Переход кыргыстанок через Варшавское шоссе. 16плюс
Пришлось прервать путешествие в Киргизию (серия"Явление гор") и побывать несколько дней в Москве.
Отсюда и несколько постмодернистский налет на тексте. Киргиз, киргизки - русская орфография, кыргыз - более правильно для кыргызов. Употребляю оба варианта.
Никакого желания кого-либо обидеть. Кечерип коюнуз!
Я ехал по Москве на такси и разговаривал с водителем, молодым таджиком. Мы разговаривали о далекой его родине, о разных проблемах. Было легко разговаривать с этим простым парнем.
Почему-то вспомнились слова великого поэта Тимура Зульфикарова – поэта и таджикского и русского : «Два наших народа – русский и таджикский особенно близки – и русские и таджики самые большие лохи на свете». Неожиданные слова… Но может быть в этом что-то есть, по крайней мере, о русских это не лишено основания…
Я спросил водителя: «А почему Аллах сотворил столько много разных народов и столько разных вер?». Водитель задумался, но не знал что ответить. И тут я показал, что я что-то знаю из ислама. Меня самого этот вопрос несколько занимал. И я привел такие слова : «Аллах это сделал потому, что он показал свое могущество, свою возможность сотворить сотни разных цветов – народов и исповеданий. Но вы, которые уверовали, должны показать всем пример истинного поведения и великодушия. Чтобы все брали с вас пример. И это ваше поведение будет угодно Мне. И еще не оскорбляйте людей другой веры, иначе они будут оскорблять меня». (цитирую своими словами).
Водитель охотно согласился. И дальше мы продолжали богословские разговоры. Говорили и об азиатских проблемах. Но когда я говорил что-то о своих киргизах, он почему-то замолкал…
Мы ехали по Варшавскому шоссе по направлению к метро «Пражская».
И вдруг он воскликнул: «Вон они идут, киргизки!»
Через переход действительно шли молодые киргизские девушки и женщины – было их около шести - восьми. Одна из них была сильно беременная. Я узнал их по походке – так особенно свободно и собрано, какой-то особенной, ни с чем не сравнимой походкой могли идти только киргизки. И еще по фигурам - плотным,крепким, но женственным и стройным.
- А как ты понял, что то это киргизки? – спросил я.
- Да вы посмотрите, как они одеты! – возмущенно сказал он. – Одна в красном спортивном костюме, другие с открытыми руками, юбки короткие, головы не покрыты. А одна во-обще ж... обтянула. Какие это мусульманки? Мы уже с 9 лет девочек одеваем как положено одевать женщин.
- А я думал, ты по лицам узнал.
- Да и по лицам тоже!
Я понял, что он более внимательно смотрел на них, чем я. Но я не мог с ним согласиться, хотя благоразумно промолчал, понимая, что верующему человеку возражать бесполезно.
Но про себя подумал: « Еще неизвестно, кто большие мусульманки? У кого больше Бога в сердце? Киргизки работают здесь не покладая рук и помогают своим родственникам... Никогда кыргызки, даже в давние времена не ходили с закрытым лицом.Для чего Всевышний дал дал женщинам красоту? Чтобы ее прятать?" А Есенин что писал? «…мы девушек весенних на цепи не держим как собак». Держитесь, землячки, не прячьте свои красоту! Но все это было бы для молодого таджика кощунством. И, конечно, не стоило, даже шутя, это говорить ему. Прости меня, Господи!
Таджик был молодой и киргизки его взволновали больше, чем меня. И он смотрел на них несколько иначе, чем я. Тем более, что восемь молодых таджичек, тоненьких как тростинки, хотя бы и в длинных цветастых платьях и в скромных хиджабах, робко переходящих улицу, он никогда бы не увидел на Варшавском шоссе…
А мне, увы. в голову пришли почему-то строки поэта Игоря Губермана, и в старости не утратившего своей блестящей самоиронии:
Душой и телом охладев,
я погасил мою жаровню:
еще смотрю на нежных дев,
а для чего — уже не помню.
Молодые киргизки постояли на островке безопасности, дождались зеленого света, и своей сплоченной группой целеустремленно пошли через шоссе. Они шли энергично, весело размахивая руками и оживленно разговаривая… Я почувствовал какую-то свободу в их походке, простор предгорий Памира, пряный запах чудных трав джайлоо (горных пастбищ). Я услышал грохотание горных рек, увидел серебристую рябь реки Гульчи.
И легко было представить, что пересекали они проезжую часть как реку. Верхом на конях, уверенно держа поводья.
Но была у них и какая-то тревога и озабоченность. Чувствовался некий комок нервов внутри. Ниже вы прочитаете причины этого.
Но вот вопрос, почему они перешли Варшавское шоссе?
Привлечем ответы разных мыслителей по этому поводу из одного поучительного анекдота.
Слишком уж простой ответ воспитателя детского сада:
«Чтобы пеpейти на дpyгyю стоpонy». Слишком уж просто… Не надо упрощать этот вопрос.
Вот Платон ответил бы более содержательно, понимая нелегкую жизнь кыргыстанок в Москве:
«В поисках лyчших yсловий».
Аристотель, обдумывая подобны поступки, сказал бы: «Это в пpиpоде кыргыстанок - пеpеходить чеpез доpогy».
Действительно, подойдя к переходу, кыргыстанки не стоят долго, а решительно переходят дорогу.
Карл Маркс подошел бы к тому вопросу с позиций исторического материализма: «Это было истоpически неизбежно. И вполне возможно, что это был акт своего рода протеста против угнетенного положения женщин Востока".
Джек Hиколсон: « Потомy, что они, блин, этого хотели. Вот в чем, блин, пpичина». По-моему, это очень убедительно.
Мартин Лютер Кинг: Я пpедставляю себе миp, в котоpом все девушки бyдyт свободно пеpеходить чеpез yлицы и никто не бyдет спpашивать, зачем они это сделали.
Пророк Мусса (Моисей): «Вы должны пеpейти доpогy». И кыргыстанки пеpешли доpогy и отметили это событие большим тоем пиром).
Макиавелли: «Смысл в том, что кыргыстанки пеpешли доpогy! Кого волнyет зачем? Окончание пеpехода опpавдывает любой мотив, котоpый y них был».
Фрейд молодому таджику: «То, что вы не можете перестать думать о кыргыстанках, поступательно движущихся чеpез доpогy, выявляет ваши подавленные сексyальные желания. Но имей в виду, дорогой, что подобные мысли могут вызвать ответные и не очень приятные для тебя действия молодых кыргызов».
Будда: «Пpедставьте себя кыргыстанкой и задайте себе этот вопpос».
Консультационная фирма Орусча-Кыргызча Корпорейшн:
«Кыргыстанки столкнyлись с необходимостью изменений и пpеобpазований для создания и pазвития yсловий, тpебyемых в совpеменных обстоятельствах. Наша фирма помогла использовать их физически-pаспpеделительнyю стpатегию и осyществление текyщих пpоцессов.
И вы видели на этом переходе как наша фирма помогла кыргыстанкам измениться, чтобы стать более yспешными».
Что касается меня, то я не знаю, почему кыргыстанки перешли Варшавское шоссе.
И указанные мыслители не прояснили ситуацию. Было бы правильным спросить об том самих кыргыстанок, но вмешиваться в жизнь кыргызских женщин я бы ни за что не стал. Это противоречит правилам жизни моей русской диаспоры в Киргизии, где я жил.
Зато я знаю другое. Жизнь кыргыстанок в Москве нелегка.
Молодые киргизки едут в Москву на заработки. Живут в одной квартире по 10 -20 человек, благо работают, как правило, в разных сменах. Работают на самых разных работах. Большую часть заработка перечисляют родным. Обидно когда эти деньги тратятся на тои (пиры), но тут уж ничего не поделаешь. Иногда приезжают со своими молодыми людьми. Девушкам легче устроится на работу, чем парням. Поэтому по несколько месяцев приходится еще и содержать своего молодого человека. Многие девушки знакомятся и женятся уже в Москве. Почти всегда на своих земляках.
В Интернет-источниках опубликован интересный факт: киргизские девушки лучше сдают местный ЕГЭ, показывают лучший результат интеллектуального развития, чем парни. Удивительно… Мне кажется, что девочки больше проводят времени дома, больше занимаются, более старательные, а вольнолюбивые киргизские парни больше занимаются спортом, больше гуляют вне дома, рано начинают подрабатывать…
И все же – это явная особенность не объясняется только этим.
Есть и некоторые исторические особенности жизни киргизов.
Киргизы древняя нация. Когда-то у них были элементы матриархата, и уважение к женщине как хозяйки дома вошло в традицию. Это хорошо показано в книгах великого киргизского писателя Чингиза Айтматова. И принятие ислама не очень изменило эту традицию. Да и старокиргизское название народа «кыргыз» -сорок девушек, что-то да значит. Конечно, сорок «похищенных» девушек, но все же…
Киргизы были скотоводами, вели свою жизнь в горах – мужчины целыми днями и неделями находились при своих отарах и табунах, охраняли скот от хищников и разбойников, защищали свои кочевья. Женщины подолгу находились одни, они не только вели домашнее хозяйство, им приходилось принимать много самостоятельных решений, а иногда и самим садится в седло…Они никогда не были так изолированы от общества, как в некоторых мусульманских странах. В результате киргизски стали более свободными, самостоятельными, решительными, способными находить непростые решения.
Но самое главное, на них ложилась ответственность за продолжение рода – родить здоровых крепких детей, способных выжить в нелегких условиях. Поэтому киргизским девушкам нравились прежде всего сильные смелые парни, те которые были настоящими джигитами. Но не только сильными, но и добрыми и любящими.
Прекрасно показан образ киргизки в повести Чингиза Айтматова «Джамиля» (1).
Есть такая киргизская конная игра «Кыз куумай » (догони девушку).
Девушка становится на 12 – 15 метров впереди. После того, как она на коне проскочит около 400 метров, стартует всадник. Если всаднику удается догнать девушку, он получает право обнять и поцеловать её на скаку.
А если не догонит, то может получить от девушки удары плетью.
Однако, в обратную сторону участники стартуют в другом порядке. Теперь всадник получает фору, а девушка должна его догнать. Если это ей удастся, то она вправе бить его плетью. Позора не оберешься.
Для традиционной жизни кыргызов нужно чтобы мужчина был хорошим всадником. Поэтому девушки и старались иметь таких женихов.
А вот жених Джамили Садык не мог догнать ее на кыз куумай. Что было делать жениху, как смыть позор? Да украсть невесту нужно – и всего делов! Показать себя лихим джигитом. Что и сделал Садык… Но будет ли эта пара счастливой?
«Девичья судьба какая: попадет в хорошие руки – будет цвести, глаза радовать нас, попадет к какому-нибудь дурню – страдать будешь, глядя на неё. И ничем не поможешь» (2).
Прекрасно, экспрессивно и драматично показана Кыз куумай в фильме Ирины Поплавской «Джамиля». Трудно забыть эти сверкающие глаза и ослепительно белые зубы скачущей во весь опор Джамили и отчаяние пытающегося ее догнать парня (10). Сложно догнать задорную дочь табунщика!
Джамиляны ала качуусу
https://www.youtube.com/watch?v=gq5E3zn9JsE
Вторая часть ролика драматична - украденную невесту вводят в дом жениха... Какие-то, кажется, злые старухи срывают с нее девичью шапку. Но старухи совсем не злые, как оказывается. И властная свекровь потом оченьбудет уважать Джамилю. Но...
Девушка, конечно, хочет, чтобы ее догнал и поцеловал настоящий, достойный ее джигит, но поддаваться она не намерена! А может и поддаться - как в этом ролике
(9)
Максым Шоро - Догони девушку ("Кыз куумай") - Расширенная версия
https://www.youtube.com/watch?v=Y40Hrh-IX0g
Ох и хитрый джигит в этом ролике!
Романтично описала эту игру безвременно ушедая, прекрасный русский поэт, автор слов многих бардовских песен Наталья Устиновская (1958 -2002). Она много лет жила в Средней Азии…
КЫЗ КУУМАЙ
Узнаю твою грусть,
Но не властна она надо мной.
Сльшишь - спорит комуз
С поднебесной густой тишиной?
Как внезапно возник
Из каких-то неведомых снов
Дым кочевий былых
И отрывистый крик чабанов!
Пир раздольный идет
Возле войлочных юрт поутру,
И собрался народ
На веселую схватку-игру.
Мне полет по плечу,
В целом мире мы нынче одни,
Я чуть слышно шепчу:
"Догони же, джигит, догони!"
И стегаю коня -
Он стрелой по равнине летит.
Догони же меня,
Ты же сильный и ловкий, джигит!
Своей смуглой рукой
Ты поводья сильней натяни,
Буду верной женой,
Только ты догони, догони!
Как он вечен и нов,
Что ему промелькнувшие дни,
Этот девичий зов:
"Догони же, джигит, догони!"
В перестуке копыт
Вороного красавца-коня
Слышишь - время летит
И уносит, уносит меня?
Я быстра, я легка,
Я чиста, как вода родников,
Надо мной облака,
Словно белые крылья веков.
Все быстрее вперед,
Только стонет тугая камча,
Только косы вразлет
По моим загорелым плечам...
Но быть сильным – это еще не все. Садык писал с фронта совершенно равнодушные к своей молодой жене письма.
Но вот появляется Джанияр – раненный молчаливый солдат. Но он показывает и физическую стойкость и, когда он поет, то пение его так захватывает душу Джамили, что она заворожено его слушает, и чувствует его интеллектуальное превосходство – а это не менее важно для успешной жизни, чем ловкость и сила.
И главное, как и всякой женщине, ей хочется любви, а Данияр способен на это.
Джамиля очень похожа по силе своей любви на шолоховскую Аксинью…Ничто не может остановить любовь таких женщин – ни киргизская камча, ни свинцовые кулаки мужа Аксиньи Степана.
Но лучше прочитать эту чудесную повесть, с которой Ч. Айтматов вошел в мировую литературу
И обязательно нужно посмотреть гениальный фильм русского режиссера Ирины Поплавской «Дамиля». 1968г.) Как сказал про него один из рецензентов «Фильм почти безумен в своей гениальной красоте» (3). Актеры в фильме не воспринимаются актерами, они живут в кадрах, мастерски созданных оператором. Наталья Аринбасарова (Джамиля) – просто прекрасна, настоящая кыргызская Аксинья, Суйменкул Чокморов (Данияр) – почти ничего не говорит в фильме, но завораживает своей сосредоточенностью и глубинными чувствами, Насретдин Дубашев (Сеит) – еще мальчик, но уже актер невероятный!
Помимо прочего, «Джамиля» — отличная иллюстрация быта и культуры киргизских кочевий, просмотр фильма ничем не уступает беглому посещению краеведческого музея. Уникальны и лаконичные, но емкие картины природы Тянь-Шаня.
Но во-обще, кыргызки в большинстве своем чтут обычаи, уважают старших и мужа. И, конечно, хотят иметь детей.
А вот гулять в Москве с парнями других национальностей не поощряется. И если на связи с русскими иногда смотрят снисходительно, то за отношения с узбеками или таджиками могут подвергнуться побоям со стороны некоторых не в меру патриотичных и националистично-настроенных молодых киргизов. Видео этих побоев нередко выкладываются в Интернет, что служит поводом к возбуждению уголовных дел московской полицией. Почему именно узбеки вызывают такое неприятие? Это долгая история… Начиная еще с угнетением киргизов кокандским ханом в не такие уж и далекие времена… (об этом еще будет написано). Надеюсь, что все это уйдет в прошлое...
Многие киргизские женщины часто делают хорошую карьеру, создают свой бизнес. Причина и в характере, в образованности и высоком интеллекте киргизок.
Кыргыстанки шли и шли через шоссе…
«...и мне нестерпимо захотелось выйти на дорогу, выйти, как они, смело и решительно в трудный путь за счастьем...» (1)
Я уже выходил из гостиницы, когда увидел из коридора в открытую дверь одного из номеров как невысокая киргизская девушка, стоя на коленях на подоконнике, старательно мыла окно. На ней был черный спортивный костюм, на руках были белые перчатки, обувь она скинула, и были видны ее ослепительно белые носочки. У девушки были роскошные черные. красиво уложенные волнистые волосы, которые рассыпались у ней по плечам. Она обернулась на мои шаги, мельком взглянула на меня и продолжала мыть окно.
Она была очень похожа на девушку на фото, приведенное к этому тексту. Неужели это «Мисс Кыргыстан—2015» Таттыбубу Самидин кызы?
Нет, вряд ли… Хотя клубнику собирать «Мисс Кыргыстан» может – посмотрите ролик (4):
4. Мисс Кыргызстан — 2015 открыла клубничный сезон
https://ru.sputnik.kg/video/20160519/1025455723.html
А одна из самых красивых девушек в мире – школьница из Бишкека продает пончики, хорошо учится, занимается танцами, изучает сразу несколько языков и вовсе не хочет заниматься модельным бизнесом (5).
И обратите внимание как кыргызские школьницы прекрасно говорят по- русски!
5. Школьница-красавица из Бишкека работает продавщицей пончиков
https://www.youtube.com/watch?v=YxxuTyLO-oY
Вот такие они – кыргыстанки!
А девушка старательно мыла стекло и мечтательно смотрела куда-то вдаль. Мне показалось, что она видит голубое прекрасное озеро Иссык-Куль и на нем белый пароход, как символ мечты… И, казалось, она шепчет ему: «Здравствуй белый пароход. Это я» (6).
Дополнения: на роликах вы увидите фрагменты про кыз куумай
рассказ девушки (7) и задорный клип девичей группы "Кыз-бурак" ("Милашки")(8)
Ссылки:
1. Чингиз Айтматов «Прощай, Гульсары»
2. Чингиз Айтматов «Джамиля»
3. ZastNick Великое кинематографическое открытие
https://www.kinopoisk.ru/film/dzhamilya-1968-44384/
4. Мисс Кыргызстан — 2015 открыла клубничный сезон
https://ru.sputnik.kg/video/20160519/1025455723.html
5. Школьница-красавица из Бишкека работает продавщицей пончиков
https://www.youtube.com/watch?v=YxxuTyLO-oY
6. Чингиз Айтматов «Белый пароход»
Дополнения
7.Погоня за девушкой на Играх кочевников - BBC Russian
https://www.youtube.com/watch?v=IOksq8jjo1o
8. "Кыз-бурак" тобу - "Кыз куумай"
https://www.youtube.com/watch?v=fyE7JLofSp0&pbjreload=10
9.Максым Шоро - Догони девушку ("Кыз куумай") - Расширенная версия
https://www.youtube.com/watch?v=Y40Hrh-IX0g
10.Джамиляны ала качуусу
https://www.youtube.com/watch?v=gq5E3zn9JsE
Свидетельство о публикации №119083106744
Терпи, Атлант!!!
)))))))))))))))
СПАСИБО ЗА ВСЁ!!!
_____________________
_____________________
Интересно написал, Витя!
БОльше всего мне понравился ЛИРИЧЕСКИЙ ПРОРЫВ:
"Я почувствовал какую-то свободу в их походке, простор предгорий Памира, пряный запах чудных трав джайлоо (горных пастбищ). Я услышал грохотание горных рек, увидел серебристую рябь реки Гульчи.
И легко было представить, что пересекали они проезжую часть как реку. Верхом на конях, уверенно держа поводья."
ЗДЕСЬ они смотрятся лучше всего!!! ВСЕ и ВСЁ должно быть на своём месте, в ГАРМОНИИ.
В рассказе же описано другое...
РАСПАД Страны привёл к кошмару всех!!!
/больше политики, меньше лирики!../
Жалкое сегодняшнее существование многих национальностей, не только киргизов, покинувших свои дома по известным причинам и ринувшиеся на заработки в большие города России. Я и в Питере недавно много раз видела подобное. Удручающий жалкий вид. Этим ИХ парням заняться бы политикой ДОМА, и заставить своё правительство вернуться к социализму и встроиться в большую Страну. Они приезжают в большие города России на "чёрные работы", смотрятся ужасно! Потому что выглядят ущербными беженцами, гастарбайтерами. Всё это ужасно!!! Насмотрелась в Питере недавно. В Москве то же самое.
Девушки предгорий Памира должны быть, не теряя своей национальной красоты, у предгорий Памира! Об этом должны позаботиться их парни.
СВет.💖👑
+++
Светлана Водолей 20.11.2019 12:26 Заявить о нарушении
Как-то пропустил твой отзыв...
Все не так просто. Кыргызы - наши дети. И мы за них в ответе, дали им многое, приобщили, спасли от кокандского хана, они, наверное, самые близкие нам. Не то, что те, которые "Це Европа!", "лесные братья" и прочая и прочая... В Кыргыстане даже в селах 9 Мая идет Бессмертный полк! Видел ролик даже про мое родное село Куршаб!
А по поводу страны - да, ты права! Жизнь в горах очень трудна, Москва и Питер развращают, тем более что кыргызы, хорошо зная русский язык, обычно устраиваюттся в сферу обслуживания. Дух киргизского народа подорван его же коррумпированной элитой, да и нашими олигархами тоже. Но пока Кыргыстан несмотря ни на какие цветные революции, несмотря на китайское экономическое вторжение, несмотря на арабскую и турецкую религиозную экспасию, твердо ориентирован на Россиию. Мои заметки дали мне киргизских друзей из интеллигенции. И мне удивительно сочетание русской интеллигентности и восточной тонкости и уважительности, не лицемерной и коварной, как у некоторых азиатских народов, а открытой и, прямо скажу, благородной, сугубо киргизской уважительности и доброты.
Я как бы получил новое измерение!
Мы ведем не совсем правильную политику там, мне кажется.
Мы приняли много студентов из Донбаса. Почти никто не хочет возвращаться обратно. Все хотят остаться в России и принять российское гражданстов. Хорошие ребята. Но вот вопрос: а кто же будет защищать родной Донбас? И винить их как-то трудно. Но все же вопрос остается.
Со всегдашней привязанностью, ВК
Виктор Каблов 31.12.2019 17:26 Заявить о нарушении