Послание Уильяма Блейка
Особый вклад в эту сокровищницу внесли духовидцы, которых на Западе называют также визионерами. Многие из них были не только мистиками, но и выдающимися учёными-естествоиcпытателями. Здесь и Э. Сведенборг (1688-1772), и У. Блейк (!757-1827), и Р. Штайнер (1861-1925), и Д. Андреев (1906-1969), и многие другие. Они в меру своих сверхчувственных способностей пытались приоткрыть завесу над потусторонним миром, показать единство и связь материального и духовных миров, приблизить нас к пониманию устройства мироздания и божественных законов истины и добра. Швед Э. Сведенборг описал свой духовный опыт в книге «О небесах, о мире духов и об аде», У. Блейк - в своих поэтических и графических работах, Р. Штайнер - в книгах «Как достигнуть познания высших миров», «Очерк тайноведения» и многих других работах и лекциях, Д. Андреев - в книге всей его жизни «Роза мира». Рудольф Штайнер в этом ряду - самая огромная по своей значимости фигура, но здесь будем говорить о затронувших меня откровениях британца У. Блейка.
Просмотрел недавно видеоматериалы прошедшей в марте 2013 года в ГМИИ им Пушкина выставке «Уильям Блейк и британские визионеры» и ещё раз убедился сколько духовных мостов соединяют западное и восточное христианство, прошлое с настоящим, поэтов прошлых веков с современными поэтами, и какие духовные основы у одного из главнейших искусств - искусства поэзии. Видео предельно содержательно и выразительно, и дает толчок к самостоятельному размышлению об истории и подвижниках христианства на Западе и Востоке и взаимном влиянии этих культур.
Уильям Блейк - человек со сложным непримиримым характером, всю жизнь прожил в Лондоне, по профессии - гравёр, по призванию - философ и поэт, занимался теологией, с детства обладал уникальными экстрасенсорными способностями (видел ангелов, мог общаться с умершими), писал стихи, изготавливал гравюры, рисовал акварели, но не писал пейзажей, портретов и жанровых композиций, называл свои произведения видениями вечности. Для создания своего мира и утверждения своих идей на основе книг Ветхого и Нового Заветов создал собственную мифологию. Осуждал всё, что ограничивает личную свободу человека: материализм, экономический прогресс, научное мышление, нормы поведения. Считал главным в жизни творческого человека воображение, вдохновение, поэтический дар и веру. Вера духовно правильно ориентирует художника и дает направление и силу его творчеству, остальное - лишь инструменты самовыражения. Неслучайно первой графической работой глубоко верующего молодого У. Блейка стала гравюра «Иосиф Аримафейский», который с разрешения Пилата снял распятого Иисуса с креста и, завернув в плащаницу, похоронил в своем склепе в горах. Иосиф был первым держателем величайших святынь христианства - чаши Святого Грааля с кровью Христа и копья Лонгина.
Вот несколько главных тезисов эстетики У. Блейка, которые дают возможность выделить из массы стихотворцев гениальных поэтов, понять сущность поэзии и проникнуть в её глубины. Они показались мне чрезвычайно актуальными и в наше время после моего погружения в творчество Игоря-Северянина и недавнего многомесячного чтения стихов талантливого современного поэта Сергея Таратуты:
искусство должно основываться на вере в Христа;
Божественное видение есть единственное качество, рождающее Поэта;
искусство и поэзия должны быть подобны Божественному откровению.
Откровения английского поэта и художника раскрывают глубочайший мистический смысл Поэзии и её предназначение, как одного из важнейших видов искусств. Речь идёт о пресловутом шестом чувстве, которое пока открывается избранным в качестве каналов связи с высшими мирами. Таким был сам Блейк - именно это определяющее качество поэтов и художников он называл «божественным видением». Природу шестого чувства пытался разгадать И. Бунин («Поэзия темна, в словах невыразима»...), несомненно обладал им, и писал об этом в «Шестом чувстве» Н. Гумилёв.
Истинно талантливые поэты обладают естественным ясновидением, проявляющем себя в форме творческой фантазии. Но проявляется оно у одарённых поэтов по-разному… Бунин был способен чувствовать и вдохновляться переживаниями очень далеких предков-пращуров, Гумилев помнил себя в своих прошлых жизнях-воплощениях. Игорь-Северянин обладал экстрасенсорными способностями. Материалистически мыслящие искусcтвоведы называют эту особенность гениальных художников творческим воображением, не пытаясь проникнуть в природу шестого чувства, т.к. оно находится за границами научного познания. Р. Штайнер в лекции «Скрытые глубины душевной жизни», прочитанной в Берлине 23 ноября 1911 года, приоткрывает завесу над этой стороной духовного мира творческих людей, связующих нас с высшими мирами. Постараюсь потом вернуться к этой теме...
Представления У. Блейка об искусстве и особой миссии поэзии проясняют сильно взволновавшую меня несколько лет назад мысль И. Бродского о том, что поэзия и поэтический язык являются видовой целью человечества и могут стать целью и средством его духовной эволюции. С этого волнения и начались мои путешествия по поэтическим мирам. Поэзия - мощный стимул и средство развития сознания как пишущего, так и читающего стихи. Она может быть одним из внецерковных путей человека к Богу, к пониманию Мистерии Христа и талантливый Поэт может быть проводником на этом пути.
Уверен, что появившийся в последнее время в нашей стране огромный интерес к поэтической речи и заполненные стихами самодеятельных поэтов литературные порталы и издания говорят о том, что многие и многие люди в России сегодня пытаются вступить на этот путь. Меня это несказанно радует. Можно, конечно, это явление объяснить какой-то странной эпидемией и страстью к графоманству, но это было бы ошибочной и очень поверхностной оценкой. Только на портале Стихи.ру сегодня представлено 44 млн. стихов и более 800 тыс авторов. Если раньше СССР был самой читающей страной в мире, то современная Россия скоро станет - самой пишущей.
Что очень важно как для специалистов-литературоведов, так и для вдумчивых любителей поэзии, эти не надуманные утверждения английского поэта-мистика дают довольно ясные критерии для оценки степени талантливости людей, занимающихся поэтическим творчеством, указывают на признаки гениальных поэтов. Используя эти откровения Блейка в своих литературоведческих работа, убеждаюсь, что эта планка довольно высока и для русских поэтов Серебряного века и трудно преодолима для современных российских поэтов и многочисленных сочинителей стихов. Широкие обобщения делать ещё рано, цели этого краткого эссе совсем другие, но в наследии поэтов, в творчество которых мне в последние годы удалось погрузиться, открылись следы духовных откровений английского поэта и художника. Было очень радостно увидеть эти духовные мосты, связывающие прошлое с настоящим.
Почитайте вместе со мной стихотворения Игоря-Северянина, Сергея Таратуты, постарайтесь оценить пророческий и поэтический дар этих поэтов, увидеть божественное начало в их Поэзии, понять и принять в душу обращенные к нам поэтические послания. Всё, что почувствовал автор этого эссе, всё что открылось в поэзии этих талантливых стихотворцев - поэта Серебряного века и нашего современника - изложено в очерках «Мир Игоря-Северянина», «Поэт Сергей Таратута», «Анатомия поэзии Сергея Таратуты». Очерки содержат полтора десятка статей, с разных сторон освещающих творческое и духовное наследие этих выдающихся поэтов.
Свидетельство о публикации №119092202782