ЕГО МУЗА

Авторучка со  стеклянным шариком, в котором было  изображение  розовощёкой  красавицы в  пушистой, зимней  шубке… Подарок  школьного  друга, первоклассника.
Словно  запрограммированная судьба,  встречи с которой  Он  так  ждал и стремился, бережно  сохраняя в душе  облик  РУССКОЙ  ДЕВУШКИ.

Елена  Дьяконова, уроженка  Казани, после  учёбы отправленная  родителями на лечение в Европу, уже знала, что  прозябать в  провинции она никогда не будет. Богемная жизнь, созданный семейный союз с поэтом Полем Элюаром, рождение ребёнка. Казалось,  полная  чаша  женского счастья у  Мадам  ГАЛА («праздник» с французского  перевод). Как она себя  называла.



...Ко  встрече  гостей, семейной  пары Элюаров, САЛЬВАДОР  ДАЛИ долго «готовился» в  своём эпатажном стиле: разрисовав синей  краской  тело, разрезав  рубашку на ленты, перепачкав  смесью из экскрементов молодого  козла… Однако, увидав во дворе  прибывших  гостей, среди которых была молодая женщина в  белоснежном  платье, ОН опрометью  кинулся в  ванную, немедленно  всё  смыл, приведя  себя в добропорядочный  вид  радушного  хозяина дома.


Так состоялась их  встреча, судьбой  начертанная.
На следующий  день ГАЛА и  САЛЬВАДОР  уже были  вместе и больше  не расставались. Он  встретил  свою единственную,  страстную,  любовь.


 Отец и сестра пришли от этого союза в ужас: ОНА была  старше  ЕГО на 10 лет,  эмигрантка из России, с богемным  прошлым. Сальвадор – старший,  каталонец, состоятельный  юрист, лишил своего сына всех финансовых дотаций со своей стороны, а Анна Мария, сестра, прекратила  творческие  отношение с братом.
 
Поселились  молодые на берегу, в домике  без удобств, в «Шалаше, где с  милым – РАЙ!» Как в той  поговорке.

Начав  свой  жизненный  ПУТЬ, яркий, самобытный.

Сальвадор Дали, полное имя Сальвадор Доме;нек Фелип Хасинто Дали и Доме;нек, маркиз де Дали де Пу;боль.

Испанский живописец, график, скульптор, режиссёр и писатель. Один из самых известных представителей сюрреализма.

Прожив долгую  жизнь, так  много успевший  сделать, благодаря  своей  МУЗЕ, что была всегда  рядом.  Бесчисленные  холсты картин,  скульптуры, работы  в кино, литературе,  как и участие в  создании  фильмов: «Андалузский пёс», «Золотой век» (режиссёр — Луис Бунюэль), «Заворожённый» (режиссёр — Альфред Хичкок).          
 Автор книг «Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим», «Дневник одного гения», Oui: The Paranoid-Critical Revolution и эссе «Трагический миф Анжелюса Милле».
                Это  изумительные  по своему решению,  авторские  находки во всём: будь это  обратный  ход  киноленты с его эффектом, или  рекламные «изыски», человека, так и не расставшегося с детством!..

Ребёнком  Дали был сообразительным, но заносчивым и неуправляемым.  Он добивался своего капризами и симуляцией, всегда стремился выделиться и привлечь к себе внимание.
 
Многочисленные комплексы и фобии, например, страх перед кузнечиками, мешали ему включиться в обычную школьную жизнь, завести с детьми обычные связи дружбы и симпатии. Но, как и любой человек, испытывая сенсорный голод, он искал эмоциональный контакт с детьми любыми способами, стараясь вжиться в их коллектив если не в роли товарища, то в любой другой роли, а точнее той единственной, на которую был способен, в роли эпатажного и непослушного ребёнка, странного, чудаковатого, всегда поступающего вопреки чужим мнениям. Проигрывая в школьных азартных играх, он вёл себя так, будто выиграл, и торжествовал. Иногда без причины затевал драки.
 
Одноклассники относились к «странному» ребёнку довольно нетерпимо, использовали его страх перед кузнечиками, подсовывали ему за шиворот этих насекомых, чем доводили Сальвадора до истерик. Именно об этом он позднее поведал в своей книге «Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим».
 
Изобразительному искусству Дали начал  обучение в муниципальной художественной школе, затем  воспитывался в Академии братьев ордена маристов в Фигерасе. Одним из друзей детства был будущий футболист ФК «Барселона» Хосеп Самитьер. С семьей Рамона Пишо, отправился на каникулы в город Кадакес, где познакомился с современным искусством.

 Для Дали смерть его мамы в 47 лет стала трагедией. В том же году он поступает в Академию Сан-Фернандо. Рисунок, подготовленный им для экзамена, показался  мал смотрителю, о чём он сообщил отцу, а тот, в свою очередь, сыну. Юный Сальвадор стер весь рисунок с полотна и решил нарисовать новый. Но у него до итоговой оценки оставалось всего 3 дня. Однако юноша не спешил с работой, чем очень беспокоил своего отца, который и без того за долгие годы натерпелся его причуд.  Дали сообщил, что рисунок готов, но он был  меньше предыдущего. На удивление, преподаватели в силу чрезвычайно высокого мастерства сделали исключение и приняли молодого эксцентрика в академию.

Сальвадор переезжает в студенческое общежитие в Мадриде для одаренных молодых людей, и начинает учёбу. В это время он знакомится с Луисом Бунюэлем, Федерико Гарсиа Лоркой, Педро Гарфиасом. С увлечением читает работы Фрейда.

После знакомства с новыми течениями в живописи Дали экспериментирует с методами кубизма и дадаизма. В 1926 году его выгоняют из Академии за высокомерное и пренебрежительное отношение к преподавателям. В том же году он впервые едет в Париж, где знакомится с Пабло Пикассо. Пытаясь найти собственный стиль, создает ряд работ под влиянием Пикассо и Жоана Миро, участвует вместе с Бунюэлем в создании сюрреалистического фильма «Андалузский пёс».

Тогда же он впервые встречает свою будущую жену Галу (Елену Дмитриевну Дьяконову), бывшую тогда женой поэта Поля Элюара. Сблизившись с Сальвадором, Гала, однако, продолжает встречаться со своим мужем, заводит попутные отношения с другими поэтами и художниками, что в то время казалось приемлемым в тех богемных кругах, где вращались Дали, Элюар и Гала. Понимая, что фактически увёл у друга жену, Сальвадор в качестве «компенсации» пишет его портрет.   
               
                Провокационные, эпатажные и ужасные поступки художника далеко не всегда стоило понимать буквально и всерьёз: вероятно, он не осознавал, к чему это приведёт, возможно,  жаждал испытать серию чувств и переживаний, которые стимулировал у себя. Это  сразу  поняла Елена, сердцем приняла чужую боль.


Вот к такому  талантливому каталонцу с  горячим  сердцем,  его необузданным источником  творческих проектов,  возможностей  реализации фонтаном бьющих  идей,
  проблемами психо эмоционального  состояния харизматической  натуры, самобытной   личности, сформированной в  сложившихся  условиях семьи и жизненных  обстоятельств,  расчерченных на Небесах  ЛИНИЙ  СУДЬБЫ - поселилась однажды и  навсегда...его  МУЗА!


ГАЛА -  практически  стала  для него  всем, если  рассматривать сквозь  призму  четырёх «ИПОСТАСЕЙ  ЛЮБВИ», так образно прописанных у поэта, Валерия  Старостина.


Если любовь к жене у Сальвадора  проявлялась  дикой  страстью, ОНА «надевала  образ»  ЛИЛИТ, представ перед ним в роли "обозной девки" с флёром богемной львицы,  со всеми ожидаемыми «формами», так  будоражущими его «ЯН»...


Будучи  русской   по своему  рождению, Елена была женщина – мать, умеющая «Беду развести руками», пожалеть и  приласкать, согрев  теплом, которого  так недоставало Дали, в связи с ранним  уходом из жизни  своей мамы. Заботливая и милая, хлебосольная  хозяйка для  своего мужа и его  многочисленных  гостей.   
               
 
Иллюстрации к БИБЛИИ, написанные картины в  стиле иконы, многие  работы  в литературе, кинематографии полные  философии  осмысления  жизни- всё это дыхание, влияние, любовь ЕГО   МУЗЫ!


Идеальный творческий  тандем: коммерческий  арт – директор, как теперь говорят… ГАЛА  «продвигала» его, как незаурядного живописца, скульптора, графика, литератора, режиссёра - создавая своим  имиджем, умением и чутьём, устроить  наилучшим  образом все условия для мужа.  Настоящий  ДРУГ  по жизни, по судьбе! Ей  могли позавидовать агенты  рекламных  служб. Усилия и великое желание  помочь мужу, давали  весомые  дивиденды: финансовый  успех, достаток.


ОНА  следила за  веяниями  времени, убеждала  Дали писать  более понятным языком и штрихом для массового зрителя на рубеже 20-30-х годов. Когда не было заказа на картины, Гала заставляла мужа разрабатывать товарные бренды, костюмы. Прибегая порой к  радикальным  формам и  непопулярным  методам  воздействия на  исполнителя… (закрыв  Сальвадора  на ключ в мастерской, пока не выполнится заказ). Что  имело  в народе массу негативных отзывов, кривотолков.

Её сильная, решительная натура была очень нужна слабовольному художнику. Гала наводила порядок в его мастерской, терпеливо складывала холсты, краски, сувениры, которые Дали бессмысленно разбрасывал, ища нужную  вещь.

             В 1968 году Дали купил для ЕЛЕНЫ замок Пуболь, в котором она жила отдельно, который он сам мог посещать лишь по письменному разрешению супруги.


 Здесь  протекала их  бурная  жизнь, которая здесь же и закончилась, став  погребальным местом, захоронением, музеем... Умерев в  больнице  соседнего  городка, где бушевала  эпидемия  холеры, Гала  должна  была, по условиям  карантина - похоронена там же.
На что, эмоционально отреагировав в своём  стиле, Сальвадор  берёт  своё  дорогостоящее авто, едет в больницу, буквально "похищает" труп жены, облачив в роскошное, ЕЁ любимое  красное  платье, устраивает  на переднее сидение, надев солнцезащитные  очки... Привозит, в этом положении  сидя, проводит ритуал похорон: оставляя ЕЁ бальзамированное  тело в кресле, в склепе замка Пуболь, написав в завещании, что он должен  будет захоронен с нею  рядом...стоя, бальзамированным. Представляя собой композицию,  словно фото из  семейного  альбома...


Время распорядилось по другому: случился  пожар, предав огню  те планы  завещания. Теперь здесь мемориал, где  туристы  могут  "пройти" по могиле  ДАЛИ,  спрятанной под  мраморными  плитами, как и желал того Сальвадор, подписывая родной Испании,  народу -  свои  труды!


 Ярким  заревом  той  ЛЮБВИ двух сердец, ЕЛЕНЫ и  САЛЬВАДОРА - остаются  сегодня немеркнущие  холсты картин в галереях  мира, с которых  смотрят на нас ЕЁ умные глаза! Милое женское лицо в образе  мадонны с  младенцем,  открытая Русская ДУША, что  освещает этот мир!   СЧАСТЬЕ, запечатлённое кистью  АВТОРА - МУЖА.                Жизнь и творчество, которое солнечным  лучом  пронзило Время!   




"Ах, Сальвадор, завидую я Вашей Музе,
Которая Вас вдохновляла и вела
Счастливой поступью в божественном союзе
По жизни – Праздником Любви всегда была!

Она, как мать, дарила Вам свою заботу,
Могла быть ласковой…и строгою была.
Вас направляла только в творчество, в работу,
Как непослушного ребёнка, стерегла.

И всю себя Вам отдавала пылко, страстно,
Как отдаёт себя в стихах строке пиит:
Подругой – милой, верной, беззаветной, властной,
Любовницей – покорной грешною Лилит.

Небесным добрым Ангелом, земной Богиней
И гармоничной половинкой «ИНЬ» была…
А, может, просто – мудрой русской БЕРЕГИНЕЙ
С красивым и певучим именем ГАЛА…!"



По мотивам произведения "Ипостаси  Любви", 
                "Дали  и  его  МУЗЕ"  Автор:  Валерий  СТАРОСТИН



Надежда  Зернова


Рецензии
Надежда, спасибо Вам за яркое и поэтичное эссе, написанное с душевной симпатией к супругам Дали и глубоким пониманием Ипостасей Любви! Гала действительно была необыкновенной женщиной, настоящей женой, проявившей себя во всех четырёх любовных ипостасях, которым Она отдавала себя полностью, без остатка. Порой Её любовь доходила до крайностей…
Даже бытует такая анекдотичная история о кролике Дали. У пожилой четы Дали был любимый домашний кролик. Возникла необходимость срочно уехать в длительное путешествие. Гала очень переживала за своего домашнего любимца. Ей казалось, что кому бы они его не отдали, никто не сможет ухаживать за ним и любить его так, как она. Накануне отъезда Гала приготовила на ужин мясное жаркое, чем и потчевала Сальвадора. Ему очень понравилось блюдо. Во время еды он спросил жену, почему не видно их домашнего кролика. На что Гала указала взглядом на блюдо. И тут Сальвадор с ужасом всё понял. «Как ты могла?» - спросил он. «Зато теперь моя любовь всегда во мне», - ответила Гала, нежная поглаживая живот…
Может быть, сказалась русская кровь, которая текла в жилах Елены Дьяконовой?
Но о такой Жене-Музе можно только мечтать!
Я завидую Сальвадору, завидую ЕГО МУЗЕ!!

Дали и его Музе.

Ах, Сальвадор, завидую я Вашей Музе,
Которая Вас вдохновляла и вела
Счастливой поступью в божественном союзе
По жизни – Праздником Любви всегда была!

Она, как мать, дарила Вам свою заботу,
Могла быть ласковой…и строгою была.
Вас направляла только в творчество, в работу,
Как непослушного ребёнка, стерегла.

И всю себя Вам отдавала пылко, страстно,
Как отдаёт себя в стихах строке пиит:
Подругой – милой, верной, беззаветной, властной,
Любовницей – покорной грешною Лилит.

Небесным добрым Ангелом, земной Богиней
И гармоничной половинкой «ИНЬ» была…
А, может, просто – мудрой русской БЕРЕГИНЕЙ
С красивым и певучим именем ГАЛА…!

С глубоким уважением, созвучием и теплом души, Валерий (Чёрный Водолей).

Валерий Старостин   28.08.2019 18:17     Заявить о нарушении
БлагоДАРЮ ВАС, уважаемый ВАЛЕРИЙ!
Искренне и от души! За мудро расставленные акценты в написании рецензии.
За глубокое понимание жизни яркого, неординарного ТАЛАНТА -ДАЛИ!
которому действительно начертано было СУДЬБОЙ, проведено БОЖЕСТВЕННОЙ РУКОЙ!
- этот подарок... ЕГО МУЗА, ЖЕНА, ДРУГ,МАТЬ, ДУХОВНЫЙ НАСТАВНИК.
Редкое совпадение и сочетание, которое солнечным лучом пронзило ВРЕМЯ, оставив нам историю любви двух любящих сердец, запечатленную в НЕМЕРКНУЩЕМ
Творчестве незаурядного живописца, скульптора, графика, литератора,
режиссёра!
С ВАШЕГО РАЗРЕШЕНИЯ, уважаемый ВАЛЕРИЙ, введу в текст ВАШ ОПУС - Посвящение ! СПИСИбо.

Надежда Зернова   28.08.2019 19:15   Заявить о нарушении
Да, конечно. Спасибо за созвучие и соавторство!!

Валерий Старостин   28.08.2019 20:54   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.