Памяти учителя
Алексею Ивановичу Андриенко.
Его нет с нами 60 лет.
Мне повезло с учителями. В большинстве своём они были честными перед собой и наукой. Алексей Иванович, кроме того, учил учиться, проверять информацию на правдивость. Николай Васильевич Песков был автором учебных пособий, любил лошадей, знал историю коневодства, возникновения и развития земледелия, в том числе сельскохозяйственных машин, сам ходил за сохой и плугом, следил за работой генетиков. Лысенковский шарлатанский разгром генетики и генетиков 1948 коснулся и его судьбы. Тогда даже Президент АН СССР Сергей Иванович Вавилов не смог уберечь своего брата-генетика Николая Ивановича Вавилова, который оболганный скончался в тюрьме в 1943, а его место захоронения до сих пор не известно.
От фальсификаторов науки автору довелось уходить. Некоторые партийные работники высокого ранга считали, что и Земля должна ускорить или замедлить свой бег, если Партия прикажет.
У нас любовь к магическим словам И реверанс пред формою,
И не секрет, скажу я вам, Хоть это стыд и срам,
Всё это стало нормою.
Не вникнув толком в суть, пустым словам В ладони громко хлопали
И по приказу проклинали мам, Сюжет слагали так для драм
И ахали, и охали.
А, мыльные пуская пузырьки, Козлы по -измам топали,
Соратников своих, на угольки (Не надо плавать за буйки!)
Сажая голой попою,
Благословляли грязной робою,И, не блистая знанием,
Блаженствуя, прекрасно лопали… И до чего дотопали,
Кормя всех ожиданием?
Их деды храм поганили, смеясь, Отцы отстаивали власть,
А внуки втаптывали в грязь. Козлы над Родиной глумились всласть.
Теперь же новая напасть:
Во власть идет жулья любая масть И мимоходом также в храм,
Где прославляют шум и гам, Чтоб, презирая Бога, красть
Идет маньяк, тупарь и хам!
Их Бог – всех объегоривший Гайдар. Они, кляня КПСС,
Без топоров и клиньев, фрез По людоедству проявили дар,
Сравнимый, разве что, с SS.
Давненько ждет за этот геноцид Их наровоспитание,
Паек для пропитания, А за бесчисленность людских обид -
И самоистязание.
В последние десятилетия особенно много фальсификаций у политиков, поставивших себе в услужение науку-историю.
СПАСИБО ВАМ, МОИ УЧИТЕЛЯ! Низкий вам поклон!
0. Творческая автобиография - http://www.stihi.ru/2019/08/02/5704
0,1 Дополнение к творч. автобио. Дюкарева - http://www.stihi.ru/2019/08/05/321
0,2 Памяти учителя - http://www.stihi.ru/2019/08/07/2648
0,3 Откуда мы. ДНК-генеалогия - http://www.stihi.ru/2019/08/08/131
1. Начало. Пролог - http://www.stihi.ru/2019/07/10/5351 (1-я часть из 15).
2. Утренний туман, или Последний звонок - http://www.stihi.ru/2019/07/10/5998
3. Про Лиго и Купалу - http://www.stihi.ru/2019/07/11/7913
4. Любовь с болью в придачу - http://www.stihi.ru/2019/07/11/8470
5. Ностальгия - http://www.stihi.ru/2019/07/12/6581
6. Подарок к 16-летию - http://www.stihi.ru/2019/07/13/184
7. Лучшая в мире мама - http://www.stihi.ru/2019/07/14/5384
8. Отдушина для душ - http://www.stihi.ru/2019/07/15/409
9. Осень-чаровница. Любовь не допита. - http://www.stihi.ru/2019/07/14/5575
10. Пейзажная лирика - http://www.stihi.ru/2019/07/21/1131
11. Счастье матери в счастье дочери - http://www.stihi.ru/2019/07/15/4920
12. Но нет ещё книжки про нашу любовь - http://www.stihi.ru/2019/07/15/4979
13. Ночь, Луна. Брильянтина - http://www.stihi.ru/2019/07/15/7871
14. Любви законы не указ - http://www.stihi.ru/2019/07/16/5051
15. Первый мужчина - http://www.stihi.ru/2019/07/16/8312
- Скифы… сарматы… Славяне появились, - слышалось из угла пока ещё не перегороженной комнаты в сырой недавно построенной деревенской хате, стены которой не так давно были обмазаны глиной с соломой. Самый старший из братьев читал учебник истории. Самый младший лежал на недавно сложенной печи из кирпича-сырца и почти наполовину был готов рассказать параграф, многого не понимая, конечно. Эти чтения заменяли ему детские сказки, которых не было и в помине. Электричества и радио не было. Через два года будет "повторение - мать учения" с другим братом, которого в один из дней записывали в первый класс.
– Здравствуйте, славяне! Второго в школу готовите? – спросил незнакомец, стоя в проёме двери.
– А як же? - по-украински ответила хозяйка, - здравствуйте, Алексей Иванович!
– А ты в школу хочешь? – обратился мужчина к запечных дел мастеру, автору этих строк, намёрзнувшемуся прошедшей зимой, находясь на печи.
– Этому ещё рано. Ему четыре,- ответила за него мама.
– А кто такие славяне? - спросил четырехлеток, предварительно подумав, как говорить? Как незнакомец, на русском, или как мама - на украинском. Он мог и так, и так, пока не понимая, что значит русский или украинский. Вместо этого он мог сказать, "как папа" или "как мама". "Как" или "як"?
– Вот пойдешь в школу, расскажу. Я учитель истории.
– А шо... а что такое история? – не унималась почемучка.
– Это, что было раньше.
– Про немцев? Или... скифов? Сармат? Славян?
– И о них тоже, - удивлённым взглядом окинул учитель завсегдатая печки, запомнившего не понятные ему слова.
Намного позже автор понял, что история - это не то, как было на самом деле, а что было велено написать о том, что было и чего не было. А тогда разговор продолжался приблизительно так:
– Про немцев... Про войну...
Шёл 1948. Школьники отказывались учить немецкий язык. У многих с войны не вернулись отец, брат, дядя, дед, а кто-то ленился и легко находил ответ на вопрос "почему не учишь немецкий язык?".
– И о многом другом узнаешь, - повторил Алексей Иванович.
Март 1953, число 5. Второй класс. Всевышнего, то есть Бога, нет. Так в школе сказали. Земной умер. Многие плачут, кто-то его проклинает. По их семье ещё до войны крепко прошлись. Но каждый 5 марта 1953 года задавал вопрос:
– Как теперь? Без Сталина?! Он же немцев победил!
Того же дня, 5 марта 1953 года, через 2 дома умерла 13-летняя девочка, почти не помнившая отца.
Причитая над покойной, посмотрев на стену с портретом мужа, а потом вверх, женщина вопрошала:
– Ну, он за Родину, за Сталина... а её за что?
Сегодня всезнайки говорят о Сталине с чужого голоса, а тогда его даже у гроба дочери матери вспоминали, а мужчины 9 мая пили за Сталина до дна и, захмелевшие от самогона, пели:
– Выпьем за Родину! Выпьем за Сталина! Выпьем и снова нальём! Наливали и пили, а потом опять пели. Пели от души. Не по приказу. От души пели. Вспоминали атаки с диким трёхэтажным матом и "за Сталина!". Нередко и ругали его одновременно, вспоминая голодный 1933 и отступление до самой Москвы. Но верх брали его заслуги. И снова пили за Сталина. Ругали в пол голоса, озираясь по сторонам, а потом снова пили за него.
Моя мама ни одного дня в школу не ходила. Буквы учила по лозунгу: "Да здравствует Сталин, вождь и учитель... !". Отцу на фронт письма писала сама русскими печатными буквами украинские слова. По одному-два слога от слова, но муж всё понимал. И письма с фронта читала не только свои, но и подругам, которые по нескольку раз посетили ликбез и выучили половину букв.
Мама сказала на украинско-русском:
– Спасибо Вам, Алексей Иванович, за то, что сказали тогда, у меня всё получится! Зоотехник меня, доярку, научила буквам, и как их складывать в слова. Учила по лозунгам, а не по букварю. Смотрела на лозунг, произносила слово и вспоминала буквы, а не так, как по букварю.
По букварю она тоже училась вместе с сыном.
Четырёхлеток, обычно не перебивавший взрослых, сидя на печи, спросил:
– А у меня получится?
– Обязательно получится! Мама сама читать училась, а тебя в школе научат. Получится! Обязательно получится! - повторил Алексей Иванович.
Получилось! У мамы, ни одного дня не ходившей в школу, два сына с учёными степенями, написавшие несколько монографий. Один из них сейчас пишет эти строки.
Отец тоже ни дня в школу не ходил. Учился по книгам старшего брата. На фронте, записывая его на курсы командиров орудия, написали "образование 3 класса".
В 1954 тушью в учебниках замарали фамилию Берия, руководителя проекта по созданию атомной бомбы.
Конец февраля 1956. Культ личности. Вспомнили 1933, но вскоре замолчали. Тогда в соседнем селе Дьячковка, что посередине между Харьковом и Днепропетровском, не осталось в живых ни одного человека. Руководство Украины много наобещало Сталину, а потом, боясь расстрела, отбирало у людей всё.
Дьячковка - это одна из крепостей в Украинской оборонительной линии под названием Орловская. Мои предки её строили. Они родом, скорее всего, со станции Щигры, что между Орлом и Курском, если ехать не по магистральной железной дороге, а севернее по районным центрам. Строили в 1730-1734 также жители, насильно выселенные из Дубоссар и окрестностей в 1681, выполняя условия Бахчисарайского мирного договора между Российской и Османской империями, а также Речью Посполитой.
Так закончилась историческая эпоха под названием "Руина", фактически начавшаяся после Переяславской Рады 1654, хотя в истории её начало несколько позже. Через 200 лет новая руина с поголовными трупами в русской Дьячковке. С голоду умерли все. Хоронить некому было. Коровы не заходили в село, хотя там росла высокая трава. Боялись запаха мертвечины.
Рядом село Третья Староверовка. Это 20 км от Краснограда, крепости Белёвская, построенной Белёвским полком Тульской области. С высоты птичьего полёта она отчётливо видна в самом центре города.
Тогда в Краснограде русские составляли 90%. Известно, когда, откуда и в каком количестве они прибыли, а также фамилии. Теперь 90% украинцев. Людям говорят, что там украинцы жили ещё до новой эры, хотя в тексте Бахчисарайского мирного договора названы жители многих национальностей, но украинцев в том перечне нет.
Посмотрите на карту "Русско-турецкая война 1787-1791 гг.". Где там государство Украина? Нет там такого. А вот город Дубоссары есть. Это тот город, которым завладел Менгли Гирей ещё в 1484. Это тот город, который "основали" в 1792 и Молдова, и Россия. Бред! Ложь явная, конечно.
Согласно энциклопедическому словарю Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона, Дубоссары были опорным городом в обширной Очаковской земле (турецких владениях). Еще до 1523 г. они неоднократно были разгромлены Москвою, Польшею и особенно Запорожской Сечью.
Интересен тот факт, что в музее Дубоссар почти рядом висели сообщения о 1523, и 1792. Можно найти немало карт, где Дубоссары нанесены задолго до 1792, но Дубоссары "основаны" в 1792. По указанию идеологов и политиков даже внучка может родить бабушку.
Есть наш город и на представленной выше карте, где описываются события 1787-1791 гг. Вы видите на ней Украину? Нет! А что было? Была Окраина Речи Посполитой и Российской и Османской империй, но не Украина.
Зачатки Украины под названием Войско Запорожское после завершения очередной войны России с Турцией в 1774 были уничтожены возвращающимися русскими войсками в 1775. Причин тому было несколько. Можно назвать следующие.
Запорожские казаки требовали официального права грабить славянское население и кочующих татар как на правом, так и левом берегу Днестра, что приводило к войнам между Турцией и Россией.
Казаки часто самовольно выступали против поляков вместе с турками. В большинстве случаев это завершалось угоном большого количества жителей с продажей их на крымских и турецких базарах.
Нередко казаки присоединялись к туркам или крымским татарам во время походов на Москву.
В 1775 запорожские казаки собирались придти на Дон для помощи восставшим.
После уничтожения Запорожской Сечи русские войска направились на Дон для подавления восстания. Российские историки стыдливо умалчивают то, что всё это было сделано под руководством Александра Васильевича Суворова.
Здесь следует заметить, что территории между Днестром и Южным Бугом, отмеченные тем же цветом, что и Османская империя (от Чёрного моря на юге и севернее Ягорлыка на севере) после 1681 "должны были оставаться в пустоте", в связи с чем жители Дубоссар были насильно переселены "под Полтаву". Поговорите с жителями вокруг железной дороги Полтава-Харьков! Они вам документы представят о том событии. Можете с ними даже поговорить по-молдавски. Автор учился с ними в техникуме. В двух группах из трёх старостами групп были молдаване, что подтверждено свидетельствами о рождении и паспортами.
В 1681 часть насильно выселенных "под Полтаву" возвратились в Дубоссары и его ближайшие сёла, как в турецкой стороне (южнее Ягорлыка), так и Речи Посполитой.
Пётр I, правивший на рубеже XVII-XVIII вв., именовал себя Государем Великой, Малой и Белой России. Т.Шевченко называл своих земляков хохлами, но не украинцами, а край - Вкраина. Тогда не было государства Украина. Был край. Окраина государств. Сегодня можно писать "в Украине", то есть "в государстве Украина". Украинский поэт Иван Франко считал себя русином, но не украинцем.
Среди старшин в Войске Запорожском (так назывались зачатки будущей Украины), были уроженцы территорий нынешней Украины, России, Молдовы, Сербии и другие. По свидетельству артиста Украины Богдана Ступки, например, его родственники были сербами, один из них старшина в Войске Донском.
На Переяславской Раде 9 января 1654 Б.Хмельницкий вспоминал вероисповедание казаков, а не их национальность. Казаки обычно её скрывали. Говорили на языке, больше похожем на русский. Его понимали все. Языком церкви тоже был русский, в том числе в Молдове. Прочитайте речь Б.Хмельницкого 9 января 1654!
Бежали на Запорожскую Сечь преступники всех мастей, а также желавшие воли и от панов, и от церковной реформы Никона. Потому и село автора назвали Староверовкой. Оно около 20 км длины, с одного конца русское, с другого - украинское, четыре ряда домов тянутся вдоль речки Берестовая. Огороды метров 200-400 длиной. Почвы преимущественно луговые. Сохе поддавались. Выше степной тучный чернозём. Во время засухи сохе не по зубам. Севернее Староверовки имена сёл славянские, южнее - тюркские.
Нынешние "патриоты" историю переписали. Порой безграмотно до смешного. Трудно сказать, кто кого переплюнул в таком "патриотизме". Украина или Молдова?
В нынешней истории Украины написано, что плуг был изобретен украинцами ещё в раннем железном веке, то есть до рождения Христа, до новой эры, хотя первые настоящие плуги были изобретены в Америке для распашки прерий в конце XVIII века - первой половине XIX.
В селах севернее Ягорлыка проживали преимущественно молдаване и украинцы, меньше – поляки, а в городах – поляки, евреи, греки, армяне.
Главной отраслью в северной зоне в XIX веке было земледелие, поэтому по количеству рабочего скота можно (в какой-то мере) судить о зажиточности крестьянских дворов в разных селениях и степени их расслоения по этому показателю.
Посмотрим численность крестьянских хозяйств по обеспеченности тягловым скотом в 1845-50 гг. Это был неприхотливый крупный рогатый скот серой украинской породы. Пишущим о массовом включении в рацион коровьего молока следовало бы для начала знать, что корова этой породы производит всего лишь 500-800 литров молока в год, необходимого для вскармливания телёнка.
Смотрим данные об обеспеченности тягловым скотом в хозяйствах северной зоны на территории современного Дубоссарского района севернее Ягорлыка в 1845-50 гг. Цифры приводятся с таком порядке: всего хозяйств, в том числе тягловые, полутягловые, огородники, бобыли.
Гармацкое 128, –, 106, 22, –
Дойбаны 71, 20, 45, 6, –
Дубово 84, 24, 50, 8, 2
Цыбулевка 109, 93, 8, 8, –
Примечания:
Тягло – это рабочая единица в 6-8 волов, т.е. упряжка “полного” плуга, достаточная для вспашки целины.
Огородники имели только приусадебные участки неподалёку от источника воды. У них не было рабочего скота. Большей частью огородниками были болгары. Рыхление почвы производилось лопатой, мотыгой, граблями, при отсутствии борон - сучковатыми ветками деревьев.
Бобыли (кутники, халупники, каморники) – это бездомные люди, которые жили и работали у более состоятельных односельчан (батрачили).
Была также такая категория, как бурлаки, т.е. бродячие рабочие, служившие за харчи и одеяние.
В условиях постоянных набегов татар, турок, ногайцев (до присоединения к России в 1791) заниматься оседлым хозяйством в Приднестровье было сложно.
Кочевое животноводство южнее Ягорлыка, как и во всём мире,велось и ведется по одним и тем же принципам. В теплое время года стада кочевали вдали от зимовий (Дубоссар), оставляя там пастбища в неприкосновенности. Здесь с разрешения кочевников жило лишь небольшое количество переселенцев из Молдовы и Речи Посполитой. Они выполняли преимущественно выделкой шкур, пошивом одежды и обуви для кочевников. Татары уходили далеко в степь со своими стадами с ранней весны до поздней осени. Кочевники, как правило, гончарным делом не занимались, так как посуда из глины была тяжёлой. Её вырезали из стволов или корней деревьев. В этом легко убедиться сегодня, побывав, например, у кочевников Монголии. Заходя в юрту, вы слева обнаружите седло, а затем емкость для кумыса из кожи.
На зиму заготовляли минимальное количество кормов, так как скот круглый год находился на пастбищах, добывая корм "из-под ноги".
Разводили здесь лошадей монгольского типа: относительно низкорослые, с крепкими копытами, густой щёткой (волос выше копыт), защищавшей ноги от острой степной растительности и в период образования ледяной корки после оттепелей. Эти лошади уступали лошадям лесной зоны в резвости, но они приспособлены к дальним переходам и длительным перебоям с водой. Лошадь и овца, а не корова использовалась кочевником для производства молока, из которого готовили до 200 продуктов, в том числе на зиму в сушеном виде.
Для армии использовали лошадей типа современной ахалтекинской породы. Лошади резвые с высоко поставленной шеей, которые могут соперничать с собакой в способности различать цвета, высоту звуков. Они чуют волка на очень большом расстоянии. Кочевники сажали ребёнка на коня раньше, чем он начинал ходить. Привязанность к хозяину у коня изумительная. Описаны случаи, когда он ложился около раненного, помогал ему забраться на спину, осторожно вставал и привозил беспомощного в требуемое место.
Самая большая опасность для неприятеля состояла в том, что кочевник не разглашал места водопоев, увлекал за собой преследователя, сам достигал дальних водопоев, а лошади противника выбивались из сил на полпути и гибли от обезвоживания вместе с людьми. Такая участь ждала и армию Петра I в его раннем походе. Потому не званных гостей считали шпионами.
Основу рациона кочевника составляли летом молоко, а зимой мясо. рыбной ловлей он занимался редко. Севернее Ягорлыка и у переселенцев оттуда в рационе большую долю занимали также хлеб, овощи, фрукты и рыба.
После ухода татар, турок, ногайцев, пока население еще было немногочисленным, а необрабатываемых земель много, животноводство оставалось главным занятием крестьян, так как требовало меньших усилий, чем земледелие. В языке молдаван земледельческие термины в основном славянского происхождения. Это указывает на то, что оно пришло к ним с востока.
Пока орудия были довольно примитивными, для обработки земли требовалась большая тягловая сила. Предпочтение отдавалось волам. При пахоте целины и крутых склонов они спрягались по 6-8 голов (до 12).
С увеличением количества населения земледелие все больше выбиралось в более отдаленные от Днестра и относительно равнинные места. Поэтому потребовался более подвижный рабочий скот (лошади). Кроме того, в начале второй половины XIX в. были усовершенствованы орудия земледельца. Они не требовали такой большой тягловой силы (были сделаны "под коня"). По этой причине в течение 1850-60 гг. количество лошадей значительно увеличилось, а волов уменьшилось.
Замена вола конем стала возможной также благодаря возросшему производству зерна, в том числе овса и ячменя. Излишки пищевого зерна позволили в большей степени использовать его на корм скоту. За период 1850-60 гг. поголовье свиней выросло почти в два раза, а крупного рогатого скота и овец – уменьшилось в 1,8-1,9 раза. Свиней разводили преимущественно на сало, т.к. тяжелый труд земледельца требовал больших затрат энергии, потребления жиров и масел.
Лишь к середине ХIХ в. в наших краях на смену овцам, как производителям молока, постепенно приходили коровы.
Однако овца породы цурка (неприхотливая, высокомолочная) долго еще оставалась основным производителем молока. Она давала также смушки для изготовления молдавской национальной одежды. Этих овец содержали поблизости от селений, т.к. их надо было регулярно доить и поить. Былая важность овцы исторически закрепилась в весьма распространенных фамилиях: Чабан, Чебан, Цуркан.
Приходилось читать, что фамилия Цуркан происходит от распространённой игры с палочкой - цуркой, распространённой среди пастухов.
Расширение пахотных земель позволило развить полевое кормопроизводство, которое в свою очередь обеспечило разведение более продуктивного, но требовательного к кормам скота.
В отдельные периоды в Тираспольском уезде немецкие колонисты составляли до 10-12% населения, а в окрестностях Григориополя (подчинявшегося Дубоссарам) значительно больше. Они прибыли в Приднестровье в основном после 1803 г. и завезли красную степную породу крупного рогатого скота. Немцы и русские привезли сюда тяжелоупряжных (тяжеловозов) и легкоупряжных (рысаков) лошадей. С казаками попала сюда верховая лошадь. С переселенцами из России прибыла в наши края еще более продуктивная в молочном отношении ярославская порода коров.
В отдаленных местах от Днестра начали разводить овец цигайской породы и мериносов (тонкорунных). Мериносовую шерсть отправляли в основном в Англию и Голландию, где была хорошо развита ее переработка (камвольное производство) на шерсточесальных машинах. В последней четверти XIX в. мериносовые овцы составляли почти 3/4 всего овцепоголовья. Содержались они крупными стадами (до 15 тыс. голов). Их не доили, поэтому облегчалось использование маловодных дальних пастбищ Но в крестьянских хозяйствах выгоднее было разводить цурку (чурку, чушку).
Серый украинский скот постепенно заменялся красным степным и ярославским после того, как в 60-70-е гг. XIX в. была пущена в эксплуатацию железная дорога до Тирасполя, а затем до Унген, и потерял былое значение чумацкий промысел: поход в Крым за солью.
Здесь следует вспомнить, что переселенцы любили селиться в неглубоких долинах и производить зерновые. Одно из таких поселений немцы назвали Глюксталь. Потом оно было переименовано в Гликсталь, Глисаль и, наконец, Глиное Григориопольского района (тогда Дубоссарского). Но вот перед распадом СССР политиканам потребовалось представить себя его основателем. Глиное перименовали в Хлиная и сказали "так и было" всегда.
На дальних пастбищах содержали в основном грубошерстных овец, способных в летнее время накапливать большое количество жира на период зимней бескормицы. Непосредственно в селениях разводили преимущественно грубошерстных смушковых молдавских (волошских) овец, называвшихся в разных селах по-разному: чушка, цушка, чурка, цурка), отличавшихся высокой молочной продуктивностью.
Основными продуктами питания кочевника были в летнее время молоко, дикорастущие растения и фрукты, а зимой – мясо и различные молочные продукты, заготовленные летом. Они консервировались солью или сушкой (мясо нарезали тонкими полосами). Кочевники и в настоящее время готовят из молока более 200 различных продуктов, в т.ч. крепкие спиртные напитки.
В Европе лишь в начале XIX земледельцы начали переходить от сохи к железному плугу. Первый завод построили в Англии в 1763. С 1795 появились первые попытки теоретического осмысления работы плуга. Интересно отметить, что в этот вопрос внес свой вклад президент США Джеферсон в 1797.
При царе Александре I, как известно, умершем в 1825, английского предпринимателя с его плужками отправили назад в Англию. Это исторически достоверный факт, описанный в художественной литературе Лесковым.
Но академики-политики Украины изобрели железный плуг ещё в ранний железный век, чтобы объяснить, как мифические укры привели целинную ковыльную степь в состояние, пригодное для посева зерновых.
В степи тюрки со скотом кочевали, ковырять землю у них считалось большим грехом. Как можно кочевать и обрабатывать посевы? Казаки? Они предпочитали грабить кочевников, а не землю возделывать. Земледелие ограничивалось только луговой и лесной почвой, но не степным черноземом. Дерново-подзолистая почта имеет плодородный слой 10-12 см. Его можно взрыхлить сохой после дождя. Чтобы разорвать почву тучных чернозёмов, требовалось впрягать 6-10 буйволов или быков серой украинской породы, изображаемых на картинах с огромным рогами.
Каховский в донесении Екатерине II в 1792 писал о вкусной воде в Дубоссарах, большом количестве рыбы в Днестре, садах, но не упомянул о распаханных полях. Он лишь упомянул о плодородной почве.
При вспашке плугом тяжело животным, а сохой - человеку. Посмотрите на глыбы, выворачиваемые сегодня тракторными плугами! Корпуса отламываются. Что можно сделать сохой?
Между прочим... спросите сегодня у тех академиков, чем отливается плуг от сохи? Ты, читатель знаешь? Подскажу. Соха землю раздвигает в стороны, а плуг пласт переворачивает полностью. Великие историки, не зная отличий, такой бред нередко несут!
Учёные из тюрок-огузов (Туркмения, Азербайджан, Турция), к которым относятся и гагаузы, считают, что самый старший сын Гюн-хана (один из 6 сыновей самого Огуза-хана) по имени Гайы (Кайи), т. е. могущественный, основал город Киев (Кайы) раньше, чем полторы тысячи лет назад. Киев отмечал 1500-летие в 1982.
Часть этого племени известна в древнерусских летописях под именами каепичи и ковуи.
Часть племени сына Гёк-хана по имени Баяндыр (Байандур), т. е. всегда живущий в полном довольствии, переселилась в южно-русские степи, они известны в древнерусских летописях как берендеи.
Второе туркменское племя Беджене известно в истории как печенеги.
Об этом можно прочитать в книге Рухнама, под авторством Президента Туркменистана Ниязова. Этому можно верить или не верить, но как украинцы основали Киев, которых не знал Б.Хмельницкий в 1654. Это большой вопрос.
Нет и близко государства Украина на карте, отражающей итоги Бахчисарайского мира 1681 года. С юга и запада Османская империя, с северо-востока Россия, с севера - Польша с Литвой. Есть там Молдова в составе Османской империи. Она была её вассалом. Господаря ей назначали Турция или Крым. Как мог вассал - Молдова - дать имя городу, расположенному на территории сюзерена, не проживая там? Вопрос не менее интересный.
На левом берегу Днестра граница между Татарией(южная столица - Очаков, северная - Дубоссары под именем Tombasar, никакие не Дубэсарь) и Польшей(Литвой) проходила по речке Ягорлык, что сегодня течёт в Дубоссарском районе ПМР, или севернее Ягорлыка 7 км (Красный Кут).
Среди выселенных "под Полтаву" по условиям Бахчисарайского мира жителей Днестровско-Бугского междуречья, среди бывших однокурсников автора во время учёбы в техникуме в Нововодолажском районе Харьковской области были Гура, Бурик, Рудика, Бырка, Булах, Ревенко, Краснокутский и другие довольно распространённые в Приднестровье, в переводе с молдавского означающие "рот", "устье реки", "живот", "рыжий" и т. д. они иногда перебрасывались между собой молдавскими фразами. Родом они были в основном из Валковского района Харьковской области. Ещё 30 лет назад в сельских краеведческих музеях были документы, свидетельствующие о переселении их предков из Дубоссарского района в 1681.
В 1992 в Дубоссары приезжал Кубанский казак по фамилии Дубосарский (фамилия с одной буквой "с", то есть в доекатерининском написании).
При назначении Г.Дука господарём Молдовы турки решили посмеяться над ним и "подарили" ему польско-литовские земли севернее Ягорлыка. Дука отправлял на польско-литовский берег Днестра свои указы, именуя себя господарём этих земель. Это сорвало условия Бахчисарайского мира.
В 1730 мои предки выезжали в поле, ставили ружья в козлы и обрабатывали земли сохой и мотыгой, бороной служило большое сучковатое дерево. Они жили на другом берегу речушки Берестовая в нескольких километрах от с. Берестовеньки (Берестянка).Говорят, что имена им дали жители с. Берестечко, участвовавшие в восстании Б.Хмельницкого в 1948-1953 гг. В 10 км на восток расположено с. Ляшiвка (Ляхово) с польским когда-то населением. Говорили о тех жителях, будто бы, они были по-польски спесивыми, горделивыми, мнили о себе больше, чем того заслуживали.
На восток от украинского с. Берестянки на крутом правом берегу речки Берестовой располагалось с. Кульмина. Сегодня в округе не знают значение этого топонима. оно тюркского происхождения. Куль(кюль) - это цветок или озеро, а мине - выработка в земле (шахта). На самом деле, в том месте находится углубление в земле диаметром и глубиной около 100 метров, на дне которого возвышение около 10 метров. Ещё восточнее в холмистой местности 13 домов. Имя деревеньке Киргиз(Кыргыз). Значение этого топонима сегодня тоже забыто. От села остались лишь заброшенные дома.
На тюркских языках "кыр" (кир, хыр, хир, похожее на "кхыр") - это и есть местность с высокими холмами. "Гыз" - местность.
А ещё "кыр" - это желто-коричневая масть лошадей со светлыми пятнами. Склоны холмов представляют собой песок с глиной с выступающими на поверхность белыми "картофелинами".
На левом и правом берегу Днестра подобные места называются гыртопами (хыртопами), что значит то же самое. Только тюркский "гыз" (по-монгольски "газар") заменено на латинское "top", то есть "верхняя точка", "конец". Молдавские лжепатриоты пишут, что им не известно происхождение и значение топонима (имени местности) или они выискивают ему молдавское объяснение.
Но вернёмся в 1956. Сняли портреты Сталина вместе с иконами. Если Бог есть, и Он – Вседержитель, допускает такое? Все по воле Его? И Он – самый-самый? Что-то тут не так. Явно - не так.
На уроке истории Древняя Греция со своими богами. В Риме боги другие. Церковной реформе Никона 300 лет. Староверы – еретики. Они на кострах горят. А креститель князь Владимир Святославович – Красное (святое, ясное) Солнышко? Пишут, что его так народ, любя, назвал. Возможно ли такое? Мог ли народ так просто отказаться от своих богов? Может быть и правда, что народ боялся его как уничтожителя древнерусской религии. Красное Солнышко, потому что он залил Русь кровью, что даже Солнце покраснело?
Летописи… Пишут… Правду ли? Правда – это догма правителей ; истине. Был вождем и учителем, а потом проклятием. Земля круглая и вертится… а за что с именем Бога на кострах сжигали тех, кто об этом говорил? Этого Создатель не знал? Если знал, то почему позволял с Его именем, с именем Создателя людей уничтожать за то. что они говорили правду?
Из более 50 «Евангелий», признано «правильными» четыре. А если бы решали другие, правильным было бы двуперстие, а не триперстие? Другие божественные книги были бы «правильными»?
Мой вопрос учителю истории, Алексею Ивановичу:
– Как понять? Как Бог, допустим Он есть, допускал многобожие (политеизм)? Священнослужители Древних Афин, Рима, Египта с точки зрения современных религий – еретики? Слава Богу! Не дожили до сожжения на кострах! На Земле 2000 верований в сверхъестественные силы, то есть в Бога. Для каждого из них остальные 1999 – еретические?
Конец урока. Звонок. Алексей Иванович обещал ответить.
Всевышний право выбора всем дал:
Одним – убийцей быть?
Другим – невинно убиенным?
Одним – от горя выть?
Другим на горе то взирать со скал
И первого считать презренным?
Давить детей невинных, как удав,
И незабвенным слыть
Построив мир криминогенным,
В нём проявляя прыть
Лишь ради вожделеннейших забав?
При этом Ты - Благословенный!
Предельно буду откровенным
И даже очень дерзновенным
(И скажут пусть – несовременным
И апокрифом отреченным).
Скажу Тебе я непременно
С любовью к людям незабвенной
Не раз, не два, а неотступно:
Такой Ты, Боженька, – преступник!
И ещё... "Всевышний! Войны по воле Твоей?"
Войны бедой безразмерной всегда
Дружат с могилой, жестокой руиной...
Дом без хозяев, сарай без скотины,
В крыше звезда, с братом вражда,
Слёзы любимых, смерти невинных...
Радость убийцам и подлым шутам
Скорби, печали, объятья кручины,
Стоны в подвалах безногих, беспалых,
Деться куда? Жизнь не свята?
Лица усталых – старых и малых…
Ты – Вседержитель? Тебе всё подвластно?
Боже! Взираешь на мир беспристрастно?
Или внутри Ты - есть изверг ужасный?
Волей Твоей с ликом зверей
Мир пред Тобою? Та, что с косою?
Всевышний? Мира такого творец?
Ты – Благодетель? А кто же – подлец
По воле Твоей?
Это содержание тогдашних вопросов. Они, конечно. были в прозе.
Читатель может спросить, почему автор пишет об этом в статье об учителе?
Потому, что он учил вскрывать ложь, проверяя всё несколькими методами. Автор именно так и поступал.
В одной из статей было написано, что в Дубоссарах изготавливали каучук, потом из него производили резину и лодки вместо дубасов. Извините! Когда и кто синтезировал каучук? Вспомните уроки химии!
Приехав на выходные домой, побывал в школе. На обратном пути догнал Алексея Ивановича.
Он шел медленно. Предложил пройтись вместе.
– Не думали, что быкам хвосты крутить будешь, - сказал он, - Анна Иосифовна видела тебя студентом иняза, а я историком. Она всем рассказывала, как ты лежал в инфекционном отделении, откуда ничего не возвращают, передала тебе книжечку на немецком, а потом ещё. Сказала, что у тебя большие способности к языкам. А ты... быкам хвосты крутить?
– Семь классов плюс четыре года техникума. За те же 11 лет вместо аттестата о среднем образовании получу диплом специалиста. Родители простые колхозники, троих учат, а там стипендия. Биологом хочу стать, - ответил я Ему, - ну и что от того, что там меньше часов по физике, химии, математике и так далее? С этим я сам справлюсь. Справился. Готовился к поступлению в вуз по книгам для вузов. Выучить материал ума хватило, а посмотреть, для кого учебники предназначены, умишка не хватило.
– Врачи не радуют, к Гекате готовлюсь. Знаешь, кто она такая? Расскажу напоследок. Тут тебе и история, и языки, и быки с биологией. О Гекатомбе расскажу, - так Учитель спрессовывал информационный мусор наук в конфетку. С тех пор прошло 60 лет.
– Гекатомба. «Гека», или "гекатон" – это 100, «том» – режу, рублю, разделяю. Bos (bas) – бык. Том – это, между прочим, часть разрезанной книги. Анатомия – наука, где режут поверху, а атом (а – отрицание + том – делить, разрезать) – значит «неделимый».
Гекатомба – 100 быков, предназначенных для убоя во время торжественного жертвоприношения Зевсу и Аполлону. Потому их эпитет Hekatombeos. Этим словом обозначалось любое количество жертвенных животных, даже если не доходило до ста или забивали, например, овец.
В Афинах гекатомбу совершали во время самого значительного праздника Панафиней в месяц гекатомбеон. Это – 1-й месяц по аттическому календарю (часть июля и августа).
А я к Гекате готовлюсь, - с грустью повторил Алексей Иванович.
Геката – божество лунного света, преисподней, всего таинственного. Она дарует мудрость, счастье на войне, богатую добычу на охоте и т. д.
Греки представляли ее порхающей на перекрёстках с душами умерших. Ушло в историю многобожие, победил монотеизм, но погребальная процессия останавливается у перекрестка. Это встреча с Гекатой.
Геката, в греческой мифологии властительница мрака, богиня ночи. Она властвовала над всеми привидениями и чудовищами, ночными видениями и чародейством. Родилась в результате брачного союза титана Перса и Астерии. Царь богов Зевс наделил ее властью над судьбами земли и моря, а Уран одарил несокрушимой силой. От Форкиса Геката родила Сциллу.
Культ Гекаты существовал сначала у фракийцев и от них уже перешел к грекам. Геката в древнегреческом пантеоне богов являлась божеством лунного света, древней богиней подземного мира, покровительницей чудовищ и привидений, колдуньей, окруженной стигийскими собаками, - повторил Алексей Иванович.
У Гомера мы не встречаем имени Геката; в "Теогонии" же Гесиода, где о ней впервые упоминается, она называется дочерью титана Персея; другие называют ее дочерью Зевса и Деметры или Зевса и Геры. Дочь Перса и Астерии (Аполлодор и Гесиод). Еще в царствование Урана она была одарена великой силой, а Зевс, в благодарность за помощь в титаномахии, наградил ее властью над судьбами земли и моря. Отождествлялась с Селеной, Персефоной, Артемидой. У Гекаты было три тела, соединенных воедино, шесть пар рук и три головы.
Греки считали, что Геката блуждает в глубокой тьме по ночам со своими постоянными спутниками совами и змеями, освещая себе путь чадящими факелами. Она проходила мимо могил вместе со своей ужасной свитой, окруженная чудовищными собаками из царства Аида, обитающими на берегах Стикса.
Геката посылала ужасы и тяжкие сны на землю и губила людей. Она помогает волшебницам, которые, как, например Цирцея и Медея, учатся у нее своему искусству. Иногда Геката помогала людям, так, например, именно она помогла Медее добиться любви Ясона. Считалось, что она помогала колдунам и чародеям.
У Еврипида в "Ифигении в Тавриде" - "Ифигения была жрицей богини.
Цирцея (Кирке), могучая ведьма в Odyssee (Гомер), как полагали, был жрицей Гекаты тоже.
Медея была также жрицей Гекаты и могучая колдунья, о которой упоминается в "Argonautica". Она призывала Гекату в Колхиде и Коринфе.
Древние греки верили: если принести Гекате в жертву собак, стоя при этом на перекрестке трех дорог, то она поможет снять чары и избавит от злой порчи. Подземные боги, подобные Гекате, олицетворяли главным образом грозные силы природы. В честь Гекаты также назван сотый астероид в поясе малых планет.
Мой учитель остановился передохнуть, а потом продолжил:
- Биологом, говоришь, хочешь стать? Уже 10 лет историческое время уточняют, измеряя количество распадов радиоактивного углерода. Может быть, генетики это будут делать еще точнее. Только вот 10 лет назад в 1948 на августовской сессии ВАСХНИЛ безграмотный академик Трифим Денисович Лысенко разогнал генетиков, многих физически уничтожил.
Успехи наук определяются новыми методами исследований. Я верю в тебя. Постарайся говорить правду, хотя это не просто. Десять лет назад Лысенко уничтожил генетику и генетиков, - повторил Алексей Иванович.
Если тебе попадутся книги Кольцова, Серебровского, Дубинина, Вавилова, обязательно прочитай! В техникуме преподает мой товарищ. Песков… Николай. Николай Васильевич. Был директором. За генетику пострадал. Передай ему привет и попроси, чтобы он рассказал тебе об этой науке! Скажи, что я за тебя ручаюсь! Лишнего не скажешь.
Николай Васильевич преподавал нам коневодство, овцеводство, общее животноводство.
Во время прохождения практики Николай Васильевич Песков дважды оставлял меня по 3 недели заниматься кроликами. Как руководитель практики, он часто приходил ко мне, много рассказывал из того, что на лекциях рассказать не мог. Жаловался, не с кем поговорить о генетике. Доложат. Продадут. Выгонят с работы. А может быть и того хуже.
В 1958 все еще не просто было задать вопрос о 1933 годе, еще сложнее на него отвечать. Алексей Иванович измерил 14-летнего пацана своим взглядом и ответил очень по-взрослому:
– Есть ложь. Есть правда. Но самая гнусная ложь – это полуправда. Страшное было время. Люди, как мухи, гибли не от недорода. Забрали все. Свои же забрали. Выслужиться хотели. На костях хотели подняться повыше. Но это далеко не вся правда. Легче всего осуждать. А надо бы знать, Советскому Союзу продавали станки, машины, оборудование вначале только за хлеб, лес и золото, а потом только за хлеб. Если бы не забрали хлеб, не произвели бы оружие, фашистов не победили.
Помолчав, он добавил:
– Страшная правда. Вот радиоуглеродный метод показал, что в ваших учебниках истории далеко не все – правда. Не смог М.Ломоносов побороть немцев, написавших для России историю. Вот и генетиков уничтожили, но знай – это очень серьезная наука. Она поставит не только историю с головы на ноги. Может, и хорошо, что ты в биологи подался. Попроси Николая Пескова, чтобы он рассказал тебе об этой науке.
Через 10 лет, побывав на могиле моего учителя, я отправился на место своего рождения, где от бывшей хатенки остался небольшой холмик, а еще через 45 лет написал стихотворение "В позабытом селе".
В позабытом селе В сон-траве, ковыле затерявшийся холмик.
А в земельном дупле куст колючий – терновник.
На душе заскребло. Всё вокруг заросло.
Голод был в тридцать третьем… И пришло на село той поры лихолетье.
На пригорке пустом У дороги был дом. Здесь лежит вне могилы,
Не отмечен крестом стар и млад - люд невинный.
Пол столетия прошло. Ничего не ушло.
Вновь я вижу старушку. В узелке барахло и с краюхою кружка.
Не сошла ли с ума? По тропинке сама шла по жгучей крапиве.
По ней плачет сума, но она говорлива.
Говорок - обушок: - Подойди-ка, сынок! Здесь была моя хата…
Где стоишь, был тынок... Там игрались ребята...
Здесь кипел чугунок... Но чихнул воронок... и в Сибири гнилушки...
Ох! Болит позвонок! Очень просит подушки.
Фу! Чуть-чуть отлегло...)
Подружилась с кайлом. Так и надо болтушке...
Тут Степан и Павло... Сберегла их игрушки... Принесла. Тяжело...
Вот конфет полкило для моей хохотушки
- Дочки Грушки-трепло... И Настёнки, Марфушки...
Настоящих княгинь...
Помоги мне! Подвинь узелочек! В нём кружка.
Угощу берегинь* самой младшенькой - Лушки.
Огонёк угасал... Как везли на вокзал... трупы деток в кюветах...
Ангел добрый не дал... Лушу спас в лазаретах.
Сорок пятый. Весна... Не спала допоздна...
Похоронка... Андрюшка... Все хлебнули сполна...
Ты подай мне чекушку! Ты прости ворчуна!
Я осталась одна, - причитала старушка,
- Понимаю. Война. Там, как муху хлопушкой...
Ну, а ты? Что тут ты? Собираешь цветы?
Кто ты есть и откуда?
Может, ждёшь темноты и своей пышногрудой?
- Нет! Родился тут я. Дом стоял у ручья. Прямиком. Там, где ряска...
- Так ты – сын Василя? Твоя мама – Параска? Мы же были друзья!
Я тебя средь дубья на коляске катала.
А теперь... бугая... извини! Не узнала.
Ну, иди! Не держу. А я к деткам схожу. Посижу у сирени.
Если спят, разбужу. Посажу на колени.
Ты подумаешь – бред, Глядя бабушке вслед? Вот такая их доля!
А мне выпал билет только так их и холить.
Много вод утекло. А я вижу село, деток мёртвых, игрушку,
Бабку в дружбе с кайлом и на кружке краюшку.
Вижу нынче Донбасс. Пищи скудный запас... Там голодные дети!
Но фашист-свинопас и насильник в расцвете.
У дороги был дом. А за тем блокпостом судьбы деток вершили.
Не лежат под крестом те, кто жизни сложили.
Не сошла ты с ума? Не страна! Сатана! Я тебе, Украина!
Ты с петлёй и сумой остаёшься спесивой?**
Вразуми её, Бог! (Сердцем что ли убог?) Тех фашистов с трезубцем!
Как позволить Ты мог то творить душегубцам?
Обезумевший Львов! Захотелось оков и свободы со стоном?
Безутешности вдов? Может, дочкам притонов?
Иль качать байстрюков От господ-барчуков? Им же быть гайдуками
До надгробных венков... или жить батраками.
Ты (потомок бандер) Насмотрелся химер, усмотрел в них мессию?
Ты – ничто, эфемер***, коль задавят Россию!
*Берегиня – русалка (в славянском фольклоре).
**Спесивый – высокомерный, чванливый, кичливый.
***Эфемер (от греч. ephemeros – однодневный) – растение,
которое растёт и цветёт лишь в течение короткого периода.
Теперь возвратимся к началу этого раздела, расширим понимание слова "tom", или "том". Приходилось встречать утверждение, что этот якобы "географический" термин в форме томба, тумп, домба с широким семантическим полем, характеризующим как положительные формы рельефа (курган, возвышенность, бугор, гора, надгробье), так и отрицательные (яма, пещера). С этим никак нельзя согласиться. Эти значения нельзя относить в один семантический и лексический ряд. Авторы не учли этимологию в разных языковых семьях, генетически стоящих далеко друг от друга (тюркских, угорских, так называемых "индоевропейских" языках).
В "индоевропейских" языках "tom" происходит от греческого языка, связан со смертью, с похоронами, падением, гибелью, а в тюркских языках термин на самом деле географический, связан с подъемом вверх.
В античных источниках в легко обнаруживается греческое "tom", "tym" со значением tumbos - "курган", "холм над захоронением" или латинское (произошедшее от греческого) tumulus - "возвышение", "бугор", "курган", "могильная насыпь". В современных романских и германских языках находим французское tumulus - "курган", tombe или tombeou - "могила", "надгробие"; в итальянском tomba - "могила"; в румынском tumul - "курган"; в немецком - Tumbe - "могила", "яма", "пещера"; в английском tumulus - "могильный холм", "курган".
В испанском языке та же закономерность, более того, у испаноязычных народов Северной и Центральной Америки появились дополнительные значения слов с корнем t*mb, слова, подразумевающие смерть, убийство, смертельную опасность, гибель, падение.
Цветок, называемый по-русски стратоцветом (Passiflora, от лат. "passio" - страдание "flos" - цветок), для испаноязычных католиков Америки - наглядное воплощение Страсти Христа. Три рыльца пестика - гвозди, которыми были прибиты ступни и руки Христа (в католицизме Христос изображается со скрещенными ступнями, прибитыми к кресту одним гвоздем). Внешняя корона - терновый венец, тычинки - пять ран, 72 венечных ресничек внутренней короны - количество шипов тернового венца, острые листья - копье, пронзившее Христа, железки на обратной стороне листа - 30 сребренников Иуды за предательство. По-испански стратоцвет называется dando tumbos, что означает "цветок страдания, погибели".
Dande (dange) tumbos является почти синонимом salto mortale (смертельным сальто). Чтобы усилить смысл слов, подразумевающих опасность, возможный летальный исход, убийство, смерть, гибель, падение, кувырок вниз головой, в том числе убой животных на скотобойне, к основному значению слова добавляют dande (dange) tumbos или dar tumbos.
Топоним Tombosar, превратившийся в Дубоссары, можно рассматривать и как город, окруженный многочисленными человеческими захоронениями (дотюрксого, то есть греко-скифско-сарматского периода). Поскольку было бы странным, если бы хунны (тюрки, гунны) назвали основанный ими город на языке побежденного народа и государства. Скорее всего, тюрки, в 372-376 гг. н. э. вытеснившие скифов, сарматов, готов из Северного Причерноморья, несколько переосмыслили смысл топонима. В условиях кочевого скотоводства наш город был зимовьем, где осенью забивалось много скота. Так называемые, "турецкие (татарские) подвалы" использовались в качестве хранилищ в условиях холода, создаваемого льдом. Этот способ успешно использовался не только в жарких странах, но и в наших краях до 1960-65 гг. Следует учесть тот факт, что кочевники летом питаются в основном молочными продуктами, подземная крепость может выполнять свои оборонительные функции, лишь имея запасы воды и пищи для людей и животных.
Старые Дубоссары на правом берегу Днестра, видимо, выполняли те же функции. Кстати, имя Novie, или New Dombosar (Tombosar, Tumbosar, Tymbosar ...) были известны в Амстердаме в 1703 г. (см. Британскую энциклопедию), где приведено объяснение: "чтобы отличить левобережный город от правобережного". Но это имя не прижилось. Возможно, эту добавку придумали не сами дубоссарцы.
Великие учёные умы Тамбова и его окрестностей с татарским уклоном уже несколько столетий пытаются понять (исходя из своих языков и даже не очень ближних соседей), что же оно скрывается за топонимом ТАМБОВ. БЕЗУСПЕШНО!
А место, где расположен Тамбов, вполне подходит для того, чтобы животным пережить зиму на подножном корме, предварительно забив (TAM-TOM) часть поголовья (BOU-BOV-BOU), оставив только маточное поголовье вместе с чабанами.
Можно высказать предположение, что топоним Тамбов можно представить себе в качестве Там+бов, где tom(t^m) - режу + Bou (Bov) - бык. Вполне вероятно, что Дубоссары(Tom-bas-ar) и Тамбов(tam-bov) - тезки.
С приходом в наши края тюркоязычных орд, начиная с хуннов в 372 г. н. э. те же по звучанию термины приобретали географический смысл.
Прощаясь с Алексеем Ивановичем, я пожелал ему здоровья. Всякий раз, приходя на кладбище, прихожу к моему учителю, к маленькому холмику, поросшему травой, и вспоминаю его рассказ о Гекатомбе.
Сейчас я по памяти вспоминаю слова моего учителя.
Почему он рассказал мне о Дубоссарах? Жители нашего села (с. Староверовка, Нововодолажского рйона, Харьковской области), в том числе мой отец, в составе Харьковской дивизии и остатками войск, шедших из-под Сталинграда, 12 апреля 1943 года освобождали Дубоссары. Здесь ранило отца 1 мая 1943. Автор с детства на 9 мая слышал имя города Дубоссары, не предполагая, что станет его жителем и напишет эти строки.
Конечно, мой учитель, Алексей Иванович Андриенко, во время последней нашей встречи не мог всего этого рассказать мне. Здесь изложен результат изысканий автора, но без того рассказа, наверно, не было бы тех исследований и этой статьи.
Спасибо тебе, мой учитель!
Одновременно хочу вспомнить добрым словом моих учителей, среди которых добрая половина были моими однофамильцами.
Значение и история фамилии Дюкарев
Фамилия Дюкарев в 50% случаев имеет русское происхождение, в 5% - украинское, в 10% - белорусское, в 30% приходит из языков народов России (татарского, мордовского, башкирского, бурятского и т. д.), в 5% случаев происходит из болгарского или сербского языков. В любом случае эта фамилия образована от имени, прозвища, рода занятий или места жительства дальнего предка человека по мужской линии.
Фамилия Дюкарев является достаточно распространенной в географических регионах России. В некоторых древних записках граждане с этой фамилией являлись знатными персонами из славянского московского мещанства в 15-16 в., имевших почтенную царскую привелегию. Первые упоминания фамилии можно почерпнуть в перечне переписи населения Руси в эпоху правления Ивана Грозного. У государя существовал определенный список уважаемых и приятнозвучащих фамилий, которые вручались придворным в случае особого расположения или поощрения. В следствии чего настоящая фамилия донесла личное первичное происхождение и является уникальной..
Написание фамилии латиницей: DYUKAREV
0. Творческая автобиография - http://www.stihi.ru/2019/08/02/5704
0,1 Дополнение к творч. автобио. Дюкарева - http://www.stihi.ru/2019/08/05/321
0,2 Памяти учителя - http://www.stihi.ru/2019/08/07/2648
0,3 Откуда мы. ДНК-генеалогия - http://www.stihi.ru/2019/08/08/131
1. Начало. Пролог - http://www.stihi.ru/2019/07/10/5351 (1-я часть из 15).
2. Утренний туман, или Последний звонок - http://www.stihi.ru/2019/07/10/5998
3. Про Лиго и Купалу - http://www.stihi.ru/2019/07/11/7913
4. Любовь с болью в придачу - http://www.stihi.ru/2019/07/11/8470
5. Ностальгия - http://www.stihi.ru/2019/07/12/6581
6. Подарок к 16-летию - http://www.stihi.ru/2019/07/13/184
7. Лучшая в мире мама - http://www.stihi.ru/2019/07/14/5384
8. Отдушина для душ - http://www.stihi.ru/2019/07/15/409
9. Осень-чаровница. Любовь не допита. - http://www.stihi.ru/2019/07/14/5575
10. Пейзажная лирика - http://www.stihi.ru/2019/07/21/1131
11. Счастье матери в счастье дочери - http://www.stihi.ru/2019/07/15/4920
12. Но нет ещё книжки про нашу любовь - http://www.stihi.ru/2019/07/15/4979
13. Ночь, Луна. Брильянтина - http://www.stihi.ru/2019/07/15/7871
14. Любви законы не указ - http://www.stihi.ru/2019/07/16/5051
15. Первый мужчина - http://www.stihi.ru/2019/07/16/8312
Свидетельство о публикации №119080702648
СПАСИБО, Виктор!
/ещё вернусь.../
С уважением,
СВет.💖👑
http://stihi.ru/2019/08/07/1988
Светлана Водолей 07.08.2019 09:33 Заявить о нарушении