Поэт и Дева - здесь и сейчас

Стихотворение написано бейтами (двустишиями).
Публикация в двух видах.
1. Обычный, традиционный.
2. Каждая строка поделена на две части. Разделение произведено на цезуре (паузе). Вторая часть строки сдвинута вправо. Всё это – в помощь читателю, чтобы он вошел в ритм и не сбивался с него.

Каждый читатель может выбрать ту или иную форму произведения, какой здесь отдаст своё предпочтение.

                *************


С ней встретившись впервые, он не взвидел тотчас света. –
Из экстраординарных дев, что суть мечта поэта.

А что поэт ей может дать? – Признания. Восторги.
И образ чудный: стать, власы, лицо, глазища, ноги.

Но минули те времена, когда поэт стихами
Ответный трепет вызывал в душе Прекрасной Дамы.

Стихи ей нынче, словно темь, да в самой гуще сельвы,
И более того – увы! – царапают ей нервы.

Её избранник должен быть красивым и высоким,
В заботах, благах ей нести любовь свою потоком.

Вон у того, сомнений нет, мошна вполне тугая,
Но он женат… Что ль, быть второй?! – Противна жизнь такая!

А тот вначале был речист в роскошных обещаньях,
Но вскоре изгнан ею был в его интим-исканьях.

Другой – ей возрастом отец, хотя и молодится…
Ага! Спасибо! В цвете лет негоже стать вдовицей!

А этот –  как бухгалтер: весь в счетах, расчётах, цифрах,
Какой-то мутный антипод того, кто пишет в рифмах.

Поэт не ведал ничего о ней почти три года,
Но вдруг Звездою Сетевой сверкнула с небосвода.

Открыл её фотоальбом – цветёт, как роза в мае:
«Успела, – в думах он, – всё то, о чём я лишь мечтаю!..»

Москва, Стамбул, Париж, Нью-Йорк, а ныне вот Джакарта,
Вулкан желает повидать на острове Суматра.

В свои неполных двадцать пять объездила полмира…
Невольно вспомнишь тут закон о мышеловке с сыром...

«Ты замуж вышла? От души я вам желаю счастья.
Пусть добрым будет ваш очаг, не зная дни ненастья».

«С чего ты взял, – её ответ, – оставь свой тон унылый,
Вне рас и наций я живу: отшельницей быть мило…»

Поэту в жизни счастья нет, как и жене поэта,
Проверена не раз, не два – в столетьях! – мудрость эта.

Но если в мудростях радеть и следовать им строго,
Не брал бы род людской тогда Минувших Дней порога.

Ужель остаться в девах ей при красоте небесной?
И через лет пяток-другой метаться в доле пресной?

Ужель младенца ко груди не приложить вовеки?
Удел быть мамой не познав, сомкнуть однажды веки?

Мужчине каждому своё, а женщине – тем паче:
«Всё в воле нашего Творца – никак нельзя иначе».

Те, кто уверовал в Него, иную мысль сметают,
По мне ж: есть в каждом бог и чёрт, – они-то и решают.

19-22 августа 2019 г.



                *************

С ней встретившись впервые, он
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ не взвидел тотчас света. –
Из экстраординарных дев,
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ что суть мечта поэта.


А что поэт ей может дать? –
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ Признания. Восторги.
И образ чудный:
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ стать, власы, лицо, глазища, ноги.


Но минули те времена,
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ когда поэт стихами
Ответный трепет вызывал
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ в душе Прекрасной Дамы.


Стихи ей нынче, словно темь,
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ да в самой гуще сельвы,
И более того – увы! –
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ царапают ей нервы.


Её избранник должен быть
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ красивым и высоким,
В заботах, благах ей нести
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ любовь свою потоком.


Вон у того, сомнений нет,
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ мошна вполне тугая,
Но он женат… Что ль, быть второй?! –
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ Противна жизнь такая!


А тот вначале был речист
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ в роскошных обещаньях,
Но вскоре изгнан ею был
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ в его интим-исканьях.


Другой – ей возрастом отец,
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ хотя и молодится…
Ага! Спасибо! В цвете лет
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ негоже стать вдовицей!


А этот –  как бухгалтер: весь
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ в счетах, расчётах, цифрах,
Какой-то мутный антипод
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ того, кто пишет в рифмах.


Поэт не ведал ничего
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ о ней почти три года,
Но вдруг Звездою Сетевой
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ сверкнула с небосвода.


Открыл её фотоальбом –
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ цветёт, как роза в мае:
«Успела, – в думах он, – всё то,
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ о чём я лишь мечтаю!..»


Москва, Стамбул, Париж, Нью-Йорк,
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ а ныне вот Джакарта,
Вулкан желает повидать
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ на острове Суматра.


В свои неполных двадцать пять
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ объездила полмира…
Невольно вспомнишь тут закон
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ о мышеловке с сыром...


«Ты замуж вышла? От души
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ я вам желаю счастья.
Пусть добрым будет ваш очаг,
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ не зная дни ненастья».


«С чего ты взял, – её ответ, –
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ оставь свой тон унылый,
Вне рас и наций я живу:
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ отшельницей быть мило…»


Поэту в жизни счастья нет,
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ как и жене поэта,
Проверена не раз, не два –
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ в столетьях! – мудрость эта.


Но если в мудростях радеть
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ и следовать им строго,
Не брал бы род людской тогда
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ Минувших Дней порога.


Ужель остаться в девах ей
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ при красоте небесной?
И через лет пяток-другой
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ метаться в доле пресной?


Ужель младенца ко груди
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ не приложить вовеки?
Удел быть мамой не познав,
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ сомкнуть однажды веки?


Мужчине каждому своё,
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ а женщине – тем паче:
«Всё в воле нашего Творца –
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ никак нельзя иначе».


Те, кто уверовал в Него,
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ иную мысль сметают,
По мне ж: есть в каждом бог и чёрт, –
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ они-то и решают.


Рецензии
Видно, к каждому стихотворению необходимо прикреплять следующую "этикетку».

Стихотворение, более-менее глубокое смыслом, надо воспринимать комплексно: буквально (то есть поэт что-то сказал о себе), отвлеченно (то есть поэт сказал что-то и о других людях), аллегорически (то есть поэт сделал какие-то обобщения и намеки, имеющие отношение к миру, обществу, человечеству, а бывает, и к мирозданию).

********

ПЕРВАЯ ПУБЛИКАЦИЯ БЫЛА ТОЛЬКО В ФОРМЕ 2. НИЖЕСЛЕДУЮЩЕЕ ОБСУЖДЕНИЕ ВЫЗВАНО ИМЕННО ЭТИМ.

Разговор Автора с одним из Читателей.

Ч: — Не понял: почему избрана такая форма? А идея подарить на день рождения дочери стихотворение - предупреждение- поучение, неплохая. Не всюду первая и третья строфы рифмуются, но это на усмотрение автора. Хорошие стихи.

А: — Пожалуйста, посмотрите внимательнее. Третьих строк нет. Только первая и вторая. Бейты.
А форма — для читателей, чтобы они не ошибались в цезуре. Без этого могли бы спотыкаться.

Ч: — Извините, действительно второпях прочёл. Ещё смутило смещение второй половины строки. Напрасно Вы сместили, цезура просматривается довольно ясно без смещения, которое только путает.

А: — Да, цезура везде просматривается. Кроме одной строки. Ради неё — вся эта катавасия.
Не буду говорить: какая строка? — найти попробуйте.
Сам приведу.
А этот – как бухгалтер: весь в счетах, расчётах, цифрах,

Ч: — Сама форма стихотворения предполагает паузу после "счетах".

А: — Нет. У меня пауза на "весь". Именно так правильно.
Кстати, Вы, конечно, знаете. Во времена Средневековья, когда Восток переживал расцвет поэзии, у большинства больших стихотворцев были свои правильные чтецы. Что имело большое значение при представлении произведения при дворе, в домах знати и на состязаниях поэтов.

А: — А сдвиг второй половины строки должен говорить: не два стиха, но один. Тем более что вторая половина начинается со строчной буквы. А следующая строка — с прописной.

А: — И посему давайте всё-таки оставим форму подачи. Для не очень искушенных читателей.

Марат Авазович Аваз-Нурзеф   21.08.2019 14:31     Заявить о нарушении