Свиток
Представляю вашему вниманию новую стихотворную форму,
которою я назвал «Свиток».
Суть данной формы в том, чтобы полнее раскрыть замысел автора,
всё то, что остаётся в подсознании, но незримо присутствует в ткани стихотворения, как бы между строк.
Свиток, в отличие от строгих форм, является свободной поэтической формой.
Технически он прост: каждая строка ключевого стихотворения последовательно дополняется необходимым, по мнению автора, количеством строк (в данном случае по три), а концовка свитка, начинаясь с предпоследней, завершается последней строчкой стихотворения-ключа.
Свиток может представлять одно неделимое произведение или каждая дополненная часть являться отдельным законченным стихотворением. Стихотворный размер и рифмовка – на выбор сочинителя.
С уважением и пожеланием вдохновения.
***
Хмарь уступила синеве,
О, как прекрасна жизнь земная!
А дождик спрятался в траве,
Глазами радостно сверкая.
Каким он видит этот мир,
Им преломлённо-отражённый?
Когда кому-то он – потир,
А для кого – стакан гранёный…
СВИТОК
Хмарь уступила синеве,
Лучами солнце заиграло.
От светлых мыслей в голове.
Простора словно больше стало.
О, как прекрасна жизнь земная,
Когда не давит сердце грусть,
Души движенья узнавая,
Благое помня наизусть.
А дождик спрятался в траве,
Со страхом или интересом
С повесой-ветром во главе
Он разбросал себя по весям.
Глазами радостно сверкая,
Лишь в высях тени облаков
Он, наблюдая, вспоминает,
Туда вернуться не готов.
Каким он видит этот мир,
Цветенья кипенью объятый,
Где в гущах лиственных порфир
Рай для гнездящихся пернатых?
Им преломлённо-отражённый,
Неузнаваем он порой,
Но влагой чистой обновлённый,
Ужель и вправду стал игрой?!
Когда кому-то он – потир,
Причастьем счастья пригублённый!
Таким влюблённый видит мир,
А для кого – стакан гранёный.
Вот другой вариант, где в каждом катрене свитка использованы по две строки стихотворения-ключа. В данном случае произведение укорачивается, но более слажено в ритмическом построении.
Хмарь уступила синеве,
Душа, под облака взлетая,
Кричит, как будто бы из вне:
«О, как прекрасна жизнь земная!»
А дождик спрятался в траве,
О жизни вряд ли что-то зная.
Он ищет правильный ответ,
Глазами радостно сверкая.
Каким он видит этот мир,
Родным иль крайне отчуждённым?
Бог или алчущий кумир,
Им преломлённо-отражённый?
Когда кому-то он – потир,
Глоток – и вот ты – окрылённый
Звучаньем поднебесных лир!
А для кого – стакан гранёный…
Так же, если для сохранения стройности произведения (Свитка), можно переместить последующую строку Ключа, поставив её не первой, а второй:
Хмарь уступила синеве,
Лучами солнце заиграло.
От светлых мыслей в голове.
Простора словно больше стало.
Когда не давит сердце грусть,
О, как прекрасна жизнь земная!
Души движенья узнавая,
Благое помня наизусть.
А дождик спрятался в траве,
Со страхом или интересом
С повесой-ветром во главе
Он разбросал себя по весям...
Возможно, есть смысл играть местоположением строк. Во-первых, появляются новые смысловые оттенки, а во-вторых, точная последовательность строк в катренах Свитка не обязательна, лишь бы в каждом четверостишие присутствовала строка ключа.
Желаю вам удачи и вдохновения!
С уважением, Игорь.
Свидетельство о публикации №119090707344
С уважением и пожеланием прекрасной поэтической формы!
Игорь Шведов 11.03.2020 18:12 Заявить о нарушении