ЕГО МУЗА
Словно запрограммированная судьба, встречи с которой Он так ждал и стремился, бережно сохраняя в душе облик РУССКОЙ ДЕВУШКИ.
Елена Дьяконова, уроженка Казани, после учёбы отправленная родителями на лечение в Европу, уже знала, что прозябать в провинции она никогда не будет. Богемная жизнь, созданный семейный союз с поэтом Полем Элюаром, рождение ребёнка. Казалось, полная чаша женского счастья у Мадам ГАЛА («праздник» с французского перевод). Как она себя называла.
...Ко встрече гостей, семейной пары Элюаров, САЛЬВАДОР ДАЛИ долго «готовился» в своём эпатажном стиле: разрисовав синей краской тело, разрезав рубашку на ленты, перепачкав смесью из экскрементов молодого козла… Однако, увидав во дворе прибывших гостей, среди которых была молодая женщина в белоснежном платье, ОН опрометью кинулся в ванную, немедленно всё смыл, приведя себя в добропорядочный вид радушного хозяина дома.
Так состоялась их встреча, судьбой начертанная.
На следующий день ГАЛА и САЛЬВАДОР уже были вместе и больше не расставались. Он встретил свою единственную, страстную, любовь.
Отец и сестра пришли от этого союза в ужас: ОНА была старше ЕГО на 10 лет, эмигрантка из России, с богемным прошлым. Сальвадор – старший, каталонец, состоятельный юрист, лишил своего сына всех финансовых дотаций со своей стороны, а Анна Мария, сестра, прекратила творческие отношение с братом.
Поселились молодые на берегу, в домике без удобств, в «Шалаше, где с милым – РАЙ!» Как в той поговорке.
Начав свой жизненный ПУТЬ, яркий, самобытный.
Сальвадор Дали, полное имя Сальвадор Доме;нек Фелип Хасинто Дали и Доме;нек, маркиз де Дали де Пу;боль.
Испанский живописец, график, скульптор, режиссёр и писатель. Один из самых известных представителей сюрреализма.
Прожив долгую жизнь, так много успевший сделать, благодаря своей МУЗЕ, что была всегда рядом. Бесчисленные холсты картин, скульптуры, работы в кино, литературе, как и участие в создании фильмов: «Андалузский пёс», «Золотой век» (режиссёр — Луис Бунюэль), «Заворожённый» (режиссёр — Альфред Хичкок).
Автор книг «Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим», «Дневник одного гения», Oui: The Paranoid-Critical Revolution и эссе «Трагический миф Анжелюса Милле».
Это изумительные по своему решению, авторские находки во всём: будь это обратный ход киноленты с его эффектом, или рекламные «изыски», человека, так и не расставшегося с детством!..
Ребёнком Дали был сообразительным, но заносчивым и неуправляемым. Он добивался своего капризами и симуляцией, всегда стремился выделиться и привлечь к себе внимание.
Многочисленные комплексы и фобии, например, страх перед кузнечиками, мешали ему включиться в обычную школьную жизнь, завести с детьми обычные связи дружбы и симпатии. Но, как и любой человек, испытывая сенсорный голод, он искал эмоциональный контакт с детьми любыми способами, стараясь вжиться в их коллектив если не в роли товарища, то в любой другой роли, а точнее той единственной, на которую был способен, в роли эпатажного и непослушного ребёнка, странного, чудаковатого, всегда поступающего вопреки чужим мнениям. Проигрывая в школьных азартных играх, он вёл себя так, будто выиграл, и торжествовал. Иногда без причины затевал драки.
Одноклассники относились к «странному» ребёнку довольно нетерпимо, использовали его страх перед кузнечиками, подсовывали ему за шиворот этих насекомых, чем доводили Сальвадора до истерик. Именно об этом он позднее поведал в своей книге «Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим».
Изобразительному искусству Дали начал обучение в муниципальной художественной школе, затем воспитывался в Академии братьев ордена маристов в Фигерасе. Одним из друзей детства был будущий футболист ФК «Барселона» Хосеп Самитьер. С семьей Рамона Пишо, отправился на каникулы в город Кадакес, где познакомился с современным искусством.
Для Дали смерть его мамы в 47 лет стала трагедией. В том же году он поступает в Академию Сан-Фернандо. Рисунок, подготовленный им для экзамена, показался мал смотрителю, о чём он сообщил отцу, а тот, в свою очередь, сыну. Юный Сальвадор стер весь рисунок с полотна и решил нарисовать новый. Но у него до итоговой оценки оставалось всего 3 дня. Однако юноша не спешил с работой, чем очень беспокоил своего отца, который и без того за долгие годы натерпелся его причуд. Дали сообщил, что рисунок готов, но он был меньше предыдущего. На удивление, преподаватели в силу чрезвычайно высокого мастерства сделали исключение и приняли молодого эксцентрика в академию.
Сальвадор переезжает в студенческое общежитие в Мадриде для одаренных молодых людей, и начинает учёбу. В это время он знакомится с Луисом Бунюэлем, Федерико Гарсиа Лоркой, Педро Гарфиасом. С увлечением читает работы Фрейда.
После знакомства с новыми течениями в живописи Дали экспериментирует с методами кубизма и дадаизма. В 1926 году его выгоняют из Академии за высокомерное и пренебрежительное отношение к преподавателям. В том же году он впервые едет в Париж, где знакомится с Пабло Пикассо. Пытаясь найти собственный стиль, создает ряд работ под влиянием Пикассо и Жоана Миро, участвует вместе с Бунюэлем в создании сюрреалистического фильма «Андалузский пёс».
Тогда же он впервые встречает свою будущую жену Галу (Елену Дмитриевну Дьяконову), бывшую тогда женой поэта Поля Элюара. Сблизившись с Сальвадором, Гала, однако, продолжает встречаться со своим мужем, заводит попутные отношения с другими поэтами и художниками, что в то время казалось приемлемым в тех богемных кругах, где вращались Дали, Элюар и Гала. Понимая, что фактически увёл у друга жену, Сальвадор в качестве «компенсации» пишет его портрет.
Провокационные, эпатажные и ужасные поступки художника далеко не всегда стоило понимать буквально и всерьёз: вероятно, он не осознавал, к чему это приведёт, возможно, жаждал испытать серию чувств и переживаний, которые стимулировал у себя. Это сразу поняла Елена, сердцем приняла чужую боль.
Вот к такому талантливому каталонцу с горячим сердцем, его необузданным источником творческих проектов, возможностей реализации фонтаном бьющих идей,
проблемами психо эмоционального состояния харизматической натуры, самобытной личности, сформированной в сложившихся условиях семьи и жизненных обстоятельств, расчерченных на Небесах ЛИНИЙ СУДЬБЫ - поселилась однажды и навсегда...его МУЗА!
ГАЛА - практически стала для него всем, если рассматривать сквозь призму четырёх «ИПОСТАСЕЙ ЛЮБВИ», так образно прописанных у поэта, Валерия Старостина.
Если любовь к жене у Сальвадора проявлялась дикой страстью, ОНА «надевала образ» ЛИЛИТ, представ перед ним в роли "обозной девки" с флёром богемной львицы, со всеми ожидаемыми «формами», так будоражущими его «ЯН»...
Будучи русской по своему рождению, Елена была женщина – мать, умеющая «Беду развести руками», пожалеть и приласкать, согрев теплом, которого так недоставало Дали, в связи с ранним уходом из жизни своей мамы. Заботливая и милая, хлебосольная хозяйка для своего мужа и его многочисленных гостей.
Иллюстрации к БИБЛИИ, написанные картины в стиле иконы, многие работы в литературе, кинематографии полные философии осмысления жизни- всё это дыхание, влияние, любовь ЕГО МУЗЫ!
Идеальный творческий тандем: коммерческий арт – директор, как теперь говорят… ГАЛА «продвигала» его, как незаурядного живописца, скульптора, графика, литератора, режиссёра - создавая своим имиджем, умением и чутьём, устроить наилучшим образом все условия для мужа. Настоящий ДРУГ по жизни, по судьбе! Ей могли позавидовать агенты рекламных служб. Усилия и великое желание помочь мужу, давали весомые дивиденды: финансовый успех, достаток.
ОНА следила за веяниями времени, убеждала Дали писать более понятным языком и штрихом для массового зрителя на рубеже 20-30-х годов. Когда не было заказа на картины, Гала заставляла мужа разрабатывать товарные бренды, костюмы. Прибегая порой к радикальным формам и непопулярным методам воздействия на исполнителя… (закрыв Сальвадора на ключ в мастерской, пока не выполнится заказ). Что имело в народе массу негативных отзывов, кривотолков.
Её сильная, решительная натура была очень нужна слабовольному художнику. Гала наводила порядок в его мастерской, терпеливо складывала холсты, краски, сувениры, которые Дали бессмысленно разбрасывал, ища нужную вещь.
В 1968 году Дали купил для ЕЛЕНЫ замок Пуболь, в котором она жила отдельно, который он сам мог посещать лишь по письменному разрешению супруги.
Здесь протекала их бурная жизнь, которая здесь же и закончилась, став погребальным местом, захоронением, музеем... Умерев в больнице соседнего городка, где бушевала эпидемия холеры, Гала должна была, по условиям карантина - похоронена там же.
На что, эмоционально отреагировав в своём стиле, Сальвадор берёт своё дорогостоящее авто, едет в больницу, буквально "похищает" труп жены, облачив в роскошное, ЕЁ любимое красное платье, устраивает на переднее сидение, надев солнцезащитные очки... Привозит, в этом положении сидя, проводит ритуал похорон: оставляя ЕЁ бальзамированное тело в кресле, в склепе замка Пуболь, написав в завещании, что он должен будет захоронен с нею рядом...стоя, бальзамированным. Представляя собой композицию, словно фото из семейного альбома...
Время распорядилось по другому: случился пожар, предав огню те планы завещания. Теперь здесь мемориал, где туристы могут "пройти" по могиле ДАЛИ, спрятанной под мраморными плитами, как и желал того Сальвадор, подписывая родной Испании, народу - свои труды!
Ярким заревом той ЛЮБВИ двух сердец, ЕЛЕНЫ и САЛЬВАДОРА - остаются сегодня немеркнущие холсты картин в галереях мира, с которых смотрят на нас ЕЁ умные глаза! Милое женское лицо в образе мадонны с младенцем, открытая Русская ДУША, что освещает этот мир! СЧАСТЬЕ, запечатлённое кистью АВТОРА - МУЖА. Жизнь и творчество, которое солнечным лучом пронзило Время!
"Ах, Сальвадор, завидую я Вашей Музе,
Которая Вас вдохновляла и вела
Счастливой поступью в божественном союзе
По жизни – Праздником Любви всегда была!
Она, как мать, дарила Вам свою заботу,
Могла быть ласковой…и строгою была.
Вас направляла только в творчество, в работу,
Как непослушного ребёнка, стерегла.
И всю себя Вам отдавала пылко, страстно,
Как отдаёт себя в стихах строке пиит:
Подругой – милой, верной, беззаветной, властной,
Любовницей – покорной грешною Лилит.
Небесным добрым Ангелом, земной Богиней
И гармоничной половинкой «ИНЬ» была…
А, может, просто – мудрой русской БЕРЕГИНЕЙ
С красивым и певучим именем ГАЛА…!"
По мотивам произведения "Ипостаси Любви",
"Дали и его МУЗЕ" Автор: Валерий СТАРОСТИН
Надежда Зернова
Свидетельство о публикации №119082407271
Даже бытует такая анекдотичная история о кролике Дали. У пожилой четы Дали был любимый домашний кролик. Возникла необходимость срочно уехать в длительное путешествие. Гала очень переживала за своего домашнего любимца. Ей казалось, что кому бы они его не отдали, никто не сможет ухаживать за ним и любить его так, как она. Накануне отъезда Гала приготовила на ужин мясное жаркое, чем и потчевала Сальвадора. Ему очень понравилось блюдо. Во время еды он спросил жену, почему не видно их домашнего кролика. На что Гала указала взглядом на блюдо. И тут Сальвадор с ужасом всё понял. «Как ты могла?» - спросил он. «Зато теперь моя любовь всегда во мне», - ответила Гала, нежная поглаживая живот…
Может быть, сказалась русская кровь, которая текла в жилах Елены Дьяконовой?
Но о такой Жене-Музе можно только мечтать!
Я завидую Сальвадору, завидую ЕГО МУЗЕ!!
Дали и его Музе.
Ах, Сальвадор, завидую я Вашей Музе,
Которая Вас вдохновляла и вела
Счастливой поступью в божественном союзе
По жизни – Праздником Любви всегда была!
Она, как мать, дарила Вам свою заботу,
Могла быть ласковой…и строгою была.
Вас направляла только в творчество, в работу,
Как непослушного ребёнка, стерегла.
И всю себя Вам отдавала пылко, страстно,
Как отдаёт себя в стихах строке пиит:
Подругой – милой, верной, беззаветной, властной,
Любовницей – покорной грешною Лилит.
Небесным добрым Ангелом, земной Богиней
И гармоничной половинкой «ИНЬ» была…
А, может, просто – мудрой русской БЕРЕГИНЕЙ
С красивым и певучим именем ГАЛА…!
С глубоким уважением, созвучием и теплом души, Валерий (Чёрный Водолей).
Валерий Старостин 28.08.2019 18:17 Заявить о нарушении
Искренне и от души! За мудро расставленные акценты в написании рецензии.
За глубокое понимание жизни яркого, неординарного ТАЛАНТА -ДАЛИ!
которому действительно начертано было СУДЬБОЙ, проведено БОЖЕСТВЕННОЙ РУКОЙ!
- этот подарок... ЕГО МУЗА, ЖЕНА, ДРУГ,МАТЬ, ДУХОВНЫЙ НАСТАВНИК.
Редкое совпадение и сочетание, которое солнечным лучом пронзило ВРЕМЯ, оставив нам историю любви двух любящих сердец, запечатленную в НЕМЕРКНУЩЕМ
Творчестве незаурядного живописца, скульптора, графика, литератора,
режиссёра!
С ВАШЕГО РАЗРЕШЕНИЯ, уважаемый ВАЛЕРИЙ, введу в текст ВАШ ОПУС - Посвящение ! СПИСИбо.
Надежда Зернова 28.08.2019 19:15 Заявить о нарушении
Валерий Старостин 28.08.2019 20:54 Заявить о нарушении