Майя и не майя из Белогорские афоризмы. Том 3

    Допустим, я скажу: Всё - иллюзия; но с тем же успехом я мог бы сказать: Всё - истина или всё - ничто, или всё - нечто, или всё - фигня (последние выражение у наших соотечественников даже вошло в поговорку). Для того, чтобы как-то продвинуться, я должен ввести разделение, например, сказать: Всё иллюзия, кроме Бога. Тогда становится ясным, что кроме всего, которое я называю иллюзией, есть ещё Бог, которого я иллюзией не называю. Поскольку уже есть из чего выбирать, слова приобретают определённый смысл и выражение "всё - истина, кроме Бога" - уже не будет идентично** аналогичному насчёт иллюзии. В первом случае я утверждаю, по существу, что Бог есть, а всего остального нет; а во втором - прямо противоположное. Проще было бы, конечно, если бы все люди пользовались каким-либо одним, специально введённым и охраняемым, определением истины (и соответственно - иллюзии), хотя и тут злоупотреблений и извращений не избежать. Но мы вынуждены сообразовываться только с тем, что называем своей интуицией. Например, материалисты*** утверждают, что истина - это то, что можно потрогать руками (разумеется, я тут всё сознательно огрубляю), а идеалисты, напротив, считают, что истину-то как раз потрогать руками нельзя. Материалисты склонны считать иллюзией Бога, а идеалисты - всё остальное. Эту склонность, предпочтение, в данном случае можно приравнять к вере и сказать проще: Идеалисты верят в Бога (как бы они Его ни именовали), а материалисты - во всё остальное (которое обычно они именуют материей).

*Мая и Немая" - чем не название для очередного романа Пелевина?
**Кто-то может начать спорить со мной, что выражения "всё - иллюзия" и "всё - истина" не являются идентичными, поскольку в первом случае мы "не верим", а во втором - "верим". Но, если мы действительно имеем в виду всё, а не всё кроме (например, себя) - верим мы или не верим, не имеет значения - "истина" или "иллюзия" будут только словами, одними из слов.
***Настоящие. Те, которые допускают существование чего-то идеального и даже ставят на это в своих играх* - как, например, марксисты, - таковыми не являются.

*Иногда и выигрывают (!).


Рецензии