Л. Хлызова. Статьи в книгах
Вступительное редакторское слово Л. Хлызовой к электронной книге: «Светень». Сайт Центральной городской библиотеки им. Анатолия Азовского, г. Полевской; раздел «Полевской литературный».
Светень [Звукозапись] / текст читают Александр Шахмин и Любовь Хлызова // PodFM.ru : ежедневный аудиожурнал. – [б.м], 2007-2019. – Режим доступа: http://vag-2009.podfm.ru/test/2/ (22.01.2019).
Художественно-поэтическая книга «СВЕТЕНЬ» объединила творческие усилия 8 авторов: с пермской стороны – философ Константин Глазов, поэт и психолог Лана Ричъ (Светлана Бедрий - Лана Аширова - Луиза Лук - Ника Култаевская), автор-исполнитель и философ Слава Даль и журналист и поэт Елена Веселкова; с полевской стороны – поэт Александр Шахмин, художник и поэт Светлана Фёдорова, художник и поэт Григорий Колесниченко и поэт и редактор Любовь Хлызова.
С В Е Т Е Н Ь
От редактора: МЕСЯЦ СВЕТЕНЬ НАРОДНОГО КАЛЕНДАРЯ
В центре России на отрогах Уральского хребта рождается нечто небывалое – ТВОРЧЕСКИЙ ПРИХОД СВЕТА через поэтов, писателей, философов, художников, сознательно выбравших путь не «копья», а «ЛУЧА», согревающего мироздание. Дорога к вершине намного труднее, чем падение в пропасть, и не каждый способен десятилетия своей жизни посвятить неуклонному строительству цветущего рая на Земле. Но важен решительный шаг к возвеличиванию Человека Мудрого, а не разрушителя, Человека-Лазера, а не поборника тьмы. Поляризация сил ада и НЕБА нарастает…
Вот что я «услышала» и записала 1 сентября 2001 года чудесным вечером в селе Курганово Полевского района Свердловской области, созерцая хвойные берега реки Чусовой и «барашки» на волнах Верхнемакаровского водохранилища из окна своей квартиры. Удивительно, здешние старатели ещё два века назад назвали самые разные драгоценные и полудрагоценные уральские камни «самосветами». Об этом нам поведал академик А.Е. Ферсман в своих книгах по минералогии. Законным выглядит именно такое написание этого слова и в творениях Павла Бажова, и в полевских былицах полевского писателя и краеведа В.Н. Суренкова. И каждый из нас, излучая любовь, становится са-мо-све-том, то есть Самим Светом, чего и добивается от нас на протяжении существования всего рода человеческого БОГ-САМОСВЕТ (как очень точно Его называли наши православные предки).
Художественно-поэтическая книга «СВЕТЕНЬ» объединила творческие усилия 8 авторов: с пермской стороны – философ Константин Глазов, поэт и психолог Лана Ричъ (Светлана Бедрий, Лана Аширова, Луиза Лук, Ника Култаевская), поэт и философ Слава Даль и поэт и журналист Елена Веселкова, с полевской стороны – поэт Александр Шахмин, художник Светлана Фёдорова, поэт и художник Григорий Колесниченко и поэт и редактор Любовь Хлызова.
Неважно в какой области искусства развивается талант того или иного автора. Важна направленность творчества, его исходная точка, с каких позиций автор смотрит на мир, отображая в своих произведениях окружающую его жизнь, часто несовершенную, страшную и уродливую. Поиск Гармонии беспределен. Всем хватит места на «Лествице» бытия…
Сам свет во мне стремится к воплощенью
В улыбках и открытых мной сердцах.
Не мне ли знать, как долог путь к везенью
Нам в свыше предначертанных брегах.
Любовь Хлызова, с. Курганово, МО «Город Полевской»
Сентябрь 2001 – октябрь 2013
……………………………………………………………………………………….
Вступительное редакторское слово Л. Хлызовой к электронной книге екатеринбургской поэтессы: Людмила Страхова «Жара». Екатеринбург, 2001.
ОТ РЕДАКТОРА
Дорогие читатели! Перед вами книга человека с трагической судьбой, полной мужества, стойкости, любви и сострадания. А начиналось создание этой необыкновенной книги так.
Людмила Яковлевна Страхова появилась на свет в семье заместителя управляющего частного поместья «Аскания Нова» (а ныне биосферного заповедника под Херсоном) Киселёва Якова Андреевича, мать её, Мария Яковлевна, урождённая Юрина, была дочерью заведующего мастерскими в этом же поместье. В семье Киселёвых уже были три сына. В то смутное время своего работника, главу большого семейства, помещик послал для освоения земель под зерновое хозяйство. Но уже тогда чувствовались веяния революции, и начинали отбирать частную собственность. Так Яков Киселёв оказался без работы, и ему пришлось везти всю семью в Саратов. Там, в саратовских степях, и родилась в метельную ночь 9 декабря 1914 года Людмила Яковлевна Страхова, урождённая Киселёва. Будущая поэтесса после школы поступила в Саратовский университет, по окончании которого была направлена работать учителем географии в г. Пугачёв Саратовской области. Но вскоре началась война, и молодую учительницу вызвали в областной центр для учёбы на курсах лечебной гимнастики. И до конца Великой Отечественной войны она выхаживала раненых в городских эвакогоспиталях (№ 3939 № 1056). В начале войны вышла замуж за Виктора Еремеевича Страхова, командира отдельного сапёрного батальона, которого ждала всю войну и с которым счастливо прожила долгие годы, вместе воспитали сына Владислава. С 1979 года начинается тяжёлая полоса в её жизни. Руководивший в то время областным Институтом повышения квалификации учителей, её муж умирает от инфаркта. Тяжело переживая эту утрату, Людмила Яковлевна, в то время модельер одежды, вынесла операцию на сердце, в которое был вшит первый стимулятор, а в 1987 году умирает от инфаркта и любимый сын. С 1990 года автор этого поэтического сборника проживает в Екатеринбурге в дружной и заботливой семье племянника, по профессии инженера-строителя, Евгения Анатольевича Киселёва и его жены Нелли Александровны.
Я потому так подробно знакомлю читателей с биографией автора, что многие её стихи основаны на воспоминаниях детства, юности и многочисленных семейных радостей и печалей. Стихи она начала писать ещё в школе, а вот продолжить творческие дерзания пришлось только после переезда на Урал. Ведя постоянную борьбу за жизнь после инсульта и очередной операции на сердце со сменой стимулятора летом 2001 года, при которой пережила клиническую смерть, эта мужественная женщина решила собрать все свои стихи в одну книгу.
Так мы и познакомились. Работа над книгой у нас заняла почти 4 месяца. Это были интересные дни общения, творческих мук и внезапных озарений. Её любимые поэты – Пушкин и Есенин. Поэтесса Людмила Страхова умеет писать доходчиво и в то же время искренне. В её первой книге много трагического, но драма перемежается с иронией, а шутка – с любовной лирикой и народными мотивами. Также ей близки песенные образы и своеобразный мир детства, что позволило сочинять и для меломанов, и забавные стихи для детей. Но самое главное, что меня поразило при первом прочтении её стихов, так это гражданская неуспокоенность и неимоверный накал чувств, поэтому и назван был сборник нами по названию одного из её философических стихотворений «Жара».
В свои 87 лет Людмила Яковлевна полна энергии, духовной наполненности, неиссякаемого творческого горения. И это всё притом, что, в силу постоянной сердечной недостаточности и последствий перенесённого инсульта, она вынуждена постоянно находиться дома. Но благоприятная атмосфера в семье близких родственников даёт ей силы не сдаваться и пребывать в любви и согласии с окружающим миром.
Хлызова Любовь Алексеевна, редактор, декабрь 2001 года
(Через несколько лет Л. Я. Страховой не стало. Потеряна связь и с её родственниками. Поэтому её книга до сих пор ждёт своего издания. Пока она находится на моей странице сайта Стихи.ру – Любовь Хлызова. Сентябрь, 2019)
………………………………………………………………………………………………
Вступительное редакторское слово Л. Хлызовой к книге жителя Новосибирской области: Петр Коровин «В стороне озерной». Екатеринбург, 2002. С. 148.
Коровин Пётр, сын Варфоломея, эту свою первую стихотворную книгу под названием «В стороне озёрной» издаёт в 71 год своей трудной, но многоликой жизни, в которой отразились, как в зеркальной глади озера, все испытания, выпавшие на долю русского народа в ХХ веке.
Хлызова Л. А., поэтесса и редактор,
г. Екатеринбург.
………………………………………………………………………………………..
Вступительное редакторское слово Л. Хлызовой к книге екатеринбургской поэтессы: Светлана Агапитова «Ангел светлый». Екатеринбург, 2005. С. 80.
СИЛА ВЕЧНОЙ ЛЮБВИ…
Со Светланой Фавьевной познакомилась, можно сказать, случайно. На очередном собрании поэтического клуба Сергея Медовщикова в зале Дома писателей в октябре 2002 года я читала рукопись своей будущей книги стихов. Слушателей было немного, но приняли очень хорошо и даже сочувственно. На другой день мне предстояло разрешить некоторые дела в городе, и я обратилась по окончании вечера к милым любительницам поэзии предоставить мне кров до следующего утра, так как живу не в городе. И Светлана Фавьевна с готовностью предложила мне переночевать у неё.
Так началась наша короткая, но яркая дружба. Встреч было немного за два года знакомства, но они были насыщены совместными раздумьями, спорами, милыми друг другу сюрпризами. Её поэзия мне сразу стала близка, и я захотела стать редактором её второй книги стихов (до этого у меня был такой опыт с двумя российскими авторами, ныне здравствующими). Разве я думала, что мне придётся это делать уже без милой, ставшей родной, Светланы?
Памяти Светланы Агапитовой
На три месяца раньше
Меня родилась –
Ангел светлый подранком
Упал в утра рань.
И укутал явленье её
В этот мир
Пеленою безмолвья
В шумной гамме сверхпир.
Поступь лёгкая, чёлка,
Небоокий тот взгляд,
Мне даренье кулона –
Лики мучениц над…
03.02.2005
Известие о её раннем уходе меня ошеломило. Год я печалилась, но, наконец, собралась с духом и предложила издать её вторую книгу с моей редакцией спутнику жизни Светланы Фавьевны Александру Николаевичу Митину. И очень обрадовалась, когда меня он поддержал и предоставил её дневники и записи.
С декабря 2004 года по март 2005 собирала золотые россыпи её своеобразного таланта. Это был экскурс-погружение и в мир Рерихов, и в культурную жизнь Свердловска-Екатеринбурга, и в метания неординарного духа, и в ошеломительную искренность ищущей истины человеческой души, и в беспокойную память материнского сердца.
Дорогие читатели, это вторая книга екатеринбургской поэтессы Светланы Агапитовой. Книга «Суть» была издана в 2000 году (редактор – Борис Вайсберг). Книга «Ангел светлый» выносится на ваш суд впервые. Думаю, вы не останетесь равнодушными к очень тонким полётным изыскам поэтического искусства Светланы Агапитовой.
Духовной вам работы!
Любовь Хлызова,
поэтесса и редактор
…………………………………………………………………………………..
Вступительное редакторское слово Л. Хлызовой к поэтическому сборнику «Миг со-творения в Полевском» (Полевской, 2007. С. 24). Представлены авторы: Анатолий Азовский (с учениками полевских школ), Светлана Бедрий (г. Пермь), Владимир Вязовский, Любовь Хлызова, Григорий Колесниченко, Александр Шахмин.
Дорогой читатель!
Перед вами – книга будущего, маленькая модель Книги, которая зреет в умах передовых людей. Мы, группа её создателей, бросаем поэтическое зёрнышко в обильно удобренную бажовскими сказами полевскую землю в надежде увидеть плоды наших усилий через тот поток Времени, который уже запрограммирован Великим Творцом. Всходит День Расцвета человеческого гения подспудно и пока непроявленно. Но почин свободных людей не останется незамеченным. Вся Музыка впереди. Ловите звуки Вселенной!
Любовь Хлызова (Полина)
С. Курганово
…………………………………………………………………………………………..
Вступление к книге Владимира Суренкова «Дед Топазишко» (Екатеринбург, 2011, с. 1-2).
(Также это вступление напечатано под заглавием «Баюн из Полевского» в газете «Пенсионер» за 14 марта 2011 г., стр. 5, предваряя публикацию былицы Владимира Суренкова «Дед Топазишко».)
Дорогой читатель!
Перед вами – одна из полевских былиц краеведа, баюна и знатока уральских недр Владимира Николаевича Суренкова.
«Володя Суренков родился в 1947 году в китайском городе Цзынь-Чжоу, куда занесло его родителей военное лихолетье. Потом – Приморский край, где отец стал военным комендантом Дальнего, а мать – командиром взвода снайперов. В начале 50-х годов ХХ века вся семья перебралась на материнскую родину – в г. Полевской. И с мальчишеских лет Владимир Николаевич впитал в себя красоту Урала, предания здешних мест и необычайно образный говор старых людей. Он даже считает себя обязанным донести до всего мира легенды этой земли, услышанные им ещё в детстве». (Газета «Главный проспект» за 14-20 сентября 1995 г., стр. 11, статья Любови Хлызовой «Полевской баюн».)
«Мне очень повезло, что в детстве от дедушек и бабушек пришлось услышать множество баек, легенд, каких-то преданий, связанных с нашим «загадочным» районом. Сейчас, когда жизнь моя перевалила за «гору», взялся за создание баек или былиц о подземных кладах, пЕщерях, святых местах, схорОнах староверов. Мне очень хочется выразить, зафиксировать на бумаге ту разговорную речь, которой пользовались мои дорогие полевчане. Речь эта почти утратилась, лишь репьём держатся «чёканья» да «щёканья». Язык рассказчиков был необычаен.
Вот простенький пример. Как любой из нас может назвать маленькую избушку в лесу, рубленную с умыслом, чтобы её посторонний человек не видел? Домик, избушка, избёнка, можно – землянка али балаган. А рассказчики баяли эдак: теплуха, тепляк, скрадень, лабаз, нора, зимовка, заимка, займа, скрытень, берлога, клеть, схрон, занор, затыр, мокруха, блоховник, глухарь. И так, словно ручей на перекате, журчат и журчат слова, отображая одно и то же действо или один и тот же предмет.
Кстати, одно и то же слово, бывает, имеет совершенно разные значения. И это обогащало нашу речь, придавало ей ядрёность. Какая-нибудь баушка ворчит на пьянчужку: «У самогО, раскрой полы, - тАмо задница гола» и тут же: «Закрой пОлы-те – Христос на тя глядит» - это уже сердитое предупреждение ребёнку, болтающему то, о чём промолчать надо. Или вот ещё загадка. Та же баушка, подавая стопочку, приговаривает: «Взъюзгни с морозу» или крикнет внучонку: «Взъюзгни её, холеру, чтоб в огород не лазила!» - это уже к козе или к какой другой скотине относится. При желании можно привести множество таких примеров». («Областная газета» за 3 октября 2001 г., 5 стр., рубрика «Уроки русского», из статьи В. Суренкова «Рассказ из трёх слов в семнадцать колен».)
Вот что я, редактор этой книжки, писала о произведениях В. Н. Суренкова в своей статье «Где тот меценат?» (газета «Диалог» за 20 августа 2002 г., стр. 4): «В наше время краеведение – это передний край борьбы за нашу историю, за наш язык, за народные обычаи, за семейные устои. Вы спросите: против чего? И я отвечу: против людей, не помнящих родства, против людей, которые не знают и знать не хотят истоков родного языка, историю его развития и о ценности многообразия его диалектов.
У полевчан тоже есть свой диалект, состоящий из смеси наречий разных народов – русского, украинского, татарского и башкирского. На нашем, уральском, диалекте конца XIX века написаны сказы П. П. Бажова. На нашем, полевском, диалекте, только более позднего периода истории – 40-50 годов ХХ века, написал свои «Полевские былицы» писатель Владимир Николаевич Суренков». (Более подробно об особенностях этого языка вы можете прочитать в «Словаре русских говоров Среднего Урала», том 1. Свердловск, 1964 г.)
Книжка Владимира Суренкова «Дед Топазишко» (одна из полевских былиц – народно-мифологических рассказов) предназначена как для детей, так и для взрослых.
Редактор Любовь Хлызова
……………………………………………………………………………………………
Редакторское слово Л. Хлызовой на 3-й стр. обложки книжки полевского краеведа: Владимир Суренков «Миденка». Екатеринбург, 2012. С. 28.
С Владимиром Николаевичем Суренковым мы знакомы с середины 90-х годов ХХ века, когда я уже посещала занятия литобъединения г. Полевского «Рассвет» под руководством поэта А. А. Азовского. Там я познакомилась и с краеведами Полевского, среди которых был и Владимир Николаевич, поразивший меня своей неуёмной энергией в деле познания истории своего края через народные предания, через знание «наощупь» каждого природного уголка этого богатейшего и красивейшего района Среднего Урала. С тех пор я писала и пишу об уральских краеведах, об их подвижнической деятельности и как не только поэт, но и литературный редактор, помогаю им издавать их краеведческие труды. Надеюсь, с В. Н. Суренковым мы ещё много сможем порадеть для россиян в наших общих усилиях в передаче неоценимого опыта наших предков через образы народных легенд и былиц.
Любовь Хлызова
………………………………………………………………………………………………..
Редакторское послесловие Л.Хлызовой к электронной книге полевского поэта: Александр Шахмин «Безозарений : Словосочетания (Стихотворения, рассказы, циклы стихов). Сайт Стихи.ру – Любовь Хлызова. 2014
О собрате по перу
Александр Георгиевич Шахмин привлёк моё внимание с первой же встречи в литературном объединении «Рассвет» г. Полевского, которым руководил поэт А. А. Азовский, это было осенью 1992 года. Привлёк своей постоянной углублённостью в себя, часто с саркастической улыбкой на губах, с особым, ироничным взглядом на мир. И в то же время в нём чувствовалась трепетная душа поэта, тщательно скрываемая от людских пытливых глаз. Его талант раскрывался долго и поэтапно. Вот почему так редки его публикации (более масштабные – в сборниках «Складчина», выпускаемые журналом «Урал» в первом десятилетии нового столетия). Но верность себе, настойчивые попытки вырваться из заколдованного круга повседневности на бескрайние просторы свободного творчества привели, наконец, к долгожданной публикации его творчества, пока хотя бы и в электронном виде (сайт Стихи.ру – Любовь Хлызова).
Философско-ироничный настрой ума Александра Шахмина сквозит в каждой его строчке, включая и название книги. И не мудрено. Кажется, будто он знаком со всеми философскими школами, какие были и есть в истории человечества. Но не только это является сильной стороной его Музы. Ведь он родился в селе Мраморском Полевского городского округа Свердловской области в 1946 году. Близость к народному творчеству наложила неизгладимый отпечаток на музыкальную стихию его «прозрений», проявилось какой-то особой нежностью к окружающему природному миру, к своим современникам.
А подзаголовок «Словосочетания» говорит о пристальном внимании поэта с большой буквы к нынешнему состоянию русского литературного и разговорного языка, к его старинным истокам, к прасмыслу каждой его составной. Отсюда в стихах необычное написание слов: «со-чувствие», «раз-творение», «со-суд», и т.д.
Способность лаконично и ёмко выразить мысль одной краткой формулой роднит его творчество с японской классической поэзией. Целый раздел трёхстиший очень ярко доказывает это. В этой книге представлены его циклы трёхстиший – по 5 или 10 стихотворений в каждом. Это размышления о фундаментальных понятиях и образах вообще всей человеческой цивилизации.
А рассказы полевского поэта и прозаика – это меткие зарисовки быта как сельских, так и городских жителей, родных и знакомых, соседей и власть имущих. В творческом портфеле Александра Георгиевича есть и проза, и другие стихотворные циклы – задел для будущих книг. Большому кораблю – большое плавание.
Любовь Хлызова, поэт, публицист, редактор
(Через несколько лет вышла книжка в свет: Александр Шахмин, Владимир Вязовский. «Рубаи. Хоку. Рубахиты». Полевской, 2017, где первая часть книги посвящена творчеству А. Шахмина – рубаи и хокку.)
………………………………………………………………………………………………..
Мои воспоминания в сб. «Человек на своём месте. Слово об учителе. Международный литературный альманах «Воскресенье». Портреты. Вып. 2. Екатеринбург, 2016», с. 22 – 24.
ЛЮБОВЬ ХЛЫЗОВА (с. Курганово, г. Полевской Свердловской области)
1. ПОЭТУ
Николаю Мережникову
Подобны скалам – песнопенья,
В душе хоралом – навсегда.
Твоя высокая звезда,
Как светоч – в волнах вдохновенья
И для меня. Бесшумен вал
Для беспристрастного витии –
Нездешни звуки ты взалкал:
Из-под пера – слова литые,
Строка – как с горных круч обвал.
Седой, как Космос – величавый
(Впечатан в память этот миг
Морщинами), - мой взгляд отрадный
Всё устремлён на строгий лик…
10.02.2000
(Из книги: Любовь Хлызова. Зона риска. Стихотворения. Екатеринбург, 2008.)
2. ЛИЦО – ЦИФЕРБЛАТ
(Статья в газете «Уральский рабочий», 7 марта, 2002 г., стр. 8.)
В серии «Визитная карточка поэта» издательство «Банк культурной информации» выпустило сборник стихов известного екатеринбургского поэта, сотрудника редакции журнала «Урал» Николая Яковлевича Мережникова «Легкое золото липы» (Екатеринбург, 2001). «Жить с миром под знаком родства» - это кредо автора, пытающегося ответить на вопросы «кто мы есть?» и «зачем мы есть?».
«Какими же миру объявимся мы –
На свет зашагнувшие яркий –
из тьмы?..»
[В этой небольшой по объёму синекожей книжице в 24 страницы: «годы как горы – идут чередой…».] Поэт, выходец из пермской деревни 30-х годов, чутко вслушивается в язык природы, в уральские говоры, вступает в перекличку с другими поэтами – на равных, как «мир среди миров».
Падай, роса! Серебрись, листок,
Слегка подрагивая и позванивая.
И тянется так же под
капли строк
Ветка существования».
(«Поэзия»)
Взгляд в прошлое, в годы тоталитаризма объединил несколько стихотворений, отличающихся особой пронзительностью:
И бич свистел, и кровь текла.
Тому, кто в изнуренье падал,
Стать бездыханным было
в радость:
Команда к веслам вновь звала.
(«Плот»)
А вот эти слова Николая Мережникова касаются каждого из нас, напоминая о бесконечности жизни:
И циферблат опять в лицо
твое вглядится,
И стрелка по лицу свой круг
пройдет опять.
(«В сумерки»)
Жаль, тираж небольшой – всего 500 экземпляров.
Любовь ХЛЫЗОВА
3. * * *
«Вот этот след, полет таящий…»
Николай Мережников
Строка поэта повела
В паломничестве к неба краю,
Где поступь и моя легка
Столь невообразимой ранью.
Внизу же – мёрзлые дворы,
Чугунно-белы перелески,
А я всё рвусь за край тоски,
Вот-вот паду я в неба стрежень.
Но снова праздник у ворот –
Вкруг ёлки детвора резвится.
А значит – не остановиться
Набрать полётну высоту.
А в дрёме, уходя ко сну,
Шепчу: - До первых утра нот…
18.12.2008
Любовь Хлызова
4. ПАМЯТИ ПОЭТА НИКОЛАЯ МЕРЕЖНИКОВА
«Ценится лишь
Молчанье меж строк.»
Николай Мережников
Вот он и ушёл
в молчанье между строк –
В полноту сверхсмысла
земных былых про-рок…
Гоношился что
в рядах своих тирад?
Кто ему мерещился
в пылу седых атак?
Сталось лишь ему
родиться в пересверк –
В торжество молчанья:
молнии просвет!
18.04.2011
(После чтения с октября 2010 года его посмертной книги стихов «Николай Мережников. Остановленное время. Екатеринбург, 2010».)
Любовь Хлызова
……………………………………………………………………………
Редакторское слово Л. Хлызовой в начале книги пермского автора: Светлана Поповцева «Вересень – созвучие души». Циклы стихов, песни, проза. Пермь, 2017. С. 136.
«Я там, где свет…»
Удивительно широкая душа у автора книги «Вересень – созвучие души», вместившая в себя амплитуду чувств от буквально утробной любви к детям до точнейшего музыкального слуха, от чувственного понимания природы до корневой истории российских родов, от естественных семейных радостей и печалей до трагически-эпохальных судеб отдельных людей.
Такой же широкий расклад у авторской палитры художественного чутья Светланы Витальевны Поповцевой, коренной пермячки, родившейся 29 сентября 1960 года в рабоче-интеллигентной семье (отец – токарь и механик, мать – врач-педиатр скорой помощи), очень музыкальной и певчей, что и привело Светлану к написанию сначала именно песен в 28 лет, а уже через год и собственно к опытам в стихотворчестве. А до этого год учёбы в музыкальной школе № 1 по классу аккордеона (отец владел игрой на мандолине и аккордеоне), получение диплома в Пермском государственном институте искусства и культуры по библиотечной специальности, выступления в художественной самодеятельности, пение в хоре в школьные годы и в студенческие (её мама пела в самодеятельности Пермского медицинского института, а бабушка выступала в народном театре в городе Слюдянка Иркутской области), в рабочем коллективе Пермской государственной областной библиотеки им. М. Горького, где проработала более 30 лет в качестве библиографа и библиотекаря.
И недаром в поэтических циклах автора часто встречаются стихи, посвящённые разным географическим названиям на карте России – Крыма, Сибири, Урала, пристальное внимание к фольклору этих мест, к особенностям фамилий семейных гнёзд, ведь Светлана Поповцева с 2003 года увлеклась исследовательской деятельностью в области антропонимики и родоведения сначала своей семьи Пикулевых, из которой она родом, а потом и частной генеалогией по запросам, что и привело её в 2007 году в Уральское историко-родословное общество (с 2008 г. до апреля 2015 г. – возглавляла Пермское отделение УИРО), а в 2015 году – в Уральское генеалогическое общество.
Особая тема в творчестве С. В. Поповцевой – детская. Эмоциональное богатство в стихах о детях поражает утончённостью, духовным и социальным содержанием. Воспитывая с любимым мужем сына, поэтесса не замыкается в узком семейном кругу, а щедро расплёскивает материнское чувство и на детей, обделённых родительской заботой. Через благотворительный фонд «Поможем детям» и сайт «Виртуальные родители, наставники, друзья» сначала переписывалась по интернету с детьми из Осинского детского дома для умственно отсталых детей, а потом стала навещать их в родительские дни, помогать им своим участием в их развитии и дальнейшей судьбе, что с искренней любовью рассказывается в её стихах и песнях не только в этой книге, но и в её предыдущих: «Поповцева С. В. Светлая душа. Пермь, 2009» и «Поповцева С. Шалунова Э. Бабье лето. Пермь, 2010».
А художественное чутьё у Светланы Витальевны претерпевает постепенную огранку от книги к книге. Стремление к совершенствованию литературного языка, к более точному слову приводит к потрясающим результатам, как в поэзии, так и в прозе.
В жанровом смысле автор идёт от наития, а не от классических форм, от неуправляемости пылких чувств, а не от хладной логики, от спонтанной, мгновенной реакции на событие, часто непредсказуемой, а не от воспоминаний по поводу… Часто её стихотворения на грани поэзии и прозы, что придаёт им особое, пикантное очарование.
Остаётся пожелать Светлане Поповцевой, поэту, прозаику, родоведу, члену Российского союза писателей (с 2015 г.), дальнейших прорывов в литературном творчестве и дальнейшего расширения общественной деятельности на просторах России.
Хлызова Любовь Алексеевна,
поэт, журналист, редактор, музыкант-композитор
июнь, 2016
Любовь Хлызова
Светлане Поповцевой
Чувствительное сердце,
Открытая душа,
Раскрытая, как веер,
Добрейшая стезя,
И мудрость нажитая,
И первобытность чувств –
Светлана свет Витальевна
Прокладывает путь
Сквозь сполохи прозрений
И редких откровений
К вместилищу искусств –
Ко Слову на времён ветру.
……………………………………………………………………………………
Статья о жизни и творчестве полевской поэтессы Надежды Николаевны Павловой:
Хлызова Л. Этюд в малахитовых тонах [Электронный ресурс] // Информация о Свердловской области : некоторые факты из жизни региона ; корпоративный проект библиотек Свердловской области - фактографическая база : [сайт]. – Екатеринбург, [2018]. – Режим доступа : (26.09.2018)
Эта же статья от моего имени как редактора книги: «Надежда Павлова. Камень переливчатый. Стихотворения, дневники, летопись семьи. Екатеринбург, 2018. С. 178».
Любовь Хлызова
ЭТЮД В МАЛАХИТОВЫХ ТОНАХ
Гордостью города Полевского является поэтесса Надежда Николаевна Павлова (17.03.1948 – 4.02.2015). Уже два года как нет её с нами, а шлейф её человеческого и поэтического таланта объемлет родной город, обнажая участливую душу ко всем его делам.
ПЕСНЯ О ПОЛЕВСКОМ
Ты – Синегорье, Каменный Урал!
В венце заводов, держишь на ладонях
Край Полевской, познавший медь и сталь!
Он в мастерстве прекрасен и спокоен.
Припев: Что я люблю здесь? Сразу не ответить…
Всё по сердцу мне: радость и печаль!
Здесь небо близко, словно серый лебедь,
А в просветах – голубая даль!
Край Полевской! Здесь Родина моя!
Вокруг стеной Уральский стройный лес.
Озёра, реки и пруды хранят
Молчанье гор и выспренность небес!
Припев: И знаю я, повсюду на примете
Земли моей и радость, и печаль…
Здесь небо близко, словно серый лебедь,
А в просветах – голубая даль!
Неповторимы зори… Каждый раз
Уходит солнце нехотя на запад.
Азов легенду новую про нас,
Про Полевской когда-нибудь расскажет…
Припев 1-й. (27.07.2002)
К песням у неё был особый пиетет. Недаром 4 года (2000 – 2003) она отдала вместе с дочерью Ольгой активному участию в народном коллективе - хор «Русская песня» под руководством Надежды Николаевны Казанцевой, которой Н. Павлова посвятила одно из самых оригинальных стихотворений «Пейзаж» с собственным к нему рисунком (см. илл.). И в поэтическом творчестве широко представлены вокальные жанры: вальсы, романсы, песенки, новогодние песни-тосты, гимны, песни-визитки, величальные, юбилейные песни, частушки. На три её песенных текста написал музыку полевской бард Виктор Наумович Осеев («На Думенке», «Вальс "Берегиня"», «Песня о "Просторе"»).
С ней лично я познакомилась во 2-й половине 1990-х годов на одном из собраний литобъединения «Простор» под тогдашним руководством Владимира Михайловича Вязовского (Иванова), которое стало преемником литобъединения «Рассвет» под руководством поэта Анатолия Андреевича Азовского, которому в творчестве Надежды Павловой есть несколько поэтических посвящений. И в течение 15 лет проходила её разнообразная литературная деятельность на моих глазах: выступления на поэтических вечерах, участие в публикации стихов в разных полевских и екатеринбургских сборниках, а один раз мы вместе с ней летом 2000 года на Думной горе приняли участие в народном празднике, где я читала свои стихи, а она пела песни в составе хора «Русская песня».
Сейчас хочется дать слово самой полевчанке. Даже в скупых биографических строчках слышится её певучий говор и народный слог: «…До 7 лет жила в поселении Октябрьский. Там был клуб «Строитель», одноэтажный барак, но там было очень хорошо. Я ходила туда в кино и выступала с детским садом на сцене клуба. В посёлке был замечательный стадион, тоже «Строитель», дед Коля тогда был молодой и играл там в футбол, а на футбольном поле мы играли детьми всё лето, собирали цветы, а рядом был Северский пруд, купание, лодки и т.д. В 7 лет я уже жила в Северском, дед Коля начал строить дом прямо в лесу. Это тоже было здорово: грибы, ягоды – прямо на улице. В 1956 году я пошла в знаменитую школу №3. Закончила 11 классов. В вуз не поступила, а пошла работать на крану в ТЭСЦ-2. В 1968 году вышла замуж за Невзорова В. М. Родила двоих детей – Татьяну и Алексея. Потом перешла на МФЗ… В 1983 году с Невзоровым В. М. я разошлась, вышла замуж за Павлова О. П. Родила Колю и Ольгу в 1985 г. и в 1987 г. В 1993 году Олег умер. Ольга закончила 9 классов в 2000 году. Коля заканчивает 11-летку в 2004 году. Я на пенсии с 1998 года… Сейчас работаю в 1 АТП г. Екатеринбурга кондуктором.
МОЙ АЛЬБОМ… ИЗ ХХ ВЕКА
Вот бабушка и мама,
А вот – я…
Анастасия, Анна и Надежда.
Прошлась по веку линия моя,
Была достойной, женственной и нежной...
Анастасия, бабушка моя,
Серпом искрящим радовала поле,
Детей носила, каждого храня,
В год по ребёнку и по божьей воле…
А мама – медсестра…
Ей фронтовое братство дороже жизни…
Строгий партбилет в кармане на груди…
Под Нарвой ей признался
В любови лейтенант
И подарил портрет…
А я люблю завод,
Люблю свою работу,
Которая простой казалась мне всегда…
На нашей проходной
Так пусто без народу.
Узнает там меня
Весенний тротуар…
Вот мама, бабушка и я… (1999)»
Эти биографические строчки написала Надежда Николаевна по просьбе своего первого внука Егора, ученика 7 класса школы №17 г. Полевского, когда он собирал сведения о своих предках, бабушках и дедушках, по инициативе своих родителей: Татьяны Владимировны и Александра Владимировича Беляевых, что послужило прелюдией к выступлению Егора Беляева, уже ученика 11 класса, с рефератом «История страны в истории моей семьи» на Полевской историко-краеведческой конференции в 2005 году при поддержке педагога по русскому языку и литературе Лии Александровны Плюсниной.
А в роду у Надежды Павловой были и шахтёры («Мой дядя в биографии шахтёрской…»), и москвичи («Родным местам приезжал поклониться отец… и спешил в Полевской потом…»), и фронтовики («Баллада о крыле»), и сельчане («Анастасия, бабушка моя, серпом искрящим радовала поле…»), и управленцы («С Новым годом, трубники!..»). И вот – поэт, во плоти и по сути! Писала стихи с детства, и в своей первой и единственной книжке «Полевская муза» (Полевской, 2007), изданной при жизни «на средства отдела культуры г. Полевского», гордо объявляет миру:
ПОЛЕВЧАНКА
Средь звёзд, людей пытливая судьба
Нашла меня у россыпи черёмух,
Рябиновые бусы мне дала
И тополей родных счастливый посох.
Я – Полевчанка! Всюду и везде –
С особой поступью, своим особым взглядом.
Мне быть дано отличной среди всех
И у судьбы ревнивой под приглядом. (27.04.2000)
Предисловие к этой книге написал екатеринбургский поэт Николай Яковлевич Мережников, зав. отделом поэзии журнала «Урал», редактор сборников «Складчина», в которых Н. Павлова напечаталась в вып. 5, 6, 8. Вот цитата из предисловия «О книге»: «…Надежда Павлова свою поэтическую индивидуальность обретает во взаимодействии с миром сказов П. П. Бажова, и вообще, в русле народно-поэтического слова…». Действительно, эта тема проходит красной нитью через всё её творчество.
МАЛАХИТЕЦ
Мой дядя в биографии шахтёрской
Землицы медной покопал немало.
Гумёшек малахитовую горку
Видал не раз, видал, как камешки она давала…
С напёрсточек шелковый малахитец
Достался мне с Хозяйкиного платья,
В весёлой зелени игрушка для счастливых,
Он для уралочки был, видно, предназначен.
Так повидала я немало дива
По жизни, но то времечко далёко.
Когда играла камнем переливчатым,
Я вспоминаю счастьем долгим-долгим. (29.09.2003)
И в то же время поэтесса не замыкается в границах Урала, а искренне откликается на строки других великих поэтов, включая их в свои стихи.
* * *
Когда тебе «скучно и грустно
И некому руку подать»,
Тебе позвонить ко мне нужно,
Подумать… и – номер набрать.
И, может, не только молчанье
Тогда ты услышишь в ответ.
Исчезнет куда-то отчаянье,
И в жизни найдётся просвет… (11.09.1999)
Лирика в поэзии Надежды Павловой очень многолика, её эмоциональная амплитуда: от полного штиля («Сиреневый медальон») до крика («Вот, говорят: Баба!.. И прочее…»), от острого чувства одиночества («Расхожей фразою "У каждого свой крест"…») до чистой гармонии взаимной любви («Счастье»).
Также её стихи печатались в газетах «Рабочая правда» и «Диалог», в сборниках «День поэзии» (Полевской, 2006, 2008) и «Простор» (Полевской, 2001), в сборнике «Поэтический марафон – 2005» (Екатеринбург, 2006). В сборнике «Простор» Н. Павлова написала о себе: «…Была редактором литературной газеты заводского участка, член общества книголюбов, занималась туризмом. С 1980 года работала на ПМФЗ автоматчицей и в отделе сбыта. Закончила 2-годичный финансово-экономический институт».
Благодаря отзывчивости её уже взрослых детей, Татьяны, Николая и Ольги, листаю её рукописный поэтический дневник, не опубликованный ещё и наполовину, и вижу перед глазами новую её книгу, содержащую всё её творчество вместе с родословной, любовно собранной её родственниками. Как её коллега по литературному творчеству и её сподвижница, поэт и редактор, постараюсь помочь им в естественном желании почитания духовного подвига матери и бабушки. Кстати, она тоже, как и я, пыталась помогать пишущим знакомым в продвижении их творчества. Так, по рассказу Тамары Анатольевны Поповой, на собраниях женского клуба «Нежность» под руководством Галины Алексеевны Большаковой (завод «Криолит») Надежда Николаевна читала свои стихи, делилась своим мнением о творчестве других собравшихся.
Трагична судьба Надежды Николаевны Павловой, полевской поэтессы: потеряла сначала своего сына Алексея, потом в разное время обоих своих мужей. Но горечь жизни переплавляла в поэтические строки, летевшие над веком гроздью алой рябины («Я могла бы рябиной красивой, разгораясь, алеть по утрам…» Вальс «Берегиня»). И ушла она внезапно, сгорев за несколько месяцев в тяжёлой болезни. Но оставила после себя радость творчества и упоение жизнью:
* * *
Когда я в свободном полёте,
По времени и по судьбе,
Забудусь, прощая кого-то,
Покой возвращая себе,
Тогда я, быть может, молитву,
А может быть, песню сложу,
А может, родную калитку
Открою… иль просто усну… (16.04.2002)
ЭПИЛОГ. Когда весной этого года случайно услышала в разговоре с поэтом и краеведом Алексеем Николаевичем Кожевниковым о том, что моей давней другини Надежды Павловой уже нет на свете, задалась целью написать о ней и помочь её родственникам в публикации всех её удивительных творений.
Любовь Хлызова
СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ
Я женщина и ящерка с Азова…»
Надежда Павлова
Как живая, встаёт передо мной знакомая поэтесса. Как трудно ей жилось! Подняла троих детей, всю себя бросила на закланье детям и внукам. Мельтешила на нескольких работах, добывая средства к существованию. И, красавица, - пела в народном хоре, из её груди лились чистые строки стихов, и мечты, мечты, мечты… Так и ушла из жизни по болезни непризнанной поэмой… О «Я – Полевчанка!» - Надежда Павлова! (14.04.2016)
Хлызова Любовь Алексеевна
12.08.2016
С. Курганово
В книге: «Следуя за Пушкиным». Сборник статей. Сост. Т. М. Шорохова. (3-я книга Пушкинского клуба Екатеринбурга.) С фото авторов сборника. Екатеринбург, 2022, 227 с. – С. 26-219.
Любовь Алексеевна Хлызова родилась 8 марта 1952 года в Перми. Училась в музыкальном училище г. Перми.
Работала в музыкально-нотном отделе в областной библиотеке г. Перми, затем аккомпаниатором в различных спортивных учреждениях, звукорежиссёром.
В августе 1983 года переехала в с. Курганово Свердловской области, где дальнейшая работа так же была связана с музыкой. С 2010 года корректор и редактор различных периодических изданий. Автор музыки гимна Пушкинского клуба.
Вдохновляет Пушкин
Я с отрочества интересовалась творчеством А. С. Пушкина. Прочитала все его сочинения. Наверное, это и вдохновляло меня, а ещё и музыка, которой я занималась с детства.
Первая публикация моих стихотворений – в газете «Северский рабочий» г. Полевского за 16 сентября 1992 г. (31 стихотворение) в то время, когда посещала занятия литературного объединения «Рассвет» в г. Полевском под руководством поэта Анатолия Андреевича Азовского (с осени 1992 г.). Печаталась с подборками стихов в полевских и екатеринбургских газетах, в журнале «Урал», в Российских альманахах поэзии хайку «Тритон», в сборниках «Складчина» и «Поэтический марафон».
Выступала с чтением своих стихов и исполнением своей музыки на фортепьяно в творческих клубах: «Простор», «Свеча», «Открытый микрофон» (г. Полевской), Литературно-музыкальный клуб им. И. Бродского под руководством поэта и барда Сергея Медовщикова, «Петроглиф», «Маяк», «Бард-кухня», «Литературные среды» (г. Екатеринбург), участвовала в нескольких Поэтических марафонах в Екатеринбурге, где два раза была лауреатом, и в Полевском, а также в детских домах г. Полевского и в Доме ветеранов г. Перми выступала со своими музыкально-поэтическими композициями. Активно участвовала в ежегодных с 2012 г. Азовских чтениях, а также в фестивалях авторского творчества памяти Александра Лукина в Полевском. Проводила свои авторские вечера в библиотеках и музыкальных учреждениях Полевского, Екатеринбурга, Перми. Несколько раз выступила с авторским музыкально-танцевально-поэтическим моноспектаклем «Любовь» в с. Курганово, г. Полевском и Перми.
Со статьями печаталась с 1993 г. в газетах г. Полевского, Екатеринбурга, Ачита, Перми, в журнале «Веси», в книгах: «Полевской край», «Бард-кухня. Автограф», «Анатолий Азовский. В Полевском, в тихом граде районном», «Поэзия – особая страна». Состою в Обществе уральских краеведов. Являюсь редактором электронной книги «Светень» и уже 43 книг поэтов, писателей, учёных Перми, Тюмени, Новосибирска, Екатеринбурга, Полевского со вступительными статьями от редактора, включая и свои книги. Много лет участвуя в работе Пушкинского клуба г. Екатеринбурга, стала и автором музыки гимна клуба на слова Пушкиной Софьи Александровны «Пушкинистам Урала». Являюсь автором поэтического цикла из 8 стихотворений, посвящённого Александру Сергеевичу Пушкину, – «Островок мой, островок…»; в 1999 году присутствовала при открытии памятника великому поэту (скульптор Г. Геворкян) в Екатеринбурге, что отразилось в моём стихотворении № 5, вошедшем в этот мой «Пушкинский» цикл.
Из цикла «Островок мой, островок…», посвящённого А. С. Пушкину:
5.
На открытие памятника А. С. Пушкину
работы скульптора Геворга Геворкяна
в Екатеринбурге 5 ноября 1999 года
А вот и Пушкин наш нетленный
Вознёсся над толпой повес
Конца второго тысячелетья
Наперекор смурных небес.
Лицо исполнено знамений,
Любви, творения, игры
Сил неземных – се дар прозрений
В тот час, когда смолк жизни ринг.
Теперь и я смогу несмело
Пройти к подножию певца
Потайных мук, всенепременно
Колени преклонить. Экстаз
Не чужд уральской звонной лире,
Границ для вдохновенья нет.
И царствует в «подлунном мире»,
Подхвачен Геворкяном ныне,
Вселенских душ благой рассвет.
«Прелестному ангелу» – Наталье Гончаровой
(в форме верлибра)
Посвящается Пушкинскому клубу
г. Екатеринбурга (рук. С. А. Пушкина)
Ангел кроткой красоты,
Самородка утончённость,
И царица для семьи,
И богиня для восторга
Поэтического гения
Цивилизации славян.
Девять лет, под оком вечности, -
В пушкинских строках письма!
Беспощаден был рок с ними,
С Александром и Натальей,
Но потомки, Русский мир весь –
В благородном чувстве дара.
Пылкая душа поэта,
Натал; изящество
Вдохновили Рушеву Надежду
На графичность адреса.
Александр Брюллов обессмертил
Натал; тонкие черты…
С нами – два образа совершенства:
В стихах и в воплощении мечты.
В книге: Луч со-творения в Полевском : сборник произведений наших современников, посвящённый памяти поэта Анатолия Азовского / составительь С. Е. Филинкова, корректор Л. А. Хлызова. – Полевской, 2023. – 162 с. (с. 109 – 116)
Творческий портрет поэтессы Надежды Николаевны Павловой
Только пчела узнает в цветке
затаённую сладость.
Только художник на всём
чует прекрасного след.
А. А. Фет
Каждому человеку Бог вручает подарок -
средства, через которые Он являет Себя
миру и помогает человечеству.
Пауло Коэльо. Брида.
Иже услышит своего духа голос,
над бездной вознесётся.
Сергий Радонежский
Как бы ни была трудна в бытовом и эмоциональном отношении жизнь поэтессы Надежды Павловой, она с юношеских лет стремилась расширить горизонт своих впечатлений, будь это литература, философия, поэзия или устройство мира. Её всё интересовало: откуда взялся русский язык, а значит – древнерусская литература, русская классика, песенная народная культура; а также – западноевропейская философия, легенды разных народов, место женщины в мировой жизни и в искусстве. Одним словом, хотела «объять необъятное». Поэтому так велик разброс тем и впечатлений в её поэзии, многожанровость и многоликость. Её мятежная душа звала и на природу, и на лекции в университет, и на собрания разных литобъединений, и на репетиции и выступления народного хора, звала откликнуться на газетный призыв участвовать в песенных и литературных конкурсах, а также запечатлевать свои мысли в статьях для полевских газет. И при этом на людях она всегда выглядела поэтически воздушно, читала свои стихи немного нараспев, мечтательно. Она всей своей натурой стремилась раствориться в окружающем мире, оставить впечатление о себе как о чём-то совершенном и звёздно-необычном. И действительно, начать свою жизнь на ул. Льва Толстого Октябрьского посёлка в Полевском – трудно не стать мастером пера, к чему она и стремилась с молодых ногтей: очень много читала, приобщала своих детей и внуков к литературному творчеству, досадовала, если бытовые проблемы накрывали её с головой, и радовалась, когда оставалась одна среди книг.
В её стихах и дневнике часто встречаются великие имена философов, поэтов, кинематографистов. Так, она интересовалась истоками русской литературы, и в творческом дневнике пишет: «Хочу выучить древние тексты "Слова о полку Игореве", например, плач Ярославны…», обращается к творчеству первого русского поэта – Симеона Полоцкого, который не только был придворным поэтом царя Алексея Михайловича, но и создал первый «Букварь» на русском языке – для царевича Петра, будущего первого императора Российского. Она обращалась и к истокам философской мысли, интересуясь творчеством античного философа, математика и космогониста Пифагора, который раскрыл краеугольную роль числа в человеческой культуре, также благодаря ему мы знаем слово «философ», т.е. «любящий мысль и слово», в его космогонии появилось понятие «музыка сфер, гармония сфер», что было близко поэтической музе Надежды Павловой. Её постоянно тянуло за горизонт, к небу, к звёздам – недаром один из циклов стихов имеет название «Знаки Зодиака», где она в стихах тонко подмечает психологические особенности людей, родившихся под разными зодиакальными знаками, несмотря на всю условность этих различий. Полевская поэтесса беспокоилась о судьбах русских людей на разломах истории страны вместе, например, с такой личностью современности как Никита Сергеевич Михалков, который свою жизнь посвятил возрождению Родины и русского искусства вообще.
«Мыслитель… как звезда среди планет… /Подвижник по трудам, он и в душе – поэт…» – строчки Надежды Николаевны из стихотворения «По Булгакову» говорят сами за себя: здесь и судьба России, и противостояние Христа и Пилата, здесь и философские искания Мастера; любовь представлялась в самом возвышенном понимании: «…/Любовь – на грани пророчества, /Чтоб жизнь обновлялась впрок» (стихотворение «Жизнь»).
Как женщина, она искала всю жизнь гармонию в отношениях между мужчиной и женщиной, но это были только мгновения счастья, которые сменялись грубой прозой жизни с непонимающим её супругом, явно по моральным качествам стоящим ниже её, не соответствующего её представлениям об идеальной любви, о достойной семье. Всё это есть в её стихах: «Качая, /Звёзды двигают миры. /А мы летаем, ощущая счастье,
/Ведь лишь в полёте /Люди влюблены, /Не замечая сумерек ненастья» (стихотворение «Погас закат…»).
Посещая разные литературные кружки, Надежда Павлова жадно впитывала литературоведческие знания у поэтов Урала Анатолия Азовского, Николая Мережникова, Юрия Конецкого, Юрия Казарина. И это чувствуется в её м;стерской палитре: в её стихах очень много метафор, гипербол, сравнений, олицетворений, которые очень обогащают поэтическую речь. Например, как она смогла целое стихотворение превратить в сплошную метафору: у неё сердце – это и маховик, и весенняя капель, и машина, и движок!
* * *
В. Н.
Откуда в этой тишине
Идущего состава – ритм?
Да… вспомнила – гудит во мне…
Сердечко – маховик…
Вот ч;дно… я совсем забыла
Бой сердца своего.
Конечно… некогда мне было.
Ну что возьмёшь с него?
Ах, сердце… лепет глупо-милый,
Весенняя капель…
Нет… сердце всё-таки машина…
Гудит, как я, во мне…
Любовь, сердечная болезнь
И двигатель вселенной!
Замок случайно не навесь
На мой движок смиренный…
А сколько в её стихах олицетворений! Вот один из примеров: «…Теплушка плакала… на линии с грохотом /Стучал паровозик, ругаясь вслух…», здесь и теплушка живая, и паровозик как живой (стихотворение «Там, в послевоенном посёлке Октябрьском…»). Я уж не говорю о сравнениях, они почти в каждом стихотворении, но особо хочется отметить эти две строчки: «…Льёт звёзды из Ковша – /Расплавленный металл…» (стихотворение «Здесь синих гор зелёные леса…» из цикла «Знаки Зодиака»). Ведь она начинала свою трудовую жизнь на Северском трубном заводе в г. Полевском, где действительно плавили и плавят металл. Только настоящий поэт мог соединить в своём воображении Ковш Большой Медведицы со звёздами вокруг него и заводской ковш с расплавленным металлом. Гиперболы тоже имеют свой ряд стихотворений. Любой настоящий поэт мыслит категориями всеобщими, объемлющими всё мироздание. В творчестве Надежды Павловой одни названия стихов чего стоят! – «Человек мира», «Моя космическая история», «Под знаком небес», «Думная гора и вечность», «Стихотворение-кристалл», «Время Эпохи Водолея». Уральская поэтесса с лёгкостью Малаховую гору, что недалеко от Полевского и где она одно время жила у родственников, может превратить в ковчег и заставить гору плыть по волнам вечности: «…похожа на ковчег, /Гора плывёт, купается в домишках – /Так облепил её двадцатый век…» (стихотворение «Деревня Малаховка»).
А вот к разнообразию поэтических форм в своём творчестве она не стремилась; думаю, потому, что для неё важно было скорее записать строки, приходящие в данный момент «свыше», не растерять «по дороге» поэтический запал. Поэтому так легко читаются её стихи, они написаны как будто на одном дыхании, на одном движении души. И всё-таки при чтении её книги не остаётся впечатления однообразия, искомины одного ритма; здесь спасает поэтессу невероятная требовательность к себе как к творцу, невозможность для неё «высасывания из пальца» строк дежурных, не подкреплённых живым чувством или откликом на мысль другого художника.
Как редактор посмертной книги Надежды Павловой «Камень переливчатый», должна сначала пояснить форму книги: после прозы вступлений, стихотворная часть книги начинается рядом произведений без даты написания, а потом уже все стихи идут строго хронологически – до прозы дневников и воспоминаний о семейных корнях (кстати, всё содержимое её первой книжки – «Полевская муза», конечно, вошло в её посмертную книгу, только кроме 5 рисунков к стихам Н. Павловой художника книжки – Светланы Николаевны Фёдоровой, т.к. во вторую книжку вошло много рисунков самого автора). Стихотворная часть делится на стихи рифмованные и верлибры – в прихотливой последовательности, создавая ажурный ковёр поэтических впечатлений и переживаний женской души. Вообще часто её стихи рождались как продолжение мысли другого автора, будь это отечественный или иностранный художник. Так из отечественных – это и Пушкин, и Лермонтов, и Тургенев, и Булат Окуджава, и Пастернак, и Белла Ахмадулина, и Маяковский, и Никита Михалков, и Алла Пугачёва, я уж не говорю о полевских творцах – Александре Шахмине, Анатолии Азовском. Из зарубежных деятелей искусства и литературы в её стихах есть пересечения с творчеством, например, Омара Хайяма, Пифагора, Стендаля, Эмиля Золя, Марлен Дитрих, американской поэтессы Эмили Дикинсон, с которой роднят нашу поэтессу поэтические высказывания свободным стихом – верлибром.
Тема свободы личности, личностного роста очень важна для Надежды Павловой, даже одно стихотворение названо «Моя свобода», которую она не мыслит без наивысшей культуры речи: «…Ритмичное мыслеслужение – /Свобода моя была…» Она хотела приобщиться к невидимому и непознанному через Слово: «Уцепиться б за мысль /Беспредельного зрения /И стихом вознестись /В измерениях Времени» (стихотворение «Человек мира»). Много стихов посвящено поэзии вообще как искусству познания себя в окружающем мире: «Сплетеньем слов, /Наивным ропотом /Тебе я счастья пожелаю… /Из звёздной вечности, /И шёпотом, /Придут стихи и приласкают…» (стихотворение «Сплетеньем слов…»). Но нечасто она может насладиться творческим одиночеством, и рождаются отчаянные строки:
* * *
Отпустите меня, отпустите
В моё детство к берёзкам, ромашкам!
Позабудьте меня и простите,
Я побуду ничейной, не вашей…
Ах, пустеет души моей чаша,
Окаянная держит забота…
Не своя для себя я, а ваша…
Серый день и лекарство-работа…
(22.12.2002)
Но когда поэтессу накрывает волна бытовой заварухи, всё равно идёт работа мысли: «…внутри где-то зреет /Слово заветное, тихое, главное…» («По прочтении стихотворения И. С. Тургенева "Утро туманное"»), даже во время поездки в автобусе может прийти образ ;блака как прекрасного женского лица, что и выразилось в её стихотворении «Пейзаж» и в собственном рисунке к нему.
Всем известно, что талантливый человек талантлив во всём. И Надежда Николаевна была богато одарена несколькими талантами: прекрасно рисовала («Я рисовала твой портрет…»), прекрасно пела, со вкусом умела одеваться, несмотря на скромный семейный достаток. Умела искренно ладить с людьми: смотрите, сколько её стихов посвящено разным знакомым – величальные песни отдельным людям, юбилейная песня на 80-летие одной пары, и всё это должно было петься, было связано с музыкой; недаром полевской бард Виктор Осеев не мог пройти мимо музыкальных стихов коллеги-поэтессы и написать музыку к её стихам (вокальные строчки трёх песен напечатаны в книге). А музыка упоминается часто в её стихах – это и обертон, и фортепьяно, и гитара, и лютня, и гармошка, и ноты, и камертон, и «минорная песня», и «весны мажор», и струнка, и дампо (небольшой ударный инструмент вытянутой вертикально формы вроде тамбурина), и труба: «Я слышу тишину, /Которая играет на трубе, /Поёт, зажав мундштук, /И остывает медью на губах…» (стихотворение «И снова ночь!..»). Она старалась и детей приобщить к музыке: вместе с дочерью Ольгой пела в хоре, внучка Настя училась в Полевской музыкальной школе № 1. О хоре – особая песня, она много выступала в составе полевского хора «Русская песня» под руководством Н. Н. Казанцевой, гастролировала по городам Урала, что и отразилось в стихотворении:
* * *
Когда поёт Уральский хор,
То просыпается глубокий
Альтовый в недрах голос гор,
Такой торжественный и строгий…
Вздохнёт притихший камертон
Души, заполненной любовью,
И жизни всплеск разбудит он
Про счастье песней иль мольбою…
(2.05.2003)
В творчестве поэтессы тема Бога – основополагающая, как нравственный закон внутри неё, как её жизненная опора: «…Когда задумаюсь в молитвенном свеченье, /Не важен повод – радость или грусть, /Увидится мной и предназначенье, /И то, как исполнять его берусь…» (стихотворение «Предназначение»). В стихах это звучит как исповедь, как неминуемый жизненный закон: «…По жизни у меня /Свой крест тяжёлый есть, /Несу его и не прошу /Пощады» (стихотворение «Расхожей фразою…»), даже в конце своей разнообразной рабочей карьеры, работая кондуктором в автобусе, гордо, как сама богиня, заявляет миру в стихотворении «Кондуктор»: «…Вот ныне поэт-кондуктор, /Свидетель побед и бед, /Международным рупором /Про счастье твердит ответ». И очень часто в её стихах встречается слово «красота», например: «…Земной богиней в мир нисходит красота!» (стихотворение «Нам прошлое – как ящерицы хвост…»).
Любованье божьей красотой природы наполняет чуть ли не половину её произведений: «У рябинушек гроздьями ягоды – /Красотою меня берегут…» (стихотворение «Вдовий вальс»), включая и её прозу – в одной её дневниковой записи меня поразила завершающая фраза: «…осень плавилась и сияла» – какой точный и неожиданный образ золотой осени! Вокруг дома, где она выросла в северной части Полевского, был разбит усилиями её родителей, и бережно поддерживаемый самой Надеждой, прекрасный сад с яблонями, вишнями, абрикосовыми деревьями, калиной, рябиной, малиной… – отсюда её любовь к деревьям и растениям, цветам и лугам. Об этом говорит и перечень встречающихся в её стихах деревьях: черёмуха, сирень, сосна, ива, облепиха, ель, тополь, рябина, калина; а из цветов – колокольчики, ландыши, розы, ромашки, клевер, лилии, шиповник, гиацинт, гвоздики. В её стихах звучат и церковные мотивы – ангел, Библейское облако, Христос, Яблочный Спас, Медовый Спас, святой и др.:
На 2009 год
Замечу восход, позабавлюсь и шуткой,
Заботы и отдых ко мне с прибауткой
Идут, как святая вода – в терема,
Питают, и чистят, и дарят года.
С молитвой встаю и с молитвой ложусь,
Себе и другим я ещё пригожусь…
(Октябрь 2007)
Водная стихия для поэтессы своя, родная, т.к. по месяцу рождения относит себя к зодиакальному знаку Рыб. Поэтому так много в её стихах упоминаний о воде, родниках, озёрах, прудах, речках, водопадах, морских заливах, например, в стихотворении «Хочу, чтобы море шумело…» – уже в первой же строчке. Она пишет в стихотворении «Я уеду на Штанговский пруд…»: «…Я без воды не могу…», и в стихотворении «На 2008 год»: «…Я пью свою чашу. /Земная вода /Полезна, как жизнь, и, как жизнь, молода!»
Она любила жизнь, жадно впитывала впечатления в недолгих путешествиях по бескрайним просторам шестой части суши (за рубежом она бывала только в мечтах), а свою малую родину, город Полевской, любила до самозабвения: «…Расцветай, любимый город, /Дивный город Полевской – /Между речками родными /Полевой и Чусовой!» («Частушки о будущем г. Полевского»), в своих стихах замечала все его достоинства и недостатки, хорошо знала историю родного края. А в своих частушках даже думала о его будущем! Имея в роду шахтёров («Малахитец»), полевская поэтесса не понаслышке знает рудные богатства своей земли, в стихах так и блистают – сердолик, янтарь, рубин, алмаз, сапфир, горный хрусталь, мрамор, золотоносный шурф. Поэтому не удивительно встретить в её стихах посвящение уральскому сказителю П. П. Бажову и пространные стихи «Ящерка судьбы».
Сама русская красавица, она, конечно же, любила Россию, страну, в которой ей посчастливилось родиться в дружной семье рабочего и медсестры, оба раза выйти замуж за любимых мужчин (другое дело – как они обошлись с таким роскошным богатством!), родить четверых детей. И всё-таки ей удалось не растерять на трудных жизненных дорогах свой поэтический талант.
* * *
Н. Э. Линде
Моё окно с наличником,
Но, как в иллюминаторе,
Всё тот же космос вижу я,
С фантазией небес.
Слежу черты глобальные
Моей России-матери,
Вершины гор венчальные,
Уральский стройный лес.
Здесь путь цивилизации
С тропою, Богом данною,
Сливается, сливается –
Никем не разделить!
И всё же перемётная
Сума уж не подходит нам,
И снится беспредметная,
Иная где-то жизнь…
(2001)
Да! истоком своего поэтического дара она справедливо считала что-то высшее над ней – Великий Логос: «…только небо /Родным диктует языком /Мне стих...» (стихотворение «Оберег»), она принимала все изломы судьбы как Высший Суд, как фатум: «…Мне рыбак молодой жить вдовой приказал…» (стихотворение «Белой-белой зимой…»), всегда прислушивалась к внутреннему голосу как провозвестию свыше: «Ритмичное мыслеслужение – /Свобода моя была…» (стихотворение «Моя свобода»), уверенно говорит о войне – «…Тебя победит Мысль и Доброе Слово /В едином призванье Земли и небес!» (стихотворение «В сиянье сил души, интеллекта…»), и всегда верила в свою литературную звезду: «…Как причастие – красота / Чистый космос мне приоткроет» (стихотворение «Я сегодня уйду к себе…»), « – Увидимся завтра, завтра увидимся! /На грани сияний, на вихре времён…» (стихотворение «Встречаю восход. Провожаю закаты…»).
Заканчивая творческий портрет моей другини по полевской музе, хочется отметить такое её стихотворение:
* * *
Себе напишу танцевальную песню.
Бывают же прецеденты…
В ней каблуки говорят: «Интересно,
Поют ли дуэтом поэты?..»
(26.08.2007)
Здесь Надежда Павлова высказала своё заветное желание: найти родственную душу среди мужчин, что ей, к сожалению, до конца жизни так и не удалось. Её одинокий танец был в мечтаниях и возвышенных мыслях, среди звёзд и планет. Оставила она нам в наследство – красоту своей души и мощный, но краткий, талант поэта и провидицы:
* * *
«Так бродил я в тумане берёз целый день,
Горько пил из заросшей криницы.
И на сухлом суку свиристел свиристень,
И бежали ко мне медуницы…»
Анатолий Азовский
Я ковшиком из кадки воду пью.
Вода сладка по-прежнему, чиста…
Затем подолгу из окна смотрю –
Там внове всё и веку всё под стать.
Межвременья стираются приметы.
Однажды выйду и – не оглянусь.
Уже не в силах прошлое жалеть,
Я мысли росчерком над веком встрепенусь…
(24.02.2000)
Любовь Хлызова, поэт, редактор, публицист, с. Курганово, г. Полевской.
17.01.2021
……………………………………………………………………………….
Свидетельство о публикации №119092003576