Без вести пропавший. Правда ШОА
«Я уже совсем старый, и скоро меня, как и всех, Господь заберет. А там 6000000 спросят, чем ты занимался. Один скажет, что дома строил, другой — детей учил… А я скажу тем евреям, которые погибли, были убиты, расстреляны, задушены газом, — я скажу им: „Я думал о вас“»
Симон Визенталь
Рассказ узника из лагеря Штуттгоф
Основанно на реальных событиях
Незнакомец
где-то там под Смоленском в кровавом сраженье
может пал, может нет, моей бабушки брат.
ждали долго с войны мы его возвращенья,
в извещении прописью: "выбыл солдат".
"дядя Изя погиб или без вести канул",
верить мать не хотела, "он точно живой,
может он получил очень страшную рану?
потому и не может вернуться домой"...
день за днём.., может год с той войны пролетело,
незнакомец к нам в дверь постучался весной.
"может это мой сын?" мать на лавку присела,
у калитки стоял сын-солдат, но чужой.
нос - такой же, с горбинкой, и волос курчавый,
и глаза, как у Изи – черны – что смола.
но ростком – невысок, и, немного – кортавый,
" вы,.. от сына?.." солдата мать в дом позвала.
не спеша тот зашёл, прикоснувшись к мезузе*,
как велит, в дом, входящим – еврейский обряд,
гимнастерка линялая, дыры в картузе,
и... в полоску штаны – не военный наряд.
на предложенный стул, он затем опустился,
взором, полным страданий, взглянул он на мать,
над руками старушки главою склонился;
– их гикумен цу ир вэгн зун* рассказать.
Плен и предательство
мы в Смоленском котле в окруженье попались,
может с сотню бойцов, вот и весь батальон,
до снаряда последнего мы защищались,
в том последнем бою, но фашист был селён.
командир наш погиб, нет гранат и патронов,
как могли мы с врагом наседавшем дрались,
много раненых нас, а вокруг нету схронов,
нас зажали в кольцо... что тут делать... здались...
отвели нас фашисты куда-то в селенье,
сборный пункт там для пленных был сделан, видать,
не давали ни есть нам ни пить, ни леченье,
кто был слаб или ранен, тот стал умирать.
нас держали с неделю так, может и дольше,
дождь ли, холод, не важно, на голой земле,
разговоры пошли: "мол – не можем так больше,
комсостав надо сдать... и жидов в том числе"...
среди пленных солдат отыскались злодеи,
кто, за хлеба краюху, продал бы и мать...
нас от всех отделили, в чинах и евреев,
коммунистов, приказ был, тот час расстрелять...
так я с Изей отверженным стал в одночасье,
нас тогда набралось с два десятка парней,
нам фашисты повесили знак на запястье,
что гласило для всех: жёлтый ромб – иудей.
а предателей тех, что на нас указали,
алэ зевэн гивэн ништ аидишэ мэнч*,
накормив и одев, в полицаи всех взяли,
гот зол мир мойхл зайн, рихтэр зэй фар ди эльтц*...
Штуттгоф
а потом нас везли очень долго куда-то,
в грязных душных вагонах для воза скота...
и скатилась слеза по щеке у солдата...
– ...а когда поезд встал, мы узрели врата.
красно-бурый кирпич в трехметровую кладку,
и под током забор – провода, провода...
полосатые робы,.. нашитые латки,..
апельплац... крематорий... и в небо труба...
из вагонов не все тогда вышли наружу,
кто-то умер в дороге от ран боевых.
кто не выдержал голод, осеннюю стужу,
тот остался лежать в скотовозках сырых.
выгоняли нас силой украинцы-капо,
арестанты на вид, но с хлыстами в руках.
"всем в колонну!"- скомандовал немец этапу,
и конвой нас погнал вглубь столбов в проводах.
в душевой нас обрили и выдали робы,
жёлтый винкель* на форму, беретку-мютце*.
тень какой-то зверинной, неистовой злобы,
отражалась на каждом фашистком лице.
отобрали и вещи и волосы, имя,
а взамен на руке – чёрный номер беды,
и теперь мы – никто – номера, и отныне,
мы расхожая сила, мы просто рабы...
Фабрика смерти
сделал паузу солдат, слёз своих не стесняясь,
в горле комом стоял горький привкус золы.
он напротив сидел, сжавшись весь и сгибаясь,
будто снова он там, губы были белы...
будто вновь на плацу в перекличке смертельной,
под холодным дождём, под колючей пургой,
под, саднящей всё тело, почти запредельной,
до костей пробирающей, болью тупой.
под, терзающей разум, усталостью дикой,
непосильных работ и кошмара вокруг,
и от мыслей о ночи спокойной и тихой,
и о хлебе, который оставил твой друг.
что ушёл навсегда, не простившись с соседом,
уходя сквозь трубу через пепел и дым,
тем, с кем нары делил, молодым или дедом,
с тем, кто только казался средь мёртвых – живым...
снова голос раздался в осипшей гортани,
– мы работали с Изей у адских печей,
в горько-едком дыму заполняющем "бани"*,
по сжиганию мёртвых от рук палачей.
день и ночь там сжигали убитых евреев,
с разных стран привезённых на бойню сюда.
ни старух, ни калек, ни детей не жалея,
убиенных без следствия тут и суда.
мы уже не считали замученных братьев,
обезумевши, в топки пихали тела,
измождённых, задушенных, голых без платьев,
в раскалённую печь до красна, до бела...
Изя
так неделя прошла, пролетела другая,
зимней стужей сменились осеннии дни,
превратившись в скелетов, таких же сжигая,
об одном мы просили: "спаси, сохрани"...
как-то ночью в барак после "смены" вернулись,
Изя еле доплёлся, на нары упал.
а на утро, к "работе", когда все проснулись,
он не встал, чуть дыша лишь тихонько стонал.
подкосили болезни его, зимний холод,
как и многих других заключённых вокруг,
и конечно же главный наш враг – это голод,
и сужался всё больше друзей наших круг...
на прогнившей соломе поверх грязных досок,
лишь за то что ЕВРЕЙ, человек умирал,
слабым жестом руки – жизни всей отголосок,
он последним усильем меня подозвал:
"если вырваться сможешь из этого ада,..
если выживешь ты... и вернёшься домой,..
есть село небольшое, сто вёрст к Ленинграду,
там живёт моя мама со старшей сестрой...
передай от меня им.., нет.., лучше не надо..,
ты скажи, что я жив.., пусть мне верят и ждут..,
я вернусь, когда будет пора листопада..,
мам либ харбст блэтэр фарбик бацирэн ди штуб...*"
Изю мы отнесли в ревир* лагерный вскоре,
уповая на слабую помощь врачей,
но ауфзейхер* сказал: "нет здесь места для горя,
чтобы выжить в аду, надо много харчей..."
там царило бездушие в лагерных стенах,
каждый в этом горниле хотел уцелеть,
от вершимого там – застывала кровь в венах,
в целом свете нас некому было жалеть...
каждый день приходили составы, составы,
не давая и часа простоя печам,
пополняя бараки, а позже – канавы,
серым пеплом сожжённых голландцев, датчан,
чехов, венгров, французов и русских евреев,
из всех стран европейских, везомых сюда,
лишь виновных за то, что родясь иудеем,
им судьбу предрешили – сгореть без следа.
мы там стали "дровами", мы "топливом" стали,
(и поверьте мне, это не миф и не чушь*.
там на "фабриках смерти"* – горели, пылали,
люди.., судьбы.., костры человеческих душ...)
Освобождение
март... весна... из барака я выполз наружу,
ни охраны, ни капо*, не видно вокруг,
лишь живые скелеты бродили по лужам,
кто одет, кто раздет, кто вообще без гольшуг*.
тех, кто был чуть сильней, накануне угнали,
в глубь страны, в марши мёртвых*, на верную смерть,
крематорий и лагерь частично взорвали,
превращая в руины нацисткую твердь.
заметая следы преступлений кровавых,
убегали, оставив больных умирать,
доходяг, полумёртвых, и малых и старых,
всех, кто просто не мог даже на ноги встать.
два-три дня мы как тени шатались без толку,
всё искали какой-нибудь скудной еды,
канонада трещала вдали безумолку,
мы не знали – начало, конец ли беды...
измождённые голодом так мы лежали,
все помойные кучи облазив... и вот...
на четвёртые сутки, где мы умирали,
появились солдаты у брамы-ворот*.
это были советские,.. наши,.. с востока,..
мы как дети от радости плакали все,
значит всё позади – вышки, провод под током,
крематорные печи и сны о еде...
нас таких оставалось не очень-то много,
я был в этом числе обреченных тогда,
может это судьба, может это от бога,
но я знал, что моя не погаснет звезда.
я ведь Изе дал слово вернуться из ада,
и найти его маму и ей передать;
что он точно придёт, верить в это лишь надо,
«мамэ, их либэ ир. ун ин хеймл их вил* ждать...»
...так, в начале весны, лагерь был уничтожен,
к нам свобода пришла, к тем, кто выжил в аду.
ну а в мае фашизм был разбит и снизложен,
в 45-ом, последнем военном году...
...........................
Мама
– вы меня уж простите, за горькие вести,
с болью мать опустила в ладони лицо...
– в извещенье стояло – "пропавший без вести",
я надеялась, скрипнет однажды крыльцо.
и откроется дверь, и увижу я сына,
обниму и коснусь кучерявых волос...
руфн дэм рабби Довид цу зогн ди тфила,
а мильхомэ гехаст тэйд майн зун цу а тойт*...
я так долго ждала, серым днём, чёрной ночью,
только верой – здоров он – я тем и жила,
не осталось и слёз, все проплакала очи,
как мне жить, если сына война увела?..
.......................
Скорбь
скорбная тишь... и, казалось, что смолкли все звуки,
даже часы на стене замедлили бег,
и опустились, упали – мамины руки...
грузом утраты раздавлен, был человек...
с камнем на сердце и сгорбившись, встала,.....
из шкапа,
возле качнувшись, застыла,.... в ногах – будто сталь,
и неуклюже, и даже слегка косолапо,
выдвинув ящик, достала – чёрную шаль.
рядом с камодом на полке, в рамочке – фото,
любящим взглядом на маму смотрел её сын,
словно хотел объяснить, расказать маме что-то,
и успокоить, и защитить от кручин,
белые волосы нежно погладить рукою,
к сердцу прижать и к ладоням губами прильнуть...
– как так случилось, родимый, что же такое,
ви кен эр ништ, майне гарцелэ*, смерть обмануть...
молча накинув на плечи чёрный платочек,
мать прошептала по сыну кадиш* слова,
– верю, мы свидимся скоро с тобою, сыночек,
ты будешь жить в моём сердце пока я жива...
...гость развязал узелок, положив на колено,
бережно вынул оттуда в полоску берет,
– ...всё, что о Изе я смог сохранить в годы плена...
...вы извините за то что я жив, а он – нет...
и протянул черно-белую с ромбом беретку,
с горечью глянул на женщин,.. собрался идти...
мать обняла на прощанье солдатика крепко –
сына чужого, прижавши беретку к груди...
июль-август 2019
__________________________________________________
Мезуза – представляет собой помещенный в специальный футляр свиток пергамента из кожи «чистого» животного, прикрепленный к дверному косяку еврейского жилища. На свиток нанесены два отрывка из Торы (Дварим 6:4—9 и 11:13), входящие в молитву «Шма Исраэль», в которых упоминается заповедь мезузы.
С внешней стороны на свитке пишутся три буквы — шин, далет, йуд (первые буквы одного из «Имен» Всевышнего, которое можно перевести как Всемогущий; толкуется как сокращение от слов: Охраняющий двери Израиля).
* их гикумен цу ир вэгн зун – я пришёл к вам о сыне (идиш) рассказать
* алэ зевэн гивэн ништ аидишэ мэнч – все они были неевреи (идиш)
* гот зол мир мойхл зайн*, рихтэр зэй фар ди эльтц... – господь, покарай их за
содеянные ими злодейства (идиш)
* винкель* - отличительная нашивка на форме узника –(лагерный
жаргон)(нем.яз.)
* беретка-мютце – головной убор узника –(лагерный жаргон)(нем.яз.)
* баня – в лагерях -помещения, где кремировались тела руками других
заключённых(зондеркоманды). «отправиться в баню на прожарку»- из
лексикона узников
* мам либ харбст блэтэр фарбик бацирэн ди штуб – мама любит украшать
осенними листьями дом(идиш)
* ревир- госпитальный барак–(лагерный жаргон)(нем.яз.)
* ауфзейхер (aufsheer) – надзиратель –(лагерный жаргон)(нем.яз.)
* фабрика смерти- позже многие лагеря из трудовых превратились в лагеря
тотального истребления, став конвеером по уничтожению. Порой
привезённые люди проводили там не более двух часов, ровно столько,
сколько занимало на выгрузку, селекцию, раздевание и отправку в
«душевую», с последующей кремацией.
* капо - старший по бараку из надзирателей-неевреев
* марш мёртвых(марши смерти) — перемещение заключённых
концентрационных лагерей нацистской Германии на оккупированных
территориях по мере приближения к ним войск союзников в лагеря внутри
Германии. Во время этих перемещений многие узники погибали от голода,
холода, болезней, истощения сил и насилия охраны. во время пеших
переходов погиб каждый четвёртый узник.
* гольшуги - деревянные колодки вместо обуви–(лагерный жаргон)(нем.яз.)
* и поверьте мне, это не миф и не чушь –(ревезионизм)- многие ставят под
сомнение существование Холокоста, считая это мифом и вымыслом самих
евреев в корыстных целях, как в политическом и экономическом так и в
моральном аспектах.
* брама – главный вход в лагерь, ворота–(лагерный жаргон)(нем.яз.)
* мамэ, их либэ ир. ун ин хеймл их вил – мама, я тебя люблю и буду на
небесах(идиш) ждать
* руфн дэм рабби Довид цу зогн ди тфила, – позовите рэбэ Довида произнести
Молитву(идиш)
а мильхомэ гехаст тэйд майн зун цу а тойт – ах, война проклятая, забрала
моего сына на смерть(идиш)
* ви кен эр ништ, майне гарцелэ*- как же не смог, моё сердечко(идиш), смерть
обмануть...
* Кадиш – поминальная молитва
Нацистский концлагерь Штутгоф, где проводили опыты на людях https://goodspb.livejournal.com/310338.html
Жуткие фотографии из нацистского лагеря смерти Штутгоф на территории Польши, где немецкие врачи проводили свои страшные опыты на людях в годы Второй мировой войны.
В этих операционных и рентген-кабинетах работали самые именитые врачи Германии: профессор Карл Клауберг, доктора Карл Гебхард, Зигмунд Рашер и Курт Плетнер. Что привело этих светил науки в крохотную деревушку Штутово на востоке Польши, близ Гданьска? Здесь райские места: живописные белые пляжи Балтики, сосновые леса, реки и каналы, средневековые замки и старинные города. Но доктора прибыли сюда отнюдь не спасать жизни. Они приехали в это тихое и мирное местечко для того, что бы творить зло, жестоко издеваясь над тысячами людей и проводя над ними изуверские анатомические опыты. Никто не вышел живым из рук профессоров гинекологии и вирусологии...
Концлагерь Штутгоф был создан в 35 км восточнее Гданьска в 1939 году, сразу же после оккупации нацистами Польши. В паре километров от маленькой деревушки Штутово вдруг началось активное строительство сторожевых вышек, деревянных бараков и каменных казарм охраны. За годы войны в этот лагерь попали около 110 тысяч человек, из которых около 65 тысяч погибли. Это относительно небольшой лагерь (если сравнивать с Освенцимом и Треблинкой), но именно здесь проводились опыты над людьми, а кроме того доктор Рудоль Шпаннер в 1940-1944 производил мыло из человеческих тел, пытаясь поставить дело на промышленные рельсы.
Свидетельство о публикации №119081000458
Ещё раз прикоснулся к твоему удивительному чувству сопереживания ощущениям и памяти того жестокого для евреев Европы и не только ей времени истребления нашего народа. Напоминание о ШОА или, как теперь в лексиконе Холокоста, выхолощено и возникает ныне только в контексте политики. Настоящие человеческие ощущения или обезжизнены или увы, со временем, притупились.
Григорий Вольф 24.01.2024 22:17 Заявить о нарушении
Заходи и прикасайся, прикосновение к истории поддерживает в нас память. А без памяти не будет истории.
http://stihi.ru/2023/09/06/825
Smolyak m 29.01.2024 05:25 Заявить о нарушении