Сергий Радонежский

Христианское служение живущего в лесу игумена, возглавившего иноческое братство, совпадает со стремлением государства объединить свои раздираемые противоречиями области для борьбы против унизительного иноземного ига. И Сергий Радонежский прямо служит своим авторитетом объединительной деятельности Москвы. Согласно летописям, он идет в Нижний Новгород усмирять враждующих князей, а также побывал в Рязани, склонив к миру с Москвой ее старого недруга – рязанского князя Олега. 
Великий князь Димитрий, впоследствии известный как Дмитрий Донской, «пришел к святому Сергию, потому что великую веру имел в старца, и спросил его, прикажет ли святой ему против безбожных выступить: ведь он знал, что Сергий - муж добродетельный и даром пророческим обладает». Преподобный Сергий, согласно житию, написанного его учеником Епифанием Премудрым, ответил: «Следует тебе, господин, заботиться о порученном тебе Богом славном христианском стаде. Иди против безбожных, и, если Бог поможет тебе, ты победишь и невредимым в своё отечество с великой честью вернешься». Получив от преподобного Сергия благословение, великий князь «ушел из монастыря и быстро отправился в путь». Позже, когда русские воины, выступившие в поход, увидели войско «татарское весьма многочисленное» и «остановились в сомнении», «размышляя, что же делать», неожиданно «появился гонец с посланием от святого», в котором говорилось: «Без всякого сомнения, господин, смело выступай против свирепости их, нисколько не устрашаясь, - обязательно поможет тебе Бог». Во время сражения Преподобный Сергий вместе с братией стоял на молитве и просил Бога о даровании победы русскому воинству. Он говорил о ходе боя. Называл павших и читал заупокойные молитвы. А в конце сказал: “Мы победили”.
Житие Сергея Радонежского рассказывает о чудесах, окружавших жизнь игумена и видимых только ближайшим его ученикам, которые свидетельствовали: силу свою он черпал в близости к Богу. Три его ученика стали свидетелями явления Сергию Радонежскому самой Богородицы с ангелами Петром и Иоанном, подтвердившей, что его молитва услышана и процветет обитель Сергия.
Преобразователь монашества на Руси не оставил после себя письменного наследия. Известно лишь о том, что он не любил длинных речей, говорил кратко, иногда притчами.  Его любимым словом, было слово «дерзайте», а заповедью — «глазами сердца смотри».
Вот некоторые из его духовных наставлений и заветов, сохранившихся в сказаниях и в церковном предании.

1. «Имея пищу и одежду, тем довольны будем...».

2. «А ни о чем бесполезном, не нужно заботиться, но следует уповать и взирать на Бога, который может кормить нас, и одевать, и обо всех наших делах заботиться: и от Него следует ожидать всего, что нужно доброго и полезного душам и телам нашим».

3. «Без испытаний и бед не проходит жизнь человеческая и не бывает спасения души. Испытания посылаются за грехи в назидание, их надо мужественно и терпеливо переживать».

4. «...Смирением украшать себя, единомыслие друг с другом хранить, ни во что ставить честь и славу жизни этой, но вместо этого от Бога воздаяния ожидать, небесных вечных благ наслаждения».

5. «Желал бы лучше повиноваться, чем начальствовать, но страшусь суда Божия и предаю себя в волю Господню».

6. «От юности своей я не носил на себе золото, в старости же тем более хочу пребыть в нищете».

7. «Основанием всякого доброго дела, всякого доброго намерения, по учению слова Божия, должна быть вера; без веры угодить Богу невозможно. Но вера православная, основанная на учении апостолов и отцов, чуждая высокомудрствования, которое часто ведет к маловерию и неверию и сбивает с пути спасения».

8. «Любовью и единением спасемся».

9. «Кто хочет быть меж нами первым, да будет всем слугой».

10. «Приемлю Вас, но да будет известно каждому, что если пришли работать Богу и хотите здесь со мной безмолвствовать, то уготовайте себе претерпеть беды и печали, нужды и недостаток, ибо многими скорбями подобает нам войти в Царство Небесное».

11. «Как же мы не страшимся отбирать чужое, обижать ближнего и творить всякое зло. Разве мы не видим, что творящие неправду становятся неимущими, дома их пустеют, и память о них исчезает навсегда. И в будущем веке их ждет мучение бесконечное».

12. «Внимайте себе, братия, всех молю, прежде имейте страх Божий и чистоту душевную и телесную и любовь нелицемерную; к сим же и страннолюбие и смирение с покорением, пост и молитву. Пища и питие в меру; чести и славы не любите, паче же всего бойтеся и поминайте час смертный и Второе пришествие».

Эпоха преподобного Сергия дала Церкви огромное количество святых. Непосредственными учениками великого старца было более двадцати монахов, которые основали в целом около 40 монастырей! Из этих обителей, в свою очередь, выходили новые подвижники, которые дали России еще приблизительно полсотни иноческих общин. Без преувеличения, Сергий является «игуменом всея Руси», вдохновителем и во многом – создателем северного иночества.
Святость Сергия Радонежского, подтвержденная чудотворениями на его могиле, была признана сразу же после его кончины. И очень скоро было создано не только житие, но появились и живописные образы. Более того, на протяжении семи с лишком веков после кончины не только в живописи, но и во всех сферах искусства создавались образы преподобного.


Рецензии
Просто спасибо... в житейской суете забываем о главном...

Все Так Просто   14.09.2019 07:46     Заявить о нарушении
Благодарю!

Евгений Лейзеров   14.09.2019 09:30   Заявить о нарушении