Зонг-опера Дороги судьбы. Действие первое
ДОРОГИ СУДЬБЫ
(Либретто)
По мотивам одноименного рассказа О’Генри
Действующие лица:
Поэт
Дама в голубом
Дама в красном
Дама в зеленом
Маркиз
Король
Критик
Хозяин таверны
Начальник стражи
Отец Поэта
Торговец
Ансамбль «Новые менестрели»
Заговорщики, слуги во дворце, деревенские жители
Действие происходит во Франции, в XIX веке.
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
Картина первая.
Сельский театр. Ансамбль «Новые менестрели» исполняет песню «Надир» на стихи поэта-любителя, который пасёт овец у своего отца и увлекается поэзией.
АНСАМБЛЬ «НОВЫЕ МЕНЕСТРЕЛИ»
В суете городов,
В тишине деревень
Гладит ветер коров,
Вдаль бежит чья-то тень
И, в расчётный момент,
Даст сигнал командир
И секретный агент
Устремится в надир.
В летаргическом сне
Неразгаданных слов
Он прочтет о войне
Донесенье врагов.
Будет мир, как слеза,
Будет вечер как факт,
Будет резать фреза
Чей-то брачный контракт.
Будет царствовать лень,
Среди песен и слов,
В суете деревень,
В тишине городов.
Концерт заканчивается. На сцену выходит поэт. Публика приветствует поэта вместе с коллективом «Новые менестрели».
ЗАНАВЕС.
Смена декораций.
Перед занавесом проходит Поэт, покинувший свою возлюбленную и ушедший из родной деревни в поисках удачи. Дорога приводит поэта-пастуха к развилке, где он принимает решение свернуть налево.
ПОЭТ
Путеводной звезды синий луч
Из-за черных мне светит туч,
В океанах фантазий - мой маяк и удача.
Дороги лежат предо мной,
И в стужу и в летний зной,
Мне идти по одной из них, не иначе.
ХОР
Выбирай, поэт,
Выбирай свой путь.
Выбирай поэт -
Это жизни суть.
Выбирай.
Выбирай.
ПОЭТ
Итак, дорога налево.
Картина вторая.
Придорожная таверна, ночь. Сюда Поэт попал в карете Маркиза, которого встретил по дороге. Маркиз велит ему взять в жены свою племянницу, даму в голубом, сбежавшую из-под венца. Поэт уверяет Даму в голубом в своей любви к ней, желая спасти ее от гнета маркиза. Вызванный в таверну священник венчает пару. Выпивая за здоровье молодых, маркиз в очередной раз оскорбляет Даму в голубом. Поэт, не желая этого терпеть, вспыльчиво вызывает Маркиза на дуэль, в которой гибнет.
Занавес открывается.
Таверна. Хозяин напевает песенку.
ХОЗЯИН ТАВЕРНЫ
Июльским утром выйду в чисто поле,
В лесах окрестных – трели соловья.
Оплот устоев – путь к истокам воли,
Причудливость одежд – познание себя.
Что наша жизнь? Огромная арена,
Где все играют в бесконечную игру:
Добро и зло, коварство и измена,
И жизнь, и смерть на медленном пиру.
Я отдалённый горизонт событий,
Психоделический слуга чужих потерь,
Среди начал невиданных открытий,
В брутальный мир, распахнутая дверь.
Июльским утром выйду в чисто поле,
В лесах окрестных – трели певчих птиц.
Незыблемость покоев – чьи-то роли.
Достаточность шагов – рисунки лиц.
Входят маркиз и его спутники.
ХОЗЯИН ТАВЕРНЫ
О, Ваша светлость, как Вас видеть рад,
Тот час же принесу свой фирменный салат.
МАРКИЗ
Бургундского, да рябчиков. Бегом!
Устал с дороги я.
ХОЗЯИН ТАВЕРНЫ
Мой дом
Всегда открыт для Вас.
Бургундского, да рябчиков?
Сейчас.
А так же свеженький и сочный ананас.
Сейчас, сейчас…
Маркиз обращается к поэту.
МАРКИЗ
Кто ты такой,
Путник ночной
И какого племени-роду?
ПОЭТ
Я сочиняю вирши и оды.
Я пилигрим,
Судьбою гоним.
МАРКИЗ
Чем же ты жив,
Что есть твой хлеб,
Если ты, лишь сочинитель
Стихов бесполезных?
ПОЭТ
Хлеб свой пастуший
Добуду всегда я, любезный.
Лишь для души
Творю я в тиши.
МАРКИЗ
Что ж, прочитай что-нибудь, стихоплёт,
Да удиви своим слогом народ.
ЗОНГ «Поле бриллиантовых слёз»
ПОЭТ
Уж Солнце на лето, а зима на мороз,
Я шагаю полем бриллиантовых слёз,
Здесь спёртый воздух, духота давит грудь,
Колотится сердце и в черепе муть,
Здесь любой объект сгорает на раз,
И темень такая, что хоть вырви глаз,
Идёт новый кризис, преследует страх,
Не спасает даже то, что всё в надёжных руках.
Последний монарх намылился в астрал,
Но кто-то кому-то подаёт сигал
И поток положительно заряженной воды
Устремляется на праздник всеобщей беды.
Нельзя ни думать, ни курить, ни пить
Можно лишь работать и за это не платить.
Прекрасная маркиза, спрячьте меня в шкаф,
Я взял цигарку – наложили штраф.
Такое чувство, все уже «ку-ку»,
Я кажется в сознании, я всё ещё секу,
Я ничего не знаю и знать не хочу,
Я столько лет молчал и вот теперь кричу:
«Мама, мы спятили все!».
Тихие непродолжительные аплодисменты присутствующих.
МАРКИЗ
Так слушай –
Племянница мне та особа,
Что с нами в пути.
Я замуж отдать был намерен её,
Да вышел конфуз.
Хоть знатный жених был,
Кровей благородных, почтенный француз,
Сбежала мерзавка,
И в гневе я был – со мной не шути!
ДАМА В ГОЛУБОМ
Почтенный тот был дряхлеющим старцем.
Позор мне принять?
МАРКИЗ
Молчать!
Тогда я решил, что первый же встречный
Ей мужем и будет.
Даю тебе десять минут, пастушок.
Господь нас рассудит.
Поэт обращается к Даме в голубом.
ПОЭТ
Сударыня, Вы так несчастны…
Сударыня! О, Вы прекрасны…
Из лап тирана Вас вырвать хочу,
И это серьёзно, я не шучу.
С первого взгляда Вы сердце поэта пленили.
С первого шага Вы новый мир мне открыли.
Вас обижать никому я впредь не позволю,
Если же я Вам не мил, то не неволю.
ДАМА В ГОЛУБОМ
Сударь, вверяю судьбу Вам свою,
Сердце своё Вам навеки дарю.
Вы благородны и очень добры.
В наших глазах воспылают костры,
В наших садах соловьи запоют,
В наших морях корабли поплывут,
В сказочный мир чудес…
В сказочный мир чудес…
МАРКИЗ
И десяти минут не прошло.
Ну и ну!
Славно дело пошло.
Ну и ну!
Священника быстро сюда!
Бургундского быстро сюда!
Ха-ха-ха!
Ха-ха-ха!
Замуж за пастуха!
Приводят священника. Он выполняет обряд венчания.
Инструментальный фрагмент (Дивертисмент №1).
ЗОНГ «Гармония и величие»
ПОЭТ
Гармония.
Что есть она?
Кто нам сказал, что естественно только само естество?
ДАМА В ГОЛУБОМ
Величие.
Что есть оно?
Кто нам сказал, что существенно, только само существо?
ХОР
А ты и не думал, что это так.
А ты и не верил, что это так.
А ты и не знал, что действительность проще, чем жизненный путь.
ПОЭТ И ДАМА В ГОЛУБОМ
Гармония.
Что есть она?
Величие.
Что есть оно?
ХОР
В том-то и весь секрет,
Что настоящего нет,
Есть только прошлое,
Ну а грядущее – это мираж.
А ты и не думал, что это так.
А ты и не верил, что это так…
Маркиз поднимает бокал за здоровье молодых.
МАРКИЗ
Ха-ха-ха!
Ха-ха-ха!
Замуж за пастуха!
Так знай же, пастух и поэт -
Нет тебе счастья, нет!
Жена твоя – дьяволица
И черных дел – мастерица,
Само исчадие ада.
Вот тебе, чернь, награда!
Что она знает?
Что она хочет?
Кто она?
Тварь!
Ха-ха-ха!
Ха-ха-ха!
Замуж за пастуха!
ПОЭТ
Сударь, теперь по сословию
Равен я Вам.
Вы оскорбили злословием
Эту мадам.
Я оказать Вам намерен честь,
Сей же момент и здесь:
Дуэль!
Поэт выплескивает содержимое своего бокала в лицо маркизу
МАРКИЗ
Каналья!
Эй, пистолеты живо сюда!
Эй, секундантов живо сюда!
ХОЗЯИН ТАВЕРНЫ
Только не здесь, не сейчас!
Всё я готов сделать для Вас,
Но отмените этот приказ!
Всё я готов сделать для Вас.
Только не здесь не сейчас!
МАРКИЗ
Молчать!
Эй, пистолеты живо сюда!
Эй, секундантов живо сюда!
Приносят пистолеты.
На дуэли поэт погибает.
ХОР
Три черных дрозда…
Три черных дрозда…
Гравюра на пистолете.
Три черных дрозда…
Три черных дрозда…
Гравюра…
А ты и не думал, что это так.
А ты и не верил, что это так.
А ты и не знал, что действительность проще, чем суть бытия.
ЗАНАВЕС.
Свидетельство о публикации №119081106571