Белый шум... Пошепчемся? А что потом?
Думаю, что шептальная тема довольно актуальна в поэзии, и речь пойдёт именно о «Шёпоте». Дело в том, что мне неожиданно попалась на глаза инетная скандальная хроника, которая показалась мне интересной, хотя и несколько удивила.
Прошлогодняя премьера клипа Сергея Лазарева на песню «Шёпотом» из альбома «В ЭпицеNтре», вызвала немало восторгов. Однако вскоре появились и другие эмоции. Певца обвинили в плагиате. Илья Резник и Юрий Лоза посетовали на присвоение исполнителем строк из стихотворения Евгения Евтушенко «Ты спрашивала шепотом...» (1957 г.). Конечно, надо «читать литературу», как выразился Ю. Лоза, и знать хотя бы знаменитых авторов, чтобы не оказаться в положении поэта, заимствующего чужие строки без ссылки на авторство.
Замечу также, что обвинения предъявлены только одному певцу и тексту песни, написанной не им, а поэтом Артёмом Шаповаловым. В инете есть и другие песни. К примеру, «Шепотом, шепотом, что потом, что потом... Думать не будем пока не о чем» - исполнитель Burito. А это из альбома «Шепотом» (2011 г.), совместная работа певицы Анны Волковой с поэтом и композитором Надеждой Новосадович: «...Позови меня издалека шепотом, Не смотри, что было до тебя И что потом ...» Как видите, используется не только удачная рифма «шё-потом – что-потом», но и заложенная в текст идея любви и страха перед неизвестностью в будущем. Есть и на литсайтах стихи с использованием похожего «шёпота». Вообще о «шёпоте» в стихах много разных тем имеется.
Возвращаясь к разборкам с Лазаревым, приведу строки из текста песни Шаповалова:
«Мы с тобой шепотом, шепотом
Спрашивали: «Что потом? Что потом будет?
Шепотом, шепотом, не хочу кричать
О том, что друг друга забудем».
Для сравнения - из текста стихотворения Е. Евтушенко:
«Ты спрашивала шепотом:
"А что потом?
А что потом?"
Постель была расстелена,
и ты была растеряна...»
На первый взгляд общего не так много. Ну, строка, ну вопрос... Многие могут так сказать. Разве не могла прийти в голову такая же мысль поэту нашего века, вероятно, не читавшего стихи поэта века ушедшего?
Стоит всё же отдать должное талантливому поэту-шестидесятнику Евгению Александровичу Евтушенко. Ведь он, действительно, первым употребил словосочетание с удачными рифмами и открыл тему любви со словами «А что потом?». Современные авторы на литсайтах продолжают традицию с использованием этих рифм, строк, идеи. К сожалению, это не наказуемо и не обязывает ссылаться на первоисточник. О заимствовании идей вообще можно смолчать. Время узаконило подобный плагиат. Так что цепляться за авторское право не всегда стоит. В миллионной аудитории литсайтов – это такие пустяки. Затеряться с ворованным ничего не стоит. Да и кто сейчас проверяет тексты стихов на уникальность, в том числе и собственные? Информации много, а «крылатые фразы» не спрашивают, к кому залетать и как их будут использовать. Подсознание часто выдаёт услышанное за собственное и не вызывает подозрения в заимствовании чьих-то идей или строк. Получается, что все давно растворились в информационном пространстве общего пользования поэзией.
Все знают, что при использовании крылатых фраз не обязательно указывать авторство. Это ж халява - «цитировать» подобным образом можно бесконечно. Ну, кто ж виноват, что теперь авторами «крылатой» приглянувшейся строки становятся сотни пользователей инета?! Всех не засудишь. Собственно разборки-то идут среди элитных авторов.
Жаль, что многие поэты не собираются «читать литературу», не задумываются над тем, что сейчас происходит в поэзии. Вот и поэт текста нашумевшей песни тоже особо «не читал стихов Евтушенко», и очень интересно отвергает обвинения в свой адрес, называя известную строку «обычным речевым оборотом», причём «не самым оригинальным». Хочется спросить: а зачем же такой неоригинальный речевой оборот использовался? Мне это напомнило поэтические содружества на литсайтах. Некоторые авторы используют много чужих «не оригинальных строк» в своём творчестве, правда, не всегда удачно. Количество подводит. Ну, ведь не корысти ради, а ради иллюзорной поэтической славы.
Стоит немного сказать о самом Евгении Александровиче Евтушенко, которого называют Великим шестидесятником. Давайте вспомним некоторые стихи поэта, кумира прошлых поколений.
«...Внутри большой истории Земли
есть малые истории земные.
Их столько, что историков не хватит.
А жаль.
Самоубийственно всё знать,
но и незнанье как самоубийство,
лишь худшее - трусливое оно.
Жизнь без познанья - мёртвая трибуна.
Большая жизнь из жизней состоит.
История есть связь историй жизней...»
Необыкновенные слова, не правда ли? Это отрывок из повести в стихах «Голубь в Сантьяго», написанной Евгением Евтушенко в 1978 году. Евгений Александрович считал это произведение лучшим из всего, что написал.
Творческая биография Е.А. Евтушенко (18 июля 1932 г. - 1 апреля 2017 г.) началась довольно рано, но успешно. Уже в 19 лет он был членом Союза писателей. Он был известен не только как поэт, но и как прозаик, публицист, режиссёр, сценарист, а также как чтец-оратор и актёр.
В заключение ещё приведу всем известные строки из стихотворения прекрасного поэта Евгения Евтушенко «Молитва перед поэмой» (1964 г.):
«Поэт в России — больше, чем поэт.
В ней суждено поэтами рождаться
лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства,
кому уюта нет, покоя нет.
Поэт в ней — образ века своего
и будущего призрачный прообраз.
Поэт подводит, не впадая в робость,
итог всему, что было до него.
Сумею ли? Культуры не хватает…
Нахватанность пророчеств не сулит…
Но дух России надо мной витает
и дерзновенно пробовать велит...»
Светлая память Великому шестидесятнику - Евгению Александровичу Евтушенко...
Фото Е.А. Евтушенко из инета
Свидетельство о публикации №119081106614