Друг

Мечтает о друге нищий и царь,
Не чтобы помог, а чтоб доверять.
От друга все ждут пониманья, тепла,
И сильно боятся его потерять.
Случилось как-то нищий занемог,
Лежит, не встать, пришёл его конец,
А друга так себе и не нашёл,
Хотя и был тот нищий и мудрец.
Царю когда-то нищий тот служил,
Советовал царю как поступить,
Но впал в немилость как-то за совет,
На улице с собаками стал жить.
Средь нищих друга тоже не нашёл,
Советников не любят ведь везде.
Просить же этот нищий не умел,
Вот и сидел на хлебе и воде.
Собаки лишь крутились близь него,
Вот он собак тогда и приручил.
Собакам тем часть хлеба отдавал,
Пока ходил, собак он тех кормил.
Теперь не встать, и хлеба больше нет,
Собакам же ведь нужен не совет,
Но всё ж они не бросили его,
Как будто им не нужно ничего.
И умер бы без пищи скоро он,
Но пил с щенками сучье молоко.
Поправился и вскоре смог ходить.
Порою друг не так уж далеко.

Советами друзей не приобресть,
Друзья лишь там, участие где есть.


Рецензии
Собаки лишь крутились близь него. В слове "близ" мягки знак не нужен.

Надежда Нестеренко   07.11.2020 06:01     Заявить о нарушении
Спасибо за замечание! Долго думал, как поступить с этим словом и когда писал, и сейчас, после вашего замечания. Решил оставить как есть, что-то в нём есть, в этом слове. Пушкин зачем-то использовал две формы предлога и близ, и близь. Да и другие писатели и поэты не чурались близь. Думаю, светила от науки пытаются переделать язык под себя, не хочу им помогать в этом. Возможно, в научной литературе и официальной документации ему и не место, а так, пусть живёт! Не сочтите за упрямство:)

Юрий Жданович   08.11.2020 21:27   Заявить о нарушении
"Близь" - существительное, антоним слову "даль". А близ - близко около, неподалеку.

Надежда Нестеренко   09.11.2020 12:53   Заявить о нарушении
Если смотреть в национальном корпусе русского языка, то там есть и предлог близь в творчестве поэтов и писателей, возможно, это результат опечаток или ошибок распознавания текста. Раньше писали близъ и могли посчитать ъ за мягкий знак, например, в Полтаве у Пушкина я нашёл такую ситуацию. Возможно, и с другими авторами так вышло, или они просто по инерции повторяют ошибки. Кто бы помог разобраться со всем этим. Привожу некоторые цитаты из корпуса:

Он после ванны
Прилег заснуть, но ключнику велел,
Чтобы меж тем в соседнюю палату
Сокровища из главной кладовой
Перенесли, дабы, по пробужденье,
Осматривать их мог он. Близь него
Остался мой товарищ, Ричард Эльмс.
[А. К. Толстой. «Я государев шурин! Мне невместно...» | Смерть Иоанна Грозного (1862-1864)]

"Лицо молодого человека мне что-то очень знакомо", ― сказал я лакею, случившемуся близь меня. [А. И. Герцен. Сорока-воровка (1846)]

Чародей в миг догнал Бову, которой оставался близь града Испагани. [А. Н. Радищев. Бова (1798-1799)] [омонимия снята] ←…→
Всё уже готово было, как он, объезжая своё царство, близь маленького отделённого городка увидел двух мальчиков, из коих один шед играл на арфе, а другой пел его любимую песню, что он певал в несчастии; спросил у них, кто они и, пошед с ними, нашёл царевну. [А. Н. Радищев. Бова (1798-1799)]

Счастлив, кто близь тебя, любовник упоенный, Без томной робости твой ловит светлый взор, Движенья милые, игривый разговор И след улыбки незабвенной. [Л. В. Щерба. Опыт общей теории лексикографии (1940)]

Но кто бы увидел меня близь нея, ― тот признал бы меня за любовного новичка, смятенного и страстного». [А. А. Ахматова. «Адольф» Бенжамена Констана в творчестве Пушкина (1936)]

Укромной кельи домосед,
За книжным поставцом отшельник,
Будь песен общник и бесед,
Сверчок, невидимый присельник!
Соперник мой! Твой гимн, звеня
Как степь, мое надменье малит.
«Сверчок распелся ― Бога хвалит»
Не всуе молвится. Родня
Домашним духам, стрекот мирный
С моей сливая ленью лирной,
Живи в почете близь меня.
[В. И. Иванов. «Укромной кельи домосед...» (1944.07.04)]

И правда (ну, задал задачу! )
Гляжу ― близь меня никого…
В карман посмотрел ― ничего…
Гляжу в свое сердце… и плачу.
[А. А. Блок. «Пристал ко мне нищий дурак...» (1913.12.30)]

Кабы знала я, кабы ведала,
Не сидела бы поздно вечером,
Пригорюнившись, на завалине,
На завалине, близь колодезя,
Поджидаючи да гадаючи,
Не придет ли он, ненаглядный мой,
Напоить меня студеной водой!
[А. К. Толстой. «Кабы знала я, кабы ведала...» (1858)]

Я не простыну до могилы…
Чуждаясь света и пиров,
В чертог заветный к деве милой
Искать лишь буду я следов.
И близь нее, в ее чертоге
Жить будет сердце век мое;
Или умру я на пороге
Жилища райского ее…
[Н. А. Некрасов. «О память, память! образ нежный...» | Незабвенная (1839)]

Ты опять передо мною,
Провозвестница всех благ!
Вновь под кровлею родною
Здесь, на невских берегах,
Здесь, на тающих снегах,
На нетающих гранитах, ―
И тебя объемлет круг
То друзей полузабытых,
То затерянных подруг;
И, как перл неоценимой,
Гостью кровную любя
Сердце матери родимой
Отдохнуло близь тебя.
И певец, во дни былые
Певший голосом любви
Очи, тайной повитые,
Очи томные твои,
Пившей чашею безбрежной
Горе страсти безнадежной,
Безраздельных сердца грез, ―
Видя снова образ милой,
Снова с песнию унылой
В дар слезу тебе принес…
Друг мой! прежде то ли было?
Реки песен, море слез!
[В. Г. Бенедиктов. «Ты опять передо мною...» | Возвращение незабвенной (1836)]

Сад не блещет уж огнями,
Розами усеян зал;
Кубки брошены с венками,
Голос пира замолчал.
Мы одни. Как сладко дремлет
Голова теперь моя!
Беззаботность дух объемлет;
Только страсти сердце внемлет,
Дева неги, близь тебя!
[В. Г. Тепляков. «Сад не блещет уж огнями...» | Менада (1836)]

В светлице девы усыпленной,
Еще незнанием блаженной,
Близь ложа крестницы младой
Сидит с поникшею главой
Мазепа тихой и угрюмый.
В его душе проходят думы,
Одна другой мрачней, мрачней.

Бегут мгновенья дорогие.
Не возвращается Мария.
Никто не ведал, не слыхал,
Зачем и как она бежала…
Мазепа молча скрежетал.
Затихнув, челядь трепетала.
В груди кипучий яд нося,
В светлице гетман заперся.
Близь ложа там во мраке ночи
Сидел он, не смыкая очи,
Нездешней мукою томим.
Поутру, посланные слуги
Один явились за другим.
Чуть кони двигались. Подпруги
Подковы, узды, чепраки,
Всё было пеною покрыто,
В крови, растеряно, избито ―
Но ни один ему принесть
Не мог о бедной деве весть.
И след ее существованья
Пропал как будто звук пустой,
И мать одна во мрак изгнанья
Умчала горе с нищетой.
[А. С. Пушкин. «Богат и славен Кочубей...» | Полтава (1828-1829)]

Уж поздно! Мертвого они не воскресят!
Приподыми меня, Полента, дай мне руку:
Хочу я воздухом мою развеять муку…
Веди ослабшего… Я сяду близь окна, ―
Дорога из него к Флоренции видна…
Вот так, благодарю.
[А. Н. Муравьев. «Певца-изгнанника последний покровитель...» | Смерть Данта (1827)]

Только ж над винами суд два старца, два друга скончали,
Вакх, языков разрешитель, сидел уж близь них и, незримый,
К дружеской тихой беседе настроил седого Дамета:
«Друг Палемон, ― с улыбкою старец промолвил, ― дай руку!
Вспомни, старик, еще я говаривал, юношей бывши:
Здесь проходчиво все, одна не проходчива дружба!
[А. А. Дельвиг. «Вечер осенний сходил на Аркадию. -- Юноши, старцы...» | Друзья (1826)]

Иль дочь Бенамара навек отцветет,
Как дикая пальма, в стране отдаленной?
Да вступит она в мой чертог позлащенный
И счастья светило над нею взойдет!»
Эмир на коня ― и, как вран сизокрылый,
Под облаком пыли в пустыне летит
И вдруг близь дороги красавицу зрит
В венке кипарисном над свежей могилой.
[А. А. Крылов. ««Заида, твой голос пленяет мой слух...» | Могила персидского поэта (1821)]

Я, может быть, подстерегу случайно
Твой тяжкий вздох в безмолвии ночном,
И близь меня, забывшись тихим сном,
Промолвишь ты признанье в страсти тайной;
Огонь любви заблещет на челе,
И не супруг, другой тебе приснится;
Ты будешь днем, потупя взор к земле,
Передо мной мечты своей стыдиться.
О милый друг!
[А. А. Крылов. «Не спрашивай, зачем я так уныл!..» | Недоверчивость (1821)]

«Пора домой, ― вещал Эрмию
Ужасный рифмачам мертвец, ―
Оставим наскоро Россию;
Бродить устал я наконец».
Но вдруг близь мельницы стучащей,
Средь рощи сумрачной, густой,
На берегу реки шумящей
Шалаш является простой:
К калитке узкая дорога;
В окно склонился древний клен,
И Фальконетов Купидон
Грозит с усмешкой у порога.
«Конечно, здесь живет певец, ―
Сказал обрадуясь мертвец, ―
Взойдем!» Взошли и что ж узрели?
В приятной неге, на постеле
Певец Пенатов молодой
С венчанной розами главой,
Едва прикрытый одеялом
С прелестной Лилою дремал
И подрумяненный фиалом
В забвеньи сладостном шептал. ―
Фон-Визин смотрит изумленный.
«Знакомый вид; но кто же он?
Уж не Парни ли несравненный,
Иль Клейст? иль сам Анакреон?»
«Он стоит их, ― сказал Меркурий, ―
Эрата, Грации, Амуры
Венчали миртами его,
И Феб цевницею златою
Почтил любимца своего;
Но лени связанный уздою,
Он только пьет, смеется, спит
И с Лилой нежится младою,
Забыв совсем, что он пиит». ―
«Так я же разбужу повесу,»
Сказал Фон-Визин рассердясь
И в миг отдернул занавесу.
Певец, услыша вещий глас,
С досадой весь в пуху проснулся,
Лениво руки протянул,
На свет насилу проглянул,
Потом в сторонку обернулся
И снова крепким сном заснул.
Что делать нашему герою?
Повеся нос, итти к покою
И только про себя ворчать.
Я слышал, будто бы с досады
Бранил он русских без пощады
И вот изволил что сказать:
«Когда Хвостов трудиться станет,
А Батюшков спокойно спать,
Наш гений долго не восстанет,
И дело не пойдет на лад».
[А. С. Пушкин. «В раю, за грустным Ахероном...» | Тень Фон-Визина (1815)]

Но всё ли, милый друг,
Быть счастья в упоеньи?
И в грусти томный дух
Находит наслажденье:
Люблю я в летний день
Бродить один с тоскою,
Встречать вечерню тень
Над тихою рекою
И с сладостной слезою
В даль сумрачну смотреть;
Люблю с моим Мароном
Под ясным небосклоном
Близь озера сидеть,
Где лебедь белоснежный,
Оставя злак прибрежный,
Любви и неги полн,
С подругою своею,
Закинув гордо шею,
Плывет во злате волн.
Или, для развлеченья,
Оставя книг ученье,
В досужный мне часок
У добренькой старушки
Душистый пью чаек;
Не подхожу я к ручке,
Не шаркаю пред ней;
Она не приседает,
Но тотчас и вестей
Мне пропасть наболтает.
Газеты собирает
Со всех она сторон,
Всё сведает, узнает:
Кто умер, кто влюблен,
Кого жена по моде
Рогами убрала.
В котором огороде
Капуста цвет дала,
Фома свою хозяйку
Не за что наказал,
Антошка балалайку
Играя разломал, ―
Старушка всё расскажет;
Меж тем как юбку вяжет,
Болтает всё свое;
А я сижу смиренно
В мечтаньях углубленный,
Не слушая ее.
На рифмы удалого
Так некогда Свистова
В столице я внимал,
Когда свои творенья
Он с жаром мне читал,
Ах! видно, бог пытал
Тогда мое терпенье!
[А. С. Пушкин. «Прости мне, милый друг...» | Городок (1814-1815)]

Близь пепелища все воссели;
Веселья барды песнь воспели;
И в пене кубок золотой
Кругом несется чередой. ―
Печален лишь пришелец Лоры,
Главу ко груди преклонил;
Задумчиво он страстны взоры
На нежну Кольну устремил ―
И тяжко грудь его вздыхает,
В очах веселья блеск потух,
То огнь по членам пробегает,
То негою томится дух;
Тоскует, втайне ощущая
Волненье сильное в крови
На юны прелести взирая,
Он полну чашу пьет любви.
[А. С. Пушкин. «Источник быстрый Каломоны...» | Кольна: (Подражание Оссиану) (1814)]

Я близь дверей стоял, ко счастью моему.
Мой слабый дух, боясь лютейшего сраженья,
Единственно в ногах искал себе спасенья;
В светлице позабыл часы и кошелёк;
Чрез брёвна, кирпичи, чрез полный смрада ток
Перескочив, бежал, и сам куда не зная.
[В. Л. Пушкин. «Ох! дайте отдохнуть и с силами собраться!..» | Опасный сосед (1811)]

Юрий Жданович   10.11.2020 02:45   Заявить о нарушении
Ого, какое исследование! И все ж, думаю, что здесь "близь" в качестве "близ" -
устаревшее. Но автору видней.

Надежда Нестеренко   10.11.2020 05:21   Заявить о нарушении