Страницы памяти. Первая Библиотека в России
Библиотека Академии наук была основана по указу царя Петра I. Об этом сохранилось свидетельство в книге первого русского историка Петербурга, хранителя русского книжного фонда Библиотеки Андрея Ивановича Богданова. Описывая первые библиотеки Санкт-Петербурга, он назвал Библиотеку Императорской Академии наук, одной из самых ранних и главных, которая, как писал он, «…начала собиратися по всевысочайшему указу государя императора Петра Великого с 1714 года, а в императорскую Академию наук соединена 1724 года».
При организации подобного учреждения ставилась цель - обеспечить доступ к книгам всем грамотным людям государства, стремящимся к европейской образованности. Фонды библиотеки были многоязычными и универсальными В Летний дворец были привезены три собрания – книги Аптекарского приказа из Москвы, Готторпская библиотека и, так называемая, библиотека Курляндских герцогов. Фонд насчитывал около 2 000 книг на русском и многих европейских языках. В 1718 году Библиотека была размещена в «Кикиных палатах», в каменном доме казненного деятеля петровского времени А.В. Кикина. С этого времени Библиотека стала принимать посетителей.
Приоритетное право пользоваться Библиотекой после 1728 года было закреплено за академиками, но и другие образованные люди могли её посещать. Причём такой режим доступа в Библиотеку сохранялся до 70-х годов XVIII века. Среди первых читателей Библиотеки были сподвижники Петра I: Феофан Прокопович, Я. В. Брюс, архимандрит Афанасий Кондоиди, вице-канцлер А.И. Остерман, цесаревна Анна Петровна, лейб-медик царя Л.Л. Блюментрост; сотрудники создаваемой Академии наук:–И.И. Коль, И.-В. Паузе, Ф.Г. Гмелин, В.И. Татищев, Х.-В. Гросс, Ж.-Н. Делиль, Г. Ф. Миллер; с июля 1828 г. – Л. Эйлер, бывший тогда адъюнктом Академии и др.
Первоначальный фонд Библиотеки, учтённый и неучтённый в первом печатном каталоге, насчитывал около 16 тысяч книг на русском и всех европейских языках.
Распоряжением президента Академии наук К.Г. Разумовского от 13 февраля 1757 года во главе Канцелярии Академии были поставлены три советника с равными правами: И.Д. Шумахер, И.К. Тауберт и М.В. Ломоносов, которым стала подчиняться библиотека.
Весть о новой библиотеке в Петербурге распространилась далеко за пределами России. Известный французский просветитель Дени Дидро, автор около 400 статей в знаменитой «Энциклопедии», в 1751 году поместил во втором томе обзорную статью о библиотеках Европы. В ней встречается первое упоминание о Библиотеке академии наук и роли Петра Первого в ее создании. «Этот великий монарх собрал весьма значительные фонды для библиотеки своей Петербургской Академии, которая в большом числе обеспечена книгами по всем областям науки».
Свидетельство о публикации №119090101791
Из книги В.Я.Еланкиной "Станица Медведовская - частица культуры Кубани":
"Общественные библиотеки на Кубани получают быстрое развитие. В правилах... утверждённых наказным атаманом в марте 1865 года, была четко определена их цель: "Библиотеки должны удовлетворять умственные потребности класса образованного... и в то же время содержать легкую здоровую умственную пищу для класса малообразованного". То есть, малообразованные тоже читали... Это уже моя ремарка.
Ещё оттуда же:
"Книги для чтения допускались только с одобрения Министерства народного просвещения и Святейшего Синода. В то время считали, что такие чтения способствуют воспитанию народа и отвлечению его от пьянства".
А сейчас открывай интернет и читай что хочешь, никаких тебе рамок и ограничений.
Вот только порой вопрос в голове возникает: "А во благо ли такое положение вещей?"
Что касается пьянства, то видимо библиотеки со своей задачей не справились...
:)
Спасибо за статью, наводит на размышления.
Нина Агошкова 01.09.2019 17:52 Заявить о нарушении
Дружана 02.09.2019 09:52 Заявить о нарушении
В июле была на встрече в школе - летняя площадка - так вот, по окончании выступления учителя сказали: "Это они вас ещё хорошо слушали, обычно им только телефоны подавай". Выходит что? А выходит, что детям не хватает живого, человеческого общения просто с людьми с улицы. Не с педагогами и родителями.
Кстати, и вопросы они задавали грамотные и по теме выступления. Значит, слушали. А я им и прозу читала.
Уверена, что отношение к чтению можно изменить и наладить, если подойти разумно к вопросу.
Нина Агошкова 02.09.2019 10:20 Заявить о нарушении