Рай или Джордано Бруно различает 2
Какая, — говорю я, — трагикомедия, какое действие, более достойное сострадания и смеха, может быть показано нам на этом театре мира, на этой сцене нашего сознания?"
Так пишет Джордано Бруно...
Но это пишет не "наш" Джордано Бруно, "наш" Джордано Бруно и до сих пор горит на костре. При имени Джордано Бруно поисковик интернета выдаёт мне кучу ссылок на то, "почему сожгли Джордано Бруно" - ведь это единственное, что волнует людей - "почему его сожгли?", точнее мало-мальски интересует. Джордано Бруно - это костёр и пару мыслей о Космосе и Вселенной. Собственно говоря, всё.
Вообще, мысли великих людей входят в нашу жизнь крайне мало.
Но если мысли великих людей всё же и входят в нашу жизнь, то они входят туда как "великие стереотипы".
От известных людей на нашу долю остаются странные флуоресцентные оболочки, по которым мы ориентируемся в нашем общественном пространстве и о которых иногда ведём речь. Но нечто из "плоти и крови", из "молний мысли и зигзагов страсти" исчезает, словно его никогда и не было, потому что его никто не может подхватить. Оболочки мерцают бледным притушенным светом во мраке, - одинокие призраки среди живущих.
Но лично меня никогда не интересовало почему сожгли Джордано Бруно. Всё, что мне было интересно, так это "кто же такой этот Джордано Бруно"?
И я всегда была внутренне уверенна, что знай я "кто такой Джордано Бруно", я бы знала в точности и почему его сожгли.
Ответы, которые вы получаете достойны вопросов, которые вы задаёте. Если вы спросите "почему в нашем мире столько зла", то вы никогда не узнаете почему, быть может, этого зла не существует.
Оказывается Джордано Бруно обращал внимание на то, как простое, естественное продолжение рода человеческого преломляется в искусственной человеческой призме. Не то, чтобы не было любви - для самого Джордано, нет, как раз в силу того, что Джордано сам "стоял" в любви, для него и были отвратительны попытки представить любовь лишь как продолжение рода в "человеческом облике". Любовь - не простое естественное продолжение полового зова, обёрнутое в красивое упаковку человеческой возвышенности, тут происходит нечто иное, в любви человек реально, метафизически перерождается. Он не просто продолжает свой род, рождает своё повторение в ином существе, но он "рождает самого себя". А это в известном смысле противоречит определённым механизмам природы.
На костре сожгли того человека, который писал об огне в своих произведениях вот такое:
"Чикада .
Почему любовь названа огнем?
Тансилло .
Оставляя в стороне прочие соображения, пока ограничусь следующим: любимое превращается любовью в любящего так же, как огонь, наиболее действенный из всех элементов, способен превратить все остальные
простые и составные элементы в себя самого."
Огонь - универсальная монета Вселенной, на которую обменивается исключительно всё, но вовсе не так, как наши товары обмениваются на деньги, сохраняя свою степенность или просто погибая, а превращаясь. Огонь - не внешний посредник между одним и другим, а состояние перехода. И любовь в том числе есть огонь.
Но именно ПЕРЕХОДЯ, мы испытываем абсолютное различение. Там, на границе не нашего существования, а на границе самой нашей сути, где наш предел, конец и лежит неведомое, там, мы - абсолютно различены.
Наше существования способно меняться в известных пределах, и даже в принципе бесконечно модифицироваться, но никакой огонь тут ни при чём, всё вполне допустимо. Сплошные формальные возможности - становись тем или этим. Но абсолютное различение начинается с того момента, когда ты не можешь стать ничем иным как только "этим", только "таким" - единственный и единый вариант против бесконечного множества.
"Все они хотят стать Гомером" - говорит Джордано Бруно о неудавшихся, бессильных, подражающих поэтах, - поэтах, следующих "правилам Гомера", но Гомер - один, - нет никаких других Гомеров или Илиад, и все эти правила созданы им самим для самого себя, не более, - "Эй вы задние, делай как я - это значит не надо за мной" (Высоцкий) - но "прут за мной" в желании повторить, возвыситься.
Стихи надо писать вот так и вот так и тогда будет написано классно... Полная чушь... Джордано Бруно решителен и бескомпромиссен. Правила поэтики Аристотеля существуют для того, кто не умеет писать по-настоящему, ибо пишущий по-настоящему неминуемо пишет "огнём", а значит рождает и собственные правила вместе с самим собой и своим произведением. Но если кто-то не хочет рождать собственные правила и рождаться сам в лоне производимого и произведённого, то что ж, - вот для него каноны - следуя им, он приобретёт хотя бы видимость упорядоченности и поэтичности. Он, скорей всего, обманет на время доверчивую публику, легко обманет самого себя, и даже обманет любимую девушку, готовую закрыть глаза на многое, но он никогда не сможет обмануть рая и всех тех, кто знает рай, как выражается Джордано Бруно, тех, кто в раю...
Когда Данте в "Божественной комедии" проходит через ад, с трудом взбирается на гору чистилища, и попав в земной рай, собирается возвышаться дальше, путь ему снова заграждается, но на сей раз не его алчностью и его страхами, как то было в самом начале пути, а стеной огня. Чтобы получить свободу над самим собой необходимо окончательно переродиться, а точнее - провести последнюю черту своего перерождения, и вот усталый путник, который только и делал, что боролся и стремился, вынужден преодолевать это последнее и решающее препятствие. Рай отделён от всего остального стеной огня. Причём, уже Земной рай находится "за" этим барьером, а не "до" него.
Также ясно видит рай, о котором пишет и Джордано Бруно. Нет никакого ощущения, что это пишет посторонний человек, схоласт, рассуждающий о рае в пределах затхлой богословской кафедры.
Данте и Джордано Бруно пишут ИЗ РАЯ. Они шлют оттуда письма в наш весьма сомнительный край. Вот почему они являются "возрожденцами" и голосами "нового времени", они дают самих себя иных, и дают нам мир, увиденный глазами РАЯ.
РАЙ не там, РАЙ уже здесь - голос Нового времени. РАЙ бесконечно приблизился. Хотя его близость не сделала его доступность более лёгкой.
Песнь Песней царя Соломона была образцом и каноном природного богатства или избыточности человека. И несмотря на внешнюю похожесть с "воспеванием ножек и ручек", она совершенно об ином приносила нам весть - не о прелестях какой-то отдельной красотки, а об энтелехиях (совершенствах) женской природы вообще, что не отменяет того, что последние могли пониматься и располагаться в конкретном образе.
Будучи чем-то вне природы, человек, как её венец и последняя ступень, природу завершает, и таким образом, он может полноценно наслаждаться этой завершённой природой. И вот это наслаждение и акцентировала в себе Песнь Песней.
Но "слюнявые трубадуры" извечно находятся ни там, ни там - их высокое не реально и не жизненно, оно фальшивит по всем местам, а их естество столь богобоязненно, что языческая правда Соломона его ужасает. Чего хотят эти трубадуры - владеть или голосить? Кажется, они и сами не в состоянии выбрать. Они - две половинки червя, ползущие в разные стороны, после того, как их разделили.
Язычество всегда было более правдиво по отношению к женщине, оно не признавало в женщине никакого человека, но только одну ПРИРОДУ. Так ли уж это плохо и так ли уж это скверно, спросим мы? Признают ли в женщине человека "христианские трубадуры"? В этих "ножках", "ручках", "глазках", "кудрях" - много ли человеческого? Я не говорю христианского, я говорю - человеческого? Да нисколько, - перед нами тут вся та же самая природа, пытающаяся возродиться сквозь христианство. Пытающаяся и не способная, ибо полностью отдаться чистой природе даже для трубадуров - непозволительная низость - нужно же поднять, нужно же воспеть, нужно же соответствовать духу своей культуры. Итак, природа поднимается, поднимается и ещё раз поднимается и снова с огромным напряжением поднимается, да никак подняться не может, - падает.
Богоматерь - это уже человек? В отличии от языческой женщины? И благодаря чему же она - человек? - опять благодаря тому, что она РОДИЛА?
Нет женщин - апостолов, есть женщины "умывающие ноги " Христу.
Рожать, пеленать, умывать - делает ли христианство женщину не одной лишь природой? Следовательно, христианство не является подлинным преодолением язычества, потому что, как только я направляюсь к женщине, я снова "беру с собой плётку", как образно выражался Ницше?
В Джордано Бруно я вижу чётко одно - он не боится быть вульгарным, обыкновенным язычником, то есть фактически и якобы предавать христианство (отсюда понятно и почему его потащили на костёр, а не из-за каких-то внешне нарушенных догматов, всегда нарушаемых каждый день самими же отцами церкви). Вот как пишет Джордано о главном существе, сути природного - о продолжении рода или непосредственно соитии -
"Заполучив семя, используемое ею, она часто заставляет оплачивать его грязью, раскаянием, грустью, слабостью, головной болью, угнетенностью и прочими, известными всем бедствиями, и в итоге горько мучит нас тем, чем мы сладко наслаждались."
Так кто же это пишет - язычник или христианин? Ни тот, ни другой. Он не застрял между двух миров, как плодящиеся бесчисленно и повсеместно беспомощные трубадуры, он из обоих - вышел.
Пока нам рассказывают о коварстве Джордано Бруно, рассуждающего о бесчисленных Вселенных, сбивающих нас с толку, и подрывающих наше разумение упорядоченности мира,сам Джордано пишет о коварстве пути нашего семени.
Суд над Джордано запечатлел нам не совсем того Джордано, которого бы мы, должны были знать. Он, скорее запечатлел самого себя во встрече со Джордано и тем самым произвёл косвенным образом "себя судилище" - приблизительно также как суд над тунеядцем Бродским в советские времена вовсе не явил нам никакого Бродского, но зато явил "себя посмешище" перед всем миром.
Зачем же мы и по сей день обращаемся к суду? Затем, что отождествляем себя быстрее с ним, чем с Джордано...
Свидетельство о публикации №119090206189