Немецкая школа - пять особенностей
1. А может на картошку?
Догадаться, что сегодня учебный день по внешнему виду детей было невозможно. Они приехали в школу на самокатах и велосипедах, одетые в джинсы и рубашки, а кто-то в спортивные костюмы и даже шорты и футболки. Да, нынче праздник, 20 сентября – Всемирный День ребёнка, но день учебный! А школьной формы тут попросту нет.
Вы скажете, это наверняка какая-то спецшкола для мигрантов. Нет, это школа, расположенная в одном из самых богатых районов Мюнхена – Lehel, где стоимость аренды жилья в среднем 2-3 тыс. евро (около 200 тыс. руб. в месяц), поэтому в данную школу попадают дети, преимущественно, из состоятельных семей.
На обратном пути я шла и вспоминала: нас не пускали в школу даже без фартука (была такая мода в старших классах – вместо фартука платье подтянуть ремешком), заставляли стереть маникюр и косметику. В десятом классе, прямо с линейки, 31 августа, наша "классная" отправила меня к директору за то, что я обесцветила волосы. И заставила срочно, к первому сентября, перекраситься в свой цвет.
А в Германии никому не придёт в голову требовать привести в порядок волосы или нормально одеться, и многие пришли в школу, как на сбор картошки. Помню, в сентябре нас отправляли в совхоз и тогда мы именно так выглядели.
2. Второй вторник сентября.
Учебный год начинается не первого сентября, а во второй вторник сентября. Это здесь, в Мюнхене, а также по всей Баварии. Мне это напомнило день выборов Президента США, которого избирают исключительно в первый вторник, следующий за первым понедельником ноября.
Для нас это необычно, а тут целесообразность считается важнее всего: таким образом можно избежать транспортного коллапса, связанного с возвращением детей с летних каникул.
Кстати, и каникулы в Германии по времени организуются не как у нас: осенние каникулы в этом году начнутся в последнюю неделю октября, то есть через полтора месяца, и закончатся после Хэллоуина – 1 ноября, в День всех святых, который является государственным праздником, выходным днём.
3. Ни охраны, ни дежурных, ни гардероба.
В наше время охранников в школе не было, но у дверей стоял классный руководитель дежурного класса и нарядные дежурные с красными повязками: девочки – в формах с белоснежными фартуками, мальчики – в белых рубашках. Они встречали всех, кто приходит в школу, следили, чтобы мы приносили вторую обувь, не опаздывали на линейку или политинформацию, а тем более на уроки.
В нашей пятиэтажной школе были правила движения: подниматься надо обязательно по правому крылу, а спускаться по левому, но сначала пройти в гардероб, оставить верхнюю одежду и обувь.
В немецкой школе ничего подобного я не увидела: ни гардероба (уличную обувь оставляют в рекреации, под лавкой и в куртке идут в класс), ни секьюрити, ни дежурных. Просто заходи, как на вокзал, хотя на вокзале бывают охранники, а тут никого! Не видно даже уборщицы, которая у нас подавала звонки. Мы прошли на второй этаж и никто не спросил: куда и зачем я иду?
4. Бутерброды в контейнере.
На обед мы получали горячее: первое, второе, третье, ещё в столовой можно было купить булочку, салат или сок. А здесь дети несут с собой бутерброды в контейнерах, а на обед в школьном ресторане им дадут пасту или шоколадный пудинг. Кроме колбасы, сыра и хлеба я положила внуку яблоко и персик, сладкое – не разрешается.
Вчерашний бутерброд он принёс домой нетронутым, сказал, что не успел съесть. Что это значит? Учителя не следят за питанием? Малышу-то пять лет всего, шесть исполнится только в декабре. Супа он в школе точно не получит, и впереди тринадцать лет такой школы.
5. Без ремонта.
Но больше всего меня поразило состояние школы. Эта старейшая школа в центре Мюнхена свою историю ведёт с 1882 года и, говорят, с тех пор никогда не перестраивалась, а сейчас во дворе и на первом этаже идёт ремонт.
В начале года наша школа всегда пахла чистым и свежим, светлые стены без помарки, пол – цвета молодой зелени, блестел от новой краски. А здесь ремонт к новому учебному году не сделался – грязные серые стены. И это в школе, где всего 6 учителей и 110 учеников. У нас было только первых классов от "А" до "Е".
Первоклашки учатся с 8 до 11 часов, затем до 16.00 – продлёнка, так что скоро забирать внука. А завтра идём в русскую школу. Позже напишу, что любопытного и необычного заметила там.
Статью с фотографиями можно увидеть по ссылке: http://www.stihi.ru/rec.html?2019/09/21/58
Свидетельство о публикации №119092100069
Интересно было прочитать. Мне бы не хотелось, чтобы внучка училась в такой школе. С уважением, Лора!
Фаворитка Лорка 01.10.2019 19:54 Заявить о нарушении
Нина Иванова:
Начало учебного года в школах не с 1 сентября, но еще и не одинаково по всей стране , а также меняется ежегодно. Каникулы летние полтора месяца всего. Обучение 13-летнее и 12- летнее. Из начальной школы (4 года обучения) ученик в зависимости от способностей выбирает школу. Есть три вида: хауптшуле (очень неспособные), гезамтшуле (средние способности, но учиться подольше) и гимназия для способных. Гимназии не одинаковые. Есть такие , куда тоже идут с разным уровнем способностей, а есть известные и там спрашивают строже. Но программы везде одинаковые в гимназиях. Оценки у них от 1 до 6. 1- наша пятерка, так что считайте дальше и представляйте. Сидеть по два года в классе там не считается зазорным. Школу заканчивает и в 20,и более лет. После школы целеустремленность не у всех. В основном начинают "себя искать". У некоторых поиски затягиваются. Потом появляется желание где- то учиться: начинают, бросают. Гуляют от одного университета в другой. Экзамены же не надо сдавать вступительные. Чем лучше выпускной балл, тем можно лучше выбрать факультет. Если не нравится то, что достается, станешь в очередь и в каком-то нибудь году возьмут.
Если говорить о состоянии школ, то по всей стране нет ничего хорошего. А учителя только в начальной школе могут еще пойти навстречу и пообщаться с родителем. А так никто не будет тратить на вас время, если только у ученика не все пять и шесть, то есть ничего в голове нет. Может ребенок проучиться все годы, а родители учителей так и не узнают. В обычных гимназиях учителей не хватает. Может год пройти, а по предмету учителя так и не быть. Оценки - то поставят , глядя на успеваемость.
Еще у них практикуется в старших классах куда- нибудь уехать, якобы, язык учить. И вот год болтаются чаще всего в Америке. Некоторые приезжают и идут учится , пропустив год, некоторые самостоятельно год занимаются и не теряют, идут в следующий класс.
Оксана Задумина 03.10.2019 00:18 Заявить о нарушении