Живопись, графика и инсталляции Владимира Вольнова

- Вольнов- добрый, щедрый, внимательный, заботливый, спокойный, наблюдательный,- был полон зал людей, а только Вольнов догадался поднести стул почтенной пианистке, и только он забрал у хрупкой девушки кипу толстых книг,- подарки Латышского посольства,- не раз я слышала такие слова из уст прекрасной половины человечества о Владимире Николаевиче на выставках, вернисажах, вечерах, концертах.
Человечность во всём – одна из важнейших  черт художника.
…Главные темы в творчестве художника из Витебска Вольнова Владимира Николаевича – земля, экология,  трагические страницы белорусской истории, участь крестьянства, память о репрессированных в сталинские времена.
…Военное детство: из окопа на передовой четырёх лет от роду мальчик попал  в детдом на Тверской земле ,- и 14 длинных одиноких лет без родителей, без братьев и сестёр провёл  в детдоме.
…Один мудрец сказал: «Если хочешь узнать человека – узнай его детство». И хочет того художник или нет, но душа детства нерасторжимо будет присутствовать в его работах…
Одна из последних работ Вольнова Владимира «Трудная весна»: на красном фоне зари цветёт яблоня, всё многоцветие души художника отобразилось в этой картине, все оттенки жёлтого, лилового, голубого, белого, а на другой стороне диптиха – чёрные стрелы- камышинки тянутся к солнцу, напоминающего цветок хризантемы!
Казалось бы: весна, цветение, солнце, радость, а люди живут также трудно и качественно плохо: работы по душе мало, зарплаты смехотворные, общество находится  во лжи, не читает классики, все ищут лёгкого общения, тыкают  пальчиком в дисплей мобильника, а темы экологии, Чернобыля, заброшенных деревень, срубленных деревьев не решаются.
Одна из главных картин Вольнова – «Земля Быкова»: картина написана  по результатам пленэров: на ней символически – при помощи красных, жёлтых, зелёных оттенков и чёрных стрел,- изображена прекрасная Ушачская земля.
Владимир Николаевич из подлинных окон родительского дома великого писателя создал инсталляцию «Путь репрессированных»…
Другую инсталляцию «Грустное видение» Вольнов посвятил репрессированным жителям деревни Бычки.
- В книге Василя Быкова «Долгая дорога до дома» великий писатель говорит о том, что из 12 бедняков 6 были репрессированы.
На одной  из выставок, посвящённых памяти писателя Василя Быкова, Владимир Николаевич представил инсталляцию «Распятый путь»: от перебинтованных ветвей символического дерева идут прямые линии натянутой проволоки. На проволоке – мешочки с землёй из разных мест; к дереву ведут ступеньки с прибитой обувью: знак изолированности.
-Когда видишь  реальные предметы, например, в данном случае, мешочки с родной землёй и  обувь,  то лучше представляешь репрессированного, – считает Владимир Николаевич.
Этой инсталляции я посвящаю стихотворение

«Распятый путь»:

Распятый путь – разъятый,
Разваленный, разрушенный,
Душою чистой свЯтый,
Повешенный, задушенный.

Он ярок белизною:
Он с белыми одеждами,
С разрухою, с войною,
С убитыми надеждами.

Доносами и ложью
Шаги, к земле прибитые,
Всем исполинским бездорожьем
 И тюрьмами не смытые.

С геройством путь распятый:
С землёй мешочки взятые
(Земля родная свЯта)
Да крестики неснятые.

Распятый, безоружный,
Без имени, без автора, -
Он вырвется наружу
И жизнь осветит правдою.
Владимир Вольнов показал мне фтотографию: на фоне его инсталляции «Матерям деревни Бычки» стоит великий белорусский поэт Рыгор Бородулин
 и  сестра Василя Быкова- Валентина. И платки материнские развеваются на ветру.Что- то очень щемящее есть и  в этом произведении, и в этой фотографии!
Владимир Вольнов любит вспоминать  о своей выставке  в центре культуры Российской федерации в Берлине в 1988, где художник показал все грани своего творчества: графику, живопись, инсталляцию.
Об этой выставке даже писали берлинские газеты, и музей Берлинской стены купил композицию, посвящённую сталинским репрессиям «Хотелось  бы всех поимённо назвать» - она висела рядом с композицией, посвящённой А. Сахарову,- единственная работа  среди художников Белоруссии.
В. Н. Вольнов является автором многих экологических проектов!
Одним из главных – «Дерева вы мои, дерева…»
Так уж сложилось, что детство и юность Володя  Вольнов  провёл в России на Тверской земле: детдом поочерёдно располагался в бывшем помещичьем дворце, в бывшем женском монастыре, в бывшем купеческом доме –  старинного русского городка  Кашина с его тремя десятками церквей, -  отсюда обострённое отношение к потемневшим от времени домам,  дряхлеющим деревьям, многовековым церквям.
В.Н. Вольнов говорит :
« Дерева…тяжкой жизнью живёте вы в городе. Загнанные в асфальт, в автомобильном чаду, подвергаясь человеческой агрессии, Но приходит весна, и вы, собрав все свои жизненные силы,зелёными одеждами украшаетесь, чтобы врачевать наши души и тела».
Владимир Николаевич Вольнов считает, что нужно ввести опять в городе должность ландшафтного архитектора, создать парки в каждом спальном районе города, важные события в жизни отмечать посадкой именного дерева,ввести конкурс на лучший зелёный двор,ужесточить контроль за срезкой деревьев, взять на учёт и пронумеровать старые деревья в городе, обеспечив уход и сохранность им, отказаться от высотной новогодней ёлки на пл. Победы из уничтожаемых взрослых елей(приблизительно 60 единц), заменив их искусственными, как это сделано в Минске.
В юности Володя мучительно раздумывал, кем ему стать: художником или историком? И это « раздвоение» до сих пор проявляется в его композициях: в них постоянно используются старые газеты, фотографии,  иконы, шлемы, самокаты  -  подлинные вещи ушедшей эпохи.
Однако художник « перевесил» историка: и с 1966 года по  1971 год Вольнов  учится на дизайнерском факультете Харьковского художественно – промышленного института.
На сегодняшний день 48 лет напряжённого труда отданы любимому творчеству: инсталляциям, коллажам, масляным, акварельным и акриловым картинам.
Произведения В.Н. Вольнова находятся в музеях Белоруссии, Германии, в частных коллекциях Франции, Польши, Израиля, Голландии, Америки.
Всем произведениям Вольнова присущ истинный историзм: в основе серии работ, выполненных в различных техниках, - трагические воспоминания о войне , размышления о страшных годах насилия  и надругательства над личностью в годы сталинизма и мучительные раздумья над судьбой загубленного крестьянства.
Но это и искренняя боль за сегодняшнюю Беларусь, за её будущее.
Белорус по рождению, русский по воспитанию, Вольнов в своём творчестве воспевает и Тверскую землю, и белорусский Витебск, ставший родным почти за сорок лет жизни в нём, тем более, что через газету «Правда» Владимир Николаевич отыскал в Витебской области  своих родных.
Теперь у художника есть четыре сестры, семья из жены, преподавателя иностранных языков Нины Андреевны, дочери Маши, тоже художницы, пошедшей по стопам отца, сына Игоря, талантливого компьютерщика и трёх внуков.
В. Н. Вольнов полюбил город с 1000- летней историей, город Марка Захаровича Шагала и Владимира Семёновича Короткевича, город, в котором часто бывали Илья Ефимович Репин и Иван Алексеевич Бунин.
Другой исторический цикл, которому В.Н.Вольнов посвятил  немало картин, называется «Память. Земля». Художника как сына крестьянина  волнует жизнь белорусской деревни, вымирающей на глазах, брошенной на растерзание забвению. На каждом шагу встречаются умирающие деревни!
Каждые две избы из трёх - нежилые!
«Крестьянство – это гигантский материк в истории Белоруссии , Украины и России, загадочный. непознанный, исчезнувший в пучине времени, - с болью в глазах говорит Владимир Николаевич.- Трагически складывается  судьба сельского жителя после переворота 1917 года. Из собственника – хозяина крестьянина превратили в наёмного рабочего в колхозной системе. Он стал заложником безумных идей. Было извращено его сердце, изуродована его нравственность. Умолкла его песенная душа, что так щедро проявлялась в декорировании изб, в буйных росписях.
Яркая роспись покрывала не только предметы утвари, а подчас стены и потолки».
Теперь деревня умирает – и стоят избы с заколоченными окнами, и находят в бороздах умерших неделю назад старушек, а двери раскрыты «на пяту», и ветер продувает души, и не едут дети из города домой. 
Обратимся к картине «Бабье лето в деревне»:  холста занимает небо. На  светло – голубом фоне плывут белоснежные облака, похожие на души умерших.
Золотое поле ржи, жизнерадостная жёлто – голубая палитра, а деревня мертва! Чёрные крыши, словно крылья раненых птиц, нависают над остовами домов. Пустые глазницы окон:

Потемнели избы – корчатся от боли.
Нависает крыша – раненая птица.
Горе горькое. Простор. Покой и воля.
И душа моя – огромная больница.

Этой же теме посвящена картина «Мёртвая деревня»: цианисто – фиолетовый фон, холодная луна. Облака – обиженные стрелы: души умерших так мечутся сквозь темень. Из могильных холмиков светятся их надежды на будущее.
Светятся ли?

Здесь в былинном просторе
 Одичали дома и луга.
По небесному морю,
Словно  трупы, плывут облака.

И пустые глазницы –
Окна изб – в мир безумный глядят.
Ни котёнка, ни птицы, -
Темень лишь развороченных хат.

Фиолетовый. Серый.
Да тоскливая в небе Луна.
Без надежды, без веры
Над деревней стоит тишина.


Внизу – могильные холмы, в верху – души умерших, женские души. Женская доля тяжелее мужской, и тем более, доля русской женщины. Русские женщины, так любящие и так всё прощающие, воистину обладают несгибаемыми характерами.
Миллионы мужчин погибли в годы репрессий и войн, а женщины стали вместо них у станка и на огневом рубеже.
Вольнов В.Н. , путешествуя по русскому северу, особенно явственно ощутил: русские  женщины, вынесшие войну на своих слабых плечах, терпеливо и мужественно выносят своё старческое одиночество. Письма с фронта погибших детей берегут.
Одна из самых ярких и запоминающихся работ художника Вольнова В.Н.- « Не возвратился»: на светло – алом пододеяльнике – треугольники писем, старинные очки да портрет ненаглядного сыночка.
Художник говорит: «Когда мечтаешь сделать великолепную вещь, никогда не получится, а когда хочешь только передать свои ощущения, картина становится востребованной».
Однажды соседка показала художнику письма не вернувшегося с фронта сына.
И Вольнов В.Н. очутился во власти этих писем.
-Я проникался тем временем, изучал тени предметов, почерк, печати, раскладывал треугольники на красном, отыскивал потемневшие очки:


Ах, какая тоска,
До чего ж нелегка, -
Не дождаться сыночка домой!
Треугольники писем,
Одиночество мыслей,
Жизнь окутана слёзною тьмой.

Мне остался портрет.
Я не верю: нет- нет! –
Он уехал в другую страну!
Ах, какая же мука –
С милым сыном разлука:
Проклинаю я эту войну!
Мне очень нравится катртина Вольнова В.Н. «Несущая свет»:за спиной молодой и красивой женщины в синем платке  и в красном платье,- целые потоки струящегося света. Идя во мрак,- женщина несёт свечку.
Там, где добрая, милая, нежная женщина, всегда струятся свет и тепло!
Очень саркастичная работа Вольнова: «Загоним людей в счастье»- на серо- голубом фоне крылатый и строгий портрет Ильича, который пронзают, чёрные, как насмешки, стрелы: «Загоним людей в счастье»- как будто насильно кого- то можно сделать счастливым!
Несомненно, знаковой работой Владимира Николаевича является «Ангел»:на коричнево- золотом фоне ангел города возвращается в Витебск. У каждой планеты и у каждой страны, у каждого города и у каждого человека есть Ангел- Хранитель.
Ангел струит к церкви дорожку.
Город спит, и он не знает, что Ангел города возвращается в Витебск!
Если мы насыщаем Землю благостными мыслями, ангел делает нашу жизнь счастливее!

Этой картине я посвящаю стихотворение «Возвращение ангела»:

Отгорел, отструился  закат,
Он  , суровый, молился о чуде.
Возвращается ангел назад,
Потому  что опомнились люди.

Потому что воспрянул их дух,
Торжествующий  , ласковый,  вечный,
И открылся божественный слух
К просьбам добрым, людским, человечным…

Виден нимб над святой головой,
Возвращается ангел воочью.
По дороге летит световой:
Храм струит её ангелу ночью.

Свет опять торжествует над тьмой:
Покаянье – молитва о чуде.
Возвращается ангел домой,
Потому что опомнились люди.

Нельзя не сказать несколько слов о загадочной и красивой работе Вольнова  «Супрематический дворик»
(Супремати;зм (от лат. supremus — наивысший) — направление в авангардистском искусстве, основанное в 1-й половине 1910-х годов Казимиром Малевичем.)
 Сочетания  светло- коричневых окон  и разновеликих дверей, причудливые формы белья ,разноцветные кисточки, журналы, линейки и треугольники образует пронизанные внутренним движением уравновешенные асимметричные супрематические композиции.
Дань Вольнова Малевичу и УНОВИСу.( УНОВИС («Утвердители нового искусства») — авангардное художественное объединение, созданное К. С. Малевичем в Витебске )-
И я, отдав почтение УНОВИСу и супрематизму, вернусь к работе «Возвращение отца»: назелёном фоне  всех оттенков- от шартреза до малахита и изумруда- белые клубы порохового дыма? Войны?Облаков?Какие большие и страшные деревья с изломанными ветвями- руками и – фигура отца, остановившегося на минуту утихомирить забившееся сердце при виде своей деревни:
Интересно, как шла работа над картиной « Возвращение с войны.(Посвящение  отцу)».
- Я любил поехать в Тулово и неспешно обойти окрестности, - рассказывал В. Н. Вольнов. – На горе находилась дворянская усадьба, под ней стояли дряхлые ветлы. Я подумал: «Вот дупло, напоминающее силуэт матери». Пышные вечерние облака похожи на клубы от взрыва. Это было вечернее видение будущей картины: белые облака цветущих оттенков  сами по себе – носители  света.
Я стараюсь максимально использовать фактуру : ни одна человеческая фантазия не сравнится с природой.
Фон неба занимает 4/5 полотна: чем больше неба, тем больше контрастов.
Сучья деревьев смотрятся как изломанные в беде, изуродованные войной человеческие руки.
На этом строгом взволнованном фоне – фигура отца в шинели.

Возвращение отца:

Тосковали сироты в детдоме
И отцов по газетам искали.
И однажды мне всё ж написали,
Что лицо моё деду знакомо.

Я, не думая долго, собрался.
Двое суток я мчался назад.
Двое суток не спал –  волновался:
Что мне скажут и папа, и брат?

Сердцу страшно, и больно, и жарко:
Через детство вернуться назад.
И деревья нагнулись , как арки.
И туманом  всклубился закат…

Мне нравится и картина «Берегущая свой город»: по жёлто- зелёному, яркому, насыщенному небу летит девушка –ангел над разноцветными домами Витебска, над каланчой, над Двиной.
Творчество В. Н .Вольнова  пронизано философскими гражданскими и патриотическими мыслями, и в то же время самые печальные и тревожные картины художника  окрашены добрыми и глубокими чувствами его большой , стремящейся к гармонии души.
Пожелаем Владимиру Николаевичу творческих левитаций и чудесных человеческих встреч!


Рецензии
Судя по тому, что вы рассказываете о нём, Наташа, и как рассказываете,
он - интереснейший человек и художник.
И впрямь - творческих левитаций ему.

С уважением,
Яков

Яков Рабинер   10.02.2020 20:01     Заявить о нарушении
Да, он Человек Великой души.
Но почему ему только творческих левитаций, и Вам, и мне?!!
Я же стольких витебских художников опоэтизировала)))
Почему- то часто так бывает, когда человек много страдает, душа у него прекрасная
Спасибо, так и есть...
С теплом и нежностью Наташа
Завтра позвоню и передам Ваше пожелапюние

Соловьёва   10.02.2020 20:19   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.