У водоёма

Каждый раз у водоёма
Навевает ветер дрёму.
Вижу лебедя, плывущего вдали.
Он играет и резвится,
Замирает гордой птицей,
Облака над ним, как будто корабли.

Мир вокруг такой огромный.
Становлюсь я невесомой,
Отрываюсь от поверхности земли
И плыву подобно рыбе,
Мне в движениях изгибов
Путь неведом и едва определим.

Плыть куда-то бесконечно,
И не важно – утро, вечер –
Неразрывной частью стать бы естества.
Отрезвляет разум холод.
Снова мой заплыв недолог.
Осень близится, и кружится листва.

Бабье лето в ярких красках.
Я спешу к воде с опаской.
Вновь увижу ли тебя, мой господин?
Забери меня ты, либо
Назови своей Калипсо…
Но не слышит лебедь, плавая один.

Написано на конкурс "Калипсо или водные процедуры". По результатам - 2-е место: http://www.stihi.ru/2019/09/23/376

Иллюстрация: художницы Елены Бартеневой.


Рецензии
Татьяна, может быть вы мне здесь раз и навсегда объясните свои нападки
на пиррихии в чужих! стихах, как будто сами пишете без них?
Вот ваш хорей:

Мир вокруг такой огромный.
Становлюсь я невесомой,
Отрываюсь от поверхности земли
И плыву подобно рыбе,
Мне в движениях изгибов
Путь неведом и едва определим.
.
! - ! - ! - ! - A
(-) - ! - (-) - ! - A
(-) - ! - ! - ! - - - ! B
(-) - ! - ! - ! - C
! - ! - (-) - ! - C
! - ! - ! - ! - - - ! B
.
Предположим, что в идеале пиррихии должны симметрично совпадать по расположению
в зарифмованных строках. В таком случае у вас целых ПЯТЬ "недопустимых"
пиррихиев: (-) на строфу. И критик, пользуясь вашей манерой,
будет указывать автору капслоком, например:
"стАновлюсь я нЕвесомым"

Другая ваша "фишка" - стыки согласных.
Которые реально критичны только при нарочитом слитном прочтении слов
и далеко не всяких согласных. И в то же время у вас в Анонсе (как образец):
"ЗачеМ Мне ложный псевдоним" (Кстати, а, действительно, зачем?)

Гольгертс   22.02.2020 12:10     Заявить о нарушении
Олег, и снова удивляете, друг мой!
Нежелательные пиррихии в схеме 4-х и 6-сти сложной строке хорея (!) в данном тексте отсутствуют полностью. Сие было написано по схеме. принимая Ваше обозначение:

- - ! - - - ! - A
- - ! - - - ! - A
- - ! - - - ! - - - ! B
- - ! - - - ! - C
- - ! - - - ! - C
- - ! - - - ! - - - ! B

Надеюсь, Вам не надо объяснять бессмысленность написания "чистого" хорея?
Или показать на примере? Ну тогда почитайте Пушкина, где в 4-х стопном хорее приведена такая же схема обязательных ударений на 2-4 стопах:

Александр Пушкин "Зимняя дорога"

Сквозь волнИстые тумАны
ПробирАется лунА,
На печАльные полЯны
Льет печАльно свет онА.
По дорОге зимней, скУчной
Тройка бОрзая бежИт,
КолокОльчик однозвУчный
УтомИтельно гремИт.
Что-то слЫшится роднОе
В долгих пЕснях ямщикА:
То разгУлье удалОе,
То сердЕчная тоскА...

Есть ещ

Татьяна Игнатова 5   22.02.2020 17:34   Заявить о нарушении
Есть ещё вопросы по данному тексту?
Последний вопрос не поняла.
Стыков согласных в обсуждаемом тексте нет.

Татьяна Игнатова 5   22.02.2020 17:38   Заявить о нарушении
Мне-то как раз всё комфортно в этой ритмике,
это вам постоянно неймётся, когда слышите те же самые пиррихии у других.
Элементарно можно стать в позу и заявить, что не совпадающие пиррихии
в зарифмованных строчках - это ритмический ляп! И никакой Пушкин вам не поможет.
Потому что "критик" - дебил. Вы постоянно "ловите блох" в стихосложении,
видимо, хобби такое. Что же, больше вопросов не имею, как и смысла в конструктивном
диалоге с вами.

Гольгертс   22.02.2020 18:00   Заявить о нарушении
Олег, Вы хамите. Я не давала Вам повода. Если Вы не пытались разобраться ни в этом тексте, ни в текстах, которые где-то когда-то подлежали критике мною, то кто виноват? Я руководствуюсь одними и теми же принципами и критериями, согласно достигнутому на данный момент. А вот, Вы к чему стремитесь, запрыгивая в последний вагон уходящего будущего? Я уже не знаю...

Если у Вас есть личные претензии и Вы с чем-то не согласны, можно задать вопрос. А так... Не хотите конструктивно говорить, обвиняя меня в вылавливании блох - разберитесь с самим собой. Но голословие здесь ни к чему.
Не хотите общаться - не общайтесь. Я Вас не звала. А хамить то зачем?

Татьяна Игнатова 5   22.02.2020 18:16   Заявить о нарушении
Насчёт мух...

Гольгертс Печатная поэзия и песни

Основная схема, где указаны обязательные интонационно сильные места, на которых не должны попадать пиррихии
/_ _ _ /_ _ _ /_
*

А теперь обозначу нежелательные пиррихии, которое приводят к восприятию неправильного ударения:

Печатная поэзия и песни
различны, как скульптура и картины.
Их сравнивать, наверное, не честно.
Как свойства коньяка и никотина.

Вот сказочный мотив известной саги.
На конкурсе стихов, увы, без шансов.
Поскольку не секрет, что на бумаге
иные песни выглядят ужасно.

Какие здесь акценты характерны,
где паузы и как распеты слоги? 1)как (под ударением)
Влияет даже сОкровенность тембра 2)
на наше впечатление в итоге.

И текст, где всё просчитано до буквы.
Его в сети недавно разместили.
Без разницы – что бред анаколуфный,
что Образец классического стиля. 3)

Там столько позитива и морали,
что приторно становится и грустно.
Порою лучше, чтобы замарали,
втоптали в грязь фальшивое искусство.

Лежат без интонации слова,
которые слепились еле-еле.
Так важно, чтобы тексты сами пели
без Инструмента в наших головах. 4)

А теперь по вылавливанию блох неблагозвучия:
беЗШанСов, ТЬ-Т, на-на (есть такое название группы), кст-гд, о-о.

____________________
Заметьте, я единственная из 4 арбитров всё-таки отдала голос в Вашу пользу.
Так за что мстите? Мне не понятно.


Татьяна Игнатова 5   22.02.2020 18:36   Заявить о нарушении
Мне вот только интересно, вот в нашей "ударной" схеме на ритмическом конкурсе,
там же по определению пиррихиев не будет. Что же вам делать в таком стихе?
Вот ведь ужас... Ах, да... ещё же стыки, "бормотания", куда же без них.
Татьяна, но ведь это же не только меня касается. Я специально слежу за вашими
"обзорами". Первое, главное, и часто единственное, на что обращается внимание -
это стыки и пиррихии, кок будто только из них стихосложение и состоит.
Изредка ещё по грамматической рифме пройдётесь, но это и так очевидно.
В скучном поэтическом мире живёте, увы и ах!
А за "хамство", извините. Разные смыслы мы вкладываем в это слово,
да и не только в это. А не совпадающим людям плотно общаться не стоит,
вот я о чём. Потому как чревато непонятками всякими, даже без какого-либо
намеренного злого умысла.
Кстати, о конкурсе. Мой вариант уже готов.
И, знаете, я даже благодарен вам за вашу настойчивость в плане отмены постоянных цезур
строгой иктовой схемы. Изначально я предполагал, что едва ли из этого получится
что-либо благозвучное. Но когда стал прорабатывать композицию целиком,
сделал первые наброски, впечатления о форме несколько изменились.
Это ведь тоже определённого рода поэзия ограничений, которая требует гораздо
более тщательного подбора слов. В более свободной форме, часто выбор останавливается
на самом первом или втором варианте. А здесь этот ритмический пазл автору
не даёт расслабиться. Ну и рифму расширенную, я, конечно, применил.
Ибо, рифма - это уже моё... всё!
Тут другое.
Нужно будет всё-таки посмотреть на поступающие заявки.
Мне представляется, что ритмика: "Очи чёрные" они же "Кошки серые" - это несколько
другой "вид спорта". Ну, не знаю... как шахматы и волейбол.
Я бы и "кошек" написал с внутренней или эхо-рифмой.
Дактиль вообще для рифмы - поле непаханное!
Но если вам не терпится - я уже готов.
Ещё раз, извините... если что...

Гольгертс   22.02.2020 19:08   Заявить о нарушении
Олег, я, если честно, не обижаюсь... Есть более обидные вещи по жизни, особенно от близких - это да.
Мы здесь не для этого, и потому каждый раз готова найти взаимопонимание с Вами. Я Вас уважаю за поиск формы, непростых решений и вообще за неординарность. Таких мало.
***

Смотрите, логаэд. Это не хорей. В него над въехать и он должен с первых строк закрепиться для восприятия неискушённого читателя, а посему очень важны, предельно важны, первые строки. Ибо по ним формируется представление о заданном рисунке. Поэтому я на них обращаю особое внимание и потом отталкиваюсь. И НЕ ТОЛЬКО В ЛОГАЭДЕ: Например, для 5-ти стопного ямба (хорея) важно определиться с 2-3-5 стопами сильными или всё-таки 1-3-5 стопы. А что происходит? Автор начинает за здравие, а потом... как на душу ляжет вкривь и вкось. Или в начале раздробит мелкими ритмическими фракциям, а потом на что-то претендует. Приходится перечитывать, дойдя до середины.
Логаэд - это в первую очередь чёткое чередование двух-трёх сложных стоп. А если это каша? Как его понять? Ладно, если в начале задан... ну а если валять ваньку с самого начала - халтура. Поэтому не в рамках конкурса допускаю некоторые фривольности, но не в начале.
Почему занимаюсь таким отцеживанием - (такое же требование и к себе), а это потому, что дальше уже становится не интересно.
Например, купили вещь - красивая с виду, а швы все вкривь и вкось, немного рукава разной длины. Портной негодует - а что такого? Смотри, какой фасон - прям с итальянского журнала. А то, что он материал испортил? И невооружённым глазом видно, что напортачил! Правда, рабочий народ может быть и не заметит, скажем так, а вот в другом месте, сразу поймут, что не фирма, а самострок. Простите, просто сейчас отвлекалась на швейное дело в домашних условиях))) Поэтому такой пример.
Короче, в зависимости от ситуации - рост требований.
С самого начала была против этих соблюдений цезур, ещё до публикации конкурса, когда увидела текст нового проекта. Жёсткие рамки - это форма, основа:
/_ /_ _
А дальше крути, как хочешь. Но это было только моё мнение, которое было против печатания пирожков по одной форме... Но ведущая не я.
Но раз можно без цезур, да ещё с Вашей подачи - без каких то союзов и предлогов на сильных местах - всё! Начала. Но мне надо время. Дам знать, когда буду готова. Вы ответите и опубликуем почти одновременно, чтобы показать свой собственный опыт и представление. Без Вашего ответа не публикую.

Татьяна Игнатова 5   22.02.2020 20:07   Заявить о нарушении
И всё-таки давайте договоримся, что называется, "на берегу".
Я уже поднимал этот вопрос в ветке обсуждения, но возможно вы пропустили:
.
Андрей, здесь ключевой вопрос однозначного! "сваливания в анапест".
Вот мы тут сошлись на недопустимости применения предлогов и союзов, например:
"на прощание" или "и, наверное", "за предательство" и так дальше...
Вот это реальное "сваливание". Потому как считается ошибкой в принципе ставить
предлог или союз под схемное ударение.
Но что вы скажете, например, о местоимениях: "мы проверили"
или наречиях: "как увидели", "где оставили?"
.
Итак. Мы договорились о недопустимости союзов и предлогов - это в силе?
Потому что в двух, трёх местах у меня есть местоимения и наречие.
Переделывать я ничего уже не стану.
У меня теория "гончарного круга" при написании текста.
Я леплю свою посуду, пока вращается "гончарный круг".
Потом условный гипс застыл и вмешательству не подлежит.
Можно просто разбить вдребезги и собрать новое. Вот такая странная теория.

Гольгертс   22.02.2020 20:28   Заявить о нарушении
Олег, да я поняла сразу... и поэтому "вроде" выкинула из своего текста, как предлог, безжалостно и сразу.
Остальное, кроме союзов и предлогов - можно. Договорились. И то, ради спортивного интереса, т.с.
А сколько у Вас катренов получилось? Можно узнать?

Татьяна Игнатова 5   22.02.2020 20:35   Заявить о нарушении
Н-да...
Я вот тут подумал, а может излишен такой уж формальных подход?
Может всё-таки смотреть на само слуховое применение, если так можно сказать?
Ведь предлог предлогу рознь в этом смысле.
Возьмём частицу: "вот"
и, например, фразу в том же хорее: "вОт и нАша крОвь"
Разве возможно прочитать в таком контексте это "вОт" - безударно?
А ведь это частица - тоже служебная часть речи.
У меня стихотворение начинается с "где".
Все словари подтверждают, что это наречие. Но чем ритмически оно лучше, чем то же
"врОде?" Ну, например: "врОде дЫма нЕт" ну кто здесь определит пиррихий?
Вот так пишешь пишешь, прислушиваешься, а оказывается "предлог",
но ведь это же совсем не тот безударный предлог, как те же "на" или "за?"
Вот у меня есть "сквозь" - думал тоже наречие, сейчас посмотрел
и оказалось, что если в контексте винительного падежа (сквозь чего-нибудь),
например: "сквОзь песОк" то тоже "предлог" (будь он неладен).
Но я очень хотел бы послушать того, кто продекламирует, пропоёт мне
это "анапестом". Татьяна, я право в замешательстве.
Тут же дело не в поиске "лёгких путей", я ЗА любую сложность, но за разумную, а вы?

Гольгертс   22.02.2020 21:17   Заявить о нарушении
Я тоже... в недоумении. Но поезд пошёл...
Давайте так. Умерим пыл - получилось, и хорошо.
Так сколько катренов? Что-то я у ведущей не вижу в условиях...

Татьяна Игнатова 5   22.02.2020 21:28   Заявить о нарушении
Ну как же...

6. Фантазии участников ограничены одним стихотворением в 8 – 24 строк(+2 строки, в крайнем случае). Просьба соблюдать это условие!

У меня 12 строк. (три строфы)
И давайте и "вроде" и "сквозь" оставим. Пускай там "Рихарды" всякие беснуются.
Какой он "художник" он на конкурсе по Саврасову показал.

Гольгертс   22.02.2020 21:52   Заявить о нарушении
3 строфы... попробую остановиться.

Татьяна Игнатова 5   22.02.2020 22:45   Заявить о нарушении
А я последние года два пишу стихотворения исключительно с финальной строфы
и ничего не могу с этим поделать.
Учитывая ваше замечание относительно изначально заданного ритма всего текста
именно первыми строчками - есть повод для размышления.
Хотя, думаю, для продвинутого автора это не должно быть проблемой.
Тем более, что и написании изначально финала тоже есть свои преимущества.

Гольгертс   22.02.2020 22:54   Заявить о нарушении
Олег, всегда знаю, к чему иду. Читаю сборники поэтов с конца... привычка.
Иногда пишу тоже с конца, но чаще чувствую потенциал - как потребность выражения. Задача выразить законченную мысль и вовремя остановиться.
Вот, я и остановилась. Я готова! 23.30 - пойдет? Выкладываем?

Татьяна Игнатова 5   22.02.2020 23:13   Заявить о нарушении
В принципе, можно.
Только что-то я устал сегодня. На обсуждения какие-либо сил уже не хватит.
Ну тогда завтра подключусь. Давайте 23.30.

Гольгертс   22.02.2020 23:22   Заявить о нарушении
Да, выкладываем в 23.30 и не обсуждаем.
Дел ещё полно... и устала тоже. Но завтра буду только после обеда, с утра уйду.

Татьяна Игнатова 5   22.02.2020 23:24   Заявить о нарушении
Аналогично. И я к вечеру подтянусь.
Да и куда нам спешить?

Гольгертс   22.02.2020 23:26   Заявить о нарушении
До встречи!

Татьяна Игнатова 5   22.02.2020 23:29   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.