Моряки или итальянская химера наркома Кузнецова
"Ты сам себе теперь дымящий миноносец..."
И.Б.
Начать вероятно стоит с приказа Ставки ВГК, о запрещении выхода крупным кораблям ЧФ из охраняемых военно-морских баз. Это случилось после потери лидера "Харьков" и эсминцев "Беспощадный" и "Способный" 6 октября 1943 года. До этого Черноморский флот потерял лидер эскадренных миноносцев "Москва", крейсер "Червона Украина", и лидер "Ташкент". Последних два корабля были потеряны в собственных морских базах. О потерях водоизмещением поменьше - эсминцев, катеров и подлодок, умолчим, дабы не терять темп повествования. Советский ВМФ, во Вторую Мировую воевал, геройски, не считаясь с потерями, в высшей степени жертвенно и храбро, т.е. непрофессионально. Как часто случается в отечественной истории моряки показали себя не в океанских просторах, а на суше, в частях морской пехоты, в десантах часто бессмысленных и беспощадных, вспомним Петергофский, и в многочисленных речных флотилиях. В "Блокнотах агитатора", отпечатали фразу - "дошли до логова фашистского зверя". Дошли по рекам, буквально. Добрым словом, стоит помянуть малые бронекатера и их конструктора Юлия Юльевича Бенуа. Кораблики, иного слова не подберёшь, длинной чуть более двадцати метров, несмотря на многие недостатки, оказались востребованы и самое главное в тотальной войне, их можно было производить в достаточно больших количествах. Габариты катеров, изначально рассчитывались под перевозку их на железнодорожных платформах, это давало существенную мобильность. Катера имели ресурс модернизации, усиления вооружения, что было продемонстрировано в дальнейшем. Корпуса катеров разделённый на девять отсеков делали их достаточно надёжными, если не сказать феноменально живучими, - например система охлаждавшая выхлопные газы и подававшая их в топливные баки не допустила ни одного взрыва паров бензина в баках во время боевого применения катеров. Как ни странно, несмотря на небольшое водоизмещение, катера обладали неплохой мореходностью, это позволяло использовать их в прибрежной морской зоне и на больших озёрах. Они были в составе Шхерного отряда БФ, в составе флотилий на Ладоге и Онеге. Юлий Бенуа, представитель рода, тех самых Бенуа - художников и архитекторов, что не удивительно для истории любезного Отечества, оказался если не "врагом народа", то "вредителем" и отсидел положенный ему советской властью срок. Вероятно потому, что катера изначально строились для погранохраны НКВД, а обладателю такой фамилии в сочетании с именем и отчеством, не стоило забывать о своём происхождении проектируя корабли для людей с самыми чистыми руками и самым горячим сердцем. Но мы несколько отвлеклись от боевых действиях на морях, с боевыми действиями было значительно хуже, чем с поиском "врагов народа". Точнее, боевые действия ВМФ СССР на море Во Вторую Мировую войну, - абсолютная катастрофа. Хотя, редкие исключения были. 10 августа 1941, п/лодка "Щ-307", командир капитан-лейтенант Н.И. Петров у острова Даго, потопит немецкую U -144. Правда, стоит оговориться, а что же стало с капитан-лейтенантом Петровым, почему о нём почти не вспоминают? С-101, в сорок третьем году потопит U-639 у Новой земли. Но мы опять теряем темп.., наш крейсерский ход... Соответственно, всё изложенное ниже, попытка разобраться, что происходило, если не в головах наших выдающихся флотоводцев, адмиралов увешанными флотоводческими орденами, золотыми погонами кортиками и палашами, то на деле. По делам их.. сказано в одном мировом бестселлере. А золотые погоны, кортики и парадные палаши вернул командирам красного флота Сталин, дабы повысить престиж профессии военно-морского офицера. Подозреваю он и был инициатором учреждения флотоводческих наград, и самого ордена Нахимова. Могилы четырёх адмиралов во Владимирском соборе Севастополя, осквернили и разорили победившие пролетарии под руководством своих комиссаров. Памятник белогвардейцу, адмиралу Нахимову в Севастополе, лет на тридцать перестал существовать. На цоколе памятника появилась очередная фигура вождя мирового пролетариата, товарища Ленина. Но вот Эрих фон Манштейн берёт Севастополь, предварительно разгромив Крымский фронт, (потери РККА, вместе с потерями в Феодосийской десантной операции около 300 тысяч человек). И тут биография царского слуги Павла Степановича, отменно укладывается в историю обороны Севастополя. Первая оборона 349 -ти дневная, символически продолжает Вторую. Актёр Алексей Дикий, выпущенный из заключения досрочно, игравший в кино Сталина, и Кутузова, позже сыграет и Нахимова. Кутузов тоже пригодиться, хотя Москву отдавать и сжигать в Третьей Отечественной войне не придётся, Академик Е.В.Тарле, прощённый Сталиным ещё в 1937, - академик, участвовал в заговоре с целью свержения Советской власти и в деле Промпартии (если верить материалам дела), напишет новые исторические святцы адмирала и фельдмаршала. Появятся ордена, и даже нахимовские училища. Придётся вспомнить ещё Суворова с Ушаковым, но эти два последних заслуженных, из XVIII столетия, что там было в этом столетии совсем далеко от, что особенно и ценно. А ордена первых степеней изготовим из платины, сделаем фильмы о их немеркнущих победах и восстановим кадетские корпуса, замаскировав их под училища суворовские. В общем, русской историй и терпеньем народа можно и должно гордиться, особенно когда война выиграна, мы победили, праздник уже на нашей улице, но капиталистическое окружение осталось.
Где-то тут находится камень первого сомнения между страниц глянцевой патетики и списками кораблей. А какими флотоводческими операциями во Второй Мировой руководили, отмеченные орденами Ушакова и Нахимова товарищи Кузнецов, Трибуц, Октябрьский, Исаков, Басистый, Владимирский, и меньшее зло из этой плеяды Арсений Головко? Для человека минимально интересующегося историй отечественного флота, абсолютно ясно, что в боях с кораблями противника, за исключением катеров и подводных лодок противника, советский ВМФ, не участвовал. Бой СК "Туман", с немецкими эсминцами, точнее расстрел и потопление мобилизованного рыболовного траулера, с точки зрения военно-морского искусства, можно было бы оценивать в величинах отрицательных, но там погибли люди, и погибли они по вине тех, кто вооружил рыболовный траулер двумя пушками 21-К, пригодными больше для салютов, чем для морских боёв. Приложив небольшое усилие, мы с удивлением узнаем, что СК "Туман", находился в зоне действия советских береговых 180 -мм батарей №11 (сделала шесть залпов) № 7 (три залпа), попаданий в три немецких эсминца не было. Морская авиация СФ, тоже себя особо не проявила, хотя 250 -кг бомба и накрыла "Рихард Байтцен", и он на время даже потерял ход. Крупные боевые корабли Кригсмарине не появились, ни на Чёрном, ни на Балтийском, т.е непосредственно в акватории Финского заливе. Советский флот, на этих театрах, воевал против берега, поддерживал фланги армий. Впрочем, у финнов были два броненосца береговой обороны с десятидюймовыми орудиями, головная боль Балтфлота и постоянный поиск лётчиков морской авиации. В итоге один финский броненосец подорвался на минах, а второй "Вяйнямёйнен" умело прятался в маскировке сливаясь с кромкой берега, и по сводкам был неоднократно потоплен бомбардировщиками полковника В.И.Ракова, но почему-то, успешно пережил окончание войны и был под неким дипломатическим давлением продан СССР, кажется в сорок седьмом году. В списках БФ, позже значился как монитор "Выборг", и был выведен из состава флота в середине шестидесятых годов прошлого века. Надводные крупные корабли Северного флота и надводные силы Кригсмарине, на заполярном военном театре, волею случая, или обоюдным нежеланием противников не соприкоснулись. Там у СССР самым крупным из отечественной постройки были эсминцы и лидер "Баку", да и тот пришедший с ТОФа Северным путём уже в ходе войны. Немцам, было не до поиска и преследования советских эсминцев, их больше волновали и пугали британцы, и не без оснований, если вспомнить судьбы "Адмирала графа Шпее", "Бисмарка" и "Шанхорста". Чтобы избежать упрёков и ненужного проявления гневных, праведных эмоций, посмотрим на потери родного ВМФ, хотя бы на некоторые. Эсминец "Стремительный", потоплен 20 июля 1941 г., немецкой авиацией. И где? В базе Северного флота - на рейде Полярного. Из шести крейсерских подводных лодок типа "К", до конца войны на СФ, дотянула только "К-21". То, что Северный флот не готов к войне, докладывал в апреле 1941, после его инспекции Л.М. Галлер, и это не личный провал Головко, это слабость всей системы подготовки РККФ, как впрочем и провал всей социальной системы первой в мире страны социализма. Наркомом флота, победившей страны этого самого социализма, уже второй год был Кузнецов, человек прошедший кстати боевые действия в Испании в качестве военного советника республиканцев. Разумеется в Испании он был исключительно на "добровольных" началах со звонким, ассоциативно-победным конспиративным псевдонимом (или "погоняловым"?) Николас Лепанто. Печально знаменитый Таллинский переход, стал чем-то вроде второй Цусимы, не по числу потерянных боевых кораблей, хотя этот список забывать не стоит, а по потерям личного состава эвакуируемой таллинской ВМБ, экипажей и беженцев. Это единственная крупная, боевая операция проведённая БФ непосредственно в море. Слова "крупная и боевая", стоит поставить в смысловые кавычки, т.к. бой скорей походил на обречённое, планомерное уничтожение, проход по минным полям, с атаками кораблей самолётами Люфтваффе. Атаки на большей части перехода, проводились в "чистом небе", сталинские соколы ничего противопоставить орлам Геринга не смогли. Про Севастопольскую катастрофу массовому зрителю, достаточно подробно рассказал абсолютно идеологически выдержанный ТВ канал "Звезда" принадлежащий МО РФ. Бегство Октябрьского, генерал-майора Ивана Петрова их политруков и штаба теперь широко известно. 90 или 100 тысяч погибших и попавших в плен в Севастополе, сопоставимы с потерями немцев под Сталинградом. Конечно, теперь многим хочется, чтобы Октябрьский с Петровым застрелились, но получилось как получилось. Петров в октябре 42-го генерал-лейтенант, в 43-м генерал армии, участник Берлинской операции, в мае 45-го года Герой Советского Союза. За что Филипп Сергеевич, получил Звезду Героя в 1958, вопрос риторический, верно за то же, что и маршал Брежнев получил все свои четыре геройские, воспринимавшиеся страной как клоунские "звёздочки" с орденом "Победа", по сути снятый с покойника Говорова. На флоте поговаривали, что Головко спросил у Октябрьского, за какие подвиги, ты стал Героем... Адмирал А.М.Головко на этот вопрос имел полное право. Во всяком случае, боевые действия в районе Мурманска и территории баз подчинённых СФ, выгодно отличались от крымских и керченских событий. Потомки, могли бы спросить у Октябрьского, откуда у вас такая красивая артистическая фамилия? Вероятно из любви к искусству? Нет, от преданности Идеалам Революции, ответил бы нам Иванов, Филипп Сергеевич 1899 года, рождения, русский из крестьян Тверской губернии. Но командуя ЧФ, Октябрьский, выполнял приказы Кузнецова и штабную волю и планы Исакова. Если подумать, над всеми этими провальными военно-морскими операциями нависает тень сталинского выдвиженца Н.Г.Кузнецова. Трудно не согласится с Игорем Буничем написавшем, что: "Среди сталинских военачальников адмирал Кузнецов был, пожалуй, самым честным и смелым человеком, насколько это вообще позволяла уголовно-волчья обстановка, царившая в коридорах Кремля". Это возможно проясняет и частично объясняет происходившее, но не меняет финального исторического результата. А далее, читатель, мы пойдём веселящим литературным пунктиром и настоящим противолодочным зигзагом. В 1936 году, товарищ Сталин, лучший друг военных моряков, а также физкультурников и кинематографистов, озвучил программу строительства Большого флота, Мы не будем пристально рассматривать отношение товарища Сталина к военно-морской науке, которую, если верить Вс.Вишневскому, товарищ Сталин оплакивал, ещё в незабываемом 1919 году. Сталин строит свою империю, а Империя без Военно-Морского флота, не империя. а жалкая сухопутная пародия. Испанские события, показали что без сильного ВМФ, мечта о СССР в масштабе всего человечества недостижима, и даже если эту мечту можно распространить путями континентальными., то флот все равно необходим. Остаётся британский лев, их неприятный, заторможенный, абсолютно бестолковый Чемберлен, растолстевший в наглой недосягаемости бульдог Черчилль и их нахальный непотопляемый остров. На Дальнем Востоке, безнаказанно усиливается Япония, а товарищ Сталин, просто любит большие военные корабли, и что в этом плохого ? Линкоры и особенно тяжёлые крейсера, это также красиво, как балет, московские высотки, спортивные автомобили и авиационные парады в Тушино. Неслучайно крейсера 82 проекта "Сталинград", до конца дней останется любимейшей. но недостроенной игрушкой генералиссимуса. Как и недостроенные из-за удара Вермахта линкоры типа "Советский Союз" с их девятью 406 -мм. орудиями, сопоставимыми с любым из американских или британских линкоров. У Германии нет ничего подобного. Точнее уже есть "Бисмарк" и "Тирпиц" с 380 -мм, но если вспомнить одного кинематографического персонажа со знакомой, всему миру трубкой и френчем - "верю, верю, что тяжело... потерпите годик, другой и всего вдоволь будет". Тут в продуманный сталинский план, опять вмешивается, эта неуправляемая нимфа Клио, и не даёт ни "годика ни другого". Советская военно-морская доктрина, делает резкий поворот от "москитного флота", к Большому флоту, от теории обороны к открытой наступательной войне, очередная маленькая плановая успешная, кадровая чистка комсостава, инженеров-кораблестроителей особенно "бывших" и все понимают, что флот это навсегда, и "это навсегда" - важно. А важнейшим из искусств для нас является кино, именно так учил товарищ Ленин, - Сталин лучший и верный, нет самый верный ученик, это не просто запомнил, но и претворил в жизнь. В 1939 на экраны страны выходит фильм "Моряки", реж. Владимира Брауна, кстати хорошего приятеля, если не друга Филиппа Октябрьского. В 1939, наркомом РККФ становится Н.Г.Кузнецов, Сталин помнит его по крейсеру "Червона Украина", ещё с 1929 года, вызов в Москву из Владивостока, и Кузнецов меняет Фриновского, этого недалёкого ветерана ЧК, ушедшего подвалами Лубянки вслед за своим прежним шефом-педерастом Ежовым. Сталин, явно симпатизирует Кузнецову, прощая даже, товарищу Кузнецову бравое, на двоих с будущим эффективным адмиралом устрашения С.Горшковым, утопление при буксировке эсминца "Решительный" в бытность товарищем Кузнецовым командующим ТОФ. У ВМФ появляется свой праздник, - День Флота в последнее воскресенье июля. Маленький реверанс памяти Гагнутской баталии, дню рождения наркома или дань календарю, на последнюю неделю лета в стране выпадает самая хорошая погода. Возможно всего понемногу. Итак, дальше. Вся или почти вся страна, т.е те граждане кто имеет возможность регулярно посещать кинотеатры, клубы, дома и дворцы Культуры смотрит на экраны и видит чудесную военно-морскую утопию направленную в недалёкое грядущее под названием "Моряки", с музыкой композитора Милютина ещё не написавшего мелодию к "Сердцам четырёх", с участием боевых кораблей ЧФ, производства Одесской киностудии. В этом фильме прекрасно всё, от первых кадров - панорама юта линкора "Парижская коммуна" со строем матросов в белых форменках и до последних титров "За Родину!За Сталина! На врага Полный вперёд!" появляющихся на фоне кораблей несуществующего Большого флота. Возможно наследники и продолжатели дела мадам Аркус, защитят учёные степени на концептуальном разборе этого "кина". Хотя, если осадить иронию, фильм действительно знаковый с точки зрения историка, если не кино-, то историка военного. Режиссёр Владимир Браун в советском синема, признанный мастер "морской темы", его дед и отец были офицерами императорского флота, и любовь к кораблям вероятно искренняя и наследственная. Прекрасно, когда любовь безопасна, и ещё неплохо финансируется образуя волшебный сплав эмоций и реализованных возможностей. Прекрасен, впрочем и подбор актёров, изображающих героев не просто безупречных, но и с благозвучными фамилиями. Разумеется простые матросы радостно придурковатые, лучший комический придурок советского кино, великий актёр эпизода - Константин Сорокин, - в фильме матрос Стёпа, в энный раз играет очередного персонажа из рассказов Зощенко. Как тут не вспомнить Набокова с его "культ матросов и скул" накрывший не только советскую литературу но и кинематограф. Лица у всех командиров комиссаров, старшин и матросов идеологически выдержанные, как их мечты и разговоры. Опуская лирические линии, девушки в "Моряках" исключительно офицеры ВВС ВМФ, этакие дочери народа в стиле Третьего Рейха и красавиц Росселлини из получившего ровно через год Большой приз в Венеции фильма "Белый корабль", снятого о боевых события по ту сторону, той же военно-морской тематики. ,В роли условного главного героя-любовника, командира-подводника, сам Столяров, - секс-символ всего нерушимого СССР, сошедший прямиком с монумента Мухиной, через "Цирк", идеальный, атлетический Рабочий, ставший Красным Командиром.. Повторю, фильм заслуживает самого пристального рассмотрения, от съёмок боевых кораблей на Севастопольском рейде, катеров Г-5 с одним сиротливым, слабым пулемётом ШКАС на рубке, и самолётов МБР-2, уничтожающих в горизонтальном бомбометании одинокий эсминец врага. (кажется в этой роли снялся эсминец ЧФ "Незаможник"), до показа некоего быта красных военных моряков. В этом дивном социалистическом военно-морском мире, одетые во всё белое персонажи, играют в большой теннис, катаются в автомобилях-кабриолетах по горным дорогам, разумеется съёмки в Крыму, недалеко от Ливадии, празднуют дни рождения с цветочными букетами и мхатовскими томными взорами, накрывая столы минимум на двадцать персон, с уже откупоренными бутылками игристого (того, что мы в поздние годы развитого социализма будем знать как "Советское шампанское"), и поют старые, трогательные песни аккомпанируя на рояле,(правда стихи Владимира Богораза украл Лебедев-Кумач, но об этом мало кто задумывается, тем более что Кумач-Лебедев крал отовсюду). Романс "В Цусимском проливе далёком..." упоминание русско-японской войны, тоже важен. Конечно это упоминание идёт по касательной, как и у Ахматовой, написавшей в сороковом году:
Черёмуха мимо
Прокралась, как сон.
И кто-то «Цусима!»
Сказал в телефон.
О позоре с которым люди старшего поколения жили сорок лет, Сталин напишет в статье опубликованной в газете "Правда" от 3 сентября 1945 "...поражение русских войск в 1904 году в период русско-японской войны оставило в сознании народа тяжелые воспоминания. Оно легло на нашу страну черным пятном. Наш народ верил и ждал, что наступит день, когда Япония будет разбита и пятно будет ликвидировано. Сорок лет ждали мы, люди старого поколения, этого дня. И вот этот день наступил. Сегодня Япония признала себя побежденной и подписала акт безоговорочной капитуляции." И как добавят в послесловии к "На "Орле" в Цусиме", В.П. Костенко - Цусима была отомщена сторицею. Правда, о том что на море Японию разгромили США, Верховный Главнокомандующий, как и о подписании акта капитуляции на борту линкора "Миссури", советскому народу не расскажет.
Но самое важное в фильме "Моряки", сценарий. Он утверждался и был одобрен, а фильм был просмотрен не только утверждавшими и согласовавшими сценарий, но и самим товарищем Сталиным. А кто же сценаристы, этой на время забытой, но важной для нашей истории картины. Обратимся к возможностям интернета, пока нам его не отрубили. У фильма два сценариста, и оба служили на флоте. Иоганн Моисеевич Зельцер, и Сергей Иванович Абрамович-Блэк. Желающие сами могут отследить их биографии, тут всё символично, и Зельцер родившийся в Одессе на Молдаванке, и Блэк, командовавший в 1927 году эсминцем "Железняков", и их участие в революции и Гражданской. И их гибель, оба погибнут в 1941, Зельцер 23 сентября, на линкоре "Марат". будучи редактором многотиражки Балтфлота. Снова появляются Люфтваффе и кавалер полного банта Рыцарского креста Ханс-Ульрих Рудель. Второй соавтор, Абрамович-Блэк капитан 3-го ранга (бывший мичман выпуска 1915 года), редактор многотиражки крейсера "Киров", в декабре 1941 года арестован по обвинению в пораженческих настроениях (попытке сдать крейсер противнику — протестовал (!), обратите внимание, "против намерения командования взорвать крейсер при возможной сдаче Ленинграда"). Соответственно, приговорен к десяти годам заключения, умер в тюрьме от дизентерии или всё же от голода и дистрофии, как Даниил Хармс? Но, всё случится в 1941. Хотя некоторые источники указывают смерть Абрамовича-Блэка 1942 годом, это мало что меняет. А пока 1939, и возможно даже ещё 38, пишется сценарий, подбираются актёры, время съёмок. монтажа и т п. Явно в этом несколько опереточном трио Зельцер-Блэк-Браун, повезло "коричневому". Основной, посыл фильма "Моряки", его "месседж", как любил говорить один знакомый поэт метареалист-метаморфист, успевший закончить Стенфордский университет, или как говорят люди театральные "сверхзадача" - это показ будущего разгрома Большим Советским флотом эскадр противника вероломно вторгнувшихся в советские территориальные воды., легко понять Чёрного моря. Бой и разгром показан, хотя в первые часы грядущей морской войны, врага встречает Первая эскадра, непосредственно линкор "Кремль" ( в его роли и снялась "Парижская коммуна"), связывая боем и наводя под сокрушительные залпы новых советских линкоров. Правда никаких настоящих новых линкоров у РККФ нет, и не будет, как нет и не будет в эпоху правления Сталина тяжёлых крейсеров, авианосцев, и впоследствии, что самое важное удобных, оборудованных и главенствующих в стратегическом отношении океанских военно-морских баз, и всей сложнейшей и дорогостоящей структуры содержания и подготовки флота отвечающей "вызовам времени". Поэтому в фильме "Моряки", большой советский флот изображают модели линкоров, несуществующих в списках РККФ, но существующих в реальности. Они очень напоминают улучшенные варианты французских "Ришелье", "Дюнкерк" и "Страсбург". В роли "флота вероятного противника" - подразумевался флот союзной по духу и экономическим отношениям, но враждебной по пропагандистским эскападам фашистской Италии. Сверим наш маленький экскурс с Италией, великой колыбелью европейской культуры и цивилизации, если не матерью, то повивальной бабкой наших эсминцев "7" проекта и крейсеров "26" -ого, фирма "Ансальдо", мы тебя не забудем. И конечно, "голубой крейсер", лидер "Ташкент", - итальянская постройка, восторг и зависть всего флота. Первые "штормовые коридоры", советские моряки их сразу оценили. Отдадим должное отечественным оружейникам, башенные 130 -мм установки, были собственного производства. Итальянское судостроение, восторгало, итальянский ВМФ страшил. И никогда не забудут самого главного, трагического "итальянца" в советском флоте - линкор "Новороссийск". Прибавим к нему крейсер "Керчь", и пару эсминцев, и итальянские сны адмиралов вошли в состав Черноморского флота. Химера стала осязаемой, её силуэт отчётливо читался на глади рейда Севастопольской бухты. И снова к истории советского кинематографа. Подобные фильмы, как "Моряки", "Если завтра война", "Третий удар", "Падение Берлина", а позже, "Освобождение", "Солдаты свободы" и т.п. и т.д., задумывались, финансировались и окончательно утверждались в самых высоких инстанциях. А теперь вернёмся к нашему главному флотоводцу адмиралу Кузнецову. В настоящее время, это надводная икона российского ВМФ, как и главный и единственный авианесущий крейсер, он же авианосец, его имени. Правда в девичестве авианесущий противолодочный крейсер проекта 1143.5 писался "Рига", после "Леонид Брежнев", право Клио, муза не лишённая остроумной издёвки, корабль даже нарекли "Тбилиси". Биография Кузнецова, деяния, мемуары сейчас доступны любому кругу заинтересованных сограждан, а равно и комментарии к ним. Можно полистать таких внимательных и вполне добросовестных авторов как В.Доценко, А.Платонов и А.Широкоград. Что же мы получим, продвигаясь далее нашим литературно-кинематографическим зигзагом, наводя оптику на фигуру рослого адмирала с лицом умеренно пьющего человека, человека неглупого, и работоспособного. Утверждают, что он знал четыре иностранных языка, и действительно выступал референтом Сталина на Ялтинской и Потсдамской конференциях, был сторонником строительства сбалансированного флота, вполне обоснованно критиковал неудачный эсминец проекта 30-бис, понимал роль и необходимость авианосцев ещё в тридцатые годы, два раза Сталиным и Хрущёвым несправедливо был отстранён, от главного дела своей жизни - командование флотом. Но, тут кроется некое несоответствие, небольшое, но возможно способное объяснить некоторые пункты биографии Кузнецова. Это абсолютно бездарное командование ВМФ в годы войны, как впрочем и подготовка флота к грядущей войне, пусть не на стратегическом, тут у Кузнецова явно отсутствовали какие-либо возможности, а на оперативно-тактическом. Тут-то было где себя проявить, от подготовки и согласования и назначения командующих флотов и командиров соединений, до постановки и контроля над исполнением внятных продуманных боевых задач. А далее фильм "Моряки", ожидание, буквальное прорыва итальянского флота в Чёрное море, (что было невозможно по нескольким, всем известным фактам) и что самое печальное, бестолковые повлекшие за собой катастрофические последствия действия флота на Чёрном и на Балтийских морях. Это и бессмысленное минирование районов подхода к Севастополю в ожидании появления итальянского флота и высадки десанта, и постановка противолодочных сетей в Керченском проливе, дабы не пропустить (!) подводные лодки противника в Азовское море где глубина достигает 13 метров. И не менее бессмысленное минирование вод балтийских. Набеговые операции со стрельбой без корректировки по неразведанным береговым целям, и элементарная недооценка противника в первую очередь авиации Германии. Это невозможность оказать достойное противодействие уже в 1944, немецким кораблям и судам осуществивших эвакуацию морем из Крыма и Курляндии войск Вермахта и т. д. . Желающие могут найти списки потерь ВМФ СССР, и если хватит нервов и терпения, дочитать их до конца. Вероятно, Сталин, дочитал их до конца году к 48, и после неких разногласий во взглядах на будущие судостроительные программы, терпение вождя в отношении любимых ВМС несколько иссякло. Не думаю, что бы Сталина сокрушали потери ВМФ, в прошедшей войне, его вероятно не сильно обрадовали сами действия флота, в операциях заключительного этапа войны. А тут эти нерадивые адмиралы, смеют ещё перечить, ему - корифею, самой передовой марксистской военно-морской науки, постепенно становящейся сталинской. Возможно это только предположение, но в результате явно инспирированного дела о передаче трофейной акустической торпеды британцам, пресловутого "суда чести", под председательством маршала Говорова, Кузнецов был разжалован до контр-адмирала и снят с занимаемых должностей, но остался на свободе и снова оказался на Дальнем Востоке. Л.М.Галлер , Алафузов, и Степанов, оказались в заключении. Галлер, сойдёт в тюрьме с ума, и в 1950 скончается в Казанской психиатрической больнице МВД. В.А. Алафузов и Г.А. Степанов, после смерти Сталина снова вернутся на флот. Но. наконец-то настал март 1953. Пережившие цезаря, утешились насколько позволила ситуация. Смотря на опыт прошедшей войны, Кузнецов, и не только он, отметили эффектные действия боевых пловцов Британии, Германии и конечно Италии. Тень легендарного князя Боргезе, не приходила по ночам в спальни, но его боевой опыт кружил головы советских флотоводцев. Оружие слабых, против сильных - террор. На этот раз морской. Всё укладывалось в доступную к практической реализации схему - боевые пловцы-диверсанты. Подумал, и стало - морской спецназ. А где-то рядом в Крыму, уже известные нам, линкор "Новороссийск" и крейсер "Керчь". Италия ближе чем мы думали, ещё одно "странное сближение", этот Юнио Валерио, женат на праправнучке Александра I. Впрочем, последнее никак не касается нашего героя. С линкором "Новороссийск" случилась трагедия, о которой молчали долго и терпеливо, как и о многом в СССР. Кузнецов пал, жертвой партийно-номенклатурных игр, Хрущёв его недолюбливал, а товарищ Жуков просто, по-крестьянски ненавидел, как с годами ненавидит недалёкий, но хитрый русский крестьянин "образованных". Впрочем, об этом лучше прочитать у А.П. Чехова. Отставка, персональная пенсия, написание мемуаров, смерть. Много после из адмирала Н.Г.Кузнецова, сделают икону не вполне чудотворную, но минимум выдающегося советского флотоводца, прозорливого теоретика военно-морского искусства, дипломата, и государственного деятеля. Бесспорно, отчасти он таким и был. Но что до выдающихся флотоводческих операций, с этим более или менее понятно, за всё время своего существования советский ВМФ, с 1919 года по 1991, потопил всего три надводных корабля противника, хотя будем справедливы - потопленный израильский эсминец "Эйлат" 21 октября 1967 года, бывший британец, явно потоплен советскими военными специалистами с советских ракетных катеров. Так вот, три потопленных корабля, трёх разных противников, водоизмещением от эсминца и больше. Британец, финн и немец. Какие? Милейший читатель, мы живём в эпоху Интернета, компьютер - уравнял всех. Вперёд, - ищи. Что, до разумных идей развития будущего флота до и после Второй Мировой, могли быть озвучены и вероятно были много раз оговорены какими-нибудь лейтенантами многих флотов будущих воюющих государств, как это обычно и бывает, пока лейтенанты не станут адмиралами. Адмиралы всегда готовятся к прошедшей войне. Что до политиков, в массе, во всяком случае почти на всей территории бывшей Российской империи они не отличаются от высшего генералитета. Но будем по возможности снисходительны к Кузнецову, он много лучше нежели Смирнов, Фриновский или даже Горшков. Его ненавидел Жуков и недолюбливал Хрущёв, что само по себе делает Кузнецова номенклатурным изгнанником. "Крейсера с артиллерией нам не нужны. Авианосцы американцы строят потому, что их дело вершить свои дела через океан. Но Кузнецов дела не знал, а претензии имел очень большие. Мы разобрались - и сняли дурака!". Так сказал добрый парень-дурачина, о нашем герое. Сам Хрущёв, разумеется дело знал, особенно в Карибском море. В итоге, оказался тем же персональным пенсионером союзного значения, что и Кузнецов.
И как не вспомнить вспомним Юлия Цезаря, одного из победителей киликийских пиратов в морском бою - Никакая победа не принесет столько, сколько может отнять одно поражение. Изданные в СССР мемуары Кузнецова, оправдывают героику флота, а это для партии победившего пролетариата главное.
Если вы доберётесь до Ушаковской набережной в Петербурге, что до начала 50-х гг., прошлого века старательно именовалась Строгановской, то ваш взгляд будет прикован к громадному зданию, чем-то отдалённо, напоминающее здание на Лубянке, правда этажность пониже, зато монументальные фасады строже, и кажется площадь в квадратных метрах больше. Во всяком случае размеры сопоставимы, а победная панорама Большой Невки добавляет размаха и величия архитектурному замыслу. Теперь эта постройка, заметим годы строительства 1938-41, т.е. здание ровесник фильма "Моряки", называется - Военный учебно-научный центр Военно-Морского Флота «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова», если верить путеводителю, по вновь переименованному городу. Академию, тоже переименовали, и вдова-академия успела побыть и Николаевской, Ворошилова и имени маршала А.А. Гречко, что надо отметить, свидетельствует об истинном положении флот как в СССР, так и в современной России. С 2008 года, ей предложили взять имя Н.Г.Кузнецова. Новым российским ВМФ, понадобился новый, несокрушимый мателот в строю новейшей истории. Разумеется, если есть Академия ВМФ, то должен быть и флот, и Военно-Морская доктрина овеянная именами славных советских адмиралов, и далее по списку: сражения, победы, адмиралы и возможно даже корабли океанской зоны, и несколько неловко произносить этот термин вводящий в суровый алкогольный ступор командиров атомных подводных лодок - "Коэффициент оперативного напряжения". Далее всё как обычно, познаётся в сравнении и уже не с флотом Италии, а с ВМФ Поднебесной Народной Республики под чарующие звуки вальса "Амурские волны", но в этот раз хор будет звучать на китайском языке. .
С-Пб. август 2019
Свидетельство о публикации №119081205927
Кстати список кораблей можно и расширить. Бездарно потерянных. Вернее проданных барыгами за гроши, вместе с кортиками и орденами.На металл. Чтобы гвоздей наковать в гроб коммунизма.Кораблей построенных на деньги народа.И "Амурские волны" с китайским акцентом...
Маленькое соображение, как мой личный взгляд на существо вопроса почему флот(надводный) не был использован в полной мере как решающий или многое определяющий в военном плане фактор.В стратегическом плане всей войны.Да просто потому что он таковым не являлся.со времен киликийских пиратов многое изменилось.И даже уже во времена похода Наполеона на Москву.
Во первых любой выход флота на какие либо просторы в требуемом для исторического кадра количестве и составе это очень дорого(выгул немцами Тирпица или Бисмарка на коротком поводке и под присмотром тысячи нянек это косвенным образом подтверждает) Особенно для момента, когда танки идут в бой с одной заправкой. И когда исход войны решается на суше.Для американцев с японцами все решали флоты. По вполне понятным причинам.Для американцев с немцами не в той же но достаточной степени. Для нас с немцами нет.Да и квантунская армия была недосягаема для огня линкоров.Отсюда корабельная артиллерия в системах обороны прибрежных городов. Или снятие части орудий для использования в укреп. районах.Использование частей морской пехоты, сформированных из экипажей(в силу специфики службы и тех же славных морских традиций очень спаянных, с высоким моральным духом частей, ставших практически элитой армии). Немцы наших моряков весьма уважали.Как использовали эти части это уже другой вопрос. Иногда и абсолютно бездарно. Не спорю.Но по поводу кораблей - думаю все же в том же Ленинграде или Севастополе их батареи принесли больше пользы(в том же Ленинграде
это был очень существенный фактор)в прибрежной обороне, чем если бы они были потеряны в море, даже нанеся немцам какой то урон.Да, опять же потеряны многие были и без этого.Глупо и бездарно.Без боя. И их артиллерия позже пригодилась бы. Но это не к вопросам боевого применения. Подлодки были именно что целесообразнее в использовании. Большая скрытность("коэффициент напряжения" не меньше чем у немецких суперлинкоров), реальный урон армии противника от потерь в конвоях и удорожание конечных грузов, зачастую стратегических, как тот же никель на цифру потерь и количество судов охранения.Кроме того и союзники по крайней мере до открытия "второго фронта" были уже полезны решая свои сугубые проблемы но отвлекая флот немцев от наших берегов. Речной флот(не путать с потешной флотилией), зачастую создававшийся практически по месту и к оперативным задачам сыграл как раз таки немаловажную роль во многих стратегических операциях. Это было может не так красиво и зрелищно как на океанских просторах, но посмотрите журналы боевого применения этих флотов и оцените масштаб их работы. Кол-во войск, техники и др. грузов переправленных в ходе боев. Прикрытие переправ, плацдармов, вывоз раненых.Настоящие трудяги. И герои.Яркий пример Сталинград.
Если возвратиться к вопросам цен(кто и какую цену заплатил в людях опять же вопрос отдельный), то Советский Союз в этом зачастую переигрывал Германию, компенсируя этим слабость в других вопросах. Т-34 был лучшим именно по совокупности боевых качеств, ремонтопригодности и себестоимости. КВ был отличным тяжелым танком, но проигрывал в этой совокупности(в плане общего применения, а не в частном конкретном случае)среднему Т-34.Не говоря о немецких танках.Да, наше было дешевле и за счет того, что у станков стояли женщины и дети за паек. И за что-то большее чем он.Вопрос - а что же француженки, например, или бельгийки не были замечены в этом - не потому ли что русские бабы и дети ковали мечи для своих отцов и мужей дерущихся насмерть с врагом, а их мужья побросали копья и разбежались по домам при одном его появлении.В чем разница между Европой и Россией. Да в том, что для них это вопрос конкуренции, а для России это всегда вопрос выживания.Поэтому Париж это не Сталинград, не Ленинград, и не Москва.
И почему безусловно приняв холокост, как преступление против человечности, не признан геноцид против русского народа. Потому что у Власова не могло быть евреев? Или потому что кто-то пытается предположить что у него и его вояк после победы нацизма была перспектива на долгую и счастливую жизнь?Вспомним что Гитлер планировал сделать с Москвой(а Берлин, о чудо, как стоял, так и стоит - хотя вряд ли бы кто посмел нас упрекнуть если бы на его месте котлован с тухлой водой образовался, а вот Дрезден пришлось отстраивать заново - разница подходов, туды его в качель...)
Возвращаясь к флоту, уже в современных реалиях. Все привязано к задачам, которые стоят сейчас и в будущем. Частные задачи, и как фактор психологического давления (на противника с весьма ограниченным ресурсом)это одно.И тогда принцип разумной достаточности. И как стратегический ресурс, который все больше измеряем в боевых характеристиках ракет, запускаемых за тысячи километров и способных топить целые авианосные группы. Время крупных морских баталий с артиллерийскими дуэлями и где-то даже абордажами в прошлом.Думаю сейчас Российский Флот во многом отвечает всем текущим задачам. Хотя пару авианосцев еще не помешало бы, но опять же не в качестве дорогой игрушки, а задействованных под вполне конкретные задачи.
Авиценна 24.01.2022 05:43 Заявить о нарушении
Авиценна 24.01.2022 07:13 Заявить о нарушении
Самое прямое и непосредственное.
Авиценна 24.01.2022 07:46 Заявить о нарушении
Авиценна 27.01.2022 16:46 Заявить о нарушении
Выглядеть идиотом на таком фоне мне, с моими дилетантскими суждениями, было бы совсем прискорбно.Отсутствие академического образования помноженное на категоричность суждений доведут меня однажды до цугундера)
Авиценна 28.01.2022 08:47 Заявить о нарушении