Муравьи и свобода Философское эссе

   СЕРГЕЙ  НОСОВ

МУРАВЬИ И СВОБОДА
            ЭССЕ

   У одного отечественного культуролога советских времен я в свое время нашел очень позабавившее меня «жизнеутверждающее» (по замыслу) высказывание - вот мол как велика «премудрость» живой природы: еще задолго до появления человека  у муравьев и пчел мы видим  победоносные «прорывы  в цивилизацию» и развитое «общественное устройство»…
       Да уж действительно…. муравьиные и пчелиные «прорывы в цивилизацию» конечно  впечатляли «трудового» советского человека, тщетно строившего несбыточный коммунизм.
        Мне хотелось помнится сразу же рассмеяться при чтении этих наивных и восторженных пассажей «прогрессивного» советского культуролога, но…
         Я представил себе муравья - вот он бежит по своей муравьиной тропе, выполняет «задание природы»… И что он чувствует? (если позволительно говорить о чувствах применительно к муравью у которого нервная система как свидетельствует биология - очень простенькая если не простейшая).
              Так вот если позволительно говорить о муравьиных чувствах, то ощущает муравей одно огромное всепоглощающее «надо» - надо бежать, надо ловить жука, надо парализовать его и тащить в муравейник… надо, надо, надо…
                В жизни муравья - одна сплошная необходимость, одно исчерпывающее все его существование, приказывающее ему что делать и как поступать великое и непобедимое «надо». 
                Свободы муравей конечно не знает ни в чем и никогда.
                Свобода - нечто запредельное для него и совершенно непонятное и  недоступное.
                Как и для советского человека прежних времен...
                Но без свободы нет ни культуры ни цивилизации.
                Этого упомянутый советский культуролог конечно не понял поскольку и сам жил в обществе тотальной несвободы -  среди бесконечных запретов, указаний и приказаний, которым советское общество являлось пожалуй в «идеальном» виде.
                Муравей подчиняется только инстинктам…
                Советский человек подчинялся только указаниям и приказам «мудрого советского руководства»…
              Оба они свободы не знали.
              И по этой же причине подлинной цивилизации и культуре советское общество было и чуждо и враждебно.
                Сейчас в моде романтическая ностальгия по СССР с его «братством народов», с характерной для советской эпохи предсказуемостью жизни и судьбы простого человека и его защищенностью от серьезных социальных потрясений при всей (тоже очевидной) позорной бедности,  невыразительности и  реальном убожестве его жизни…
                Людям  в России (да и во всем мире тоже) надоело вопиющее неравенство, надоели «хищники» капитализма, надоела незащищенность бедного и среднего человека…
                Но когда человек слышит одни приказания (инстинкта или начальства, чувства долга или чего-то еще) - он просто муравей…. Большой муравей на двух ногах… И больше ничего.
                У человека чтобы он стал человеком «по настоящему» (а не одним из представителей животного царства) непременно должна быть свобода выбора - как поступить, что делать, куда идти, к чему стремиться…
                Причем это свобода должна корениться в самом сознании человека, в глубинах его души и сокровенных тайниках его сердца, в самой природе его желаний, симпатий и антипатий, а не в одних лишь его внешних действиях - уехал как и хотел жить в столицу или на заработки за границу, устроился чиновником на престижную должность и пр.
                И чем больше в обществе любого рода обрядов, ритуалов, писаных и неписаных правил и обязанностей - тем меньше в этом обществе свободы и творчества, тем более оно архаично и примитивно, носит застывший характер и неспособно ни к какому развитию.
                Пышные церемонии, обряды, различного рода таинственные религиозные «священнодействия» заменяют в примитивном обществе свободную жизнь.
                В тех странах где всегда тепло и есть возможность преспокойно заниматься «охотой и собирательством» без больших усилий очень часто  вся жизнь людей - бесконечная череда то веселых то печальных но непременно торжественных и «священных» церемоний и обрядов….
                А само подобное общество - нередко и до сих пор остается первобытным.
                Но только там где есть Свобода - существует и Развитие и Творчество.
                Это нельзя забывать никому в современном мире.
                И конечно это нельзя забывать нам в России с нашим печальным историческим опытом  создания общества тотальной несвободы, оказавшегося не только не способным к длительному (более 100 лет хотя бы)  и последовательному саморазвитию, но и обреченным на разложение и полный самораспад, на руинах которого и появилась нынешняя Россия…
                Более или менее свободная сейчас страна…  Что бы там  наши «злопыхатели» теперь о России порой ни говорили..-

СВЕДЕНИЯ ОБ  АВТОРЕ:
Носов  Сергей Николаевич.  Родился в Ленинграде ( Санкт-Петербурге)  в 1961-м году. Историк, филолог,  литературный  критик, эссеист  и поэт.  Доктор  филологических наук и кандидат исторических  наук.  С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником   Пушкинского Дома (Института Русской Литературы) Российской Академии  Наук. Автор большого числа работ по истории  русской литературы и мысли и в том числе нескольких   известных книг  о русских выдающихся  писателях и мыслителях, оставивших свой заметный след в истории  русской культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель». 1990;  В. В. Розанов Эстетика свободы. СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб.  Издательство «Дм.  Буланин» 2008;  Антирационализм в художественно-философском творчестве  основателя русского славянофильства В. В. Киреевского. СПБ. 2009.
    Публиковал произведения разных жанров  во  многих ведущих российских литературных журналах  -  «Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в парижской  русскоязычной газете  «Русская мысль» и др.  Стихи впервые опубликованы были в русском самиздате  - в ленинградском самиздатском журнале «Часы»   1980-е годы. В годы горбачевской «Перестройки»  был допущен и в официальную советскую печать.  Входил как поэт  в «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ВЕРЛИБРА», «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ЛИРИЗМА», печатал  стихи в «ДНЕ ПОЭЗИИ РОССИИ»  и «ДНЕ ПОЭЗИИ ЛЕНИНГРАДА», в журналах «Семь искусств» (Ганновер), в  петербургском  «НОВОМ ЖУРНАЛЕ», альманахах «Истоки», «Петрополь»  и многих др. изданиях, в петербургских и эмигрантских газетах. 
После долгого перерыва  вернулся в поэзию в 2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и  во многих изданиях за рубежом от  Финляндии  и Германии,    Польши и Чехии  до Канады и Австралии  - в журналах «НЕВА», «СЕМЬ ИСКУССТВ», «Российский Колокол» , «КАМЕРТОН»,  «ПЕРИСКОП», «ЗИНЗИВЕР», «МОСТЫ» (ГЕРМАНИЯ), «КЛАУЗУРА», «ПАРУС», «АРТ», «ЧАЙКА» (США)«АРГАМАК»,  «КУБАНЬ».  «НОВЫЙ СВЕТ» (КАНАДА), « ДЕТИ РА»,   «ЗОЛОТОЕ РУНО», «ЛИТЕРА   НОВА», «МЕТАМОРФОЗЫ» ,  «СЛОВО/WORD» (НЬЮ-ЙОРК),  «ЮНОСТЬ»,  «НОВЫЙ БЕРЕГ» (КОПЕНГАГЕН), «ГРАФИТ»,  «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАПИСКИ» (ФРАНКФУРТ-НА-МАЙНЕ), «ЦВЕТ НАСТРОЕНИЯ», «СОВРЕМЕННАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (ПАРИЖ),  «ЮЖНАЯ ЗВЕЗДА»,  «LiteraruS» (ФИНЛЯНДИЯ), «МУЗА»,  «СИБИРСКИЕ ОГНИ», «ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ», «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ,  «СТУДИЯ» (БЕРЛИН), «РОДНАЯ КУБАНЬ», «ПОСЛЕ 12»,  «БЕРЕГА», «ДЕНЬ И НОЧЬ»,  «НИЖНИЙ НОВГОРОД» . «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ» и др.,   в  изданиях  «Антология Евразии», «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА», «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПОЭТОГРАД»,  «ДРУГИЕ», «КАМЕРТОН»,   «АРТБУХТА», «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СВЕТ», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» , «АВТОГРАФ»,  «ДРУГОЕ ПОЛУШАРИЕ», «Форма слова»  и «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ! ВЕКА», в альманахах « НОВЫЙ ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР»,   «45-Я  ПАРАЛЛЕЛЬ»,  «ПОРТ-ФОЛИО» (КАНАДА),  «ПОД ЧАСАМИ», «МЕНЕСТРЕЛЬ», «ИСТОКИ», «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», «ОГНИ НАД БИЙЕЙ»,  « АРИНА НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ» (ГЕРМАНИЯ), «СИБИРСКИЙ ПАРНАС», «ЗЕМЛЯКИ» (НИЖНИЙ НОВГОРОД) , «СЕВЕРО-МУЙСКИЕ ОГНИ», «КОВЧЕГ»,  «ПРОАРТИНФО», «МЕГАЛИТ»,  «ЛИКБЕЗ» (ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ),  «ЗОЛОТОЕ РУНО»,  в сборнике посвященном 150-летию со дня рождения К. Бальмонта, сборнике «СЕРЕБРЯНЫЕ  ГОЛУБИ (К 125-летию  М.И. Цветаевой), В сборнике «МОТОРЫ» ( к 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского( и   в целом ряде  других   литературных  изданий. В 2016 году стал финалистом ряда поэтических премий – премии  «Поэт года», «Наследие»   и др.   Является автором более 13-ти тысяч поэтических произведений. Принимает самое активное участие в сетевой поэзии. Стихи переводились на несколько европейских языков.  Живет в Санкт-Петербурге.   










               
               
            


Рецензии