Малолетний зэк

 
2019г.В минобразования Ставрополья под председательством уполномоченного по правам ребенка при губернаторе края Светланы Адаменко и замминистра образования Галины Зубенко прошло совещание.
В повестке дня был только один вопрос - о состоянии дел в Благодарненской коррекционной школе-интернате №6. Совещание состоялось после обращения в Администрацию Президента РФ, Правительство России и другие федеральные ведомства бывшего воспитанника учреждения Николая Дмитрук.
      
Забытый юбилей

Николай учился в этих стенах, но тогда это было  принципиально другое учреждение. Он посетил бывшую "альма-матер", чтобы забрать свое личное дело. Но увиденное так обескуражило, что он не смог остаться безучастным. Бывший воспитанник поговорил с директором учреждения Ириной Белкиной, которая работает здесь  всего 4 месяца.  Она пожаловалась на то, что вынуждена обивать чиновничьи  пороги, чтобы выбить деньги на элементарное: краску для ремонта, мебель, посуду и др.
В этом году  школе исполняется 60 лет, но власти края о круглой дате не вспоминают. Может, хотя бы на юбилей подсуетятся и профинансируют школу?   В целом перед  бывшими воспитанниками  у государства - 28-летний долг (школу реорганизовали в 1991 году).   


Николай Дмитрук был "сослан" в эту школу в начале 80-х. Тогда в ней воспитывались обычные дети  из семей со сложной жизненной ситуацией.
"Я попал в это учреждение  в 1981 году в возрасте 8 лет, - вспоминает Николай. - За невыполненное домашнее задание учительница ударила меня в лицо, я ответил. В итоге меня судили: выставили перед комиссией районо, милиции и других "доброжелателей". Провели жесткое десциплинарное воздействие, а затем отправили на "сто первый километр". 
По беспределу Николай попал в  эту школу и точно так же, по беспределу, был из нее исключен по навету. Данные о его пребывании здесь  были ликвидированы, когда от него избавились, поэтому личное дело ему до сих пор не выдали. 
Ни раньше, ни сейчас никто перед Николаем не извинился, ни его, ни других экс-воспитанников губернатор края Владимир Владимиров,   Светлана Адаменко, и Галина  Зубенко не поздравили с юбилеем. 
С юным правонарушителем в те школьные годы не провели ни одной доверительной беседы. Увы, настоящих педагогов-наставников макаренковского типа, показанного в фильме "Пацаны" Динары Асановой и во французской кинокартине "Двое в городе", не было ни в те далекие уже времена, нет их и сейчас. Официально таких должностей не существует.   
"Как бывший воспитанник, настаиваю на включении наставничества в систему образования РФ.  Категорически! - считает Николай. - Без этого не будет здорового общества".               
Что касается воспитанников, в основном это были мальчишки и девчонки из семей, проживавших на кошарах. Хотя и не только. Сам Николай родился в Западной Белоруссии,  и волею судьбы был заброшен на Ставрополье.
Как это ни печально, но в интернате нет даже намека на музей. Предан забвению педагогический опыт многих поколений, забыты педсостав школы и экс-воспитанники. Бывшим ученикам негде встретиться и пообщаться. Нет места даже для банальной ночёвки в "изоляторе"-гостинице бывшего медпункта, которая была раньше.  Более того, в архиве заведения - явные "прогрызы". Из регистрационного  журнала школы злоумышленники  вырвали листы с информацией о Николае.  О том, что он там когда-то воспитывался, свидетельствует чудом уцелевший приказ о наказании  нескольких воспитанников, покинувших самовольно школу, в котором фигурирует  нарушивший режим  Дмитрук.       
"Когда я здесь проживал, директор как-то сказал, что наша школа - не простая, а специализированная, по типу колонии,  - рассказывает Николай. - Неудивительно, что нас никуда не выпускали, даже ночью в туалет. В коридоре для естественных нужд выставляли ведро, и утром на полу была моча. Выйти за территорию интерната можно было только со специальным пропуском. На территории школы в ночь перед отбоем дежурил милицейский воронок. Мы постоянно испытывали чувство недоедания. В целом это было неблагополучное учебное заведение. И я, и некоторые мои однокашники неоднократно сбегали оттуда. Это жестко наказывалось и пресекалось. Так называемые шефы (старшеклассники), идя на поводу у администрации, расправлялись с неугодными  методично и безапеляционно, как правило,  ночью. Мы жили по вывернутому уставу, и это очень напоминало дедовщину.
Дамокловом мечом над головами подшефных были  администрация и учреждённый шеф-класс. Также у нас бытовали такие понятия, как "король школы", "король класса". Воровство в магазинах, как и стычки с местными были обыденностью. Доходило до избиения друг друга камнями... Местные называли нас инкубаторцами, а мы их - домашними коровами. После крушения СССР кто-то попал в места не столь отдаленные, кто-то спился, кто-то умер от наркотиков. Мы - непростое поколение проигранной  холодной (информационной) войны, выпавшие из обоймы".
Но, вопреки непростой судьбе, некоторые все-таки смогли самореализоваться. Николай, к примеру, издал свою книгу, кто-то  стал чиновником, кто-то - бизнесменом. Но таких единицы.  Если говорить обо всем этом в целом и досконально, то без написания серии книг не обойтись.    
А что же сейчас? Приехав в школу, Николай, к своему изумлению, обнаружил уцелевший с тех времен "дзот" -  уличный туалет.  Интернат и в те времена не выглядел поздравительной открыткой, а сейчас тем более. Неужели никому нет дела до судеб забытых бывших  воспитанников и проживающих сейчас там детей-инвалидов?               

На детей денег нет

Как сообщила на упомянутом  выше совещании замминистра образования Ставрополья Галина Зубенко, два года назад из краевого бюджета на капремонт кровли школы  было выделено около 1 млн 810 тысяч рублей. В 2018 году средства на ремонт школы из казны региона не выделяли, но за счет спонсоров в интернате полностью заменили мебель в спальнях, ученические стулья и столы на почти 253 тысячи рублей. В первом полугодии этого года благотворители после "порошайничества" директора  купили для учебного заведения посуду, краску и прочие материалы для ремонта. Спонсоры сами привели в порядок актовый зал.
Но этого явно недостаточно. Директор школы-интерната Ирина Белкина в этом году подала заявку на получение из краевого бюджета 2 млн 110 тысяч рублей, чтобы отремонтировать системы водо-, электро-, теплоснабжения, душевые комнаты, а также заменить двери и запуить диодные ламп. Удастся ли получить эти деньги, пока непонятно.
"Образование, к сожалению, нищенская сфера, - констатирует уполномолченный по правам ребенка в Ставропольском крае Светлана Адаменко.  - Наш край - глубоко дотационный, живем от продажи зерна". Поэтому деньги на образование, увы, зачастую, перечисляют по остаточному принципу. Ситуацию могут спасти только федеральные власти, о чем через эту статью и сигнализирует Николай Дмитрук.         
Сейчас в интернате обучаются 143 ребенка-инвалида, проживающих на востоке края, сформировано  13 классов.  В основном ребята  получают 9-летнее образование.  Меньшая часть воспитанников  идет в десятый класс, и по его окончании им выдают свидетельство о получении профессионального образования. Детей учат по специальным образовательным стандартам, дают им профессии швеи, столяра и т. д. Кто-то поступает в колледжи, некоторым удается затем трудоустроиться. 
По данным статистики, в последние годы в России только 10% выпускников детдомов и интернатов становятся более-менее благополучными, остальные либо идут в криминал, либо спиваются.
«Я тоже убегал через форточку»
Как устроена жизнь в интернате на Ставрополье               

В конце 2019 года Благодарненская школа-интернат для детей-инвалидов отметила 60-летие со дня основания. Возможно, о круглой дате здесь и не вспомнили бы, ведь, как уже писал «Кавказ Пост», долгие годы интернат влачил жалкое существование.
Воспитывавшийся в этом учебном заведении в начале 1980-х Николай Дмитрук (тогда оно было школой-интернатом, а не специализированым учреждением восьмого типа, как сейчас) проделал большую работу, чтобы в школу наконец-то пришли долгожданные деньги и состоялось празднование круглой даты.

Он лично отправил запросы в федеральные и краевые ведомства. Благодаря деятельности экс-воспитанника в минобразования края даже прошло совещание по этому вопросу с замминистра образования региона Галиной Зубенко и детским омбудсменом Ставрополья Светланой Адаменко.

Ремонт к юбилею
Итоги впечатляют: в школу, по словам директора школы-интерната Ирины Белкиной, из краевой казны поступило 29 млн руб.

В учебном заведении установили системы противопожарной защиты. Отремонтирован фасад, сделан внутренний ремонт помещений, в здании появились новые туалеты и душевые. Закуплено несколько компьютеров Apple и современных швейных машин. Создается музей школы. Благодаря спонсорам и бывшим ученикам отремонтирован актовый зал, закуплена мебель для классов и спальных комнат. К юбилею школе подарили множество нужных вещей.

Главное же, что впервые за долгие годы здесь встретились вместе воспитанники разных поколений и все вместе вспомнили об истории этого необычного учреждения.

Когда подняли архивы, оказалось, что в 2020 году отмечается еще один юбилей — столетие со дня образования. В этих стенах с 1920 по 1942 гг. размещался детский дом имени Крупской. В 1942 году, когда шла Великая Отечественная война, детдом эвакуировали в Среднюю Азию. В конце войны воспитанники и сотрудники учреждения вернулись назад в Благодарный.

1 декабря 1945 г. интернату присвоили имя маршала Ивана Конева.
Пока застегнула пуговицы, осталась «без пальцев»

В 1959-м бывший детдом реорганизовали в школу-интернат. Его возглавил Савелий Романенко. В этом статусе школа существовала 40 лет.

По воспоминаниям бывших воспитанников, это была этакая «Республика ШКИД». В город Благодарный со всего края привозили детей, которые росли на кошарах, так называемых «трудных», беспризорников с вокзалов, ребят из многодетных семей.

В 1989 г. учреждение стало вспомогательной школой-интернатом для маленьких инвалидов. Названия учебного заведения неоднократно менялись, но все эти годы здесь реабилитируют ребят с ограниченными возможностями здоровья. Сейчас в школе 138 воспитанников.

Своими воспоминаниями поделилась педагог Валентина Кононова.

«Я работала в школе-интернате с первых дней ее существования, когда детский дом был реорганизован (с 1959 г. — Авт.), — рассказала Валентина Петровна. — Дети были разные: из детприемников,с вокзалов... Всего их было 140 человек. Мне повезло: при распределении достался первый класс. Я была самая молодая учительница, еще не замужем. У меня были наставники: Анна Васильевна Плясунина и Анастасия Мартыновна, которые помогали советами. Приходила к ним и со слезами, и с просьбами. Никогда ни в чем они не отказывали. Помню первый рабочий день. У меня было 22 мальчика и несколько девочек. Всем выдали школьную форму. Она была типа армейской: серая, с блестящими пуговицами. Никаких замков, петли обметаны. А мои мальчики никаких детских садов не видели, ведь были с отгонных пастбищ. Мне пришлось их всех одевать. Пока я застегнула все пуговицы, осталась «без пальцев». А потом их надо было еще построить, отвести в учебный корпус. Потихоньку всё налаживалось. Работа была трудная, конечно. Но работали самоотверженно, сколько хватало сил».
Двор такой же неухоженный

Дети, которые сейчас учатся в этой школе, организовали трогательный концерт. Они пели, танцевали, читали стихи, и даже демонстрировали сшитую своими руками одежду.

После концерта мы вместе с Николаем, директором и сотрудниками учреждения прошлись по его корпусам. В холлах школы организовали выставку поделок детей, на стендах красовались почетные грамоты, фотографии разных лет.

Девочек здесь учат шитью, вязанию, вышиванию и прочим полезным вещам, причем не только по школьной программе, но и на бесплатных факультативах, мальчиков — столярному делу.

Работают спортивные секции, и довольно успешно: ребята привозят награды с разных спортивных соревнований. Мы посмотрели на спальни детей. Они живут в комнатах, рассчитанных на четверых. Благодаря спонсорам недавно в спальнях появилась новая мебель. Зашли мы даже в переоборудованные туалетные и душевые комнаты.

Конечно же, посетили и медицинский блок. Кстати, логопедический кабинет в школе новый. Есть различные тренажеры, сенсорная комната, с ребятами занимается психолог. Но в целом чувствуется недооснащенность.

Немного пообщались с воспитанниками. Дети очень разные. Одни почти не отличаются от здоровых сверстников, других, как, например, маленькую Риту, удалось адаптировать к обществу только после нескольких лет упорных занятий. Один мальчик признался, что постоянно уходит в бега. Николай пожал ему руку и с иронией сказал: «Я был такой же, как и ты. Так же убегал через форточку. Не отчаивайся».
 
 
Вот что думает о переменах в школе ее бывший воспитанник Николай Дмитрук:

«Увидев этих детей, я сравнил их с собой маленьким. Очень хочется, чтобы ребята не хотели отсюда убегать, чтобы им здесь нравилось. А для этого школа должна стать для них по-настоящему родным домом. В 80-е, когда меня сюда "сослали", нас здесь одевали очень убого. Вещей было мало, они выглядели непрезентабельно. Если потерял новую шапку, ходи в обносках, которые удастся найти у кастелянши. Сейчас дети тоже одеты как-то по-казенному , а хотелось бы, чтобы у них были хорошие спортивные костюмы, кроссовки и т. д.

Изменения к лучшему, конечно, есть. Меня порадовало, что люди, которые в течение многих лет были забыты, наконец-то ощутили, что о них помнят. Это колоссальный результат на фоне своего рода одичания в школе. Конечно, налицо ремонт, но, увы, до сих пор не привели в порядок старый асфальт.

Неудивительно, ведь долгие годы здесь ничего не ремонтировали. Если школа и получила немалые средства, то большинство этих денег ушло на пожарную сигнализацию, которую должны были давно поставить. А то, что осталось от этой суммы, недостаточно для полноценного ремонта. Двор такой же неухоженный, каким он был в 80-е годы, когда я здесь учился. Текут крыши, в подвале стоит вода».
Как подтолкнуть к переменам?

По словам Николая, реабилитация маленьких инвалидов тоже требует корректировки: «Отсутствует бассейн, который очень для важен для полноценной реабилитации. Нет зооуголка, не применяется иппотерапия».

В целом, как считает бывший воспитанник, у этого учреждения есть хороший потенциал, чтобы стать своего рода краевым эталоном школы-интерната для детей-инвалидов.

«Учреждение располагает достаточно большой территорией. Давно нужно снести аварийные здания и на их месте построить современные, которые необходимо оснастить новейшим оборудованием для реабилитации. Требуется перенять передовой опыт лучших зарубежных и отечественных интернатов для таких воспитанников. А для этого школа не должна быть закрытой. Нужно ездить в другие подобные учреждения, самим принимать у себя гостей, делиться опытом и перенимать его. Но в этом школе, конечно, требуется поддержка властей — как краевых, так и федеральных. В первую очередь, в создании такого образцового заведения должно быть заинтересовано правительство Ставрополья. Если осуществить всё это, такие революционные перемены станут толчком для пересмотра многих недостатков в крае. Тем более, что в этом году будет еще один юбилей, и хотелось бы приурочить к нему перемены. Не хватает этого живчика в нашем обществе», — продолжает собеседник.

Как считает Дмитрук, школе нужно вернуть имя маршала Конева и перенять всё лучшее, что есть в кадетских школах. Для всего этого нужны: закрепленный властями края за школой-интернатом шеф-спонсор — крепкое предприятие и новый устав образовательного учреждения.



Рецензии