Молчат? Значит, ни прибавить, ни убавить!

Знатокопыжзон:
— Публикуя  сказку Пушкина «Царь Никита и сорок его дочерей», объясню, чем она привлекла. Ещё в юности я был восхищён поэтическим совершенством этой сказки – ни одного сбоя ни в рифме, ни в ритме (содержание, правда, несколько фривольное). Так и хочется сказать словами самого поэта, сказанными в письме к Вяземскому: "ай да Пушкин! ай да сукин сын!"


Литхисторский:
— Этот текст принадлежит действительно А.С.Пушкину, что подтвердили мне друзья и в Институте русской литературы ["Пушкинский дом"], в нашем С.Пб., на Васильевском о-ве.


Чистодур:
— Какой пошляк этот Пушкин!


Саньсанькин:
— АС был близок к народу, к простой жизни и такому же простому фольклору и сказку придумал чудесную, народную.


Доннадонья:
—  Было бы странно, если б полный сил, влюбчивый молодой мужчина не написал что либо провокационное)


Правдоуст:
— Слышал, что есть такая сказка, но не читал! Спасибо! В масть нашему времени! Нынешним нравам, раскрепощённым и откровенным! Но хвала Пушкину: всё – прилично! не то что живые "классики" и "гении"!..

Вот секретно, осторожно,
по курьерской подорожной
и во все земли концы
были посланы гонцы.
Они скачут, всюду рыщут
и царю колдунью ищут.
Год проходит и другой
нету вести никакой.

Есть малозаметный сбой в размере. А значит, и в ритме.

Они скачут, всюду рыщут
и царю колдунью ищут. – «Они» – тут  для сохранения ритма напрашивается ударение на "о".

Пушкину можно было дать так:
СКАЧУТ ВСАДНИКИ И РЫЩУТ,
ДА ЦАРЮ КОЛДУНЬЮ ИЩУТ.


Витёкневдомёк:
— Это текст Пушкина и не вам критиковать гения.

 
Ваньванич:
— В целом, Правдоуст, вы правильно отметили, что поэту удалось сохранить приличия, даже касаясь столь пикантной темы (тут некоторые комментаторы явно погорячились...). Что касается сбоя ритма, тут я не уверен уже в вашей правоте. По мне – так всё нормально, но окончательно могут рассудить здесь лишь люди с хорошим музыкальным слухом... Мне в экспедициях "медведи на уши наступали" постоянно!..)) С уважением!


Правдоуст:
— Уважаемый Ваньванич!
Несколько часов назад лайком я хотел дать знак, что прочитал Ваш коммент . Но я не имел возможности ответить. Теперь же я дома и могу обосновать свою предыдущую рецензию (её то ли не видит Знатокопыжзон, то ли ещё что-то; в смысле, жаль, что нет его квалифицированной реакции).

Когда медведь на ухо наступает, это, конечно, сурово. Но дело в том, что совершенная гармоничность стиха зависит не от медведя и не от степени слуха слушателя. А от, строго говоря, соблюдения теории стихосложения в её классической части. В своём предыдущем комменте я недаром привёл не одну "хромающую" строку и даже не связанные с ней ещё три, но и предыдущие четыре. То есть всего 8 строк. Более того, я указал, в каком слове проявился чуть-чуть заметный "спотыкач", а именно: в "Они". И отметил, что по использованному в произведению стихотворному размеру ударение должно падать на "о": Они скачут, всюду рыщут.  Но так ведь не говорят! Так ведь не годится!

Раз уж Вы, Ваньванич, вынудили меня коснуться теории, давайте разберём эти два четверостишия: разобьём строки на ударные и безударные слоги.

Вот секретно, осторожно,
по курьерской подорожной
и во все земли концы
были посланы гонцы.
!-!-!-!-
!-!-!-!-
!-!-!-!
!-!-!-!
Смотрите: ударения падают на 1, 3, 5, 7-й слоги. То есть это хорей (название стихотворного размера). Четырёхстопный хорей (четыре ударных слога). Причём в первых двух строках рифма женская [клаузула (окончание) безударная], а в 3-й и 4-й строках – мужская рифма.

Теперь посмотрим на следующие четыре строки.

Так как "Они " не говорят и не скажешь, то при чтении этого местоимения (в 3-ем лице, множественное число) приходится его обе гласные произносить скомканно (безударно) и первое ударение выделять на слове "скАчут". Скомканность произношения "они" и даёт сбой ритма, пусть и совершенно незамеченный даже таким докой, как почтенный Знатокопыжзон. Но он, сбой, есть. Смотрите ниже на раскладку. Обратите внимание на чередование ударных и безударных слогов в первой строке и сравните с раскладкой первой строки предыдущего четверостишия.

Они скачут, всюду рыщут
и царю колдунью ищут.
Год проходит и другой
нету вести никакой.
--!-!-!-
!-!-!-!-
!-!-!-!
!-!-!-!

А теперь посмотрим на то, что я предложил.

СКАЧУТ ВСАДНИКИ И РЫЩУТ,
ДА ЦАРЮ КОЛДУНЬЮ ИЩУТ.
!-!-!-!-
!-!-!-!-
То есть обе строки, во-первых, ни на йоту не вылезают из хорея, а во-вторых – нисколько не теряют в смысле.

И ещё одна информация. Вся сказка как бы распадается на катрены (четверостишия с определённым смыслом). Но рифмовка в катренах – смежная. То есть рифмуются соседние строки: 1-я со 2-й, 3-я с 4-й. В восточной поэзии такое стихосложение называется "бейт". То есть можно утверждать, что данную сказку Пушкин написал бейтами.

И последнее. Гармонические стихи, то есть строки, построенные в строгом соответствии с классической теорией стихосложения, "по умолчанию" совершенно мелодичны. И для тех, кто с "медведем" неудачно пообщался. И для тех, кого Природа наградила абсолютным слухом. И для всех остальных.


Все комментаторы (больше сорока любителей поэзии, мужчин и женщин), хором, в мыслях, про себя:
— Ну ты, Правдоуст, даёшь! Думаешь, умнее всех?! Накось! Выкуси!


Рецензии
В Сети немало иллюстраций к этой сказке. В том числе и откровенных. Анатомических, так сказать. Чтобы и народу, падкого на ЭТО и ТО, побольше привлечь, и наглядно показать особо недогадливым или младенчески невинным, о чём Пушкин говорит в сказке околичностями.

Марат Авазович Аваз-Нурзеф   12.08.2019 11:47     Заявить о нарушении