Методология повышения эффективности наук
Интернет-консультант по науке и изобретательству,
МЕТОДОЛОГИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАУК
В современной Науке понятие «Методология» группой авторов в /1; с.20/ определено так: «Методология – это учение об организации деятельности». Считаем, что такое определение - поверхностное. Лучше следует дать такое определение – «Методология – наука о выработке и интеграции методов (практических, логических и интуитивных!) в научной деятельности». «Учение об организации практической деятельности» - это Технология – результат конкретной Науки, выработанная для практической деятельности – воспроизводительного Труда или Игры –т .е. – для использования на практике – в производстве как материального и духовного Блага, так и обеспечения развития Производительных сил. Наше определение вполне выдержит критику и в плане «развитие любой Науки – процесс незавершенный!)» и детерминизма – ведь зачастую в научном познании даже неизвестно – как организовать деятельность? Понятно – выдвинуть гипотезу, но каково его содержание! Приходится даже на интуитивном уровне выработать новые важнейшие положения самой Методологии. Яркий пример тому из Физики – для объяснения излучения тепла и света атомом ученым пришлось выдвинуть новую гипотезу и выработать «Принцип дискретности». Теория - логически стройная система знаний, полученная в результате выделения и интеграции характеристик свойств материального, социального или духовного мира. Из этого определения понятно, что материальный мир является объектом изучения смежных - Естественных наук, социальный – Гуманитарных, духовного мира – новая наука – «Культура Гуманизма». Понятно, что она возникла в социальном мире. Культура в научном понимании представляется нам как результат и процесс развития в человеке потребностей выражения и понимания эстетичного – прекрасного и гуманного. «Гуманизм» - теория и практика духовного воззрения на основе выделения как главного – «Принцип гуманизма» – в основе которого – Любовь к человеку и отдаем должное науке – Педагогика – науке сеять вечное и доброе, а мы скажем – сеять и взлелеять в духовном мире личности – Гуманизм, ценим деятельность Православной Церкви в этой области, хотя ее догмат – «все должны верить в Бога!» - не согласуется с Методологией Гуманизма.
Следовательно, мы обоснованно пришли к формулировке - Наука во Благо человека. Это отражено в общеизвестном определении – «Наука – служанка человечества». Понятно, что мерилом, достойным выделения - как Культура, является только то, что содействует гуманному – физическому, психическому, трудовому, духовному развитию личности - в благоприятных условиях.
Общеизвестно, что в настоящее время педагогическая общественность пришла к выводу о необходимости интеграции школьных предметов. Следует заметить, что при методологическом подходе к этой проблеме ее актуальность в образовании была бы выделена в педагогике гораздо раньше. В данной работе мы не будем рассматривать все принципы современной методологии, а покажем необходимость ее дополнения новыми положениями, важными не только в педагогике.
Следует заметить, что в методологическом воззрении актуальность проблемы «Интеграция смежных наук» основана на общеизвестном принципе Методологии – «Аналогия». Например, – наука Математика добилась больших успехов после разработки дифференциального и интегрального исчисления. Здесь надо ожидать, что после бурного – дифференцированного расцвета частных смежных наук должна произойти их интеграция.
Вначале обратим внимание на факт слабой методологической проработанности названий наук и школьных предметов. Например, что означает для школьников и академиков - наука «История». Заметим, что использование этого слова отдельно – в Науке не имеет грамматического смысла – ведь напрашивается вопрос – «история чего?» следовательно, название этой науки не имеет грамматического смысла! Раз так – то допущена методологическая ошибка! Школьники изучают «Хронологическую историю – Историю древнего мира, средних веков…». А что же важно современному школьнику? Знать «Хронологическую историю»? Весь ужас антиобщественных явлений – войн? Знать – кто, когда правил, и каким тираном был? В обучении педагоги широко используют «прием» - «Выделение главного», а вот в самой науке «Методология» это особо не выделено. Мы предлагаем современную методологию дополнить «Принципом выделения главного», в Науке использовать название «История Человечества», «История Гуманизма», а при оценке социальных явлений уделять внимание понятиям «человечность» и «гуманизм». В образовании в течение сотен и десятков лет эти проблемы слабо решены, и мы сейчас пожинаем плоды – грубость и жестокость школьников, до сих пор честные труженики не могут обуздать коррупцию чиновников, деспотизм фермеров и нередко встречаем руководителей предприятий и даже образовательных учреждений(!) имеющих замашки, присущие тиранам, известным из «Истории человечества средних веков».
Приведем другой пример. Семиклассник в своем учебнике прочитает «Физика – наука о природе». Более любопытный откроет энциклопедию «Юный физик» и узнает, что физика изучает не только природу, но и множество видов современной техники». В старшем - 10 классе рассматривается вопрос о коэффициенте полезного действия тепловых двигателей, а поступив в технический вуз, он ознакомится с теоретическим расчетом этого коэффициента! Следовательно, физика изучает не только простейшие явления неживой природы, но и более сложный процесс – совершенствования техники! Методологически обоснованным является наше – авторское определение: «Физика – наука о природе и технике» - для базового уровня. «Физика – наука о неживой материи и технике» - для старших классов. Для академического курса неоспоримо следующее определение: «Физика – наука о неживой материи и развития техники» К моему удивлению – многие преподаватели вузов рьяно принялись за критику этих определений, хотя многие соглашались с моими доводами – ведь общеизвестно, что Физика изучает не только законы простейших явлений, но и рассматривает более сложные процессы техники. Неоспорим и такой факт – физические открытия используются в изобретениях, а суть этих изобретений в последующем основательно изучается в Физике с целью анализа возможного - еще более совершенного. Физика рассматривает и возможность использования познанного – методов регистрации частиц - это и позволило совершить другие открытия – вплоть до открытий в ядерной физике. Теперь стало ясно – что они были неправы – попытка размежевать физику от техники не только вредна, но реакционна в плане интеграции этих наук.
Мы считаем, что материалистическая философия сыграла страшно реакционную роль, опровергнув «практицизм наук», что привело пышному расцвету наук, от которых можно ожидать пользу разве лишь через 10 веков. Принята актуальной разработка «Теория глобального потепления климата Земли», а где польза? Ведь высказана лишь гипотеза о потеплении климата Земли. Поверили в ее суть – нарушили методологический принцип «Обоснованность доказательности» и большие средства выбросили на ветер.
Особенно страшны нарушения методологического принципа -«Обоснованность» в экономике – научно необоснованные смены экономического уклада нанесли урон производительным силам – пострадал труженик – человек труда – созидатель! Что получил труженик на практике – в жизни – оказался в кабале – в полной зависимости от «работодателя». Мне горько видеть современных тружеников села – наемных рабочих, которые после 10 или 12 часового изнуряющего труда идут домой – полностью изможденные. Это – урон Гуманизму.
Если бы в Методологии социалистической экономики был принят «Принцип соответствия» - зарплаты – не 8 процентов от заработанного, а 30 – 40 процентов – не произошло бы обнищание производительных сил – простых тружеников и не было бы потрясений 90-х годов и смены социалистического уклада экономики на капиталистический.
Если бы «теоретики» и правители методологически были подкованы, то вряд ли они задумались бы о «Всемирном коммунизме». Если бы в методологии гуманитарных наук был выработан принцип «Высшее мерило – Человек!» и принцип «Гуманизм», то общеизвестный лозунг – «Ликвидировать кулачество как класс!» оказался кроваво-чудовищным по той причине, что его поняли так - ликвидировать – значит уничтожить – сажать и лишать жизни. Низкий уровень развития Научной Методологии не указал путь выхода из экономического коллапса без крови и развязания гражданской войны. А ведь возможность избежания этой войны была – надо было совершить экономическое соглашение с «кулаками» - даже привлекая их на руководящие должности колхозов (конечно – с достойной зарплатой!!) и избежали бы войны – страшного акта против гуманизма.
Если в Методологии наук всех стран был принят «Принцип Гуманизма» и «Принцип Практицизма» - не было бы и капиталистического труда и атомных бомб. Безумие – взрывать атомные бомбы над «вражеской» страной – наступит ядерная и радиоактивная зима на всем земном шаре и всех уничтожит – и напавших-победителей не будет.
Вот почему мы считаем, что принцип «Практицизм наук» нужно включить в современную методологию наук как один из важнейших.
Считаю, что в методологии всех наук требует особого внимания – «Принцип соответствия». Принцип соответствия школьной программы уровню развития школьников был нарушен в 80-х годах – школьники оказались перегруженными и возникли очень серьезные педагогические и психологические проблемы. Этот факт – изъян деятельности отечественной Академии наук. Если ба сами академики работали в школе, то они этого не допустили – нарушили принцип практицизма и допустили грубую ошибку.
Убедительные примеры ярко показывают, как важны принципы методологии в интеграции наук, особенно это проявляется в интеграции школьной физики и технологии. Обоснованием необходимости и важности интеграции является изучение одинаковых тем по физике и технологии, применение знаний и умений основ этих предметов в творчестве. Анализ и сопоставление программ куров физики и технологии мы считаем доступным для учителей, и приводит к выводу необходимости интеграции этих курсов.
Интеграция предметов математики, физики и технологии явно выражена в ряде изучаемых тем – при рассмотрении материала с методологических позиций. Это мне удалось показать на «Фестивале научно-методических идей 2012». В основном содержании урока было показано, как можно провести анализ возможных задач по физике, используя основные правила математики. Получив ответ в общем виде, была разобрана возможность получения новых знаний и перспектив использования на практике.
Наш вывод: интегрированность школьных предметов является качественно высоким уровнем межпредметной связи; использование элементов интеграции дидактически выигрышны – и в плане оптимизации обучения.
В заключение следует сказать, что включение положения – «Принципа интеграции» в Методологию всех наук позволяет успешно решить ряд проблем современности. Я считаю, что интеграция всех стран в разных областях деятельности должно закончиться Всемирным объединением всех государств Мира в одно Государство с единой валютой. Это навсегда позволит искоренить обогащение рантье на изменениях курса разных валют и избавит человечество от угрозы войны и исчезновения Человечества. Исчезнет оружие на нашей планете, ненужными станут и разработки по его усовершенствованию, а любой труд станет во имя созидания, гуманизма и расцвета Человечества.
Литература:
Белов Н.Н., Методология повышения эффективности наук//Актуальные вопросы современной педагогоики - Сб.научных работ 10-ой международной научно-практической конференции; Чебоксары 2014, С.17 - 19.
Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. – М.: СИН-ТЕГ. – 668 с.
Свидетельство о публикации №119090601321
Как и в медицине - делить человеческий организм на
отдельные части и целить каждую независимо от целого.
Мир - тот же организм: единый и неделимый.
Можно акцентировать внимание на атдельном процессе, но, непременно
увязывая со всеми сопричастными...
Не уверена, что всё в Ваших размышлениях поняла адекватно, но концепцию, надеюсь, уловила.
И, насколько уловила, настолько и согласна.
Раз согласна, разделяю. А, Раз разделяю, то и одобряю.
Людмила Михеева 19.09.2024 19:36 Заявить о нарушении