День рождения. Рассказ

          ( Рассказ ЗавГара Софроныча)
         
          В совхозной МТМ в канун мужского праздника 23 - го февраля в "бендежке" ЗавГара Софроныча собрались механизаторы и шофера. Был "короткий" рабочий день до трёх. Курили и судачили о том,  о сем, собираясь домой, и напоминали Софронычу о том, чтобы он не забыл привезти после праздника запчасти к машинам и тракторам из районной РТС. Софроныч вёл список заявок и был главным доверенным лицом инженера совхоза по снабжению машино - тракторного парка.
          В зимнее время вся техника стояла на ремонте в боксах МТМ. Осенью после заготовки грубых кормов для скота, закладки силосных ям и вспашки посевных площадей, механизаторы переходили в нормированный, 8 - ми часовой рабочий день, ремонтируя комбайны, посевной инвентарь, трактора и автомобили. В совхозе "на ходу" была только директорская "двадцать четверка" и УАЗ - санитар ЗавГара Софроныча, а из тракторов - Бульдозер С - 80, обеспечивающий расчистку дорог от снега и подвоз кормов на фермы.
          Механизаторы переходили к теме предстоящего праздничного дня, объявленного дирекцией выходным, и планировали провести этот день с наибольшей пользой, обмениваясь шутками и балагуря.
           Но заядлые рыбаки, четверо во главе с завгаром Софронычем решили ехать на рыбалку. Подлёдный лов их привлекал даже больше, чем летние кратковременные вылазки на дальние донские озера, где рыба клевала,  не больно охотно, хоть и крупная. Приходилось рисковать попасть под протокол инспектора Рыбнадзора за лов сетью. То ли дело зимой, когда рыба, душась под толстым льдом, подходила к лункам подышать и клевала намного охотнее, чем летом.
           Все они были дружны в своей страсти к рыбалке и составляли неразлучный монолит. Выезжать решили с началом рассвета на УАЗе Софроныча, "обутого" в новую зимнюю резину "снежинку". Этот вездеход их всегда выручал в дождливое осеннее бездорожье и в зимние снежные дорожные переносы.
           В салоне было тепло от двух спаренных печных радиаторов единой системы охлаждения мощного и неприхотливого двигателя УАЗа. День стоял безветренный и солнечный. Но морозы с началом последней декады февраля усилились, как бы наверстывая упущенное время для холодов в начале зимы. Рыбаки протирали тёплыми ладонями замерзающие боковые стекла салона, оглядывая заснеженный пейзаж бескрайних придонских степей и стремясь не пропустить съезд с трассы и поворот в поля. Летом все тропки-дорожки, знакомые глазу, сейчас были накрыты сплошным белым покрывалом. 
          Софроныч безошибочно определил место поворота и УАЗ, урча хорошо прогретым двигателем, пошёл по снежной целине, легко прорезая колею спаренными мостами. На пониженной передаче автомобиль без особого труда преодолевал подъемы и заполненные снежными заносами балки и косогоры, всё дальше удаляясь от человеческого жилья и оживлённого транспортного движения вглубь степей.
          Там зимой на этих, удаленных от жилья на многие десятки километров, озёрах, бывали только они. Рыба в озёрах оставалась после весенних паводков и разливов Дона.
           Уже проехав порядочное расстояние, и ориентируясь на заснеженной местности, Софроныч с трудом определил нахождение лощины, замёрзшего озера, занесенного снегом, и остановил УАЗ. Приехали, кажется! - объявил он друзьям и заглушил мотор. На дорогу они потратили два часа и только по снегу были на месте чуть позже, чем летом.
           Стали лопатами разгребать снег, докапываясь до ледяной поверхности озера. Не ошиблись: под ними было озеро. Рыба была видна даже сквозь толстый прозрачный слой льда, выходя на свет после расчистки снега. Пробурили лунки и стали вытаскивать крупных окуней, весело перекликаясь и показывая друг другу добычу.
          Время побежало незаметно, забавляя,  удачными поклевками и удовлетворяло долгожданное удовольствие рыбаков. Солнце, с утра яркое, к обеду,  стало тускнеть от какой - то мглистой воздушной смеси, похожей на дымную завесу. Сразу стал ещё сильней мороз и появился ветерок, усиливающий пробирающую дрожь от неподвижного сидения над лункой. 
          Решили перекусить в салоне,  за откидным столиком,  припасами из дома и, конечно, принять "рыбацкие" 100 грамм. Бутерброды с салом и чесноком согрели и все пошли к своим лункам. Софроныч, как водитель, не принимал "на грудь" и решил немного прогреть мотор УАЗа, планируя через час - полтора собирать улов и возвращаться домой, так как зимний день короток. Мотор не заводился. Но тут ему крикнули друзья, махая руками и приглашая посмотреть на вытянутую из лунки большую щуку. Она лежала на морозе, согнутая в дугу, и была похожа на бивень мамонта.
           И Софроныч решил, что всё равно ему надо будет разжигать паяльную лампу для подогрева поддона двигателя перед отъездом с рыбалки и сел у своей лунки. Ему очень хотелось тоже поймать удачу и вытянуть большую щуку- русалку.
 
                *. *. *
         
           Февраль называют месяцем - бокогреем, когда в солнечный морозный день солнышко согревает, вызывая даже капель. Он же называется и Лютым по морозным и обильным метелям. В этот день он из бокогрея превращался в лютого. Ветер пронизывал насквозь куртки, ватники и брезентовые накидки рыбаков, мороз крепчал и пошёл снег. Начиналась метель. От друзей поступило предложение сворачиваться, собирать улов и выезжать. Сумерки стали яснее обозначиваться с усилением непогоды и Софроныч пошел разжигать паяльную лампу.
          Расчистив снег под бампером, он лёг и грел поддон двигателя, чтобы легко запустить. Друзья, поместив рыбу в задний багажный отсек УАЗа, собрались в салоне в ожидании запуска двигателя и тепла от его печных радиаторов, согревались остатками спиртного и закусывали, шутя и балагуря.
          После разогрева масла в поддоне двигатель не завёлся. Старенький аккумулятор надо было подберегать и Софроныча, крутившего ручку " кривого стартера", попеременно стали подменять друзья, промерзшие насквозь на морозе. Но двигатель не запускался, хоть и чихнул пару раз.

                Продолжение следует.


Рецензии