Есть начертание руки
Есть поприще иное.
Есть чванства вычурные муки,
То тоже все родное.
Как спазм груди, что щемит звук
Небесноватой правды.
Бича немилосердный стук
Как будто бой кувалды.
И бой тот просто взмах руки:
Команда к пробужденью.
Глаза заблудят в стон тоски,
И дух ползет к свершенью.
Поэзию кромсать шутя
Дано приспешным догмам.
Но не крестьянка ведь, дитя
Лицом ко дню влекомым.
Свежа, мила, всегда мудра,
Не зная тягот мыслей.
Но руки грузят веера
Ей, и окаймление очей
Подводкой и чертами.
И маска вся, и пудры клей,
И веки небесами.
И... все: была поэзия лиха,
По-детски несусветна.
И вот она уже труха.
Задумчиво секретна.
И мы ее влечем манерой,
Обхаживаем лаской.
Ведем ко входу, пуская первой,
Да восторгаясь маской.
И кнут руки по ней скользит.
И замечает похоть.
Что в сердце чувство сути бдит.
А нужен ей был локоть.
И зов души войдет во свет.
И канет в ночь хмельную.
И не поэзия то, нет...
(Лишь пыль с бумаги сдую).
..........................
К истории и классике:
____________
Некрасов Николай (1821 - 1878)
Вчерашний день, часу в шестом...
Вчерашний день, часу в шестом,
Зашел я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя...
И Музе я сказал: «Гляди!
Сестра твоя родная!»
1848
Примечания ( https://rupoem.ru/nekrasov/vcherashnij-den-chasu.aspx )
«Стихотворение написано не по живым впечатлениям о наказании крестьянки (Некрасов не мог быть свидетелем истязания женщины, так как практически к женщинам наказание кнутом вследствие его особой опасности не применялось; с 1845 г. «Уложением об наказаниях» вообще было отменено), а на основе зрительного сходства между зачеркнутыми красными чернилами крест-накрест рукописями в цензурном ведомстве и исполосованными кнутом и кровоточащими спинами жертв палача. Стихотворение, таким образом, представляет собой обобщенный символ страданий, включающий истязания над народом и над поэзией, которая вступается за его судьбу и разделяет его участь («иссеченная муза»).
1. Сенная – рыночная площадь в Петербурге; на ней не производились публичные наказания, а находилась полицейская часть, в которой секли розгами (втайне от посторонних глаз) совершивших проступки дворовых, пьяниц, мелких воришек и т. п.
2. Ни звука из ее груди... – После первых ударов кнута у истязуемых, по свидетельствам современников, пропадал голос; тем самым «молчание» крестьянки – и музы! – не признак стойкости и героизма, а признак мученичества (см. коммент. О. А. Проскурина в кн.: Некрасов Н.А. Избранные сочинения. М.: Худ. лит., 1989. С. 564)».
Н.А. Некрасов. Сочинения в трех томах.
Москва: Государственное изд-во
художественной литературы, 1959.
Свидетельство о публикации №119081504458
Лишь бич свистал, играя...
И Музе я сказал: «Гляди!
Сестра твоя родная!»"
Спасибо за слова Некрасова и Ваши думы. А хотим вдохновенного звучания жизни...
Ирина Петал 15.08.2019 14:46 Заявить о нарушении