Разрешите представиться
Разрешите представиться, Мотоколяска СЗД, Производство Серпуховского завода, год выпуска 1994, длина 2,6 м, масса около 500 кг, двигатель мотоциклетный от «ИЖ-планеты» с мощностью 14 л.с. Но это так - техническая характеристика, к сведению.
Зовут меня Кипариска, так назвала меня моя бывшая хозяйка. Кстати, вот она, прошу любить и жаловать. Я теперь уже на пенсии, но все еще работаю, снабжаю запчастями свою более молодую подружку по имени Травка, которая еще возит время от времени свою начальницу по магазинам и базарам заштатного городка Капчагай, который знаменит своим рукотворным морем. Правда, этот городок скоро перестанет быть заштатным по причине своего нового статуса. Это теперь Казахстанский Лас-Вегас, который по числу казино на душу населения перегнал Лас-Вегас настоящий. Но, это уже другая история.
Долгими тихими вечерами мы с Травкой ведем задушевные беседы про жизнь. Травка моложе меня всего на три года, она из последней партии машинок, выпущенных Серпуховским Заводом в 1997 году. После этого выпуска предприятие занималось тем, что собирало автомобили марки «Ока» с ручным управлением. Так что мы с Травкой антикварные машинки, особенно она, потому что до сих пор на ходу. Но у меня, зато, более интересная биография, все-таки я - бывшая столичная жительница и повидала на своем веку много интересного. Травка любит слушать мои истории, а мне так приятно ее внимание.
Сегодня я вспоминаю свой первый день. Мы только что прошли отдел технического контроля и отправились в отдел реализации за направлением. В очереди было шумно, все шуршали щетками стеклоочистителей и хлопали крыльми-дверями. Я тоже сильно волновалась - куда пошлют! Ожидание тягостней любого решения, но вот, наконец-то, направление готово. По заказу Министерства социальной защиты Казахстана меня направили в Алма-Ату. Ура! Дорога будет длинной и интересной. Но надеждам моим не суждено было сбыться. При погрузке на железнодорожную платформу меня задвинули в самый средний ряд, где плотным кольцом окружали меня другие машинки. Некоторые из них тяжело охали от ударов, мне еще повезло, меня загрузили бережно, крановщик постарался, видно я ему понравилась. Красот природы мне не было видно, а мерный перестук колес да скрип соседок мне за трое суток страшно надоели.
И вот, я во дворе просторного склада в Алма-Ате. С разгрузкой мне опять повезло, опустили бережно и поставили удачно так, что мне видно весь двор, заполошную работу работников склада и приходящих клиентов. За забором дерево с развесистой кроной, очень кстати - юг ведь, жара. Простояла недолго, примерно неделю, но успела помаяться в догадках - кому же достанусь?
Как-то вижу, во двор входит хрупкая, небольшого роста женщина, явно с целью выбора машины. Она медленно прошла ряд не разобранных еще мотоколясок и направилась ко мне. Я с замиранием сердца ждала своей участи, женщина мне приглянулась, и я боялась, что она меня не выберет. Накануне у меня из багажника работники склада вытащили запасное колесо, чтобы укомплектовать машину цвета «Охра», понравившуюся клиенту. Туда же из другой машины переставили недостающий аккумулятор. Вот так снарядили клиенту машину за счет других. Зная это, я волновалась. Я же не могла подсказать женщине, что нужно сделать. А она, умница, тщательно проверив комплектность, распорядилась на счет колеса. Пока таким же образом ей искали колесо, женщина, подивившись на мой окрас, попробовала рычаги сцепления и акселератора, которые у мотоколяски крепятся на руле, пошла оформлять документы.
Она вернулась через полчаса с бумагами и ключами от замка зажигания, уверенно села за руль, и мы торжественно выехали из ворот склада. А за воротами, к моему великому удивлению, нас ждал точно такого же цвета автомобильчик. Зря я гордилась своим эксклюзивным кипарисным прикидом, и женщина, оказывается, удивлялась ни на мой цвет, а на то обстоятельство, что в их семье опять будет две совершенно одинаковых машины. Дело в том, что до меня у них уже были обе мотоколяски цвета «Белая ночь».
Ехали мы довольно долго, хозяйке было трудно выжимать сцепление, рычаги оказались очень тугими. Через несколько километров пути они с мужем поменялись местами, и я почувствовала сильные мужские руки. Дело пошло быстрее. В дороге я успела полюбоваться тенистыми, ровными, как стрела, улицами, геометрически перпендикулярными перекрестками и красивыми зданиями, составила для себя первое мнение о городе, в котором мне отныне предстояло колесить. По прибытии к месту парковки мною занялись вплотную, смазывали тросы сцепления и газа, регулировали сидения, устанавливали зажигание, прокачивали тормозную систему, отмывали от защитной пленки. Пришлось даже перебирать механизм стеклоочистителя, вода совершенно не хотела брызгать на лобовое стекло, так как устройство было собрано, как попало. Зато к вечеру я просто сияла в лучах заходящего солнца.
На ночь нас в шахматном порядке разместили в гараже. Было немного тесновато, ведь гараж рассчитан на одну машину. Мой новый друг рассказал мне немного о наших хозяевах, так сказать, ввел в курс дела. Хозяйка моя, оказывается, теперь не часто сама водит машину, ведь у нее есть муж, и все, что касается техники, входит в круг его обязанностей. К тому же, заправлять две машины бензином стало накладно, да и парковать их в гараже - дело весьма хлопотное.
В связи с этим, машины эксплуатировались по очереди. Если одна была неисправна, работала другая. Остаться без машины даже на один день они не могли, без машины их физические возможности были маловаты.
Утром мы с хозяйкой поехали регистрироваться в ГАИ и получать государственный номер. Заполняя документы, в графе «цвет» хозяйка написала «кипарис» в соответствии с наклейкой на внутренней крышке капота. Потом на сверку данных пришел офицер и цвет исправил на «зеленый». Хозяйка не удивилась, все повторилось, как и с машиной мужа. Она намерено еще раз написала «кипарис», думала, что в этот раз гаишник окажется более романтичным и пропустит красивое название. Но в лексиконе ГАИ такого слова нет, может и правильно, и я стала зеленой, как масса других автомобилей. Пока в ГАИ обрабатывались документы, хозяйка гладила мой капот и, утешая меня или себя, назвала меня Кипариской. Имя мне понравилось, а еще у меня теперь был друг Кипарис.
Вскоре принесли и прикрепили номерной знак. В обязанности офицера это не входило, но для женщины он сделал исключение. Затем была произнесена дежурная шутка, что я - правительственная машина, так как имею лишь один номерной знак. Хозяйка дежурно отшутилась, мол, на том и стоим, ведь за долгие годы вождения ей не раз приходилось слышать подобные шутки от милиции, заправщиков, сослуживцев и мальчишек. Нам пожелали счастливого пути, и мы, как полноправные участники дорожного движения, отправились домой.
Мне требовалась обкатка, поэтому Кипарису дали заслуженный отпуск, а у меня началась трудовая жизнь. Чаще всего за рулем был хозяин, он увозил жену на работу, потом ехал в свою часовую мастерскую чинить людям время. Если хозяйке нужна была машина по работе, чтобы съездить в Банк, в Налоговую инспекцию или в Статуправление, уже она завозила мужа, а потом отправлялась к себе на службу. Я возила их по магазинам, базарам, к друзьям, в гости к родственникам и потихоньку накатывала, положенные для обкатки, 2000 километров. В выходные дни мы ездили на дачу, на природу куда-нибудь к звонкой горной речке или просто в парк. Нас пускали на территорию парка, и мы тихонько рассекали по аллеям, стрекоча своим мотоциклетным двигателем. Люди были тогда доброжелательными и не запуганными. Дети встречали меня радостно, будто я - мотороллер с мороженным или сладкой ватой.
Намотав положенные километры, с моего карбюратора сняли ограничитель подачи топлива, теперь я могла ездить на далекие расстояния и в горы. Этому несказанно обрадовалась моя хозяйка - любительница гор и путешествий. Начались наши поездки по любимым горным ущельям. Изумительное по красоте узкое ущелье Алмаарасан с хрустальной речкой Проходной, названной так путешественником Семеновым-Тянь-Шанским, который когда-то именно по тропе вдоль нее продолжил свою научную экспедицию и попал из Казахстана в Киргизию. Про эту самую экспедицию моя начитанная путешественница вдохновенно рассказывала своему мужу, а я только слушала и с удовольствием приобщалась к истории теперь уже своего края.
Внизу там, где река Проходная впадает в Большую Алма-Атинку, начинается более широкое, более грандиозное, одноименное с рекой и с высокогорным маренным озером, ущелье. Здесь среди огромных тяньшанских елей, высоких гор и белоснежных вершин чувствуешь себя маленькой песчинкой, и неописуемый восторг охватывает тебя. Силы у моего двигателя хватает доставлять моих хозяев только туда, куда доходит асфальтовая дорога, но этого им хватает, чтобы приобщиться к природе, набраться у нее энергии.
Мы и до высокогорного знаменитого катка «Медеу» доезжали, а вот до горнолыжной базы «Чимбулак» мне конечно не добраться.
Хозяева не боятся остаться без машины, ведь дома у них есть запасной дружище Кипарис, хоть и старый, но после капитального ремонта, вполне надежный трудяга. В городе он со своей работой справится. Кстати, про капитальный ремонт. В те, теперь далекие времена, мотоколяски выдавались на пять лет. В середине этого периода полагался бесплатный капитальный ремонт, для этого на СТО выделялись основные запчасти: двигатель, аккумулятор, раздатка и тому подобное. Обслуживание, ремонт и запасные части оплачивались государством.
Другое дело, что на этом СТО ремонтировались обычные автомобили, но сюда для ремонта и технического обслуживания принудительно были прикреплены автомобили инвалидов, даже имелся в штате СТО представитель Запорожского автозавода. А вот мотоколяски там были с боку припеку, официально обслуживались, а на деле - никто не умел их ремонтировать. Со слов хозяйки я знаю, что когда-то там работал немец Саша, мастер от Бога, он умел все. Потом Саша уехал в Германию на свою историческую родину, и его подопечные осиротели. Теперь они занимались ремонтом сами, получая для этого на СТО необходимые для капремонта детали.
Текущий ремонт после отъезда Саши тоже приходилось делать самим. К моему появлению хозяева в этом деле «собаку съели», они лихо меняли цепи и вентиляторную муфту, эти поломки были самыми частыми. В положенное время ставили новые сальники и прокладки, меняли запавшие в поршне кольца.
В сильные морозы у мотоколяски замерзает мембранный бензонасос, в его фильтре скапливается конденсат, который замерзая, мешает подавать топливо в карбюратор. Научились они бороться и с этой напастью. Кружки горячей воды, вылитой на бензонасос, хватало, чтобы тонкая пленка льда растаяла, и бензин поступил в камеру карбюратора. Имея вместо водяного радиатора принудительное воздушное охлаждение и двухтактный двигатель, мотоколяска зимой заводилась легко, лишь бы аккумулятор был заряжен вовремя и электролит имел правильную плотность. Чтобы не мучиться зимой, вместо родного двенадцативольтного аккумулятора мощностью в 45 ампер ставились аккумуляторы в 55, 60 и даже 75 ампер, для чего самостоятельно приходилось увеличивать площадку под них. Если все же были проблемы, машинку легко можно было завести «с толкача». Независимые подвески передних и задних колес делали более надежной тормозную систему. Были и еще некоторые технические характеристики, прогрессивные для того времени, например, реечное рулевое управление и тросовый привод сцепления, которые на настоящих машинах ставились в СССР только в 80-тых годах, а на мотоколясках марки СЗД - еще с 70-го года прошлого века, то есть с момента выпуска. Так что, не такой уж простушкой я была в свое время.
Мелкие запчасти, такие как вентиляторная муфта, цепи и замки к ним, тросы сцепления и газа, тормозные колодки можно было выписать по каталогу через почту. Была такая служба в стране, «Посылторг» называлась. А вот колеса, и покрышки и диски, были в дефиците. Идеально к мотоколяске подходят колеса от сеялки, их можно было купить в колхозе, если удастся договориться, если нет - ставились колеса от мотороллера, что было и некрасиво и ухудшало ходовые свойства. Когда мои автовладельцы еще не были семейной парой, им пришлось попробовать и то и другое, а Николай с дружком однажды, не договорившись со сторожем, даже пытались под покровом ночи снять колеса с сеялки прямо в поле недалеко от военного аэродрома. Случайно заблудившаяся в этом безлюдном месте милицейская машина, спугнула «злостных расхитителей социалистической собственности», и «преступление века» не состоялось.
Став семьей, они объединили две машины разных годов выпуска. Получалось теперь, что каждые два с половиной года приобреталась новая мотоколяска, второй же делали капитальный ремонт. По окончании срока службы владельцы обязаны были сдать машину во «Вторчермет» для утилизации. Естественно, с нее снимались все годные запасные части и стекла, покрышки менялись на изношенные, для веса салон заполнялся отработанными деталями, в таком виде ее не жалко было пускать под пресс. Теперь колес им хватало, и одной проблемой стало меньше.
Имея в запасе еще одну машину и проверив меня на выносливость в горах, хозяева решили осуществить свою давнюю мечту - поехать как можно дальше от дома, чтобы повидать другие города и заповедные уголки природы. Несколько лет назад капчагайский друг брал их с собой в столицу Киргизии, куда он ездил по делам на «Запорожце», но хотелось попробовать и свои силы. Конечным пунктом путешествия назначили город Семипалатинск в 1130 км от Алма-Аты, что ровно в два раза дальше, чем до Бишкека. Заранее договорились, что будут просто гулять и при первой же трудности вернутся домой, поэтому брату хозяйки ничего о приезде не сказали, чтобы не волновался. Готовились к поездке тщательно, взяли двадцатилитровую канистру бензина и двухлитровую масла на случай большого расстояния между заправками, кое-какие запчасти и ключи, надувной матрац и одеяло, необходимый минимум из одежды, небольшую сумку с продуктами и, главное, термос для кипятка.
Продолжение следует http://www.proza.ru/2012/08/23/423
Свидетельство о публикации №119081507362
Ковалева Елена 19.11.2019 09:27 Заявить о нарушении
Игорь Бабиченков 26.01.2020 10:59 Заявить о нарушении
Ирина Гурьева 26.01.2020 11:21 Заявить о нарушении