Письмо Михаилу Рогачеву
Стихосложение, лирика, поэзия и немного базовых...
http://stihi.ru/2019/09/21/2009
Заметки дилетанта
Как помочь тем начинающим поэтам, которые часто в трех соснах блуждают, чтобы они поверили в себя? Мы, все другие, кто стихов не пишет, часто называем их графоманами, и поделом, если автор выдает раз за разом продукцию, стихами не являющуюся, когда он не желает слышать, что он нарушил азы того дела, за которое взялся. Слава богу, он отличает чужой стихотворный текст от голимой прозы, но свой как правило скромно, но стихами все-таки называет…
Итак, какой текст проходит через фильтр, а какой остается сверху и идет в отвал? Возьмем быка за рога, что такое стихи? Вот с чем следует разобраться.
С самого начала скажу, что не штудировал толстые книги теоретиков, и не пытаюсь эти книги заменить, я просто читал стихи хороших поэтов, и потому у меня сложилось мнение об этом роде литературы. О стихах, без которых я жить не могу, хотя хорошую ( - Какую, какую?) прозу сильно больше уважаю.
Автор поставил задачу - создать такой фильтр, как я понимаю. Является ли текст, имеющий чередование звуков, ритмику, обертоны, поэзией или нет? Я бы сказал, что это, по сути, созданный автором алгоритм. Поэт этим пользуется интуитивно. Белые стихи рифм не имеют, но стихами признаны..
Сколько сеток должен фильтр содержать? По автору, три:
1. Лиричность.
2. Суггестивность.
3. Образность.
Наиболее понятно первое. Когда написано с душой, для души.
Хотя вопрос, для какой? Ответим на это, для той, что взволнуется. Сразу каплю яду: я читаю огромное количество стихов на Стихире, которые сопровождаются рецензиями с признанием гениальности автора, написавшего восемь строк, с уверениями, что они перейдут в золотой фонд литературы. Не стоит количеством рецензий обольщаться. Популярность тоже с совершенством напрямую не связана. Стихотворение, даже басня, пословицей быть не обязано. Сядь со стихом наедине и подумай, достигнуто ли совершенство. Особенно это стихов, написанных для детского ума, касается.
А музыкой стихотворение является? Почему-то на стихи даже песни пишут. Есть ли в музыке алгоритм? В песне, пожалуй, да. Но если я Шостаковича не понимаю? Поразмышлять на эту тему меня заставила Татьяна Владимировна Черниговская, признанный авторитет в области когнитивных наук. Именно она сказала, что музыка это текст, написанный другим, специфическим языком, а балет, это текст, который создается движением артиста на сцене. Эмоции мы видим по мимике, часто на лице человека все написано…
Скажите, может ли быть стихотворением музыка, танец? На языке музыки и танца мы воспринимаем нечто как единое целое, как единый текст, и, наверное, он, этот текст может быть стихотворным. Когда в нем ничего нет лишнего, уводящего в сторону, когда каждое движение оправдывает твои ожидания, значит, это хорошие стихи и хороший мастер их исполняет. Музыкант или балерина.
Итак, первое - лиричность как погружение в себя, но и гражданственность, как обращение к некоему образующему общество началу. Ни то, ни другое не главное для стиха, это право читателя понимать одному или скандировать в общем порыве. То и другое воспринимается чувственно как глубоко личное. Но поэт только на первый взгляд пишет для себя.
«Cуггecтия в пcиxoлoгии и пcиxoтepaпии – этo мeтoд тepaпeвтичecкoгo внушeния чeлoвeку, вoздeйcтвиe нa eгo пcиxику бeз ocoзнaния им этoгo пpoцecca. Taкoe влияниe нa пcиxику зaтpaгивaeт эмoции, впeчaтлeния, бeccoзнaтeльную cфepу»
Значит, определиться стоит, что и кому надо внушать? Вот она, гражданственность. Вспоминаю здесь Некрасова и многих других, умеющих вести за собой. Видевшего далекие цели.
Не надо только манипулировать, преследовать выгоду для узенького клана. Ах, Трамп, ах, Ким Чен Ир! Кстати, второй больше заботится о народе, пусть кого-то и пугает организующее начало.
Я бы здесь выдвинул на первое место народность. Отражается ли судьба народа через судьбу отдельной личности, пусть кому-то это покажется остановкой не к месту. А вас трогает ли судьба тихих бабушек и дедушек, или вам проще про кошечек? Посмотрите сто тысяч фото в интернете. Так вот, поэт должен не про кошечек писать
Поэтому на первый план я поставил лиричность вместе с болью души о человеке. Поэтому «Шинель» Николая Васильевича Гоголя это тоже поэма, о нас с вами. Поэтому мне дорог Андрей Дементьев с рассказом о Цыганове, это тот случай, когда поэзия сливается с прозой жизни
Не трогают меня попытки создать нечто, достойное понимания только высокой публики. Вновь ананасы в шампанском или все-таки Александр Вертинский? Булат Окуджава, Левитанский, Тарковский… И Андрей Дементьев. Вот его я перечитаю снова.
Образность. Вот с чем не поспоришь. Пишуший человек должен знать, какими методами она достигается. И вообще, должен работать и не повторять чужие мысли. Генерировать, как говорят. И уметь выразить свое глубокое, личное, на понятном другим языке. Чтобы твои мысли были поняты. Глокая куздра к сожалению, здесь не проходит. Хотя жаль, что она обижает куздренка. Или бокренка. Может, он парень-то хороший.
И еще, много пишут о природе. Но не стоит уподобляться хорошему фотоаппарату. Плохо, если стих хуже цветной фотографии. Синее небо, прозрачный ручеек, ах, как красиво! А человека нет даже на заднем плане. Плохое стихотворение, правда?
Мы-ы-ысль должна быть.
Так что стоит засучить рукава и приниматься за работу. Верьте, что шедевр здесь, за углом. Не пугайтесь высоких целей. Кто, если не Вы? Или кто-то за Вас? А Вы - на диване?
Короче, поэт должен быть личностью.
Спасибо, Михаил, за хорошую тему.
Свидетельство о публикации №119092103725
В корне неверное утверждение, а все потому - что интуитивно… Интуиция в совершенствовании своего богатого внутреннего мира зачастую плохой помощник. Я слишком часто натыкаюсь на интуитивное восприятие литературы, поэзии, стихосложения. Да так часто, что рыдать хочется, причем не только у начинающих авторов, здесь и члены жюри различных площадок, что втройне печально.
Знаете, что меня привело к написанию данной статьи?
В одном из литературных сообществ на фейсбуке я опубликовал следующий бложик:
А давайте "пораскинем мозгами". Кто мне расскажет какие приемы я использовал в первых двух строчках и последних двух строчках вот этого, "крайнего" своего произведения?
Сепия
Сырость. Сырость за окном.
Город отсырел до дрожи.
То ли ветер, то ли гром
ветки тополей тревожит.
Кто мне враг, а кто мне друг?
Кто дрожит, а кто-то вправе…
Мне дают, и я беру,
а не унесу – придавит.
Вести стайкой воробьев
приуныли в лапах ели.
Я рыдать уже готов,
но рыдания замшели.
Песенный решая блиц –
про любимую и ясень,
я почти не вижу лиц,
потому что вижу ясно.
Вы не представляете какой только дичи я не наслушался в 65 комментариях, в том числе и про поэзию и про бог в душеньку поцеловал и прочего-непорочного.
А между тем всего два приема – градация и оксюморон, а кто увидел другие приемы, кто понял почему эти приемы были использованы? А ведь корень в незнании азов.
Как ты напишешь шедевр, если не понимаешь что поэзия – это инструмент, средство художественной выразительности. Что каждому из трех первичных признаков поэзии, можно сопоставить целый ряд приемов:
Хочешь усилить лирическую составляющую – пожалуйста, прием то ли-то ли или сомнение, градация или усиление, различные повторы, параллелизм и т.д.
Хочешь чтобы твое стихотворение цепляло – весь арсенал инструментовки стиха в твоем распоряжении: аллитерации, звукоподражание, лейтмотивная инструментовка, кинетическая…
Хочешь усилить образность – метафоры, аллегории, оксюморон, метонимия и прочее тебе в руки.
Не так давно написал свой поэтический манифест без названия – по сути что о чем и как я пишу…
В бесконечности строчек,
где правду и выбор
или ложь и обман
растворяют слова.
Ты вникаешь в мой почерк,
но старый верлибр
не рифмует гидрант
или лампу в сто ватт.
Я забытая книга,
где образ первичен
и поднимет рассвет
даже солнце с колен.
Где сдвигал, но не двигал
ты горы из спичек,
что прожгли сотни лет,
не рассыпавшись в тлен.
Целый мир в каждой спичке.
Простыми словами,
не касаясь богов
или значимых дат,
не срываясь на спичи
и пафос… меж нами,
разгорелась любовь.
(без красивых “сто ватт”)
Знаешь, истина сложной
совсем не бывает -
то, что просто звучит,
не всегда баловство.
Ты мне скажешь: “Возможно,
но легкость скрывает,
словно каменный щит,
все твоё мастерство”.
Я рисую дорогу,
а символ “дорога”
всем понятен и прост
вне пространств и времён.
И, когда я продрогну
от бутылки до рога,
пробежит новый тост:
“За того, кто влюблён!”
А влюблён – значит, лирик.
Но лирика – значит,
что богатство внутри
ярче лампы в сто ватт.
И какое… всем в мире,
хоть смейся, хоть плачь ты,
если внутренний мир
бесконечно богат.
Так вот печально не то, что некоторые критики обозвали произведение бессмыслицей, печально другое, что когда я начинал писать я тонул в мракобесии различных мнений. Кто бы мне вот так с основ с самых базовых понятий все рассказал – этого в учебниках вот так вот сжато не найдешь. В результате похоронено более 400 стихов 11 поэм, рассказы, новеллы. Нет, конечно же эта словесная груда не зря, и иногда в нее приятно нырнуть и вытащить красивый образ или удачный эпитет, тему наконец, но!!! Все пришлось собирать по крупицам самому. И вот опубликовал статью о самых базовых понятиях – лирика, стихосложение, поэзия. Те понятия, с которых начинается все. А Вы мне про интуицию… эх…
Что лучше нащупывать путь или ясно видеть дорогу? Писать ради того, чтобы написать или творить вооружившись всем разнообразием инструментов?
Михаил Рогачёв 21.09.2019 16:16 Заявить о нарушении
От того, что некоторые приемы использованы, текст лучше не станет. Текст должен быть написан конечно грамматически правильно, подходящие приемы должны быть использованы, но мы говорим о стихе, как о живом организме, о смысле. Стих - это способ коммуникации через столетия.
Как молния ударяет? По законам электродинамики, это верно, но плохо, если поэт будет рассказывать о событии, опираясь на законы электродинамики, доказывая, что он что-то понимает в причинах и следствиях. Не этого от него ждали.
По мне как? - лучше самому проложить тропинку, чем использовать широкую магистраль. Стихотворение не будет лучше после расстановки пешеходных указателей.
Ганебных 21.09.2019 16:44 Заявить о нарушении
Михаил Рогачёв 21.09.2019 16:57 Заявить о нарушении
Вот мне кажется, сегодня все мчатся по хайвею и видят жизнь только через стекла своей машины. Много ли тех, у кого машины нет? - и они могут свернуть и пройти на километр в сторону, до ближней деревни - О, нет, нет, если не на колесах, я туда не иду. Зачем МНЕ надо, Я еду из большого города в другой. Вот и все знание жизни у поэта. Отсюда и схоластика в стихах. Не обращали внимания, как живописуют любовь? А открытия нет даже одного на тысячу единиц смехотворной продукции... Вечная тема и вечные перепевы.
***
Поэт за былинкой увидит планету, вселенную чует за парою глаз.
- Любимая, - скажет, - ты чудно одета, пусть этот цветок будет только для нас.
У нас есть с тобою любовь и тревоги, но воздух для нас упоительно свеж,
И мы прошагаем весь день по дороге, пока не окажемся в городе Реж.
Ганебных 21.09.2019 18:13 Заявить о нарушении
Да ничего я никому не должен, тем более мои стихи.
Вы за гражданскую позицию, за преобладание лирического в поэзии? Знаете, что отличает начинающего, продолжающего, продолжающего долго и даже профессионального стихотворца от действительно поэта – а поэта поэтом делает ни новизна темы, ни использование поэтических приемов а появление лирического героя, нового, неизведанного до средства.
"Необходимо вдвинуть между моим внутренним самоощущением — функцией моего пустого видения — и моим внешне выраженным образом как бы прозрачный экран, экран возможной эмоционально- волевой реакции другого на мое внешнее явление: возможных восторгов, любви, удивления, жалости ко мне другого; и, глядя сквозь этот экран чужой души, низведенной до средства, я оживляю и приобщаю живописно-пластическому миру свою наружность...
Бахтин М.М. "Эстетика словесного творчества" (с)
Какой он Ваш лирический герой? Как он одет, как выглядит, что носит, что его выделяет из толпы? Может особый фасон шляпы, или то, что он в принципе эту шляпу носит. Может быть особая форма черепа или мировоззрение? Кто этот герой, близкий и одновременно далекий автору? Может быть счастливый человек без лица абсолютно голый перед этим миром но счастливый не смотря ни на что, как у меня? У него нет ни только лица но и имени, места проживания, времени в котором он живет… Понимает ли его читатель? Поймет ли его читатель когда-нибудь? Не знаю.
Какой он Ваш лирический герой?
Михаил Рогачёв 21.09.2019 18:47 Заявить о нарушении
Ганебных 22.09.2019 17:48 Заявить о нарушении
Ждать и догонять я умею. А если кроме шуток то да, умею. Правда не всегда точно но постоянно совершенствуюсь.
Михаил Рогачёв 22.09.2019 19:44 Заявить о нарушении