Легенда о Полыни
Букет полыни горькой у дороги
Напомнил запах летних трав,
Напомнил о разлуке и тревоге.
Полынь-трава, полынь у переправ
И у обочин… Так неприхотлива.
Никто не сеял, не сажал и не берёг
Но есть в ней волшебства невидимая сила.
Качнись и вздрогни, тонкий стебелёк…
Качнись, впитавший горечь и печали,
Прощание, земли последний стон.
И травы дикие запели, закричали
Под ветра разговор и перезвон.
Татьяна Пороскова
Предисловие
ПОЛЫНЬ (Artemisia) - (дающая здоровье). Относительно происхождения родового латинского названия нет единого мнения. Большинство считает, что оно произошло от греческого "artemes" - здоровый, так как во все времена и у всех народов она считалась эликсиром здоровья. Согласно другой версии, растению дано имя Артемизии, жены царя Мавзола, которая излечилась этим растением, по третьей - имя Артемиды, покровительнице рожениц (полынь раньше применяли для лечения некоторых женских болезней). Полынь (греч. ;;;;;;;;, апсинтион и ;;;;;;;, апсинтос) в Библии является символом наказаний Господних, олицетворяет безмерную Горечь суда Божьего над ослушниками: И сказал Господь: за то, что они оставили закон Мой, который Я постановил для них, и не слушали гласа Моего и не поступали по нему; а ходили по упорству сердца своего и во след Ваалов, как научили их отцы их. Посему так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: вот, Я накормлю их, этот народ, полынью, и напою их водою с желчью (Иер.9:13-15).
Русское название "полынь" произошло от славянского "полети" - гореть, из-за очень горького вкуса, от которого во рту горит. Есть также версия, что название свое полынь - пелын - получила, вероятно, из-за характерного для нее серовато-пыльного цвета. В Библии полынь - символ суда Божия за отступничество и непослушание; символизирует горечь наказания за человеческие грехи и пороки. У восточных народов полынь - символ родины и памяти о предках. В древней Руси - символ вдовства и печали, олицетворение несчастной любви, горечи утраты и обиды. Народ дал ей выразительные названия: нехворощь, глистник, горечь, дикий перец, вдовья трава, божье дерево, трава Святого Иоанна, чернобыльник, абсент, вермут, белые венички, емшан (или евшан) и др. О некоторых из народных названий полыни хочется рассказать подробнее.
В средние века полынь обыкновенная ассоциировалась с Иоанном Крестителем потому, что она начинает цвести в конце июня (Рождество Иоанна Крестителя по старому стилю - 24 июня). И еще - по преданию, он носил пояс, свитый из ее стеблей, когда жил в пустыне. Кроме того, в канун Дня святого Иоанна (Ивана Купала) надевали венки, сплетенные из полыни, как защиту от злых сил, жгли ее в традиционных кострах, отмечающих летнее солнцестояние. Красивый куст ростом с человека под названием «божье дерево» знаком многим. Однако, не всем известно, что это - полынь лекарственная или кустарниковая полынь (лат. Artemisia abrotanum). В древности у славянских народов божье дерево играло важную роль как магическое и культовое. Видовое название происходит от греческого слова “abrotos”, что означает - божественный, бессмертный - так высоко ценилось это растение. Об этом же говорит и его русское имя, причем название “божье дерево” дано растению только в России и в славянских странах.
В Западной Европе этот вид полыни считается одним из символов любви. Народные ее названия – «молодой любовник», «поцелуй меня скорей», «девичья погибель». К сожалению, в многочисленных сайтах название «божье дерево» через запятую соседствует с вышеприведенными, без каких-либо пояснений, хотя явное смысловое рассогласование здесь очевидно.
На Руси исстари божье дерево разводили в садах, сажали в огородах. Сорванные побеги, имеющие сильный пряный запах, развешивали в сенях дома, предбанниках и уборных в качестве освежителя воздуха. Его дымом окуривали жилые помещения, хлева с животными для изгнания паразитов. Верили, что оно отваживает злых людей и завистников. Принято считать, что чудесная трава евшан, запах которой возвращает человеку память, это полынь. Так написано в многочисленных комментариях к летописям. Впрочем, на самом деле, это может быть любая степная трава с характерным сильным ароматом (часто так называют еще и чабрец).
Представители рода полынь широко распространены в умеренной зоне Северного полушария, особенно в его азиатской части. Вот далеко неполный список разнообразных полыней:
1.австрийская полынь (Artemisia austrica Jacq),
2.горькая полынь (Artemisia absinthium),
3.лимонная полынь (Artemisia cina Berg ex Poljak),
4.однолетняя полынь (Artemisia annua),
5.полынь лечебная (Artimisia absoranum),
6.черная, или обыкновенная, полынь (Artemisia vulgaris),
7.эстрагон, он же тархун (Artemisia dracunculus),
8.полынь таврическая.
Лечебные свойства О полезных свойствах полыни знали древние греки, арабы и китайцы. Описания целебных свойств полыни встречаются в древнейших памятниках письменности. Трава обладает фитонцидным действием. Полынь горькая входит в состав желудочных капель, желудочных таблеток, аппетитного и желчегонного сборов. Эфирное полынное масло по возбуждающему действию на центральную нервную систему сходно с камфорой. Горький хамазулен нашел применение при лечении бронхиальной астмы, ревматизма, экзем и ожогов рентгеновскими лучами. Издревле полынь использовалась при лечении малярии. Методы лечения подробно описаны многими древними учеными-медиками: Гиппократ в III веке до н.э. и Ибн Сина (Авицена) в Х веке н.э. В славянской литературе полынь, как лекарство от малярии, упоминается в ХII в. в "Слове Даниила Заточника" и в русских летописях XIV в. , в книге "Благопрохладный Ветроград" в 1616 г., в словаре, изданном в 1792 г. Российской Академией, - во всех этих источниках упоминается полынь. Чернобыльник (полынь обыкновенная) применялся при нервных болезнях как успокаивающее средство, корни - при эпилепсии, листья - как болеутоляющее и регулирующее функциональную деятельность желудочно-кишечного тракта.
Известно о ее применении и в парфюмерии. Эфирное масло полыни лимонной Царица Клеопатра использовала для получения туалетной воды. Духи с содержанием полыни таврической напоминают женщине о мужчине, и есть сведения о их возбуждающем воздействии на оба пола. В «Гербарии» Банкеса, выпущенном в XVIII в., отмечалось, что «полынь, если ее сжечь, а пепел собрать и растереть с растительным маслом,восстанавливает рост волос у того, кто их уже лишился», а в другом средневековом трактате «Сады здоровья» сообщается, что дым, поднимающийся при сжигании этого растения, хорошо пахнет и изгоняет из дома змей. А в монастырских садах Западной Европы полынь выращивали с 9 века. Напитки из полыни лимонной повышают аппетит, улучшают работу желудка.
По мнению к.б.н. В. Артамонова именно чернобыльник стал в народе олицетворением травы забвения потому, что полынь обыкновенная нередко пышно разрастается на забытых, неухоженных могилах. Видов полыни много. Какой бы ни был вид полыни, в народе ее всегда ценили очень высоко: и за целебные свойства и за, как верили наши предки, ее волшебную, магическую силу. В народной мифологии ее называют матерью всех трав, она считается одним из самых сильных оберегов.
В старинных поверьях и обрядах полынь играла весьма заметную роль. Верили, что она защищала от ведьм, колдовства и сглаза. Для этого полынь специально заготавливали, соблюдая строгий ритуал. Срывали только на Успение, 28 августа, причем, рвать ее можно было лишь левой рукой, до первых петухов, т.е. - до полуночи. Собранную траву связывали в пучки, освящали в церкви, сушили и хранили до тех пор, пока понадобится.
В старину во многих странах существовало поверье: если во время путешествия надеть полынь в виде кушака или положить ее в обувь, то не устанешь при ходьбе. А если, накануне Иванова дня, раскопать землю у корня полыни, и найти там уголек, то его надо носить его с собой, потому что он обладает удивительными целебными свойствами. Защитит от падучей болезни, от чумы, нарывов, молнии, квартаны (четырехдневной малярии) и ожогов, от боли в спине в полевую страду. Полезно было всегда носить с собой и просто веточку полыни: в этом случае вы не отравитесь ядом, не подвергнитесь нападению диких зверей, не получите солнечный удар. В России, на Украине полынь и подобные ей травы раскидывали по дому, клали на окна, пороги, под стрехи домов, чтобы защититься от русалок, которые могли «замутить рассудок» человека, свести его с ума.
Накануне же Иванова дня люди делали из полыни венки и надевали их на головы в надежде, что в течение года не будут болеть голова и глаза. А еще верили, что такого же эффекта можно добиться, если посмотреть сквозь пучок полыни на пламя Купальского костра. Сокровенный венок (тот, который украшал всю ночь у костра чучело Купалы) вешали в доме над дверью, чтобы ссоры и несчастья обходили его стороной. Очень плохой приметой считалось, если такой венок падал или разрывался - это указывало на то, что на семью наслано злое колдовство. Еще полынь считалась приворотным зельем. Стоило только во время игр хлестнуть полынью избранника, и он уже на других не обращал внимания.
Чаще всего полынь применяли на Троицкой неделе - ее еще называли русалочьей. В это время старались не ходить в огороды и лес, чтоб не раздражать всякую нечисть. В случае же необходимости брали с собой ту полынь, которую на Троицу разбрасывали по хате и под столом. Полынь, при защите от русалок, считалась средством, равносильным священной вербе, а также ладану. Если на Троицу приходилось ночевать на открытом воздухе, то ее клали под голову. Если случалось купаться, то бросали в воду. Защищаясь от мавок и схожих с ними мифологических персонажей славянского фольклора, девушки носили полынь за пазухой, подмышками, вплетали ее в косы. А если на Купалу ударить русалку веточкой полыни, то она по поверью, будет служить тебе весь год. Верили, что русалки нападают в лесах и полях на неопытных девушек и парней, не имеющих при себе полыни. Русалка при встрече с человеком непременно спрашивает: «Полынь или петрушка?» Если человек ответит: «Петрушка», - то русалка со словами: «Ты ж моя душка», утащит его с собой и защекочет до смерти. Если же он скажет: «Полынь», то русалка убежит от него с криком: «А ну, ты, сгинь!». Причем оберегом в этом случае могла служить как сама полынь, так и просто ее название, произнесенное вслух. Бытовало заклинание: «Хрен да полынь, плюнь да покинь!». В русалочью неделю венки из полыни, как оберег, носили не только женщины, но и мужчины, их надевали даже на скот, защищая от злых сил. По поверьям, ведьмы отбирали у коров молоко. Наваром из полыни, собранной на Иванов день, обмывали им вымя - чтобы они давали больше молока. Для очищения от злых духов и колдовства под Рождество или Новый год ею окуривали дома и конюшни, а собранной в июле и высушенной полынью перекладывали снопы хлеба против мышей.
Исстари, еще с языческих времен, полынь сопровождала человека от колыбели до гроба. На Украине, при отлучении ребенка, грудь, мазали полынью, так как считалось, что у ребенка, повторно взявшего грудь, всю жизнь будут недобрые глаза. Дети носили полынь за поясом или на груди, привязав ее к застежке сорочки - от сглаза и нечистой силы. В Западной Украине был обычай класть в гроб полынь, чтоб задержать разложение. Ветку полыни вкладывали в руки покойного, чтобы тот мог отгонять адское пламя. По другим поверьям, мертвым давали полынь, чтобы отгонять черта, когда их душа отлетает от тела.
Старинные поверья и легенды живы до сих пор. Так, космонавты берут с собой по традиции веточку полыни – она дольше всех трав сохраняет аромат, напоминая о Земле.
1.Половецкая по происхождению легенда о пучке полыни, не давшем забыть о родине, рассказана ещё на страницах Волынской летописи XIII века. Но только после переложения ее на стихи Аполлоном Майковым, она стала широко известной и потом часто пересказывалась многими авторами.
Давно это было. Хозяйничали в степях отважные половецкие братья Отрок и Сырчан, часто нападали на пограничные земли Руси. А однажды после особенно удачного похода они захватили богатую добычу и устроили пир. Во время пира киевский князь Владимир Мономах напал на врагов и разбил их войска наголову. Сырчан "в донских залег отмелях, Отрок в горах Кавказских скрылся". И вот Мономаха стало на Руси установилась "тоска и горе". Окрепла сила степной орды. Сырчан стал зовут младшего брата в родные края. Отрок не слушался никаких уговоров. Тогда Сырчан послал к нему гонца и приказал захватить с собой степной травы пучок сухой. Он и сухой пахнет! Прибыл гонец и передал Отрокове пожелания старшего брата - видеть его в родных степях. Но не помогли уговоры. Он пел песни о б отважные подвиги предков. Глухой оставался и до них Отрок.
И взял пучок травы сухой тогда певец и подал хану. И смотрит хан - и сам не свой, как будто в сердце рана произошла. Утром, чуть осел туман, и озолотились гор вершины, а в горах идет уже караван - Отрок с небольшой дружиной. Минуя гору за горой, все ждет он чи скоро степь родной и вдаль смотрит, травы степной пучок из рук не выпуская..
2. Когда-то давно в пустынных краях, среди степи широкой у одного бедняка росла дочь-красавица по имени Полынь. Однажды, когда она собирала в степи цветы, ее увидел байский сын, жестокий, чванливый и коварный Ковыл. Она ему очень понравилась, ведь славилась красавицей в тех краях. Он потребовал, чтобы она вышла замуж за него. Отказала ему Полынь, отвергла все его притязания. Тогда Ковыл, чтобы отомстить девушке, пропел в компании людей куплет песни о том, что он обесчестил дочь бедняка и отныне позволяет всем глумиться над ней. Полынь, чтобы избежать позора, оседлала коня и, горько плача, помчалась в степь широкая. Но все ближе были прислидувачи. Тогда красавица остановила скакуна и попросила в степи: "Спрячь меня". Когда к месту прибыли джигиты, они увидели одну лошадь, а на фоне зеленой травы рос небольшой серый кустик. Так стала Полынь дочерью широкой степи. Весной она очень горькая, как слезы девушки. Но и зле, подлому ковыль была назначена нерадостная судьба. Он превратился в траву, семена которой, попадая в шерсть овец, пронизывает тело животных. Вот почему сторонятся ковыль животные и люди .. а Полынь облила своими слезами землю и где упала Слезин, там выросла горькая трава, которая позже получила в народе название полынь, которая распространилась почти по всему миру, многие этой ценной лекарственной травы и в наших краях.
3. Чернобыльником назвали полынь обыкновенную из-за ее черноватого стебля (былинки). В народе ее считают травой забвения, на Украине зовут ее «забудьками».
На Винничине записана о возникновении этого названия интересеая легенда. Однажды чумак с работником остановились на ночлег в поле, разожгли костер, чтобы приготовить пищу. Чумак отошел в сторону и свистнул. Сразу же со всех сторон к нему сползлась огромная стая змей. Собрал он их в котел и стал варить. Когда вода закипела, он слил ее на землю и заменил новой. Лишь в третью воду чумак положил пшено. Наелся он каши, а работнику не дал. Велел ему вымыть котелок и ложку, наказав ни в коем случае не пробовать змеиной каши. Но тот не послушался хозяина, наскреб на дне полную ложку и съел. Тотчас же он услышал разговор трав друг с другом о том, какая из них от какой болезни помогает, услышал, как волы разговаривают между собой. Засмеялся он от радости и хозяин понял, что тот не послушался его запрета. Тогда он предложил работнику съесть очищенный стебель чернобыльника. Только он съел его, как вмиг не только перестал понимать язык трав и животных, но и позабыл, о чем говорили они ранее. Вот с тех пор и зовут на Украине чернобыльник забудьками.
Белеет вековой простор,
Степь разлеглась в объятьях снега.
В ночи мерцает светом Вега,
Спит дальний стан у крымских гор.
Как ты таинственен край дальний!
Как нежен розовый дымок,
Что над костром летит в восток,
И льёт Луна свой цвет миндальный.
Так тихо, воины в шатрах,
Уснули, был набег тяжёлый…
Теперь поля родные, долы,
Ждёт отдых в самых смелых снах.
Татарин старый у костра,
И чан на том костре огромный,
Что варит он той ночкой тёмной?!
О том поведает молва…
Семь змей, что изловил он утром,
Все безвозвратно в медный чан
Пошло, туда ж трава-буян,
В единоваревое сутра*.
Шёл запах мерзкий, жуткий, гадкий,
До дрожи был в ночи чудЕн.
А русич, тот, что взят был в плен,
За ним подсматривал украдкой.
Старик высок был, сухопар,
Шептал заклятия с запалом…
Семь раз, как только закипала,
Татарин в землю лил отвар.
Земля в том месте почернела,
Дым! Как в ожогах! Сожжена!
Жуть! ЧЕРНОБЫЛЬНИКОМ взошла!
С земли толкнувшись, выгнув тело…
Как русич голоден, он к каше,
Тайком к змеиной подошёл.
стал он крестить тот чан-котёл.
Хоть было жутко ему, страшно…
Но дрожь уняв, что до мурашек,
По телу лезла не устав.
Стал слышать голос коз и трав...
Съев третья ложку этой каши.
На счастье русича табун
Коней стоял и спал в конюшне.
Он подошёл и их послушал,
Ведь знал язык он, как колдун.
Поведал им, что он в плену,
И, что на волю в Русь он хочет,
Кивали мордами, хохочут,
И лишь один сказал: «Возьму!»
Промедлить было бы ошибкой,
Он на коня взлетел, вперёд,
Дорога дальняя зовёт,
И брезжит свет в степи той зыбкий…
Вот утро, солнышком согрет
Проснулся тот татарин старый.
Нет русича, хотел в угаре,
Догнать, но виден силуэт…
Нет, беглеца догнать не сможет,
И он кричит ему во след:
«Хитёр, Иван! Знай много бед,
С отваром будь ты осторожен!
Скачи вперёд до пенной зыби.
Когда вернёшься ты домой,
Ты ЧЕРНОБЫЛЬНИКА нарой,
Вари потом, отвар тот, выпей!
Как выпьешь, ощутишь сигнал,
Ты будешь знать, что и не знал!»
Как мы доверчивы подчас,
И верим нА слова врагу.
Унять в душе бы похвальбу,
Та, что приходит в этот час.
В легенде же простой удел,
Но, к сожалению, в финал…
Испив отвар, утратил дар,
Иван, что раньше заимел…
*) сутра - Афористичное высказывание, содержащее утверждение философского характера, тж. совокупность отдельных сутр, образующих некое целостное единство
Свидетельство о публикации №119091001028
Игорь Апрельский 26.03.2022 13:18 Заявить о нарушении