58-й Блиц-Преферанс. Голосование!
Клуб Золотое Сечение
Дорогие друзья, приступим к голосованию!
Оцениваем стихи по трём пунктам и ставим оценки по 5-ти балловой системе:
- за раскрытие заданной темы,
- за технику исполнения,
- за художественные приёмы.
В помощь - рекомендации: http://stihi.ru/2018/04/14/6360
Однако, каждый сам решает какую оценку ставить - специальной шкалы в рекомендациях нет.
Шорт-листы присылаются мне в личный кабинет по адресу: http://www.stihi.ru/avtor/belousova4
Образец шорт-листа:
№1 – 1,2,3
№2 – 5,4,3
и так далее...
Приём шорт-листов до 15.00 четверга.
Далее будут открыты дебаты под постами авторов, которые опубликуют свои комментарии.
Напоминаю тему: НАВАЖДЕНИЕ.
А сейчас ваши стихи!
1.
Когда наведываюсь к музе я,
Меня преследует иллюзия,
Что все этюды с экзерсисами
Когда-то, кем то были писаны.
В мозгу всплывают публикации,
Ненужные ассоциации,
Аллюзии и аналогии
Из древнерусской мифологии.
Всплывают образцы античности
Времён заката культа личности,
И в страхе падаю на корточки
Своё перо бросая в форточку.
Томленье ль духа, сердца ль жжение,
Но вот, такое наваждение.
2.Подарок
Мне вчера на день рожденья
Подарили…наважденье…
Я взяла подарок робко:
Хвост русалочий в коробке.
И еще какой-то…грим…
Ну и что мне делать с ним?
Мда… не плавать же в …саду?
Хоть на озеро пойду!
Грим легонько на лицо,
Зазмеился хвост кольцом…
Чайки вскрик над головой.
Будь что будет – в воду!!! ОЙ!!!
…………………………………………………………………
Открываю глаза, а вокруг … лишь вода,
Носом тычется в щеку дельфин,
Стайка бледных медуз и морская звезда,
Как подарок прохладных глубин…
В этом мире кораллов и сказочных рыб,
В этом мире чудес я своя??
Или все это… часть непонятной игры?
Где ж тогда настоящая я??
……………………………………………………………
Чайки вскрик над головой.
Из воды на берег… ооййй…
Водоросли в волосах,
Наважденье… чудеса…
И рапана…. Из глубин,
Что на память дал дельфин…
3.Пир во время чумы
Наваждение въелось в мой ум, кровь и плоть,
Даже кости и нервы пронзаются болью.
И не в силах его сон ночной побороть,
Не изгонит хождение на богомолье…
Лишь закрою глаза,- вижу пир на весь мир,
Где накрыты столы с залихватским размахом,
В залах царствует золото, пышный ампир,
Средь пирующих нет проявления страха.
Плотно сдвинуты фалды богатых драпри,
Чтоб никто не глазел с мостовых черных улиц,
И никто не кричит: «За окно посмотри!»,
Под охраной избранники,- дверь караулят…
А на улицах – смерть ходит с острой косой:
Королева Чума разгулялась на славу.
В черном городе пахнет нуждой и бедой,
Да смердят гадкой вонью и тленьем канавы…
Штабеля мертвых тел недосуг хоронить,-
Те, кто живы, без сил от страданий и боли.
Оборвалась бубонного общества нить,
Вожаков нет и лозунги смолкли «Доколе?»
Ненавидят пирующих,- с гневом в очах
Шлют молитвы Аллаху, Мессии и Будде.
А у прочих – Христос приведеньем в ночах
На Голгофе страдает с растерзанной грудью…
Наважденье моё: пир во время чумы,
И больные, чумой заражённые мы…
4.И когда-нибудь
Новый день не отпускает дождь вчерашний.
Я, пожалуй, навсегда осталась здесь,
чтоб кормить собак и кошек тёплой кашей,
и, когда мгновенья росчерков небес -
Персеиды - мне подарит Август щедрый,
вновь заветное желанье загадать;
чтоб, как в юности, с волшебным духом кедров
снова в сны мои входила благодать...
Время замерло, а может нет - не знаю...
В пыльном мареве уходит этот день,
и подмокшая дорога кольцевая,
увлекая в "никуда", ложится в тень,
в синий сплин вечерний вместе с наважденьем.
И когда-нибудь из призрачных миров
явится мой дубль, отметив час рожденья
боем башенных разбуженных часов.
5.Морок
Что это было? Мне страшно вспомнить...
Взгляд твой потухший, твоё молчанье,
Как же давались слова легко мне!
Яростью пенились, поучали...
Я объясняла тебе, как скучно,
Серо живёшь ты, а жизнь проходит.
Там, где-то ждёт меня самый лучший,
Трогая звёзды на небосводе.
С ним мы не будем в плену у быта,
Все облетим города и страны...
Нежной душе эти будни - пытка,
Я, уходя, поступлю гуманно!
Ты и не спорил... всегда не спорил...
Я захлебнулась своей свободой, -
Словно бескрайним солёным морем,
Где не найти берегов и брода.
Разве не этого я хотела ?!
Звезды, погасшими угольками
Мёрзнут на небе осиротело,
Их никому не достать руками.
Мне и самой уже не согреться...
Сгинул, расстаял проклятый морок,
И опустился тоской на сердце
Вышитый блёстками чёрный полог.
6." Наваждение (Лимерики-фристайл)"
Привязалось ко мне "наваждение",
На компьютере - изображение,
Говорит мне: "Хэллоу!",
"Ну, пока, будь здорова!"
Что за бред? Ну, а ваше как мнение?
По-английски со мною болтает,
Что я ем и где сплю - представляет,
И пятнадцатый день,
(Как кому-то не лень?)
Мне стихи по е-мейл присылает!
Понимаю я скудным умишком,
Это вирус проник в мой домишко,
И с экрана глядит,
В телефоне сидит,
Вам не кажется, это всё "слишком"?
На глухой остановке трамвая,
Чуть дотронулся кто-то, вздыхая,
А вокруг - ни души,
Только воздух в тиши
Как-то странно шипит, замирая...
Видно, время настало решиться:
Улететь насовсем за границу,
Соберусь я тайком,
Там куплю себе дом...
Вдруг, отстанет? Он всё же - не птица!
7.
Окна мозаикой ночь разложила. И мнится
Звёздных ворсинок ковёр в неоглядной тиши.
Вот и Луна, имена свои выдав и лица,
Властно-насмешливо мне повелела – пиши!
Кисти в руке заплясали бы, если б умела!
Но наважденье купается в мыслях моих…
Вензель закрученных кос распуская несмело,
Дивия тихо вплывает в мой призрачный стих.
Грустно вздыхает Диана и Чандра, танцуя
Дарит улыбку беспечно уснувшей Земле.
Это Селена летящим своим поцелуем
Всё усыпила, качая на лёгком крыле.
Плавно спускаясь к пруду, моет ножки Исида,
Вечно теряя следы на блестящей воде.
Кори понурилась, гложет, наверно, обида,
Чанси играет в серебряном тёплом дожде.
Только Геката совсем не спешит показаться,
Пышет коварством незримой своей стороны.
Веет моё наваждение смутной прохладцей
От неприпудренных щёк оборотной Луны.
8.В наваждении удачи
Возьму букашку на ладони,
Себя представлю я --- она,
Что великан рукою тронет,
Раздавит тяжестью слона.
И в наваждении удачи
Глаза открою я и рот,
С полоской взлетною помягче
Я устремлюсь опять в полет.
Земля ложится под ногами
И надо мною щебет птиц,
Косые тени под крылами
Не знают страха и границ.
Меня удача не покинет,
Усядусь храбро под грибком,
Грибник ужасный не поднимет
И не заметит нас вдвоем.
Наверно также Филомела,
Сменив обличье на ветвях,
Об этом плакала и пела,
И завораживала птах.
Мой миг душевного паденья
В траве увидел коростель,
А о любви преображенья,
Поет поныне соловей.
.
9.
Льется с картины вода,
Плачет на кафельный пол.
Что же пришла ты сюда,
Девочка массовых школ?
Можешь принять этот сюр?
Слышишь, как птицы кричат?
Или от вечных микстур
Нервы немного шалят?
Деточка массовых школ.
Полочки правильных книг.
В зеркале бьется орел,
Рвется в музейный пикник.
10.Старый дом
.
Мне ненавистен этот дом
С лицом, как человека,
С его пенсне косым окном,
С большой библиотекой.
Глаза прищурю в тишине
И словно бы мне снится,
Что дом чихнет вдруг в стороне,
Роняя черепицу.
С его простуженным крыльцом,
Как будто в белой куртке,
Стоит укутанный шарфом,
Под новой штукатуркой.
С копной рассыпанных волос,
С антеннами на крыше,
Он тянет свой курносый нос,
Колонною всю выше.
Как наваждение с небес,
У входа вижу змея,
Я, как и дом, в котором бес,
От сырости болею.
Одежды сброшу я на пол
И платье человека,
У входа каменный орел
Поднимет мрачно веко.
Кариатидою замру
Я с амфорою тонкой,
С лозой скользящей по бедру,
Орла обняв в потемках.
11.Дворцовое
Боже правый! Трон – Содом и Гоморра!
Надвигается беда, катастрофа!
Цесаревич наш – наследник престола -
Подаёт жене в постель с булкой кофе.
Ладно б дщерь от иноземца-вельможи.
Но избранница из грязи, да в князи
Бесприданница – ни рожи, ни кожи!
Ей бы место в деревенском лабазе,
Но царевич только жинкою дышит.
И, хлебнув морали крепкий напиток,
У царя-отца поехала крыша –
Из покоев выгнал вон фавориток.
Не спасти от пут великого князя -
Государева шатнется опора!
Кто наследника державного сглазил?
Как чернавкой человек околдован?
Не иначе – это происки ведьмы.
Наш царевич дам, как мух, сторонится.
Где дворцовые интриги и сплетни?
Над двором смеётся вся заграница!
У царей любовь - страшнее бубонной.
И не зря молва любви приписала:
Коль займёт престол безумно влюблённый,
То пиши - пропали трон и держава!
Если кого-то пропустила, срочно телеграфируйте в личку!
Свидетельство о публикации №119081907674
Первые строки стиха (так научили на этом блице) такие же важные, как и самые последние.
В первых идет настройка читателя на ритм, в последних строках желательна эффектная концовка.
Строки // Когда наведываюсь к музе я,
Меня преследует иллюзия// - сложно сонастроится читателю, поскольку ямб тут тонет в безударных слогах. И первая дактилическая будущая рифма «музе я» еще неявная. Что от неё ожидать – пока непонятно. Попробуй нащупай ямб-то. Были б эти строки хотя бы 5-6-е – уже легче было бы. Мы-то обязаны во второй раз сделать заход на ритм – учимся. А вот читатель не обязан. Извиняюсь, что выступаю от имени абстрактного читателя. Поправьте, если зарываюсь.
От страха разве на корточки падают? Не слышал.
Но если ближе к теме – то некий винегрет получился из публикаций, ассоциаций, античности и культа личности )))
2) 3,3,3
Несколько бестолково.
Сменой ритма что хотел автор подчеркнуть?
// Мда… не плавать же в …саду?
Хоть на озеро пойду!// - как-то совсем по-школьному, пишем. Причем для младших классов.
// подарок прохладных глубин// - здесь слово «прохладных» не работает
//Наважденье… чудеса…
И рапана…. Из глубин// - почему рапана в родительном падеже?
Хорошо, когда сумбурный замысел выруливает в законченный образ. Но тут не получилось
Если успею, напишу продолжение. Командировка
3) 4,4,4
Техника:
Чтоб никто не глазел с мостовых черных улиц,
И никто не кричит: «За окно посмотри!»
Здесь я запутался, в глагольных формах. И кто этот «никто» так и не понял? Кому он кричит за окно посмотри. Особенно учитывая факт, что окна плотно занавешены.
Что за «Под охраной избранники,- дверь караулят»???
И тут запятая с тире уместны ли? А слипшиеся между собой – тем более )))
«пахнет нуждой и бедой» - не уверен в точности.
«Да смердят гадкой вонью и тленьем канавы» - на мой взгляд это уже лишнее. Что-то одно бы выбрать из запахов пахнет или смердят. Так мне кажется.
Поправляйте.
// Шлют молитвы Аллаху, Мессии и Будде // - красиво. Но точно ли? Чтобы в средневековом городе Аллаху еще туда-сюда. А вот поклонники Будды, как там оказались?
Пусть автор поправит. Мне интересно
Но общий вывод. У меня картинка-пазл не сложилась. Автор красиво наворачивал, пугал, пугал. Но что в конце. Какая-то оборванная фраза. И что он хотел ею сказать? Из нашего 21 века, когда пандемии такой быть не может. Пока не может )))
4) 3,4,4
В стихе в 15 строках четкое ударение на 3-й слог. А в предпоследней строке этого ударения нет, что сбивает ритм.
Но перечитал и вижу, что ошибся. За технику на балл выше.
В принципе, можно и за художественность на балл выше. Раскрытие темы – не хватает «призрачного наваждения».
5) 5,4,4
Брод относится к рекам и озером, но не морям.
Вроде бы и симпатично, а душа не принимает. Что-то отчуждает.
Но что тут поделать – поэзия тем и прекрасна, что заденет твою струну и сопричастие заиграет в душе.
6) 4,4,4
Ровно, с юмором. Но и без интересных находок.
Слово «всё» часто служит затычкой.
Симпатичнее было бы «Вам не кажется, что это "слишком"?
7) 3,4,3
Без энциклопедии стих не прочтешь. И какое в этом наслаждение? Лень шарить по инету, как и автору лень было сноски дать.
Так и лезет навязчиво «Я список кораблей прочёл до середины: Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный»
8) 3,4,3
// С полоской взлетною помягче
Я устремлюсь опять в полет// - как это устремлюсь в полет помягче?
// Земля ложится под ногами // - если в полёт, то как Земля ложится под ногами? Когда идешь – дорога, земля, тропинка лягут. А когда летишь. Разве летаешь ногами?
// Меня удача не покинет,
Усядусь храбро под грибком,
Грибник ужасный не поднимет
И не заметит нас вдвоем// - этот катрен совсем неудачный.
9) 4,4,3
// В зеркале бьется орел,
Рвется в музейный пикник. // что за абракадабра?
Чем массовые школы Вашему Лир Герою не угодили?
Да и весь стих шарада. А есть ли смысл ее разгадывать?
«Льется с картины вода» - о какой картине речь? И почему школьнице прийти нельзя, видимо, в музей.
Музейный пикник – что за феномен?
10) 5,4,5
Чтобы стих был законченным, конечно, автору пахать – не перепахать.
Зато какая свежая яркая образность. Просто потрясает:
- пенсне косым окном,
- дом чихнет вдруг… Роняя черепицу.
- С его простуженным крыльцом,
- Как будто в белой куртке, стоит укутанный шарфом, под новой штукатуркой.
- С копной рассыпанных волос - антеннами на крыше,
Гай Юльевич 25.08.2019 23:13 Заявить о нарушении
"И рапана…. Из глубин// - почему рапана в родительном падеже? "
Вступлюсь за автора, мне тоже "рапана" резанула слух.Ведь - рапан! Но когда я погуглила, оказалось что допустимы оба варианта.Вот так, оказывается...))
Юляюлия 24.08.2019 10:13 Заявить о нарушении
Гай Юльевич 24.08.2019 10:24 Заявить о нарушении
Юляюлия 24.08.2019 10:27 Заявить о нарушении
Автор №2 тоже пострадавший от субъективизма Гая.Тема, как ни крути, раскрыта. Кроме как наваждением, ничем иным нельзя объяснить тот факт, что в ОЗЕРЕ!!! водятся рапаны, дельфины, морские звезды и пр.Я не выступаю в защиту качества этого стиха - сумбурно, невнятно и местами совсем непонятно.Но теме соответствует.
Dnevalny 24.08.2019 11:01 Заявить о нарушении
Юляюлия 24.08.2019 11:29 Заявить о нарушении
Например, насчет моего: да с чего Вы взяли, что весь этот ужас происходит в средние века? Из-за стереотипа, что в те времена свирепствовало инфекционное заболевание "чума"? Вот наивны Вы, как ребенок, ей-богу! Далее: никто - это никто.Что тут пояснять? В глагольных формах путаницы нет: окна зашторены, чтоб никто с улицы не глазел. В то же время и взгляды за окно из зала не требуются.Никто не призывает посмотреть, что же происходит на улицах.Улицы никого из пирующих не волнуют. Это лишь подчеркивает разрыв пирующих ( их обособление!) от народных масс. А тот факт, что у нас везде охранники караулят двери, начиная с дверей в элитных домах и кончая дверьми в управы, мэрии и прочие здания по восходящей. Насчет тире и запятой - сам не знаю, какой знак надо.
Что и где у меня слиплось - не понял.
Нужда и беда пахнут.А обочины жизни смердят.
Насчет молитв и рассуждать не буду. Все молятся.У нас и буддистов много. А то, что Вы поняли залу примитивно, как зал в средневековом замке,- это уж как раз тот нонсенс Вашего восприятия, про который я говорил выше.
То, что у нас в 21-ом веке пандемия, для многих уже не открытие.Это Вам Ваши замечательные фонтаны застят все её проявления в обществе.А нам, безфонтанным, всё видно очень хорошо.
Dnevalny 24.08.2019 11:53 Заявить о нарушении
Dnevalny 24.08.2019 12:28 Заявить о нарушении
С какого бодуна Вы тут современность под чуму подвели?
Турция чуть революцией не полыхнула, когда российским туристам туда вход перекрыли.
Так любой промежуток истории в России можно под образ чумы подвести!
Вы какое время имели в виду:
- 1917 - 1922 - революцию с эмиграцией?
- 1932 - 1933 - голодомор
- 1941 - 1945 - ВОВ
- 1946 - 1947 - голод послевоенный
- 1970 - 1985 - духота застоя
- 1992 - 2000 - Ельцин
Гай Юльевич 24.08.2019 16:34 Заявить о нарушении
Гай Юльевич 24.08.2019 16:37 Заявить о нарушении
И
Короче по теме Вам не зачёт. Вы ее не раскрыли тогда!
Где у Вас тут хоть намёк на современность?
Гай Юльевич 24.08.2019 16:41 Заявить о нарушении
Мария Абазинка 24.08.2019 16:43 Заявить о нарушении
И почему тема стиха в данном случае даёт Вам основания считать тему нераскрытой? По принципу: в огороде бузина, а в Киеве - дядька? Наваждение у моего ЛГ жуткое, но вполне соответствующее теме конкурса. И не метайтесь туда-сюда: то поставлю, не то поставлю за раскрытие темы.Это как-то несолидно. Давайте лучше Ваш стих посмотрим. Вроде № 11?
Dnevalny 24.08.2019 17:17 Заявить о нарушении
Чтобы оно было законченным, конечно, автору пахать – не перепахать.
Зато какая свежая яркая образность. Просто потрясает:
- пенсне косым окном,
- дом чихнет вдруг… Роняя черепицу.
- С его простуженным крыльцом,
- Как будто в белой куртке, стоит укутанный шарфом, под новой штукатуркой.
- С копной рассыпанных волос - антеннами на крыше,
Гай Юльевич 24.08.2019 17:22 Заявить о нарушении
Покажите, где у Вас хотя бы в одной строчке было очевидно, что речь о 21 веке, а не о Пушкинском времени.
Покажите, безгрешный Вы наш!
Гай Юльевич 24.08.2019 17:25 Заявить о нарушении
Я бы "С антеннами на крыше" предлог С убрал бы. Лишний
Гай Юльевич 24.08.2019 17:26 Заявить о нарушении
И уже не 4,4,4
а
3,4,3 - ибо автор, получается, не вырулил на повороте )))))))))))
Гай Юльевич 24.08.2019 17:29 Заявить о нарушении
Рифма Гоморра- престола вообще слабенькая. "б дщерь" с-совершенно непроизносимый кошмар. Бесприданница – ни рожи, ни кожи!Почему Вы с таким пристрастием употребляете тире? Оно тут тоже не к месту,поскольку бесприданница, значит бедная, а "ни рожи, ни кожи" означает страшная.Эти качества совершенно разные по значению, между ними не ставят тире.
Наш царевич дам, как мух, сторонится. Неудачное сравнение, на мой взгляд. Мух трудно сторониться, они сами выбирают жертву.И говорят: отмахнуться как от мухи. Это вот факт.А как сторониться мух? Попробуйте, попрактикуйтесь на досуге в тех местах, где их скопление.
приписала-держава- опять слабенькая,нечеткая рифма.
А в целом, несмотря на ссылку на чуму ( "бубонной".Что Вы считаете посылом в средневековье), чрезвычайно актуально! Злободневно, можно сказать. Я думал, что Вы этот стих посвятили Английской монархии. Там внуки Елизаветы переженились черт-те на ком: один на торговке, второй тоже не на наследнице королевской крови. Мезальянсы, мезальянсы...Раньше за такие женитьбы лишали права на престол.А сейчас - все англичане радуются. И не разделяют, видимо, опасений, высказанных в Вашем стихе. А я разделяю.
Dnevalny 24.08.2019 17:42 Заявить о нарушении
От автора стиха №5.
Юляюлия 24.08.2019 18:58 Заявить о нарушении
Не будем уподобляться манере нашего почтенного автора вести диалог по принципу: «Сам дурак!»
Итак, сразу к телу.
Я думаю, автор не станете отрицать, что «Пир во время чумы» написан уже был до него Пушкиным. А если так, то – внимание на экран - «Пир» автора, получается, ВТОРИЧЕН.
Это «страшное» слово не синоним слова «плагиат». Вторичность часто используются, как творческий приём - заимствование. Сам Пушкин под него целый фундамент подвел: «Талант
неволен, и его подражание не есть постыдное похищение — признак умственной скудости, но благородная надежда на свои собственные силы, надежда открыть новые миры, стремясь по следам гения».
Предполагаю, здесь тот случай, когда гения просто не поняли обычные копатели рифм со Стихиры.
Посмотрим внимательней.
Читая вторичное произведение, первое, о что спотыкается читатель – а что я читаю? Особенно важно, когда читаешь небольшой стих. Не успел оглянуться, а он уже закончился и можно не оценить скрытую глубину.
Как же этого избежать?
Посмотрим, как сложился пазл «Пира»?
Итак, чаще всего в стиле заимствования могут быть 2 пути развития.
1) Стих как бы перепевает первоисточник, находя в нем новые скрытые краски, мысли, образы. Яркий пример «Гамлет» Пастернака. Обратим внимание, как филигранно выстроен образ Гамлета. Настолько отточено, что не имеет значения, в какое время живёт герой стиха. Проблемы фарисейства как в эпоху Шекспира, так и в современную, сверхактуальны.
2) Берется за основу канва сюжета-первоисточника, возможно, его герои и переносится в иную реальность. Примеров масса: Ромео и Джульетту осовременивают, дон Кихот сражается с автомобилями и пр.
И что же «Пир»? Каким путем пошёл. Я увидел Первый. Автор утверждает, что Второй и только последний лох мог этого не понять.
Смотрим.
Автор в своем творении делает первый решительный ход белыми фигурами . Этот ход – название! «Пир во время чумы». Открываем «Маленькие трагедии» и видим – буква в букву совпадение!
Что должен был сделать автор, если бы хотел, чтобы был разыгран иной дебют по варианту-2?
Правильно! Он должен был попробовать изменить название, так чтобы читатель разыграл с ним начало партии варианта-2.
Например, «Пир во время чумы в 21 веке». Примитивно? Я не собираюсь тут за автора творить. Сами, батенька, сами. Не всё ж Вам гнилую интеллигенцию в эмиграцию ссылать.
Но такая добавка в названии – это был бы явный намек, что это не переписывание пушкинского белого стиха в рифму – раз, и ключик к замкУ новой идеи автора – два!
Гай Юльевич 25.08.2019 16:52 Заявить о нарушении
Но партия еще не проиграна. В арсенале у сильного автора должны быть припасены ходы, которые из запутанной ситуации поведут к победе.
Что это за ходы?
Автор должен дистанцироваться от пушкинского сюжета и каким-то мазком, ярким намеком сказать – это не перепевка – это приём. Не думаю, что сколь существенный процент читателей помнят в подробных деталях сюжет пушкинской трагедии. Поэтому читателя легко запутать, если используемый лексикон накренит стих в сторону прошедших веков. Смотрим.
Б) Стих нашпигован архаичными словами, которые больше подойдут 19 веку, чем 21-му:
- богомолье
- ампир,
- фалды – с натяжкой, но тем не менее.
– смерть ходит с острой косой
- Королева Чума разгулялась на славу – откуда ныне пандемия чумы?
- смердят
- Доколе
- Голгофа
- Христос с растерзанной грудью
В) Еще в ту же корзину отнесение стиха к делам 19 века – вставка цитаты из другого пушкинского произведения «Сказка о царе Салтане» - «пир на весь мир».
Г) Суровый вопрос, относящийся к мастерству воплощения идеи: при наличии архаизмов почему нет ни одного современного слова? Это не просто упущение – это провал.
В результате стих стал тяжеловесен. Это оправдывает, если вирши о прошедших веках. И топит, если в нем нет современного лексикона, который перебрасывает мостик от Пушкина к нам.
Д) Переперчены краски эпидемии:
А на улицах – смерть ходит с острой косой:
Королева Чума разгулялась на славу.
В черном городе пахнет нуждой и бедой,
Да смердят гадкой вонью и тленьем канавы…
Штабеля мертвых тел недосуг хоронить,-
Те, кто живы, без сил от страданий и боли.
Явная картина чумной пандемии канувших времён. Если это современная картина, так добавьте (если Вы лицезрели то, о чём пишите) чего-то сегодняшнего. Ибо «Штабеля мертвых тел недосуг хоронить» - это уже настолько перебор, который автора, ну, никак не извиняет. Думаю, он не намеренно, но, видимо, не прочувствовал момент, когда от великого до смешного один шаг и попался в ловушку. Это всё равно, что мужика в лаптях с лошадью и с деревянной сохой взять и воткнуть в пейзаж России 21 века. Вот, мол, нищета какая! Разве такая «карикатура» сработает!?
Просто Остапа понесло!
Знаем, каждый, наверное, попадал в этот бурлящий поток. Кажется, что не просто стих – тут нечто шедевриальное попёрло!
Если «чума» – то ее симптомы в 21 веке иные. И тут не нужно огромного таланта, чтобы изобразить образ современной моральной пандемии, если автор его чувствует.
Мораль. Писать о летчиках-истребителях, летающих на воздушных шарах, и комбайнерах с серпом в руках – это несовременно.
Не верю, не Станиславлю )))
Гай Юльевич 25.08.2019 16:52 Заявить о нарушении
Да и у других авторов нет разборов. Эй, коллеги по перу, черкните хоть пару словечек, а то я всем стихам после третьего пятерок наставлю своей "карающей десницей". Жду до вечера понедельника. От себя обзор тоже обещаю.
Татьяна Шорохова
Татьяна Шорохова 3 25.08.2019 18:25 Заявить о нарушении
Гай Юльевич 25.08.2019 21:05 Заявить о нарушении
"б дщерь" самому ухо резало, но Вы же знаете искус - не удержался. Больно слово к месту. Видимо, придется на "дочка" заменить.
Бесприданница тире убрал.
Мух сторониться - согласен не совсем правильно. Но придворные дамы - они прилипчивы, как мухи. Рискнул оставить.
По Вашему "глаза,- вижу". Между запятой и тире пробел. Можете хоть Войну и мир просканировать. Не найдете иначе.
Гай Юльевич 25.08.2019 22:33 Заявить о нарушении
Этот фразеологизм многие используют без всяких ссылок.Например:
У группы Ария в песне «Паранойя» используется словосочетание «пир во время чумы»,
У Noize MC в песне «Жечь Электричество» тоже используется словосочетание «пир во время чумы»,
У Otto Dix в песне «Авэ» используется словосочетание «пир во время чумы"
У Oxxxymiron в песне «Неваляшка» используется словосочетание «пир во время чумы»,и.т.д.Даже Марк Розовский посмел фантазировать вокруг этой фразы :спектакль театра «У Никитских ворот». Свободная фантазия на пушкинские стихи. Режиссёр Марк Розовский.
Во сколько плагиатчиков сходу можно найти.
Архаизмы использовать - это совсем не минус в стихосложении, как и фразеологизмы.Они только обогащают словарный запас автора.
А сравнивать себя со Станиславским замахнулись,- да, от скромности Вы не умрёте. Кстати, тоже получается, сплагиатничали. А ведь его слова - тоже крылатая фраза.Нет, как ни крути, Ваши тезисы слишком убоги.
Dnevalny 26.08.2019 06:36 Заявить о нарушении
Марианна Заигралина 26.08.2019 07:13 Заявить о нарушении
Dnevalny 26.08.2019 07:46 Заявить о нарушении
Но с 3 по 14 строки автор выдал просто фейерверк гениальных образов. С чем ведущую и автора поздравляю.
Чтобы не расплескать их и не похоронить под неудачными катренами, надо его резко сократить. Чтобы оставить таким по размеру - надо еще 4-5-6 гениальных образа добавить.
Но откуда их взять?!! Это ж был, как я понимаю, поток вдохновения из приоткрытой форточки и войти дважды в одну и ту же воду почти невозможно.
Дневальный, когда я о Вас такие слова напишу?
Сколько Вам времени надо ?! :-)))))
Гай Юльевич 26.08.2019 09:04 Заявить о нарушении
Dnevalny 26.08.2019 09:11 Заявить о нарушении
Не следует копировать вслепую тексты Википедии - там могут такую чушь написать. Причем все, кто угодно.
Думаю, Вильсону в своей "Чуме" до пушкинского "Пира", как до Луны.
Но не буду голословным.
Текст Вильсона нам всем в руки: http://az.lib.ru/w/wilxson_d/text_1816_the_sity_of_the_plague.shtml
Гай Юльевич 26.08.2019 09:20 Заявить о нарушении
Гай Юльевич 26.08.2019 09:22 Заявить о нарушении
разрешите и мне вставить пару реплик.
.
По-поводу номера 3:
----> пир во время чумы: в стиле Эдгара По, как идея, как мысль потрясающе...
Ну да, строчка: Даже кости и нервы пронзаются болью.... --- это перебор, кости-то за что?
.
Строчки внизу -- это даже тема для пародии:
.
Где накрыты столы с залихватским размахом,
В залах царствует золото, пышный ампир,
Средь пирующих нет проявления страха.....
.
ОНИ, гады, НЕ боятся!!!!! -----> простите мне мое "веселье, не могу удержаться от смеха
.
.
НО тут в какой-то степени удалось передать мрачность этого пира с фалдами богатых драпри...
.
И еще: "Оборвалась бубонного общества нить" ---- я посмотрела в словаре, так что же такое это бубонный, бубон,
мдаааа.... "1 БУБОН — (лат. bubo, от греч. bubon пах). Воспаление паховых желез. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. БУБОН лат. bubo, от греч. bubon, пах. Воспаление паховых желез. " ------> это круто!!!!
.
.
Если бы стихо-е причесать, поубирать все эти ужастики, сделать картинку в дворцовом зале, где все присутствующие едят, пьют, веселятся, но каждый подспудно думает о чуме, вот это было бы здорово.
И в голове сразу встает рассказ Эдгара По: Красная маска,
это была бы потрясающая мистика,
если бы Дневальный описал бы еще Девушку в белом платье, на лице кот. красная маска и кот. танцует с каждым, если бы!!!!!
чего-то не хватило, но как задумка, как идея мне очень понравилось....
.
Я бы предложила Дневальному опять сесть за стихо-е и все переделать, показать ужас и страх перед чумой,
перед кот. нет никому спасения и кот. не различает, бедный ты или богатый!!!
Людмила Преображенская 26.08.2019 10:36 Заявить о нарушении
бубонная чума. В данном случае употреблен как характеристика больного общества.
Dnevalny 26.08.2019 11:00 Заявить о нарушении
Он не о пандемии реальной чумы прежних веков, а о чуме в душах тех, кто ворует в 21 веке!
Так что "Девушка в белом платье, на лице кот. красная маска и кот. танцует с каждым" - красиво, завораживает. Но встроить этот образ в воровскую среду сложновато будет )))
Гай Юльевич 26.08.2019 11:33 Заявить о нарушении
Попросить остальных участников блица. Думаю, еще найдем заблудших )))))))
Гай Юльевич 26.08.2019 11:35 Заявить о нарушении
.
.
Под охраной избранники,- дверь караулят…
А на улицах – смерть ходит с острой косой:
Королева Чума разгулялась на славу.
В черном городе пахнет нуждой и бедой,
Да смердят гадкой вонью и тленьем канавы…
Штабеля мертвых тел недосуг хоронить,-
.
.
я знаю из истории, что когда была вспышка чумы, запрещали выходить на улицу!!!!!
.
.
-----> какая к черту в наше время Смерть с острой косой? ---- Или Батька Махно захватил город?
Людмила Преображенская 26.08.2019 11:45 Заявить о нарушении
Юляюлия 26.08.2019 12:00 Заявить о нарушении
Похоже и Людмила, как и я до толмачевских растолкований Дневального, поняли что стих о реальной пандемии прошлых веков.
Оказалось - нет. Стих о воровстве власть имущих сегодня.
Автор запутал читателя, т.к. инструментарий стиха оказался неверно подобран. Ни одной картинки, по которой можно было узнать век нет. Точнее, все картинки с горами трупов говорят именно о прошлом, а не настоящем.
Это провал.
Но автор и Вы этого в упор не хотите замечать, т.к. стих завораживает.
С другой стороны-то. Вах!
Убери жуткие картины и замени на сравнительно сносные сегодняшние - и пропадет очарование ))))))))))
Гай Юльевич 26.08.2019 12:16 Заявить о нарушении
Юляюлия 26.08.2019 12:37 Заявить о нарушении
А если из Вашего стиха убрать какие-гибудь выражения и образы, и заменить на сегодняшние ??? И пропадёт очарование ))))))))
Юляюлия 26.08.2019 13:12 Заявить о нарушении
Я не писал о сегодняшнем дне. Скорее, как раз, о делах давно минувших.
Гай Юльевич 26.08.2019 13:26 Заявить о нарушении
А Ваш чудесный призыв выйти всем сюда - с чёрными шарами в руках! Что-то напоминает...)))
Не поняли, так не поняли, зачем же так упорствовать...
Юляюлия 26.08.2019 13:41 Заявить о нарушении
Имелось в виду, может тоже еще кто-то не понял?
Людмила тоже не поняла о каком времени речь. А когда не понимают 2 - это уже не случайность - это статистика!
Гай Юльевич 26.08.2019 13:47 Заявить о нарушении
Валька Сипулин 26.08.2019 14:25 Заявить о нарушении
Гай Юльевич 26.08.2019 16:16 Заявить о нарушении
Как и обещала, мой обзор стихотворений 58 блица. Решила новую рецензию не делать. Все здесь хоть несколько слов да сказали.
1.
Когда наведываюсь к музе я, - первая строка очень тяжела для прочтения: глагол стоит в несовершенном виде и есть спотыкач на «дываю» и плюс к этому «к музе я» - этакий стык гласных букв, который вяжет при прочтении вслух, плюс инверсия и начало стихотворения с придаточного не есть хорошо.
«Когда-то, кем то были писаны». – Запятая не нужна ( обстоятельство времени и дополнение. И в «кем-то» пропущен дефис.
Из древнерусской мифологии. – Не поняла появления древнерусской мифологии. И вообще-то она называется славянской
«Всплывают образцы античности
Времён заката культа личности,
И в страхе падаю на корточки
Своё перо бросая в форточку». – Все в кучу. Античность и уже культ личности? Это на Нерона намек или еще кого? До Сталина вроде далековато.
И в страхе – лучше « я в страхе». И поделить четверостишие на два предложения, потому что две последних строки про корточки и перо – это уже результат. А потом на корточки садятся, но никак не падают. Падают на четвереньки или колени.
Но вот, такое наваждение. – зпт не нужна.
2.Подарок
«Мне вчера на день рожденья
Подарили…наважденье…» - наваждение подарить нельзя и в руки его взять нельзя… Тем более автор перечисляет предметы: коробка, хвост, грим…
И рапана…. Из глубин,
Что на память дал дельфин…
И очень тяжело переходить с одного ритмического рисунка на другой. Спотыкач получается.
3.Пир во время чумы
«Наваждение въелось в мой ум, кровь и плоть,
Даже кости и нервы пронзаются болью.
И не в силах его сон ночной побороть,
Не изгонит хождение на богомолье…» - у меня получается нестыковка, что наваждение – это ночной сон, потому что есть боль. А при пронизывающей боли разве уснешь? И выбирать лучше или-или (кости или нервы) но, на мой взгляд, лучше кости. Говорят: кости выворачивает, ломит. Понятно же, что нервные окончания возбуждены. А так – масло масляное.
И лучше: пронизаны болью. Действие ведь совершилось.
«Лишь закрою глаза,- вижу пир на весь мир,»- зпт с тире? Так нельзя. Это не прямая речь. Здесь БСП. ( бессоюзное сложное)- можно оставить тире или заменить двоеточием – второе следствие первого. Я бы остановилась на двоеточии.
«Под охраной избранники,- дверь караулят…» - дверь караулят, чтобы не ее не украли?
«Ненавидят пирующих,- с гневом в очах» - уже говорила об этом.
«На Голгофе страдает с растерзанной грудью…» - с растерзанной грудью. Прометея изображает? Правда, тому орел печень клевал.
«Наважденье моё: пир во время чумы,
И больные, чумой заражённые мы…» - знаки бы поправить.
«Наважденье моё - пир во время чумы.
И больные, чумой заражённые, мы…» И два раза «чумой»?
И еще. У меня при прочтении также возникла картина Средневековья – трупы в канавах, гнилостный запах. Поэтому привязка к сегодняшнему дню показалась сомнительной.
4.И когда-нибудь
«Новый день не отпускает дождь вчерашний.
Я, пожалуй, навсегда осталась здесь», - где? В новом дне? Другое место не указано.
«Персеиды - мне подарит Август щедрый,
вновь заветное желанье загадать»; - звезды во время дождя?
снова в сны мои входила благодать... – мои- лишнее слово. Да и нет другого героя, чтобы в его сны входила благодать. Плеоназм, однако
Время замерло, а может нет - не знаю... – может с обеих сторон зпт – вводная конструкция.
В пыльном мареве уходит этот день,- если дорога подмокшая, откуда марево пыли. Да и тень при дождливой погоде сомнительна.
Красивая была картинка, но у меня рассыпалась.
5.Морок Стихотворение понравилось. Замечания только такие
Там, где-то ждёт меня самый лучший, - зпт после там не нужна
Сгинул, расстаял проклятый морок, - растаял с одной «с». Чтобы проверить, достаточно слово разобрать по составу.
6." Наваждение (Лимерики-фристайл)"
«Он всё же - не птица!» - тире не нужно. Местоимение не требует тире перед именным сказуемым, да и «не» мешает это сделать.
Стихотворение улыбнуло.
7. Наваждение в чем? В разных названиях луны? Мне кажется, не совсем по теме. Но стихотворение понравилось, вот только это:
«Грустно вздыхает Диана и Чандра, танцуя
Дарит улыбку беспечно уснувшей Земле.
Это Селена летящим своим поцелуем
Всё усыпила, качая на лёгком крыле». – Диана и Чандра. «И» предполагает соединение двух героев. Должно быть тогда вздыхаЮт, танцуЮт. Может быть, строку оформить так «Грустно вздыхает Дианою Чандра, танцуя…», ведь это все Луна.
Это Селена - а не лучше – Вот и Селена…
8.В наваждении удачи – сказано не по-русски. Правильнее сказать, с надеждой на удачу, в надежде на удачу.
«Возьму букашку на ладони,
Себя представлю я --- она, » - нужно двоеточие после «представлю»
С полоской взлетною помягче - странная взлетная полоса – помягче. Опять в полет? Это уже не в первый раз?
Земля ложится под ногами – под чьими ногами. Если букашка, то у нее лапки.
И надо мною щебет птиц,
Косые тени под крылами
Не знают страха и границ. – тени, да еще косые, не знают страха? – Непонятный образ. И у букашки - крыла, а не крылышки? Целый археоптерикс получается…
Мой миг душевного паденья
В траве увидел коростель, - это он как разглядел душевное падение ( читай - падение души)? Все-таки букашка летала, а не ее душа. И коростель разглядел, а соловушка поет да поет…
А о любви преображенья, - коряво построено скорее всего « о любви к преображениям»
Получилась новая история про Баранкина. Впрочем, там еще великан есть? А великаны у нас в каких историях есть?...
.
9. Сочинение по картине. И странная девочка, сидящая на микстурах, учащаяся массовой школы. Почему массовой? А бог его знает… Волосы собраны резинкой в хвостик и платьишко темное. Возможно, поэтому. Или потому, что там не до преподавания детям сюрреализма…
Одни вопросы без ответов…
10.Старый дом. Интересное стихотворение, но разбросанное. Логически местами не выстроено. Предложу просто один из вариантов:
Авторский текст:
Мне ненавистен этот дом
С лицом, как человека,
С его пенсне косым окном,
С большой библиотекой.
Глаза прищурю в тишине
И словно бы мне снится,
Что дом чихнет вдруг в стороне,
Роняя черепицу.
С его простуженным крыльцом,
Как будто в белой куртке,
Стоит укутанный шарфом,
Под новой штукатуркой.
С копной рассыпанных волос,
С антеннами на крыше,
Он тянет свой курносый нос,
Колонною всю выше.
Как наваждение с небес,
У входа вижу змея,
Я, как и дом, в котором бес,
От сырости болею.
Одежды сброшу я на пол
И платье человека,
У входа каменный орел
Поднимет мрачно веко.
Кариатидою замру
Я с амфорою тонкой,
С лозой скользящей по бедру,
Орла обняв в потемках.
Моя правка:
Мне ненавистен этот дом
С обличьем человека,
С его пенсне косым окном,
С большой библиотекой,
С копной рассыпанных волос,
С антеннами на крыше,
Он тянет свой курносый нос,
Колонною всю выше. – править: курносый нос не может походить на колонну
С его простуженным крыльцом…
Как будто в белой куртке,
Стоит, укутанный шарфом,
Под новой штукатуркой.
Глаза прищурю в тишине:
И кажется, и мнится,
Как дом чихнет вдруг в стороне,
Роняя черепицу.
Как наваждение с небес,
У входа вижу змея,
Я, как и дом, в котором бес,
От сырости болею.
Одежды сброшу я на пол
И платье человека,- править: платье – тоже одежда
У входа каменный орел
Поднимет мрачно веко.
Кариатидою замру
Я с амфорою тонкой,
С лозой скользящей по бедру,
Орла обняв в потемках. – должно быть обниму орла – действие с орлом должно быть завершено, после лозы зпт
11.Дворцовое
«Боже правый! Трон – Содом и Гоморра!» Трон не может быть сам по себе чем-то ужасным. Это просто предмет мебели, хотя и царский. И на нем не может быть постели и всего прочего…
Но избранница из грязи, да в князи зпт не нужна -идиома
Не спасти от пут великого князя – так царь или князь?
А так ничего!
Татьяна Шорохова 3 26.08.2019 21:56 Заявить о нарушении
Людмила Преображенская 26.08.2019 22:08 Заявить о нарушении
"Только надо, - как говорят скульпторы, - отсечь всё лишнее".
От перестановки катренов ничего не изменится. Надо без жалости выбросить половину стиха и оставить те строки, которые Велес нашептал на ухо ночью автору. А то, что было утром дописано - это от лукавого. :-)))
Гай Юльевич 26.08.2019 22:45 Заявить о нарушении
Клуб Золотое Сечение 27.08.2019 00:25 Заявить о нарушении
Таня Шорохова
Клуб Золотое Сечение 27.08.2019 00:26 Заявить о нарушении