Книжная полка-119. Э. Бёрджесс. Заводной апельсин
Мы продолжаем публиковать эссе наших авторов о книгах, которые они прочли, которые их взволновали.
Сегодня слово Алле Цуранде, которая расскажет о книге Энтони Бёрджесса «Заводной апельсин».
Страница автора эссе тут: http://stihi.ru/avtor/curanda
Заводной апельсин
История романа такова. У Энтони была любимая жена. Когда Луелла была беременной, случилась самая страшная вещь в их жизни — ее избили и изнасиловали четыре дезертира. Она потеряла ребенка, потеряла веру в жизнь и хотела одного, умереть. Энтони тоже был в депрессии. Он не знал, как помочь жене, а она начала пить и несколько раз пыталась покончить с собой. Затем у Бёрджесса диагностировали неоперабельный рак.
Времени на жалость к себе у него не было, надо было как-то устраивать будущее своей любимой женщины. Берджесс и раньше что-то писал, а тут он придумал, что будет писать для заработка. Он брался за все, не брезговал ничем. Иной раз у него выходила откровенная халтура, иной раз получались вполне сносные вещи. Получился и шедевр, «Заводной апельсин» — сатирическая антиутопия о банде подростков, их нечеловеческой жестокости и невозможности быть хорошими по принуждению…
«Я пытался писать комические романы о трагической участи человека», — объяснял Бёрджесс.
«Заводной апельсин» он писал собственной болью, и это была терапия — его перестали мучить кошмары, которые не отступали после страшной истории с женой.
В оригинале в «Заводном апельсине» была еще одна глава, в которой главный герой пересмотрел всю свою жизнь, увидел, как отвратительна жестокость, и решил, что постарается измениться. Берджессу такой финал казался естественным, он считал, что жестокость в человеке противоестествена. Но издатель счел финал фальшивым, нравоучительным и решительно его вырезал. Именно этот, сокращенный вариант, экранизировал Кубрик, и Берджес очень переживал по этому поводу.
Алекс, его друзья - гипертрофированный продукт массовой культуры: жестокие, циничные, наслаждающиеся насилием. Но автор не наслаждается описанием событий, он задает читателю вопросы, на которые подспудно отвечает сам: допустимо ли жестокостью излечить жестокость? Если ты в корне изменился, имеет ли для общества значение, или оно будет и должно продолжать мстить? Может ли общество брать на себя функции палача? И в чем суть наказания - кара или перевоспитание?
Свидетельство о публикации №119092301479
Увы, книгу я не читала. Как-то не сложилось. А вот фильм вызвал большой интерес. Я почти уверена, что идеальная картинка сгладила добрую половину ужаса происходящего. А сокращённый финал подтвердил старую истину, что горбатого могила исправит.
Но вопросы, прозвучавшие в конце эссе, ждут ответа, и мне вспомнилась другая книга. Даже две.)) Итак, начнём отвечать с конца. Суть наказания кара. Перевоспитание - это второе. Объясняю: лишение свободы и поражение в каких-либо правах является карой. К перевоспитанию это не имеет никакого отношения. О перевоспитании таких, как Алекс и его друзья говорят те самые книги, которые мне припомнились: "Педагогическая поэма" и "Флаги на башнях". Вот там как раз описан очень действенный метод перевоспитания. Местами жестокий. Но ведь и главные герои этих книг - не барышни из пансиона благородных девиц. Как и герои Бёрджесса.
Далее. Общество взяло на себя функцию палача с того самого момента, как в племени появилось табу на убийство. До тех пор, пока общество будет пользоваться многовековой моралью, оно будет судьёй и палачом отступнику от общепринятых норм.
Жестокостью излечить жестокость нельзя. Это не метод излечения, это метод противодействия. Если, конечно, члены общества хотят остаться в живых. А вот о христианской морали стоит вспомнить при ответе на вопрос, имеет ли для общества значение тот факт, что преступник осознал и исправился. Ибо общество, не умеющее прощать и продолжающее мстить, пожирает себя изнутри.
А фильм у Кубрика получился красивый. Его можно смотреть без звука, просто кадр за кадром. Ну да это, конечно же, из-за того, что Кубрик начинал как фотограф. Так что, ничего необычного.))
Спасибо за интересную статью.))
Юлия Харакк 28.09.2019 21:30 Заявить о нарушении
Алла Цуранда 29.03.2020 18:02 Заявить о нарушении