средневековый энциклопедический словарь, созданный в IX веке в Швейцарии.
*** Подробные документальные свидетельства об этом племени встречаются во многих письменных источниках, начиная с X века. Гельмольд из Босау, монах-священник, христианский миссионер, проповедник, один из наиболее известных хронистов XII столетия, автор «Славянской хроники», написанной им на латыни сообщает, что племенем руян управлял князь, чья власть ограничивалась авторитетом жрецов.
**** Герборд, немецкий монах и биограф в "Беседе о житии Отто Бамьергского (XII век) называет Рюген островом Верания (Verania), а его жителей самым варварским народом.
***** "Деяния епископов Гамбургской церкви" ("Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum"), Адам Бременский
Свидетельство о публикации №119092806231