Лермонтов. Дары Терека
Меж утёсистых громад,
Буре плач его подобен,
Слёзы брызгами летят.
Но, по степи разбегаясь,
Он лукавый принял вид
И, приветливо ласкаясь,
Морю Каспию журчит:
"Расступись, о старец-море,
Дай приют моей волне!
Погулял я на просторе,
Отдохнуть пора бы мне.
Я родился у Казбека,
Вскормлен грудью облаков,
С чуждой властью человека
Вечно спорить был готов.
Я, сынам твоим в забаву,
Разорил родной Дарьял
И валунов им, на славу,
Стадо целое пригнал".
Но, склонясь на мягкий берег,
Каспий стихнул, будто спит,
И опять, ласкаясь, Терек
Старцу на ухо журчит:
"Я привёз тебе гостинец!
То гостинец не простой:
С поля битвы кабардинец,
Кабардинец удалой.
Он в кольчуге драгоценной,
В налокотниках стальных:
Из Корана стих священный
Писан золотом на них.
Он угрюмо сдвинул брови,
И усов его края
Обагрила знойной крови
Благородная струя;
Взор открытый, безответный,
Полон старою враждой;
По затылку чуб заветный
Вьётся черною космой".
Но, склонясь на мягкий берег,
Каспий дремлет и молчит;
И, волнуясь, буйный Терек
Старцу снова говорит:
"Слушай, дядя: дар бесценный!
Что другие все дары?
Но его от всей вселенной
Я таил до сей поры.
Я примчу к тебе с волнами
Труп казачки молодой,
С тёмно-бледными плечами,
С светло-русою косой.
Грустен лик её туманный,
Взор так тихо, сладко спит,
А на грудь из малой раны
Струйка алая бежит.
По красотке-молодице
Не тоскует над рекой
Лишь один во всей станице
Казачина гребенской.
Оседлал он вороного,
И в горах, в ночном бою,
На кинжал чеченца злого
Сложит голову свою".
Замолчал поток сердитый,
И над ним, как снег бела,
Голова с косой размытой,
Колыхаяся, всплыла.
И старик во блеске власти
Встал, могучий, как гроза,
И оделись влагой страсти
Тёмно-синие глаза.
Он взыграл, веселья полный –
И в объятия свои
Набегающие волны
Принял с ропотом любви.
Образ Каспия в этом стихотворении – это символический образ Бога, который принимает души людей и оценивает их деятельность на земле. Больше всех Каспию понравилась молодая казачка, потому что она жила любя и умерла из-за любви. Меньше Каспию понравился кабардинец удалой, потому что воевать и убивать себе подобных – не велика честь для мужчины. И меньше всего понравилась Каспию разрушительная деятельность людей (разорил родной Дарьял), потому что во всех исторических эпохах есть много хорошего, и только сохраняя это хорошее, можно построить новое, более совершенное.
В связи с этим очень актуальны слова Владислава Дворжецкого, написанные ещё в 1977 г. в письме к родным:
– Пишу из Кирова (Вятки)! Город насчитывает 600 лет, а ничем не отличается от большого барака. Произошло, вероятно, как в песне: «мы наш, мы новый мир построим, кто был ничем и т.д.» Старое разрушали с большим знанием дела, но как ничем были, так и остались – разрушать – не строить!
Об этой же деятельности людей, которые мчатся бурной исторической рекой и считают, что своими «подвигами» заслужили награду Свыше, рассказывает и Лермонтов в стихотворении «Дары Терека».
______________
На фото – картина М. Врубеля «Азраил». Азраил – это Ангел Смерти, который помогает душе человека перейти из одного мира в другой. Врубелевский Азраил – это образ Бога-Каспия, который предстал перед человеком во всей своей красе – «И старик во блеске власти встал, могучий, как гроза...»
Свидетельство о публикации №119092006596
На моем фото, в страничке и есть Терек, только в бетоне, но его Душа не поменялась! Вот так и люди!
Юрий Кочубей 21.04.2020 16:13 Заявить о нарушении