По мотивам
Эргару
http://stihi.ru/2019/09/28/3018
Человек поймал синицу.
А зачем она ему?..
Не в разведку, так в больницу
Уходи по-одному!
У синицы – дел по горло,
На носу уже зима.
За окном – здоровый город,
Крематории-дома.
За окном машины мчатся,
Суета и печкин дым*,
И живые домочадцы
Делом заняты своим:
Отпустить синичку-дочку
На простор родных полей
И увидеть в небе тучку,
А под нею журавлей!
Как из песни, клин усталый,
А устал-то он с чего?
Удирает, ёлы-палы,
От клинических снегов.
Эмиграция, по-птичьи,
Их назад не развернуть,
Но пора кормить синичку
И цикуты отхлебнуть.
Посмотреть в глаза сурово
Отравителям-врачам,
Отпустить на волю слово,
Чтоб гуляло натощак.
Остальное всё неважно;
Ты, синичка, подскажи...
Не душа была бумажной,
А история души.
28.09.2019 г.
*изм.
Свидетельство о публикации №119092805427
-
Это небольшая повесть, а точнее, – несколько рассказов о тех временах, когда ещё только начинали восстанавливать Оптину пустынь, и была у нас тогда при монастыре православная община мирян. Начинать здесь, вероятно, следует с самого начала – дождливый ноябрь 1988 года, и автобус везёт нас из Москвы в монастырь.
Вскоре после Москвы цивилизация кончается. Дороги – девятый вал, и мы не столько едем, сколько толкаем сзади буксующий автобус, вызволяя его из вязкой грязи. В общем, выехали из Москвы в шесть вечера и только в полночь проехали Калугу, хотя езды здесь на два с небольшим часа.
После Калуги в автобусе остаётся лишь пятеро православных паломников. Шофёр с тоскою смотрит на нас и изрекает:
– Заночевал бы я без вас у тёщи в Калуге, а теперь вези богомолов в монастырь. Нет, не поеду – автобус сломатый!
Шофёр ругается, а везёт, хотя автобус действительно «сломатый»: у него отвалился глушитель, часто глохнет мотор и заводится с таким лязгом и скрежетом, что автобус трясётся и дребезжит. И всё же мы едем, рискуя не доехать и с трудом различая сквозь рёв мотора голос шофёра, вразумляющего нас: «…коммуняки здесь всё разорили, а богомолы сдуру едут сюда. И зачем едут? А чтобы понять, есть ли жизнь на Марсе. Но жизни нет, транспорта нет, и я хожу на работу двенадцать километров пешком. Сбежал бы отсюда, да трое детей».
Вдруг тишина, остановка, и весёлый голос шофёра:
– Не дрейфь, лягушка, – болото будет наше. А вот, богомолы, ваш монастырь.
Автобус уезжает, озарив напоследок пространство фарами, и тут же всё погружается во мглу.
Монастырь где-то рядом, но где? Темень такая, что мы не видим друг друга. Хоть бы звёздочка в небе или огонёк в дали, но чёрное небо сливается с чернотой под ногами. И есть ли жизнь на Марсе, если вокруг глухая первобытная тьма?
Позже мы узнаем, откуда эта тотальная тьма – города и деревни здесь отключали тогда на ночь от электричества. А годы спустя, когда начнут газифицировать Козельск и монастырь, вдруг обнаружится, что работу по газификации здесь начинали ещё тридцать лет назад и сюда уже тянули газопровод. Но газификации воспротивились местные большевички, решив, что народные деньги достойней использовать на освоение космоса. Словом, не жизнь, а марсианские хроники.
Но всё это мы узнаем гораздо позже. А пока в поисках монастыря идём наугад в непроглядной тьме и забредаем в какое-то болото. В сапогах тут же противно зачавкала жижа. Разуваемся, выливая воду из обуви. А будущий оптинский иконописец, пока ещё студент, говорит во тьме:
– Сними сапог с ноги твоей, здесь святая земля.
– Молиться надо, – откликается ему из темноты будущая монахиня и поёт «Богородице, Дево, радуйся».
И вдруг даль откликается пением: «Богородице, Дево, радуйся, благодатная Марие, Господь с Тобой». Что это – эхо или видение? Но нам навстречу идут люди с фонарём и иконами и поют, славословя Пречистую Деву.
– А мы вас встречаем, – говорят они.
– Почему, – не понимаем, – вы встречаете нас?
– Потому что вы гости Божией Матери. Здесь Её монастырь.
В монастыре нас действительно ждут. На печи упревает в чугунке пшённая каша, а в термосе приготовлен чай с мелиссой и таволгой.
– В два часа ночи, – предупреждают нас за чаем, – начнётся полунощница. Вам с дороги лучше поспать. Но если пойдёте, то не опаздывайте, потому что первой по преданию в храм входит Божия Матерь.
Так началась для нас, неофитов, та новая жизнь, где было много событий всяких и разных. Но, предваряя дальнейшее повествование, расскажу лишь о первой оптинской Пасхе.
Благодать такая, что даже после бессонной ночи невозможно уснуть, и мы с подругой уходим в лес. Над головою по-весеннему синее небо, а под соснами ещё лежит снег. В лесу кто-то есть – лось, наверно. На всякий случай прячемся в ельник. И, подсматривая из-за ёлок, видим, как по лесной дороге стремительно бежит послушник Игорь, будущий иеромонах Василий (Росляков). Через пять лет его убьют за Христа на Пасху. А пока ему только двадцать семь лет, он мастер спорта и чемпион Европы. И послушник даже не бежит, а летит над землёю в стремительном беге атлета и, вскинув руки в ликующем жесте, возглашает на весь лес небу и соснам:
— Христос воскресе! Христо-ос воскресе!
И вдруг происходит необъяснимое: смыкаются над головою века, возвращая нас в ту реальность, когда вот так же стремительно бегут ко гробу Спасителя молодые апостолы Иоанн и Пётр. «Они побежали оба вместе; но другой ученик бежал быстрее Петра, и пришёл ко гробу первый» (Ин.20:4). Первым, опережая Петра, бежит любимый ученик Христа Иоанн. А как иначе? Разве можно идти мерным старушечьим шагом, а не бежать что есть мочи, если воскрес Учитель? Христос воскрес! А ещё с вестью о воскресении Христовом бегут по Иерусалиму Мария Магдалина и другая Мария: «они со страхом и радостью великой побежали возвестить ученикам Его» (Мф.28:8). Как же молодо христианство в его истоках, и святые по-молодому на Пасху бегут.
Вот об этом молодом христианстве уже нынешнего века мне и хочется рассказать. Оговорюсь сразу, в новоначальных много наивного. И всё-таки это было то время, когда на Пасху хотелось бежать, возвещая встречным и каждому: «Христос воскрес!» А ещё мы подражали первым христианам, желая жить, как жили они. Попытка жить «аки древние» не удалась. Но такая попытка была, и мы были в ту пору самыми счастливыми людьми на земле.
Марина Сергеева-Новоскольцева 18.02.2025 13:30 Заявить о нарушении
-
А я твои стихи задую,
как свечку Богу на боку.
А я дожди тебе задумаю
по красным грядкам тёплых губ.
О сад! Осадою настурций
ты упоителен и горек.
Мои слова в тебе протрутся
и добегут до аллегорий.
О, сад мой ленный, мальчик левый.
Спокойной ночи – баю-баюшки!
Ты выстрадан самим Поленовым
и наречен однажды Бабушкиным.
Ты – Лермонтов, ты жаждешь лета
с Лопухиною в лопухах,
чтоб пахли вербой эполеты
и верой голос набухал.
Ты – Пастернак и ты болеешь,
но опадают неспроста
поверх заборов и барьеров
твои волшебные уста.
Ты – Хлебников, ты – хлеб в мешок,
и в путь раскованней и бойче.
Слезит, слезит дурной снежок
твои чахоточные очи.
Но лишь погаснут звёзды-жёлуди,
ты – Маяковский и горазд
тащить скорее кофту жёлтую
на рёбра гениальных глаз.
О сад! Мой алый окоём!
Непризнанный, седой, державный!
Зачем ты стольким одарён,
когда другие так бездарны.
Когда другие, очень умные
И унавоженные благами,
дрожат промокшими собаками,
показывая зубы – ульями.
Им холодно, мой сад, им страшно,
что самородочком с реки
я, первобытным ливнем ставши,
навеки смою их стихи.
Не будет ни двора, ни города,
ни улиц, где сейчас мне тошно.
И только я к тебе на голову,
и только ты мне в губы тоже!..
-
Леонид Губанов,
зима 1964
Валерий Новоскольцев 18.02.2025 22:06 Заявить о нарушении