19 век. Российское чудо
Век 19 й великий.
Много свершений было в нём.
И об одном таком расскажем,
Не очень - то известном всем.
(«Гордость российского строительного искусства», «Русское
Чудо» - такими заголовками пестрели газеты Германии,
Франции, Англии в конце 1880 года)
Эпитеты те относились,
К железнодорожному мосту.
В кротчайшие сроки построен,
В четыре года лишь всего.
От Сызрани неподалёку.
На Волге сделан был тот мост.
Благодаря мосту открылся,
Путь из Европы на Урал.
Рельсовый путь в Сибирь открылся,
И в Среднюю Азию. Мост,
Был самым длинным в это время,
В Европе. Грандиозным был.
Необходимость разветвлённой,
Железных рельсовых путей,
На территории России,
Всем очевидной станет там.
1853 год
В Крымской войне мы проиграли,
В снабжении, трудности все,
Армии. При дорогах страшных,
При территориях больших.
Поэтому постройки новых,
Рельсовых линий станет там,
Одной главнейшей там заботой,
Царя. То – Александра (2), там.
1859 год
И вот по царскому указу,
Прокладка линий началась.
Железных магистралей новых,
Ведущих ужена Восток.
К Нижнему Новгороду также,
К Самаре – протянулись те.
Но всё же строились те долго,
До Волги шли 15 лет.
1876 год. Начало.
Сенат правительства там принял,
Решение – построить мост.
Тогда через Волгу в районе,
Сёл -Старые, Новые Костычи.
(Впоследствии – станция Батраки, а с 1956 года – город
Октябрьск Самарской области).
В августе начали мост строить,
Проект этого там моста,
В несколько месяцев там сделал,
Очень крупный специалист.
(Проект моста в течение всего лишь нескольких месяцев разработал
Профессор Санкт – Петербургского института инженеров путей
Сообщения Николай Белелюбский).
В реализации проекта,
В течении 4 – х лет,
Было там занято рабочих,
2500 человек.
И сотня служащих там разных,
И инженеров всех мастей.
Сам В ходе стройки,
Там быт рабочих проверял.
Внёс замечание в питанье,
И по жилью рабочих тех.
Все недостатки там исправят,
Оперативно. Ради дел.
Практическое руководство,
Строительством того моста,
Легло на плечи инженеров,
Внедривших новый метод тут.
(Константина Михайловского и Владимира Березина)
Новый порядок применили,
Ведения всех там работ.
Настолько прогрессивным будет,
Название ему дадут.
(«Русский метод мостостроения»)
Сталь специальную закупят,
В Бельгии для того моста.
Сам выбирал ту Белелюбский,
Причём часть той забраковал.
(Он возвратил их обратно на завод, с требованием улучшения качества).
Конструкции все из железа,
По морю шли в Санкт – Петербург.
К месту строительства те плыли,
По Волга – Балтийскому пути.
Далее уже вниз по Волге,
В общей же сложности тогда,
Там только одного железа,
575 тысяч пудов.
(Пуд – 16 кг)
А из Финляндии доставят,
И Рыбинска – водным путём,
450 тысяч пудов гранита,
Лучшего там на тот момент.
Всего там для, моста, постройки,
Потребовалось там тогда,
Два с половиной миллиона,
Пудов – всех материалов там.
13 – мост имел пролётов,
По 52 сажени,
Каждый из них. А одна сажень,
2,1 метра была там.
Длиной общей сооруженье,
Было 1483 метра там.
20 лет мост был тот в Европе,
Самым большим на тот момент.
(Вторым по протяжённости в мире)
В честь императора России,
То – Александра (2), мост был тот,
«Александровским» - наречённый,
Потом Сызранским назовут.
Торжественно тот мост откроют,
30 августа в 1880 там году,
Ленточку тогда перерезал,
Там символически министр.
(Министр путей сообщения –Константин Посьет)
На этом берегу накрыли,
Там около моста столы.
Для праздничного там обеда,
И всех рабочих пригласят.
(2500 человек)
А главных этих инженеров,
Что строили тогда тот мост,
Указом высочайшим так же,
Там орденами наградят.
«Святого Владимира 4 степени»
Вторая часть.
Почти 40 лет с основанья,
Верой и правдой мост служил.
Без реконструкций и ремонта,
Война ж «Гражданская» пришла.
1918 год
Не раз тот мост там становился,
Местом там действий боевых.
Но и атак подрывников там также,
Май 1918 года
Мятеж тогда в мае начнётся,
Чехословацкий корпус там.
В 50 тысяч солдат встанут,
Против советской власти все.
После того как интервенты,
Захватят Сызрань с Пензой там,
Возникнет сразу ж и угроза,
Самаре. Смогли б захватить.
Хотя к мосту брошены были,
Рабочие отряды там,
Но 31 – го же мая,
Из Сызрани чехи пошли.
Шёл тогда чешский бронепоезд,
И пулемётным бил огнём,
Подавил там сопротивленье,
Красноармейцев у моста.
8 июня.
Самару чехи захватили,
Четыре месяца здесь власть,
Установилась Комитета,
«Комучем» назывался тот.
(Комитет членов Всероссийского Учредительного собрания – Комуча)
Сентябрь 1918 год
И уже перед наступленьем,
Красной армии, чехи те,
Отошли с Среднего Поволжья,
28 – го на восток.
Красная армия подходит,
К Сызрани. И тут несмотря,
На страшное сопротивленье,
Чехов - сумели их тут смять.
И командиры этих чехов,
Считали – коль, наши возьмут,
Мост этот. Удержать Самару,
Им будет невозможно там.
А мост заранее был этот,
Там подготовлен к взрыву был.
И отошли, чехов остатки,
К мосту, чтобы тот перейти.
Лишь чех последний переходит,
На левый берег через мост,
Минёры сразу ж подорвали,
Там 2 пролёта у моста.
То, вандализма акт был, этот,
Взрыв грандиозного моста.
Путь железнодорожный этот,
Сызрань – Самара прерван был.
Прервалось это сообщенье,
На длительный причём тут срок.
Не смог акт этот вандализма,
Предотвратить, чехов, разгром.
(7 октября 1918 года Самара была взята красными войсками).
Но переправу через Волгу,
По временной схеме уже,
Там восстановят уже вскоре,
Значение той велико.
Строителей, лучшие силы.
Направлены были к мосту.
Шли круглосуточно работы.
Ночью при свете там костров.
Рабочих тысяча там разных,
Не только делали ремонт,
Но также строили там ветку,
С рельсов, для временной езды.
На лёд укладывали хворост,
Тот заливали там водой,
Из прорубей на эту насыпь,
Морозились штабеля шпал.
И по которым уж крепились,
Лёгкого типа рельсы там.
И заработает та ветка,
3 января 1919 года.
Третья часть.
Выгоны там тогда водили,
При помощи там конных тяг.
А 18 – го тут же,
Вошла вторая колея.
(К югу от моста более надёжная).
По ней уж поезда ходили,
Пусть небольшие их вели,
Маневровые паровозы,
Газета написала так:
(»Коммуна» писала: «За две недели февраля 1919 года (с 1 по 14)
Через Волгу перекачено 546 вагонов с хлебом для Центра и 848
Другого груза»)
Всего по этой переправе,
По ледяной, перевезли,
Более 20 – и там тысяч,
Вагонов с грузом разным там.
(20 тысяч вагонов с оружием для Красной армии).
1919 год
Ледовый переход на Волге,
Действовал до весны тогда,
В апреле всё там завершилось,
Пролёты восстановят те.
А в мае поезда поедут,
Мост заработает опять.
Такое вот там приключенье,
Было тогда с этим мостом.
В Отечественной войне также,
В 1942 – ом,
В самый разгар великой битвы,
Под Сталинградом. Мост – в беде.
Там авиация фашистов,
Не раз пыталась разбомбить,
Великий мост. И всё, что рядом,
Станцию Батраки к тому ж.
Склады с горючим там имелись,
Но силы наших ПВО,
В этом районе зорко били,
И немцам взрыв не удался.
Хоть авиация фашистов,
На Сызрань делала налёт.
Бомбы врага тогда ложились.
Там далеко от целей всех.
Один с стервятников фашистских,
Был сбит около Батраков.
Кроме того немцы там будут.
Пробовать способ там иной.
Мины плавающие будут,
Использовать – чтоб мост взорвать,
Что самолётом сбросят в Волгу,
Выше там по течению.
Однако, все эти там мины,
Военными НКВД,
Там обезвреживались сразу ж,
Не допуская их к мосту.
(Также командой Батракской нефтеперевалочной нефтебазы)
1949 год
Правительство страны решило,
Второй строить рельсовый путь,
Через тот мост. Эти работы,
Масштабные шли 8 лет.
1957 год
После этих работ мост этот,
Там без ремонтов больших жил,
В конце лишь «90 – х» только,
Там к реконструкции пришли.
(Были заменены его пролётные строения. Работы
Завершились в 2004 году).
-------------------
Именем Константина Посьета (1819 – 1899) названы
Острова в Карском море, посёлок и порт на Дальнем
Востоке, улица во Владивостоке.
Свидетельство о публикации №119083003574