Три подвижника

«Умом Россию не понять
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.»
Федор Тютчев, 1866

Последнюю строку в стихотворении Тютчева, вынесенного в эпиграф, в соответствии с сюжетом книги, требует маленького исправления: «В Россию с православьем ве-рить.»

    I.1 История православия в России: подвижничество

Первым летописцем, писателем Древней Руси был Нестор Печерский (1056-1114), с 17 лет живший монахом в Киево-Печерской Лавре.
Преподобный Нестор Летописец родился в 50-х годах ХI века в Киеве. Юношей он пришел к преподобному Феодосию в 1074 году и стал послушником. Постриг Преподобного Нестора преемник преподобного Феодосия, игумен Стефан. При нем же он был посвящен во иеродиакона. В монастыре преподобный Нестор нес послушание летописца. Главным подвигом жизни преподобного Нестора было составление к 1112-1113 годам "Повести временных лет". "Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть" - так с первых строк определил цель своего труда преподобный Нестор. Необычайно широкий круг источников (предшествующие русские летописные своды и сказания, монастырские записи, различные исторические сборники), осмысленных с единой, строго церковной точки зрения, позволил преподобному Нестору написать историю Руси как составную часть всемирной истории, истории спасения человеческого рода.
Как писал преподобный Иоанн Лествичник: «Если бы люди знали, как трудно мона-хам, никто бы не пошел в монастырь; а если б знали, какая награда им уготована на небесах, в миру бы никого не осталось!». Монашество – это великий подвиг.
Одним из таких подвижников является преподобный Антоний Печерский. Основа-
тель Киево-Печерской Лавры святой Антоний родился
  в 983 году недалеко от Чернигова. С юных лет он почувствовал влечение к высшей духовной жизни и желал посвятить себя служению Богу, помышляя о монашестве. Став взрослым, он отправился странствовать и, достигнув Афона, возгорелся желанием подражать подвигам его святых насельников. Приняв здесь постриг, юный инок во всем благо угождал Богу и, подвизаясь на пути добродетели, особенно преуспевал в покорности и послушании, так что все монахи радовались, глядя на его святую жизнь. Видя, что монах приобрел духовный опыт, видя святость его жизни и, прозревая в Антонии великого будущего подвижника, игумен афонского монастыря по внушению от Бога благословил его вернуться на родную землю, чтобы там основать иноческое жительство, доселе не распространенное на Руси, сказав: «Антоний! Пора тебе и других руководить во святой жизни. Возвратись в свою Русскую землю, да будет на тебе благословение Святой Афонской Горы, от тебя произойдет множество иноков».
Когда преподобный Антоний в 1051 году вернулся в Киев, там уже существовало несколько монастырей, основанных по желанию князей греками. Святой, не найдя такой строгой жизни, к которой он привык на Афоне, решил продолжить свой подвиг в пещере, расположенной на высоком берегу Днепра, на месте, которое напоминало своим видом Афонские пейзажи. Жил Антоний в великом воздержании, он почти не ел и не пил, спал на земле и самостоятельно добывал себе пропитание, при этом находясь в постоянном молитвенном подвиге. Вскоре слава о нем разнеслась не только по Киеву, но и по другим городам. Многие православные приходили к нему за духовным советом и благословением, стекались к подвижнику и будущие монахи, избравшие своей стезей усердную молитву и аскетический образ жизни. Сам Антоний никого не искал и никого не звал: люди сами тянулись к нему. Некоторые решались навсегда остаться со святым. В числе первых учеников препо-добного Антония был святой Никон, саном иерей, вторым преподобный Феодосий, в котором Антоний прозрел будущего строителя монастыря и заботливого игумена. Таким образом, начали сбываться слова игумена Афонского монастыря, сказанные в свое время Анто-нию: «произойдут от тебя многие черноризцы». В дальнейшем вокруг Антония собрался круг учеников, образовалась монашеская обитель.
Преподобный Феодосий Печерский, основатель общежительного монастырского устава и родоначальник монашества в Русской земле, родился около 1008 года в Василеве, неподалеку от Киева. Был смиренным отроком в богатой семье, свою молодость провел в Курске. Мать видела в нем наследника всем отцовским имениям, но с юных лет он обнаружил непреодолимое влечение к подвижнической жизни, ведя аскетическую жизнь еще в родительском доме. Он не любил детских игр и увлечений, больше тяготел к уединенной жизни, читал и постоянно ходил в церковь. Сам упросил своих родителей отдать его для обучения чтению священных книг и, при отличных способностях и редком усердии, быстро выучился чтению книг, так что все удивлялись разуму отрока. Отличался он скромностью, смирением и другими добрыми качествами. Узнав, что в храме иногда не служат литургию из-за недостатка просфор, он решил сам заняться этим делом: покупал пшеницу, своими руками молол и испеченные просфоры приносил в церковь. В 14 лет он лишился отца, воспитывать его стала только мать – женщина строгая. Она горячо любила сына, но не сочувствовала его стремлениям к подвижничеству, много раз наказывала его, но преподобный твердо решил стать монахом. Услышав однажды в церкви слова Господни: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня» (Матф. 10, 37), он в 23 года решился оставить и мать, и родной город и явился в Киев к преподобному Антонию и, припав к его ногам, просил принять его. «Видишь ли, чадо, — спросил его Антоний, — что пещера моя скромна и тесна?» — «Сам Бог привел меня к тебе, — ответил Феодосий, — буду исполнять то, что ты мне повелишь».
Через четыре года мать отыскала его и со слезами просила возвратиться домой, но святой сам убедил ее остаться в Киеве и принять иночество в обители святителя Николая на Аскольдовой могиле.
Феодосий много трудился на послушании у своего старца Антония, выполнял бес-прекословно все поручения, все дела совершал с молитвой, был посвящен в ангельский – монашеский образ, его душа горела преданностью Богу. В своих подвижнических трудах святой Феодосий превзошел всех, кто жил вместе с ним в монастыре: носил воду, рубил дрова, молол рожь и относил каждому иноку муку.
Ученики преподобного Антония под его руководством построили храм и соорудили келии, первоначально находившиеся в пещерах; поэтому монастырь и получил название Киево-Печерского.
Келия в пещерах
Благословением преподобного Антония и с общего согласия братии на игуменство Печерского монастыря в 1057 году был избран кроткий и смиренный Феодосий. К тому времени число братии уже достигло ста человек. Великий киевский князь Изяслав подарил инокам гору, на которой был выстроен большой храм и келии, а вокруг поставлен частокол. Так образовалась славная Киево-Печерская обитель, в которую братия перебралась в 1062 году. Став настоятелем, преподобный Феодосий начал стараться об учреждении правильного общежития по уставу цареградского Студийского монастыря. Главные черты учрежденного им общежития были следующие: все имущество у братии должно быть общее, время проводилось в непрестанных трудах; труды разделялись по силе каждого игуменом; каждое дело начиналось молитвой и благословением старшего; помыслы открывались игумену, который был истинным руководителем всех ко спасению. В то же время он продолжил нести самые тяжелые монашеские послушания. Сам преподобный был примером для братии: носил воду, рубил дрова, работал в пекарне, носил самую простую одежду, прежде всех приходил в церковь, и на монастырские работы. Кроме аскетических подвигов, преподобный Феодосий отличался великим милосердием к бедным и любовью к ду-ховному просвещению и старался расположить к ним и свою братию. В обители он устроил особый дом для жительства нищих, слепых, хромых, расслабленных и на содержание их, уделял десятую долю монастырских доходов. Кроме того, каждую субботу отсылал целый воз хлеба заключенным в темницах.                                Размышляя над нашими выдающимися подвижниками, мной написано стихотворение.         
Великие подвижники

Киевско-Печерская Лавра вестью о судьбе:
Свято целомудренна Божиим в себе,
Как Ея создатель – се Антоний был;
Нестор – описатель Лавровой судьбы,
Феодосий верный монастырских вех,
Послушаний должных для монахов всех.

С Божьими молитвами: «Господи, спаси…»
Жили три подвижника на Святой Руси.
               


Рецензии