Разгадка Рекбуса через 6 десятков лет...

"РЕКБУС" :
ПОЧЕМУ ПРОЛИВЫ,
РАССЕКАЮШИЕ
ОСТРОВ "НОВАЯ ЗЕМЛЯ"
И ПОЛУСТРОВ "ЮГОРСКИЙ"*
НАЗЫВАЮТСЯ "ШАР"ами?


Изучая в Пятом классе
Географию,
Удивился я
Странному написанию
И звучанию
Названия пролива,
Рассекающего
Новую Землю, -
(Меж Баренцевым морем
 и Карским), -
На два острова, -
(Северный и Южный), -
"Маточкин ШАР". -

Пролив-то по форме -
Плоский и длинный
И никак не похож на шар
И, к тому же,
На карте поблизости, -
Между островом Южный
И островом, -
(Южнее его), - Вайгач
Есть пролив, -
Проход из Баренцова моря
В Карское, -
Называемый логично
И просто,
Привычно для россиянина:
"Карские ВОРОТА".

Ещё больше
Я был заинтригован,
Обнаружив,
Что остров Вайгач
С юга отделён
От полуострова Югорского,
Как каналом, -
(Из Баренцова моря
 в море Карское),
"W"-обрАзным проливом
"Югорский ШАР".

Разгадал я этот "Рекбус"
Через 6 десятков лет,
Изучая к жизни возвращённый
Древний праотцев моих -
Иврит. -

На ИВРИТЕ
Тpёхбуквеннoе слово [ШАР] -
Ни что иное, как ВОРОТА, -
(Пишется в три буквы - ШАР,
 читается - шаар).

Дальше - больше. -
Нашёл я в интернете
Карту  европейского севера
Времён правлениЯ
Ивана Грозного.

На ней
Теперешний
Двухостровной
Веслообразный
Блок-архипелаг
"Новая Земля"
Носил названье -
Остров Матка.
И тут-то
"Ларчик приоткрылся" :
На иврите
Слово [МАТКА] означает -
Весло.

Повидимому
Колесившие по свету
В древности
Купцы "Евреи-раданиты"**
В поисках пути,
Побезопасней
Сухопутного "Пути "
В Европу из Китая,
Шедшего по северной границе
Средней Азии, -
В обход Аральского, Каспийского
И Чёрного морей,
Пересекаясь на Днепре
С "Путём Янтарным", -
(Там где возник
 16 уж веков тому назад
Торговым центром Киев), -
Разведывая Северный 
Морской торговый путь
Барьером между Баренцовым
И Карским морем
Открыли
Огромный  остров
Вытянутый
С Севера на Юг), -
В форме гигантского весла
И нанесли на карты Севера Европы
Тот остров
Под названьем МАТКА ,-
("Весло" с иврита).

А позже,
Окрыв пролив,
Делящий остров МАТКА пополам
Назвали его [ШАР], -(Ворота), -
Острова [МАТКА], - (Весло)
И также, - открвыв пролив,
Который отделяет
Остров Вайгач
От полуострова
Югорского,
Назвалии его [ШАР], - (Ворота), -
Полуустрова Югорского.

Поморы, видно,
Позже обкатали
Своим наречьем
Названье ШАР МАТКИ
В доставшееся нам, потомкам
Тех мореходов и поморов
В обозначение пролива
Между островами
Северный и Южный
Двух-островного архипелага
"Новая Земля" :
"Маточкин шар".

-------------------------------------------------
*  - Отсечённая проливом Югорский ШАР северная часть полуострова Югорский-
    остров Вайгач (в Карском море).
      В истории зафиксирован только факт, что в 1556 году английский
    путешественник Стивен Бороу[en] нашёл у встреченных им в Карских воротах
    русских моряков отчётливое представление о морском пути до устья Оби и
    полную готовность сопровождать по нему англичан.
      Имеется отписка тобольских воевод М. М. Годунова и И. Ф. Волконского
    царю от 1601 года, где даётся описание этого пути: проливом Югорский Шар
    до западной части Ямала, затем по реке Мутной (приток Мордыяхи) до
    водораздела с рекой Сёяха (Зелёной) — озёр Нейто и Ямбуто — далее волоком
    и рекой спуск в Обскую губу. Из Обской губы открывался путь на юг по Оби
    (Обдорск) и на восток через Тазовскую губу (Мангазея) в бассейн
    Енисея. (ВИКИПЕЛИЯ, статья КАРСКОЕ МОРЕ).
      В ХШ-ом веке новогородцы ходили «воевать народ Югру и доходили походом
    «до пролива Югорский Шар».
         
   
** - РАДАНИТЫ, еврейские купцы, которые в 9 в. н. э. (а возможно, с 7-го в.
    по 10-ый в.) путешествовали с коммерческими целями из Западной Европы в
    страны Востока.

      Полагают, что они через Испанию или Францию по Средиземному морю
    направлялись в Египет, откуда на верблюдах перевозили товары до Красного
    моря, затем на кораблях добирались до Индии и Китая.
      Они везли на продажу молодых рабов и рабынь, евнухов, расшитые ткани,
    бобровые и куньи шкурки, мечи (многие товары приобретались по пути), а
    возвращались тем же путем с мускусом, алоэ, камфарой, корицей и другими
    восточными товарами.
      Некоторые из раданитов для продажи своих товаров плавали в
    Константинополь (см. Стамбул), а некоторые даже побывали в резиденции
    короля франков.
      Иногда раданиты высаживались в Антакье (см. Антиохия), пересекали Сирию
    до Евфрата, откуда направлялись в Багдад, плыли по реке Тигр к
    Персидскому заливу и далее добирались до Индии и Китая.
      Подобные путешествия совершались и сухопутным путем через страны
    Северной Африки.

      Другой маршрут раданитов пролегал через Европу, «за Рим», через земли
    славян (с языками которых они были знакомы, как и со многими другими) в
    столицу хазар Итиль.
      Оттуда они спускались по Волге к Каспийскому морю и продолжали путь на
    Дальний Восток.

      О деятельности раданитов известно из сообщений мусульманских ученых той
    эпохи (Ибн Хурдадбих, Ибн ал-Факих), которые называли их радания, или
    рахдания.
      Этимология этого названия до сих пор неясна.
    
      Многие современные ученые полагают, что раданиты способствовали
    развитию еврейской общины в Киеве и оказали значительное влияние на
    развитие еврейской торговли на Руси и в последующие века.

            (Источник: "Электронная Еврейская Энциклопедия").


                6 августа 2019-го года.





 
 

 


 
 
 


Рецензии