Легенда о Боярышнике
На глухом забытом займище
На остуженных ветрах
Как боярище в халатище
Стоял боярышник в цветах.
Сергей Красиков
Предисловие
БОЯРЫШНИК (лат. Crata;gus). Латинское название происходит от греческого «cratas» - сильный, крепкий. Действительно, у боярышника твердая древесина, он стоек к неблагоприятным условиям и живет до 300 лет. В большинстве европейских стран это растение называют «колючка». Русское же название отразило красоту этого дерева, связав его с созвучными словами - «боярин», «боярышня», предположительно из-за красивого и яркого внешнего вида. Ягоды боярышника такого же пурпурно красного цвета, как одежды бояр (это был отличительный признак принадлежности к данному сословию).
Народные названия: барыня-дерево, боярышня, боярка, майский кустарник, дерево девственности, сердечная ягода, глод, колючка дикая, петушиная шпора, ястребиные когти, хлебница (муку из сушёных ягод добавляли в тесто для хлеба с фруктовым привкусом) и др.
Символ девственности, целомудрия, семьи и счастливого брака. В Турции цветущая ветка боярышника считается эротическим символом, так как ее аромат напоминает запах женщины. Отношение к боярышнику в народе было двояким. С одной стороны, согласно старинным поверьям, боярышник (как и бузина) заклятое дерево - в него превратилась ведьма. Утверждали, что его нельзя пилить или ломать, иначе такого человека будут ждать неприятности, болезни, смерть родных или падеж скота, бедность. Долгое время его считали символом несчастья и смерти еще и потому что, согласно легенде, терновый венец Христа был сплетен из ветвей боярышника.
С другой стороны, так же с древних времён существовало поверье, что благодаря колючим шипам он способен защитить человека от злых духов, являлся мощным оберегом. Например, верили, что молния никогда не попадет в дерево боярышника, потому что еще во время путешествия с младенцем по Египту дева Мария уснула под его кроной. Из боярышника делали всевозможные талисманы. Собранный в Вербное воскресенье или на Вознесение, боярышник хранили в доме как защиту от молнии. Многими славянскими народами было принято высаживать боярышник вокруг усадьбы. Верили, что такой колючий барьер убережет от проникновения зла, а невинным девушкам поможет сохранить целомудрие вплоть до замужества; сохранит крепость и честь семьи, брачных уз, убережет женщину от вожделений мужчин. Ветки боярышника на окнах и дверях дома отгоняли от него нечистую силу, их клали на порог загона для скота для того, чтобы не дать войти туда ведьмам. Буряты, чтобы отогнать нечисть, вызывающую болезни, размахивали ими над колыбелями больных детей.
Интересно, что со времен Петра I, боярышник, из-за целебных свойств, стали выращивать в созданных по его приказу, аптекарских садах, а крестьяне были обязаны собирать ягоды боярышника в качестве повинности. Кстати, он очень плодовит: отдельные деревца дают до 75 кг плодов.
По древней кельтской традиции боярышник являлся деревом божества зимы и тьмы; отцом Олвена, который из-за длинных и тяжелых ресниц не мог видеть до тех пор, пока ему, как славянскому Вию, не поднимали их вилами. Древние кельты считали растение деревом принудительного целомудрия и требовали от молодежи любовного воздержания до полного расцвета боярышника, то есть до мая месяца... В мае цветущий боярышник становился символом любви и любовных обрядовых празднеств.
В Древней Греции ветки боярышника возжигали на алтарях Гименея - божества счастливого брака, а его цветами осыпали и украшали невесту. Песня, исполняемая в честь новобрачных, называлась там гименеей, а на римских рельефах и помпейских фресках Гименей изображался стройным юношей со строгим выражением лица, с факелом в левой и венком боярышника в правой руке. Древнегреческий врач Диоскорид оставил немало рецептов по использованию лекарственных свойств боярышника и главным образом в лечении сердца, за что иногда боярышник называют «панацея Диоскорида».
В Ирландии это растение пользовалось волшебной славой, люди верили, что оно находится под защитой фей. И если 1 мая умудришься сесть под дерево именно в царстве этих самых фей, то они заберут вас с собою навсегда. Существовало поверье, что если срубить боярышник, то можно лишиться абсолютно всего...Деревце считалось хранителем колодцев и родников. Время, когда зацветает боярышник - это время любви, ухаживания. Цветы боярышника служили символом любви и обручения. В мае часто заключались браки и, чтобы у молодых было много деток, им приносили гроздья цветов боярышника.
С боярышником ассоциируется валлийская богиня Блодуэдд, сотворенная из девяти видов цветов, как супруга кельтского бога солнца Ллеу Ллоу-Гифеса. Блодуэдд олицетворяет светлую сторону года. Королева Мая на весенних праздниках кельтов была облачена в наряд этой богини. Во время празднования прославляли начало новой жизни, начало нового сезона, чудо рождения и любви.
В древнем Риме боярышник использовали в ритуалах, посвященных Флоре.
Итальянская богиня боярышника Кардея регулирует деторождение, является покровительницей новорожденных. Во время свадебных обрядов зажигали факелы из дерева боярышника, чтобы заслужить благосклонность богини, так как она, подобно Гиганту Боярышнику, могла быть против брака, пока жених не доказывал, что он заслуживает невесты, пойдя ради нее на существенные жертвы. Май когда-то считался месяцем Девы Марии и ее алтарь украшали цветущим боярышником.
В Средние века в европейских странах с боярышником было связано много суеверий. Например, в средневековой Англии жители деревень приходили в ужас, если им предстояло переночевать в комнате, украшенной цветами боярышника; полагали, что это приведет к смерти кого-то из домочадцев.В наше время англичане с удовольствием применяют боярышник в качестве надежного материала для создания живых изгородей.Германцы использовали древесину боярышника для траурных костров, поскольку верили, что это поможет душам усопших попасть в рай.
Боярышник является лекарственным растением. Он помогает для лечения сердечно-сосудистых недугов, нервных расстройств. Одно из самых известных качеств - усиливает потенцию, повышает половое влечение.
Происхождение боярышника старинные легенды объясняют по-разному.
1.Славилась когда-то на Руси своими добрыми делами барыня - помогала всем, как умела. Кому лечением, кому советом. Состарилась барыня, но очень не хотелось ей умирать, мечтала всегда помогать людям, да и они ее любили. Пошли к колдунье с поклоном, и та превратила старушку в красивый кустарник. Назвали его в честь доброй барыни - боярышник.
2.В другой легенде рассказывается о происхождении колючек боярышника. Однажды маленькая пеночка спешила к своему гнезду, чтобы покормить птенчиков, но вдруг над ней нависла зловещая тень ястреба. Испугалась пеночка, заметалась из стороны в сторону и укрылась в зарослях ближайшего куста. Камнем упал рядом пернатый хищник, чтобы схватить ее. Но куст по просьбе пеночки вмиг покрылся острыми колючками, и ястреб улетел, испугавшись шипов. Поэтому пеночки, коноплянки и другие маленькие птахи часто вьют гнезда в зарослях боярышника.
3.В интересной древнерусской легенде боярышник связан с именем князя Олега. В рукописи придворного византийского летописца описан поход русичей. Их сравнительно небольшое войско под предводительством князя Олега осадило столицу Византийской империи и, благодаря доблести и воинской хитрости, они вынудили византийцев признать поражение и заплатить отступные. В стан Олега император направил послов с дарами и обильными угощениями. Но, следуя знаменитому принципу византийской дипломатии - “Если победу не добыть в сражении, её можно отобрать за столом” и еда и вино были отравлены. В течение нескольких дней, пока шли переговоры, русичи не притронулись к заморским угощениям. Император решил, что настало время нанести внезапный удар по, как он полагал, обессилившим от голода русским воинам. Каково же было его изумление, когда вместо доклада о разгроме противника, пришло донесение об очередной победе русов. На этот раз Олег потребовал более высокие отступные, причем – из рук самого кесаря. Император выполнил все условия Олега, который и на этот раз не сел за стол, отказался от пищи. И воскликнул Кесарь: «В чём сила твоих воинов, князь, что за магия?» Олег усмехнулся и передал царю гроздь крупных алых ягод. Император взял в руки ветку и тут же выронил, уколовшись об острые шипы. «Боярышник – вот наша сила, - рассмеялся Олег. - Бойся, Кесарь, не того, что видишь, а того, что скрыто от глаз».
Когда то случилось - никто уж не вспомнит,
Но главное в том, чтоб запомнить на раз.
О русским преданиях слушайте скромный,
Почти достоверный и праведный сказ.
В селенье одном в доме с грушевым садом
Жила дева юная в сладких мечтах.
С лицом, что заря - облита снегопадом,
Глаза – изумруды в огромных очах.
Превыше достоинств в цене её верность,
Взаимность во всём и души чистота.
Верна была Лада, любила манерность,
Себя как положено дева блюла.
Цветы по утрам от души реалистом,
И травы умело в букеты плела.
В них в центре БОЯРЫШНИК: ягоды, листья.
Любого притягивал взгляд из села.
Доверчивость детская в ягодах красных,
Отрадно на сердце, тепло и покой.
Приветлива Лада, сельчане согласно
Кивают при встрече все девушке той.
В веснушках лицо и венок благостойный:
БОЯРЫШНИК красный, но в точках – желтках.
О, юность, красива и как беспокойна,
Твой облик - картина в осенних слезах.
Однажды по осени встретилась Лада,
С удАлым в селе молодцом – кузнецом.
По водУ она шла к колодцу и рада,
Как сердце забилось, увидев его…
Зарделась девица, румянец на щёчках,
Смутился и парень, взгляд свой потупив.
«Здорово, селянка!», в груди молоточки
Стучали тревожно, он скромен, стыдлив.
«Привет тебе, молодец!», - Лада застыла.
«Как звать тебя милая? Зорька – заря!»
«А звать меня, Лада, живу у ветрила*,
Там с бабушкой милой есть хата моя»
И с этой поры молодые сдружились,
Гуляли лишь вместе, нельзя их разнять.
При встречи глаза их Любовью светились,
В селе стали скорую свадебку ждать.
Да вот на беду – то не скрыли туманы,
Однажды в селе он проехал незван.
Влюбился в неё внук вождя Чинчисхана,
Почтительно звали его Бату-хан.
Прохода теперь не даёт косоглазый,
И в юрту свою манит с кучей даров.
Но Лада всегда отвечала отказом,
Ждала каждый день от Всеслава сватов.
И вот уж терпению нет и предела,
Замыслил дурное Бату, был упрям.
Следил воровски Хан за нежною девой,
И шёл, прячась в тени, за ней по пятам.
Не робкая Лада, прочувствовав вглядом,
За ней тень крадётся, в кустах кто-то ждал…
Прижалась спиною, БОЯРЫШНИК рядом,
Достала с шушпана** блеснувший кинжал.
Увидела хана, в глазах исказилась
Его вожделение, похоть, суть зла.
Она, усмехаясь, кинжал в грудь вонзила,
В БОЯРЫШНИК пала и там умерла…
То имя, что дева носила, забылось,
Но в память людскую другое вошло
Боярыня – гордость и статная милость,
Боярышня – нежность с душевным теплом!
В орнаменте женской одежды славянок,
В уборах находит в расцветке почёт.
Багрянец и зелень в одежде желанны,
БОЯРЫШНИК в ягодах сочно цветёт!
*) ветрило - в данном случае мельница (примечание автора)
**) шушпан - истор. старинная русская верхняя женская (в некоторых местностях и мужская) одежда в виде свободного кафтана, широкой длинной рубашки, сарафана.
Свидетельство о публикации №119091701019
Любовь Николаевна Сушко 28.01.2020 20:30 Заявить о нарушении
Игорь Апрельский 28.01.2020 20:36 Заявить о нарушении