Философия бытия или небытия? Неоспоримое очевидное
В статье В.Ф. подняты очень интересные вопросы и представлено типичное мироощущение материалистов-нигилистов – мрак, смерть, уныние, небытие, безнадежность… Но, вряд ли стоит так "кошмарить" себя и других, всё гораздо интереснее и оптимистичнее. )) Материалистический взгляд – поверхностен и не отражает полноту и глубину картины мира, ибо всегда устремлён вниз, привязан к земле, к материи. Он не в состоянии оторваться от них и устремиться вверх - в Мир духовный, в Божественную Бесконечность и Вечность.
1. Ув. В.Ф. Вы, приводите цитаты, соответствующие Вашим взглядам, «философа небытия» Арсения Чанышева, которые весьма неоднозначны.
1) == «Мы все ходим по тонкому льду над океаном небытия» == (В.Ф.)
Допустим.)) Но над нами простирается Небесный океан Вечности и Божественной благодати, и стремящиеся к совершенству, к БОГУ и Богоподобию, как "наследники БОГА и сонаследники ХРИСТА" получают Всё - они становятся Богами в БОГЕ! В этом - смысл и цель жизни человека и человечества. (1)
2) ===«Чем интенсивнее бытие, тем оно более хрупко, тем оно сильнее подвержено гибели» === (В.Ф.)
С этим тоже можно поспорить.)) Важна не интенсивность, а возвышенность, духовность, ценность образа Бытия.
*Чем более возвышен, ценен образ Бытия, тем более он хрупок, беззащитен,
и обречен на неустроенность и трудность жития тот, кто был честен, благороден, самобытен.
Он уязвим пред вероломством низших сил, казалось, побеждён нечестием и злобой,
но злом не отвечал на клевету, не мстил, и кротко шёл своей дорогой...* (2)
3) == «Любовь – это попытка зацепиться за чужое бытие, и тем самым сделать своё бытие более устойчивым» (В.Ф.)
Нелогичное, ложное утверждение. Если тонешь в бездне небытия, то цепляться за другого тонущего бессмысленно.
Дело в том, что Любовь – это выход в иное, Божественное состояние Бытия. БОГ есть Любовь. Кто любит, тот знает БОГА и рождён от БОГА. А сын, рождённый от БОГА - будущий Бог.
«И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем». (Ин.4:16).
«Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Ин.7-8)
4) ==Именно поэтому перед лицом невыносимых физических и душевных страданий многие обращаются к Богу, пытаясь зацепиться за Его вечность.==
То есть, Вы не отрицаете существование Вечного БОГА? Уже хорошо.
Но, мотивация людей иная. Перед лицом невыносимых физических и душевных страданий, в момент мобилизации всех духовных, душевных и физических сил душа человека вырывается за пределы страданий материального мира в Высшие духовные сферы. И там её встречает… БОГ. Душа ярко и остро чувствует, ощущает ЕГО любовь
блаженство, радость, и эти чудные мгновения уже не забудет никогда. И для человека нет никаких сомнений – БОГ есть!!! И БОГ есть Любовь!
5) ===Мы являемся свидетелями и непосредственными участниками того, что всё возникающее исчезает в бездне небытия раз и навсегда. ===
На чём основано подобное заявление???! Вы не являетесь свидетелем, а тем более участником того, что происходит, например, с душой (разумом, чувствами, сознанием) умершего человека, поскольку сами живы и понятия не имеете, что будет дальше. Исчезает или нет – это ещё большой вопрос. ))
Например, есть тысячи свидетельств как Святые после смерти являлись и реально помогали людям. Да и факт Воскресения ХРИСТА говорит о том, что после смерти нет никакой «бездны небытия».
Можно, конечно, образно считать ад - «бездной небытия», но, как мы знаем, из него ХРИСТОС вывел праведников, так что, какое-никакое, пусть мучительное, страдающее, но там тоже есть бытие.
И даже физические законы, в том числе, закон сохранения энергии, говорит о том, что ничто не исчезает, но всё изменяется, преображается, переходит из одной формы существования в другую. "Ничто" сущностно не существует. Ноль - это лишь скрытое, неведомое "нечто".))
5) ===А также видим, что мир, окружающий нас, жесток, болезнен, исполнен страданий, ненависти, несправедливости. Плохие дела происходят с небытием!===
Да, ==мир, окружающий нас, жесток, болезнен, исполнен страданий, ненависти, несправедливости==, но почему? Разве Вы не знаете?! Зло и грех сделали его таким – повредили, разрушили, исказили, извратили, внесли дисгармонию и бес-порядок.
Но Мир также пронизан Божественной благодатью, в нём есть милосердие, радость, вера, любовь, честь, достоинство, героизм, жертвенность. Не видит доброе только тот, в ком его нет.
Во всём прекрасном, гармоничном в изобилии присутствуют Божественные Энергии.
И задача человека с БОЖИЕЙ помощью исцелить, гармонизировать, оБОжить себя и мир, повреждённые злом и грехом.
Небытие, нежить – это зло, лишённое сущности, паразитирующие на добре, на бытии и жизни. С небытием действительно плохи дела. )) Ибо оно, как зло, обречено.
У жизни нет предела.
6) ===Философия небытия стоит отдельно от остальных философских систем: она не «заговаривает» смерть, а честно утверждает ничто. ====
Утверждать, не значит, обосновать. Обоснуйте, что есть «ничто». Пока нет никаких оснований полагать, что это «ничто» существует. Более того реальный, жизненный опыт и наука говорит о том, что «ничто» не существует.
С чего Вы решили, что смерть – «ничто»?
Смерть – это граница между мирами – материальным и духовным. У БОГА все живы, перед ним – все миры «как на ладони».
7) ===Есть ли в поле нашего зрения что-то такое, что не вызывает ни малейшего сомнения, что является безусловным и не поддающимся опровержению, что можно назвать неоспоримой очевидностью? ===
Здесь нужно добавить для корректности – в рамках чего? )) В рамках арифметики – «неоспоримая очевидность» – 2*2 =4. В рамках нашей жизни на Земле – восход и заход солнца, смена времён года и т.п.
8) ==Шопенгауэр однажды написал: «Почему здравствуют тысячи ошибок, если критерий истины — очевидность — столь прост?» ==
Сомнительное утверждение философа. ))
Потому и существуют тысячи ошибок, что очевидность – не есть критерий истины.
«Очевидность - это то, что доступно непосредственному наблюдению, что можно увидеть собственными глазами». (Толковый словарь Ефремовой. Т.Ф.Ефремова. 2000).
Но то, что доступно непосредственному наблюдению, что можно увидеть собственными глазами это, отнюдь, не критерий истины. И современная наука это многократно подтверждает. Мы не видим радиацию, но она есть и очень опасна.
БОГ, мысль, разум, чувства, любовь невидимы, но это не значит, что их нет. Мы их видим только опосредовано через действия и иные проявления.
Очевидность обманчива. То, что очевидно для одного, совершенно не очевидно для другого.
9) ===Так в чем же мы видим эту «неоспоримую очевидность»? В смерти. Можно подвергнуть сомнению всё что угодно, но только не смерть, которая рано или поздно приходит к каждому и одним ударом разрушает всё. ===
Чтобы умереть, надо родиться, тогда ещё большая «неоспоримая очевидность» – рождение, а также само зарождение жизни, которое предшествует вызреванию плода и рождению. Подобных «неоспоримых истин» можно найти тысячи. Так 2*2=4, 2*3=6 и вся таблица умножения - «неоспоримая очевидность», утверждение Демокрита из Эфеса: «Всё течёт, всё изменяется» - «неоспоримая очевидность» и т.п.
Кстати, рождение и смерть – не является «неоспоримой очевидностью» Есть несколько человек, которые не родились – Первые мужчина и женщина (Адам и Ева), и не умерли (Енох, Илия). (3)
10) ==смерть, которая рано или поздно приходит к каждому и одним ударом разрушает всё. Она забирает и того, кто любим, — и того, кто любит. Не остается ничего и никого. Вероятно, смерть — это отправная точка для всех возможных размышлений, которые претендуют на объективность. ===
Во-первых, автор, приписывает смерти то, чего нет. Она не разрушает всё. Она разрывает связь между духом, душой, плотью и телом, но разрушается только материальное тело, причём не превращается в «ничто», а распадается на молекулы и атомы, которые включаются в круговорот природы.
Неверно говорить, что ничего не остаётся от человека на ментальном уровне. Память о человеке, образ человека на всём и во всём, с чем был человек связан, к чему прикасался, его мысли, чувства, идеи, творчество, научные достижения – всё прекрасное, доброе, разумное, духовное остаётся в памяти человечества, в ноосфере.
Но не только. Его личность, многократно отражённая в его делах, и, реально существующая как дух и святая душа, пребывает в БОГЕ, во ХРИСТЕ, в Церкви.
Т.о. смерть – это не отправная, а промежуточная точка для рассуждений. Она есть этап перехода человека (как личности) из материального мира в мир духовный.
Чем страшна смерть, так это тем, что самововольное желание осуществить этот переход (суицид) появляется, когда у человека истончается грань между материальным и бес-духовным демоническим миром, и человек стоит перед вратами ада. Суицид приводит к тому, что человек мгновенно (без Божиего суда) оказывается во власти диавола, в страшных и вечных муках ада.
В то же время, есди смерть происходит по Воле БОЖИЕЙ, то БОГ призывает к себе человека в последнее мгновение, когда тот ещё пребывает духовно близко к Раю, к Царству Небесному и когда БОГ знает, что человек в своей дальнейшей жизни духовно более не вырастет, но нравственно деградирует и впадёт в смертные грехи.
11) ==Реальная смерть — кульминация всех маленьких символических смертей, через которые мы проходим в течение жизни: вещи, люди, события входят в нашу судьбу и исчезают бесследно, оставаясь иногда лишь в нашей памяти, которая так же обратится в ничто с последним нашим вздохом. ===
Ни что в «ничто» не превращается, но обретает новую форму существования. Духовная часть памяти (как и всё духовное) продолжает пребывать как неотъемлемая часть разума в личности человека, облачённого в новое духовное тело.
12) ===Помимо смерти есть ли еще какая-то очевидность? Думаем, она есть, и сформулирована Буддой в Первой Благородной Истине: «Вот, о братья, благородная истина о страдании. В муках рождается человек, он страдает, увядая, страдает в болезнях, умирает в страданиях и печали. Стенания, боль, уныние, отчаяние — тяжки. Такова, о братья, благородная истина о страдании». ====
Эта очевидная истина «о присутствии в жизни страданий», подобна другим тысячам истин. Важнее другое – в чём причина и предназначение страданий?
Причина известна - грех, существующее в мире зло и поврежденная ими природа человека и природа Мироздания.
Предназначение: Страдание вразумляет впавших в грех и рабство злу, и возвращает их на Путь спасения. Вот слова Спасителя: «В мире скорбни будете» (Ин. 16: 33). Страдание очищает душу.
Через страдание Господь учит верующего и очищает душу и тело его от грехов для того, чтобы сделать всего человека праведным (Евр. 12:4–13). (3)
Человек должен нести свои страдания спокойно, уверенно, смотря на них как на путь к совершенствованию, как лестницу духовного очищения. (5)
13) ===И, наконец, третья очевидность, с которой далеко не все соглашаются, но, подозреваем, многие просто пытаются обмануть себя и «заговорить» эту очевидность так же, как очевидность смерти. Речь идет о тотальной несправедливости, пронизывающей как социум, так и природу. ===
А что Вы называете справедливостью? В социуме понятно. А в природе справедливость это что? - Несправедливо, что у коровы есть рога, а у кошки – нет?
В природе действует исключительно закон целесообразности, при чём здесь законы человечекой этики? В отношении человека к природе должны быть этические требования, но глупо требовать человеческого этического поведения в самой природе от зверей, рыб и насекомых. Хотя и у них выработаны инстинкты социального поведения, продиктованные инстинктом выживания (целесообразности).
У БОГА тоже есть Своя Высшая справедливость – в течение жизни каждый получает то, что полезно для совершенствования его души, и в конце - то, чего достоин, а не то, что «заслужил» своими делами. БОГ смотрит глубже всяких слов и дел человека.
14) ===Итак, три точки, которые могут служить отправным пунктом для философских размышлений. Три очевидности: несправедливость, страдание и смерть.=== В.Ф.
Отправной точкой для философских размышлений может быть всё, что угодно.) Главное, чтоб были сами размышления)), и чтобы они приносили достойные плоды. Как известно, «по плодам узнаете их».
Философия небытия и смерти – это плод погружённого во тьму разума, отсюда безнадёжность, заунывные мрачные причитания и отчаянные вопли – Шеф, всё пропало! Всё исчезнет в бездне небытия раз и навсегда! Ужас!Кошмар!
Только ослеплённый ложными, демоническими идеями разум может думать, что мир движется в небытие и превращается в ничто. Впрочем, если этот разум служит злу, то вместе со злом его действительно ждёт "небытие", но это не относится к Миру, устремлённому к БОГУ.
Истина в том, что Творение жаждет совершенства! Всё стремится к БОГУ, к оБОжению, в Вечную Жизнь! И БОГ встречает Мир с любовью и радостью, как своего раскаявшегося блудного сына. Так и будет!
Все идет по БОЖЬЕМУ плану, будет так, как ГОСПОДЬ повелел -
все любовью залечатся раны, тварь – оБОжится. БОГ так хотел.
Примечание
(1) Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии. Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться. (Рим.8,15-17)
(2) Чем более возвышен, ценен образ Бытия, тем более он хрупок, беззащитен,
и обречен на неустроенность и трудность жития тот, кто был честен, благороден, самобытен.
Он уязвим пред вероломством низших сил, казалось, побеждён нечестием и злобой,
но злом не отвечал, за клевету не мстил, и кротко шёл своей дорогой...* (1)
Добро и правда внешне безоружны, и очевидное попрание добра
есть то, что видимо несведущим снаружи, но Праведность души сильна, мудра!
Над ней не властвуют лукавые законы, Ей БОГ Один лишь Судия,
Она ведёт чрез все препоны к Высокой Цели Бытия!(С.Л.)
(3)«Как известно, седьмой патриарх от Адама, ветхозаветный праведный Енох, «ходивший пред Богом», то есть особо угодивший Ему, а также пророк Илия, вознесенный огненной колесницей «яко на небо» (4 Цар 2:11), не вкусили обычной смерти. «Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его» (Евр 11:5) — читаем в послании апостола Павла евреям».
(Енох, Илия, Иоанн: смертные, не видевшие смерти? Ведомости Нижегородской митрополии > 18 (126) 2017г.)
(4) Апостол Павел говорил: Через страдание Господь учит верующего и очищает душу и тело его от грехов для того, чтобы сделать всего человека праведным (Евр. 12:4–13). И хотя праведность даруется Богом человеку только по вере (Рим. 4:3), но со стороны человека для принятия этой праведности требуются дела веры или терпеливое перенесение страданий.
(5) Не следует и бояться страдания, ибо бремя страдания состоит на одну треть, а иногда и на добрую половину из страха перед страданием. (Кстати, я часто это говорю: нужно избегать двух вещей: не мучить себя тем, что уже прошло, и не мучить себя тем, что еще не наступило.) Не подобает делать человеку и обратное, то есть вдаваться в страдание (то есть самому куда-то лезть). Человек должен нести свои страдания спокойно, уверенно, смотря на них как на путь к совершенствованию, как лестницу духовного очищения. («СТРАДАНИЯ – ЭТО ЛЕСТВИЦА ДУХОВНОГО ВОСХОЖДЕНИЯ» Протоиерей Валериан Кречетов о смысле страданий и скорбей.
Никита Филатов. Православие.ру)
Свидетельство о публикации №119091107038