День рождения. Часть вторая

 ( 2 - я часть, рассказ ЗавГара)
         
          Окончательно убедившись в бесполезности попыток запустить мотор УАЗа, все влезли в салон, чтобы хоть как - то укрыться от набиравшего силу степного снежного бурана. Софроныч откинул крышку капота, служившего в опущенном состоянии сиденьем, и стал пристально вглядываться в двигатель, потирая замёрзшие и почти онемевшие пальцы. От метели стало темнее. Он трогал провода, снимал крышку трамблера - прерывателя, проверяя наличие искры на контактах. Искра, хоть и слабая, но была при повороте на сжатие. В машине пахло бензином из переполненного карбюратора,  и Софроныч приказал прекратить друзьям курить во избежание воспламенения паров бензина. Свечи были "сырые". Их протёрли досуха и вновь закрутили. Пошли крутить вновь "кривым стартером" и опять только дважды почувствовалось слабое схватывание и чихание в выпускном коллекторе. Старенький аккумулятор, захолодавший на морозе, уже слабо освещал приборную панель.
          Софроныч достал из коробочки, лежавшей в "бардачке", запасной маленький конденсатор и новую "бабину" и под неуместные шутки друзей (... Дело было не в бабине - розумбай сидел в кабине), установил, и снова тот же результат. Мотор был мертв.
           Эххх! Щас бы дёрнуть с буксира, завёлся бы как не хрен делать! - сетовали друзья.
          Ситуация осложнялась не на шутку. Морозный вечер переходил в сумерки. Люди замерзали в ледяной машине, находясь в лапах зимней стихии. Метель завывала, заметая снегом оставленную колею от колёс и саму машину с мёртвым мотором.
           Наступала ночь,  и надо было что - то предпринимать, чтобы пришла помощь. Вокруг была степь без единого деревца, а до ближайшего жилья не менее сорока километров. Если идти к трассе, чтобы сообщить о ситуации с людьми или, ещё лучше, поймать более мощный вездеход типа Урала, тоже не близко. Но другой альтернативы не было.
          У Софроныча машина была "оборудована" НЗ: бутылка " Российской" хранилась в брезентовом ведре в нише за ящиком с ЗИПом. Её дали двоим " ходокам" чтобы не замёрзли на пути к трассе. Им предстояло пройти не менее 28-30 км. Идущим за помощью посоветовали не пить водку пока не дойдут до трассы и не найдут подходящий транспорт - тягач для буксировки УАЗа из зимнего степного плена.

                *. *. *
         
          Прошло уже более четырёх часов с момента ухода двоих друзей - рыбаков. Морозная метель то затихала, то вновь усиливалась, засыпав почти на половину автомобиль. Снег уже превращался в твёрдый наст, сбитый ветром. Чтобы окончательно не замёрзнуть, Софроныч с оставшимся напарником по очереди выбирались из УАЗа и чистили снег вокруг него, а в перерывах копались в моторе, отыскивая причину отказа. Им, старым и опытным механикам, нельзя было сидеть без движения и они нашли причину. Она была проста как Божий день.
           Но давайте задумается над фактами, когда вполне исправный двигатель автомобиля внезапно глохнет и не заводится посреди перекрестка с оживлённым движением. То же самое происходит, когда автомобиль пересекает неохраняемые железнодорожные пути перед приближающимся тепловозом. Что это?! А это Его Паскудство Случай. И он всегда подстерегает в роковую минуту, подводя к ЧП. Это необъяснимо, но факты известны.
          Причину нашёл Софроныч. Он вынул из гнезда блока двигателя трамблёр и обнаружил почти полное отсутствие шлицов на нижнем приводе. Несовпадение момента зажигания с работой поршневой группы и вращением коленчатого вала и была главная причина отказа. Софроныч нашёл в ЗИПе медную фольгу, обернул привод трамблёра и забил стержень в гнездо, вывел рукояткой "кривого стартера"на отметку "сжатие", накрыл крышку трамблера-прерывателя с проводами высокого напряжения, предварительно прожёг свечи на огне паяльной лампы и пошёл крутить ручку "кривого стартера".
           Двигатель завёлся с первого толчка и заработал ровно при закрытой заслонке " подсоса". Аккумулятор принял первые порции зарядки от генератора. УАЗ ожил.
          Теперь надо выбираться из снежного плена. Метель стихла и на ночном небе стали ясно видны звёзды, включая и Полярную звезду. Белая пустыня надёжно скрывала все следы к возвращению на трассу, куда ушли товарищи. Но Софроныч, хорошо прогрев двигатель и расчистив с напарником площадку от снега для разворота УАЗа, тронулся с места и развернулся. Для разбега и набора скорости снова рыли твёрдый наст единственной лопатой, меняя друг друга. Прорыв метров 25 - 30, разогнали УАЗ и на спаренных мостах двинулись резать колею по снежной целине, не позволяя малейшего замедления инерции. Они несколько раз, преодолевая балки и лощины, забитые снегом, выходили на расчистку и снова пробивались вперёд. Им в свете фар попадались обдутые ветром снежные бугорки от следов их двоих товарищей, ушедших далеко вперёд. И это придавало уверенность и душевный подъем.
           Друзей они нашли, проехав 28 км., в трёхстах метрах от трассы еле живых, лежавших и замерзающих. Они спали и не чувствовали как их несут в натопленный салон УАЗа. Рекомендацией, не пить водку из - за опасности замёрзнуть, "ходоки",  конечно, пренебрегли. Алкоголь их, уставших от долгой ходьбы по глубокому снегу, ещё более ослабил и они упали и уснули. И только старания Софроныча в "оживлении" УАЗа помогли им не остаться замершими в эту ночь, а вернее, день их ВТОРОГО РОЖДЕНИЯ.
          Трасса была пуста. По пути следовавшего домой УАЗа им никто не встретился и не обогнал.

                Конец
               


Рецензии