Свиток

Уважаемые собратья по перу!
Представляю вашему вниманию новую стихотворную форму,
которою я назвал «Свиток». 
Суть данной формы в том, чтобы полнее раскрыть замысел автора,
всё то, что остаётся в подсознании, но незримо присутствует в ткани стихотворения, как бы между строк.
Свиток, в отличие от строгих форм, является свободной поэтической формой.
Технически он прост:  каждая строка ключевого стихотворения последовательно дополняется необходимым, по мнению автора, количеством строк (в данном случае по три), а концовка свитка, начинаясь с предпоследней, завершается последней строчкой стихотворения-ключа.
Свиток может представлять одно неделимое произведение или каждая дополненная часть являться отдельным законченным стихотворением. Стихотворный размер и рифмовка – на выбор сочинителя.
С уважением и пожеланием вдохновения.

***
Хмарь уступила синеве,
О, как прекрасна жизнь земная!
А дождик спрятался в траве,
Глазами радостно сверкая.
Каким он видит этот мир,
Им преломлённо-отражённый?
Когда кому-то он – потир,
А для кого – стакан гранёный…

СВИТОК
Хмарь уступила синеве,
Лучами солнце заиграло.
От светлых мыслей в голове.
Простора словно больше стало.

О, как прекрасна жизнь земная,
Когда не давит сердце грусть,
Души движенья узнавая,
Благое помня наизусть.

А дождик спрятался в траве,
Со страхом или интересом
С повесой-ветром во главе
Он разбросал себя по весям.

Глазами радостно сверкая,
Лишь в высях тени облаков
Он, наблюдая, вспоминает,
Туда вернуться не готов.

Каким он видит этот мир,
Цветенья кипенью объятый,
Где в гущах лиственных порфир
Рай для гнездящихся пернатых?

Им преломлённо-отражённый,
Неузнаваем он порой,
Но влагой чистой обновлённый,
Ужель и вправду стал игрой?!

Когда кому-то он – потир,
Причастьем счастья пригублённый!
Таким влюблённый видит мир,
А для кого – стакан гранёный.

Вот другой вариант, где в каждом катрене свитка использованы по две строки стихотворения-ключа. В данном случае произведение укорачивается, но более слажено в ритмическом построении.

Хмарь уступила синеве,
Душа, под облака взлетая,
Кричит, как будто бы из вне:
«О, как прекрасна жизнь земная!»
А дождик спрятался в траве,
О жизни вряд ли что-то зная.
Он ищет правильный ответ,
Глазами радостно сверкая.
Каким он видит этот мир,
Родным иль крайне отчуждённым?
Бог или алчущий кумир,
Им преломлённо-отражённый?
Когда кому-то он – потир,
Глоток – и вот ты – окрылённый
Звучаньем поднебесных лир!
А для кого – стакан гранёный…

Так же, если для сохранения стройности произведения (Свитка), можно переместить последующую строку Ключа, поставив её не первой, а второй:

Хмарь уступила синеве,
Лучами солнце заиграло.
От светлых мыслей в голове.
Простора словно больше стало.

Когда не давит сердце грусть,
О, как прекрасна жизнь земная!
Души движенья узнавая,
Благое помня наизусть.

А дождик спрятался в траве,
Со страхом или интересом
С повесой-ветром во главе
Он разбросал себя по весям...

Возможно, есть смысл играть местоположением строк. Во-первых, появляются новые смысловые оттенки, а во-вторых, точная последовательность строк в катренах Свитка не обязательна, лишь бы в каждом четверостишие присутствовала строка ключа.

Желаю вам удачи и вдохновения!
С уважением, Игорь.


Рецензии
Полезная стихогимнастика

Валерий Митрохин   11.03.2020 10:27     Заявить о нарушении
Спасибо, Валерий! Главное, чтоб возникал интерес к подобной "стихогимнастике", хотя я не совсем согласен с таким упрощённым определением. Данная форма создана мной для более глубоких задач. )))
С уважением и пожеланием прекрасной поэтической формы!

Игорь Шведов   11.03.2020 18:12   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.